Игры и упражнения по развитию мелкой моторики для детей 2-3 лет
картотека (младшая группа)

Довгалюк Татьяна Сергеевна

Игры для развития мелкой моторики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал№3 Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение «Верхнекетский детский сад»

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики для детей 2-3 лет

Воспитатель: Довгалюк Татьяна

Сергеевна

Белый Яр 2022г

Данная подборка игр и упражнений по развитию мелкой и общей моторики детей раннего возраста является приложением к методическому пособию «Девочка Маша».

Игры и упражнения имеют многофункциональный характер, так как с их помощью у детей:

- формируется фонетико-фонематическая база;

- развивается фразовая и связная речь, речевая, общая и тонкая моторика пальцев;

- активизируется развитие высших психических функций, познавательной деятельности;

- развивается сорное восприятие, умение играть с игрушками;

- формируется процесс социальной адаптации у детей.

Цель: развитие мелкой и общей моторики и речи детей, расширению их кругозора.

В процессе организации и проведения работы с детьми используются различные методы и приемы, посредством использования разнообразных материалов.

Игра "Котята" Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.

 (Локти опираются о стол.)

У кошечки нашей есть десять котят, сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых. (Покачиваем руками, не разъединяя их.

Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга)

(от большого к мизинцу).

Игра "Это дом"

Дом я строю во вселенной.

Есть в нем крыша и антенна.

Есть в нем дверь, и есть окошко –

Пусть живет в нем наша кошка!

Материал: палочки счетные, картинка с изображением дома и схема выкладывания.

Усложнение: при выкладывании учитывать цвет предмета, по образцу предложить выложить кошку.

Выкладывание из палочек одноэтажного дома с окном, дверью, антенной.

Цель:

- учить действовать по представлению;

- продолжать формировать более тонкие дифференцировки при осуществлении подбора, соотнесения;

- учить собирать дом по графическому изображению (рисунку);

- развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.

Игра "Солнышко".

Вот, как солнышко встает

Выше, выше, выше!

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

Хорошо, хорошо

Солнышко смеется,

А под солнышком всем

Весело поется!

Солнце рано утречком поднималось,

Студеной водицею умывалось.

Протоптало солнышко сто дорожек!

Почему у солнышка столько ножек?

Г. Лагздынь   Цель: развивать общую координацию движений. медленно поднимают руки вверх

медленно опускают руки

"фонарики"

хлопают в ладоши

руки поднимают вверх

делают движения руками "умываются"

идут друг за другом

Игра "Кто в домике живет?".

Материал: домик, окошки открываются, внутри вставляются карточки, на которых нарисованы животные.

Цель: - развивать тактильные ощущения;

- учить воспринимать расстояние; показать, что от него зависит результат действий, - обратить внимание на направление движения руки в пространстве и самостоятельно выбирать это направление;

 - развивать мелкую моторику;

- активизировать словарь: петушок, кошечка (др.)"большой – маленький".

Упражнение "Дом большой, дом маленький".

Цель: развивать координацию общих движений.

У петушка дом большой,

Ой, ой, ой!

А у кошки – маленький,

Ай, ай, ай!

Наш петушок пошел домой,

Ой, ой, ой!

Да и крошка кошечка.

Ай, ай, ай!

разводят руки через стороны – вверх

жалобно; приседают, делают выдох, опускают голову, охватывают колено руками

идут, руки за спиной, с высоким подниманием колен

идут, выполняя плавные движения, имитирующие движение кошки

Динамическое упражнение "Котята". 

Цель: - развивать общую координацию движений; - учить выполнять движения в соответствии с текстом:

Как у нашей кошки,

Подросли ребята,

Подросли ребята,

Пушистые котята.

Спинки выгибают,

Хвостиком играют.

А у них на лапках

Острые царапки,

Длинные усищи,

Зеленые глазищи.

Очень любят умываться,

Лапкой ушки почесать

И животик полизать.

Улеглись на бочок

И свернулись в клубок,

А потом прогнули спинки,

Убежали из корзинки.

дети изображают действия котят: горбят спинки и шипят; стоят на коленях, вытягивают руки вперед и шевелят пальчиками, сжимают и разжимают кулачки

имитируют умывание, чешут за ушками, "лижут" животик, прогибают спинку

разбегаются, бег в течение 30 секунд

Упражнение с пальчиками «Мышка»

 Цель: развивать мелкую моторику рук.

Мышка маленькая в норке

Тихо грызла хлеба корку.

"Хрум, хрум!" –

Что за шум?

Это мышка в норке

Хлебные ест корки

поскрести ногтями по столу, по коленям

сжимать пальцы в кулаки и разжимать их

потереть ладони друг о друга

Пальчиковая игра "Коготки" Цель: развивать мелкую моторику рук.

Точит кошка коготки,

Сидя на окошке.

Ах, какие же они

Острые у кошки!

Ах, какие у нее

Маленькие лапки!

В этих лапках до поры

Дремлют цап-царапки.

В. Кудрявцев, В. Егоров

пальцы выпрямляют и сжимают в кулаки

поглаживают ладони друг о друга

сжимают пальцы в кулачки, поворачивают кулачки вправо – влево.

Игра: "Мышка в норке, спряталась от кошки".

Материал: бумага тонкая цветная, игрушка (мышка, кошка)Цель: - учить рвать бумагу пальцами на мелкие кусочки; - строить из кусочков бумаги "норку" для мышки, засыпая мышку бумажками; - развивать фантазию.

Упражнение: "Проложим дорожку из камешков" – лепка.

Материал: игрушка мышка, пластилин.

Цель: - вызывать интерес к простейшим действиям с материалами, пригодными для лепки;

- учить отщипывать пальцами маленькие кусочки от основного куска и вдавливать их в поверхность дощечки для лепки.

Упражение-игра "Посыпаем дорожки" – (домашняя школа Монтессори)Материал: красивое глубокое блюдце с чистым песком, пшеном, рисом, полоски бумаги.

Цель: - учить детей посыпать тремя пальцами песок (крупу);

 - развивать мелкую моторику пальцев.

 Методические рекомендации: предложить посыпать "песком" (пшеном, рисом) дорожку на столе шириной 3-5 см; ограничить ее полосками бумаги. Дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок сыпать тремя пальцами (сложить их "щепоткой", не выходя за края дорожки.

Упражнение: "Мышка" –

Мышка маленькая в норке

Тихо грызла хлеба корку.

"Хрум, хрум" –

Что за шум?

Это мышка в норке

Хлебные ест корки.

Выкладывание из палочек. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

Упражнение с пальчиками "Мышки"

 Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

Материал: на картинке нарисованы: кошка притаилась, мышки убегают по дорожке (дорожка из кружков):

Методические рекомендации: "Помоги мышкам добежать до норки: прошагай тремя пальчиками правой руки по кружкам

Игра: "Разрезные картинки" 

Цель: - учить составлять целое (мышку) из трех частей; - развивать воображение, память.

Материал: мышка на картинке; мышка, состоящая из 3-х частей (голова, туловище, лапки).

собрать картинку мышки из трех частей.

Методические рекомендации: рассмотреть мышку на картинке; 1 вариант: наложить (совместить) части силуэта мышки на картинку; 2 вариант: собрать картинку мышки из 3-х частей (голова, туловище, лапки).

Упражнение: "Это мышка – обведи и нарисуй"

Материал: карандаш, фломастер, трафарет из картона или пластмассы силуэта мышки.

Обводка трафарета из толстого картона или трафарета мышки из пластмассы. Цель: - развивать мелкую моторику пальцев; - учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения, использовать полученный образ (мышки) в изобразительной деятельности.

Пальчиковая игра "Цветок"

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев

руки в вертикальном положении, ладони друг к другу,

развести пальцы и слегка округлить их

развести пальцы рук

ритмичные движения пальцами вместе – врозь

ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести

Игра: "Каждому листочку – свое место"

Материал: карточки с листочками цветов

закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки.

 Цель: - осуществлять выбор контура листочка по образцу и проверять его примериванием;

- продолжать различать цветы "такой – не такой";

- знакомить с названиями цветов;

- учить действовать в соответствии со словесной инструкцией;

- продолжать развивать мелкие движения рук, целенаправленность действий; - создавать положительное эмоциональное отношение к выполнению задания.

Упражнение: "Волшебный цветок".

Материал: картинки с изображением сказочных декоративных цветов, таз с водой, салфетки, гуашь.

Над клумбой бабочка кружит,

Куда же сесть? Все не решит:

Цветочек каждый так хорош!

Какой красивей – не поймешь! Рисование

Цель: - продолжать знакомить с нетрадиционными приемами рисования; - учить рисовать ладонью; - развивать воображение.

Игра: "Собери цветок"

Материал: на листе бумаги сделан цветок (аппликация, отдельно лепестки, поднос.

Цель: 

-формировать зрительно-двигательную координацию;

- развивать зрительную ориентировку на форму предмета;

- формировать практические способы ориентировки (метод проб);

 - вызывать интерес к своим действиям;

- учить захватывать мелкие предметы (лепестки) пальцами;

- формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук.

Упражнение: "Красивый одуванчик»

Втыкание спичек в пластилиновый комочек. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

Игра: "Выросли цветы".

Раз, два, три – выросли цветы,

К солнцу потянулись высоко, высоко!

Цветам тепло и хорошо!

Е. Пожиленко Цель: развивать общую координацию движений.

медленно встать из положения сидя

поднять руки вверх, потянуться

обмахивают лицо руками

Игра «Сухой бассейн» 

Цель:

- учить детей на ощупь находить предметы в гречке;

- развивать тактильные ощущения, мелкую моторику пальцев рук зрительное восприятие.

Упражнение: «Ромашка»

Оснащение: нарисованная на

картоне ромашка с контурными

лепестками и желтой серединкой;

кусок глины или пластилина

белого цвета.

Я – цветок на длинной ножке,

С желтой серединкой.

А зовут меня – ромашка,

Белая кудряшка.

Цель:

- совершенствование работы указательного и большого пальцев; - развитие координации правой и левой руки;

- обучение основным техническим приемам лепки – раскатыванию «колбаски» из небольшого кусочка глины;

- развитие воображения;

- расширение словарного запаса ребенка.

Игра: «Готовим салат вместе мамой»

Оснащение: овощи (помидор,

огурец коробка с отверстиями

с боков для правой и левой руки.

Цель:

- развитие тактильного восприятия (гладкий помидор, шершавый огурец);

- обогащение пассивного и

активного словаря ребенка:

«огурец»«помидор»«салат»,

шершавый, «гладкий»«режем»,

«готовим».

Упражнение: «Колокольчики»

Оснащение: картинка с

изображением колокольчика,

грецкий орех.

Ход игры.

Динь – динь.

Дни подряд

Колокольчики звенят.

Динь – динь – динь…

Динь – динь – динь…

 Цель: расслабление кисти руки,

развитие умения соблюдать ритм.

Игра«Хоровод среди цветов»

Оснащение: грецкий орех.

Ход игры.

Вложить в ладони ребенка

грецкий орех попросить его

делать круговые движения в такт словам:

Вокруг розовых кустов,

Среди трав и цветов

Водим, водим хоровод.

 Цель: развитие тактильного

восприятия

Игра«Соберем гербарий»

Оснащение: цветы из бумаги

(ромашки, колокольчики, спицы.

Усложнение задания возможно за счет нанизывания цветов, вырезанных из бумаги по контуру, в любой последовательности.

 Цель: развитие мелкой моторики,

координации движений.

Упражнение: «Следы»

Оснащение: пластилиновая

«дорожка» (520 см); игрушечные

(кошка, петух (заяц, медведь);

картинка с изображением

животных.

Цель:

- формирование контроля за

мышечными ощущениями;

- воспроизведение алгоритма

движений пальцев (указательного и

среднего попеременно, двух

пальцев одновременно).

Игра«Ваза для фруктов»

Оснащение: наборное полотно;

мозаика; фрукты (яблоко, груша,

апельсин) или заменяющие их

муляжи; ваза.

Цель:

- развитие мелкой моторики

указательного и большого пальцев

ведущей руки ребенка;

- развитие умения выкладывать

картинки по образцу;

активизация словаря«яблоко»,

«груша»«апельсин»«фрукты»,

«ваза»,

Игра«Тюльпан – ромашка»

Оснащение: два листа картона (на

одном контурная прорисовка

ромашки, на втором – тюльпана);

белый шнур для выкладывания

лепестков ромашки; красный шнур

для выкладывания лепестков

тюльпана;

короткий кусок желтого

шнура для выкладывания

серединки ромашки;

зеленый

фломастер.

По полянке я шагаю

И цветочки собираю.

Белую ромашку – много лепестков.

Красненький тюльпанчик –

Шляпа, как тюрбанчик.

 Цель:

- закрепление умения ребенка

составлять узор из деталей (по

образцу, по памяти);

- развитие моторной ловкости

пальцев рук;

- развитие умения ребенка

ориентироваться на листе бумаги;

- активизация словаря«ромашка»,

«тюльпан»«цветы»«собираю».

Выложить из шнуров цветы по

контуру.

Упражнение: «Дождик, дождик, лей, лей…»

Оснащение: наборное полотно,

мозаика, нарисованная на листе

бумаги дождевая капля.

Чтение стихотворение:

Дождик капнул на ладошку,

На цветы и на дорожку.

Льется, льется, ой-ой-ой!

Побежали мы домой.

Цель:

- развитие мелкой моторики

(пинцетного захватывания);        

- развитие зрительного внимания;

- выработка умения выкладывать

по образцу;

- активизация словаря«дождик»,

«дорожка»«льется»«ладошка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей третьего года жизни"

Данный материал содержит описание некоторых игр с песком и водой, пальчиковой гимнастики, массажа рук с помощью подручных предметов, которые можно применять в работе с младшими дошкольниками для разви...

Семинар-практикум для родителей: «Подвижные игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

Семинар -практикум для родителей 6"Подвижные игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"...

Развивающие игры и упражнения на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

В этой работе представлены дидактические игры, которые способствуют развитию мелкой моторики, тактильным ощущениям, развитию речи и многому другому....

Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей». Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?».

Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей».Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?»....

Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей раннего возраста.

Данный материал представляет собой консультацию для родителей по теме "Упражнения и игры для развития мелкой моторики у детей раннего возраста". Будет интересен воспитателям детского сада....