Конспект НОД по познавательному развитию (формирование основ экологической культуры и элементарных естественно научных представлений) в старшей группе детского сада.
план-конспект занятия (старшая группа)

Морозова Ирина Геннадьевна

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей:

«речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие» «социально-коммуникативное развитие»

Тема: В лаборатории Евгения Евгеньевича

Цель: Знакомство детей со свойствами воды (прозрачная, бесцветная, без вкуса, без запаса, текучая, без формы, отражает предметы).

Триединая задача (воспитание, обучение, развитие):

Образовательная: Пробуждать в детях исследовательский интерес. Показать значение воды для всего живого.

Развивающая: Развивать любознательность, проверять свойства воды с помощью опытов.

Воспитательная: Воспитывать заботливое отношение к воде. Вызывать желание заботиться о своем здоровье.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ekologia_1.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №71 Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект  НОД по познавательному развитию (формирование основ экологической культуры и элементарных естественно научных представлений) в старшей группе.

Воспитатель: Морозова Ирина Геннадьевна

2022г

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию (формирование основ экологической культуры и элементарных естественно научных представлений) в старшей группе.

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей:

«речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие» «социально-коммуникативное развитие»

Тема: В лаборатории Евгения Евгеньевича

Цель: Знакомство детей со свойствами воды (прозрачная, бесцветная, без вкуса, без запаса, текучая, без формы, отражает предметы).

Триединая задача (воспитание, обучение, развитие):

Образовательная: Пробуждать в детях исследовательский интерес. Показать значение воды для всего живого.

Развивающая: Развивать любознательность, проверять свойства воды с помощью опытов.

Воспитательная: Воспитывать заботливое отношение к воде. Вызывать желание заботиться о своем здоровье.

Методы: 

словесные (поощрение, вопросы, уточнения, обобщения), наглядные (пособия и материалы детской экспериментальной лаборатории, раздаточный материал), практические (дидактические упражнения, опытная деятельность),

игровые (игровые проблемные ситуации).

Оборудование и инвентарь:

Мультимедийное оборудование, письмо с диском, видеокамера для записи ответов детей при анализе.

Демонстрационный материал:

Детские белые халаты, стакан с водой, ложка, сахарный песок, таз с мыльной водой. Иллюстрации о роли воды в жизни живых организмов презентация «Вода, вода», сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли, пипетки, стеклышки, салфетки.

Раздаточный материал:

стаканы с водой маленькой ложкой, блюдца с сахаром, трубочки для мыльных пузырей, ватные диски.

Предварительная работа:

Познавательные мини-беседы с детьми о свойствах воды и значении её для жизни человека, всего живого на земле, рассматривание иллюстраций о значении воды, рассказы о роли воды для родного города.

Прогнозируемые результаты:

Иметь представления о свойствах воды.

Уметь отвечать на вопросы в ходе проведения элементарной опытной деятельности.

Знать для чего нужна вода и какая это ценность на земле для всего живого.

Приёмы и ход НОД:

Вводная часть

Дети заходят в зал, воспитатель предлагает им обратить внимание на присутствующих в зале взрослых и поздороваться.

Игровое упражнение «Улыбка»

Воспитатель предлагает всем присутствующим подарить свое хорошее настроение и поделиться с ним. Встает с детьми по кругу, взяться за руки и сказав: «Здравствуйте!», улыбнуться. Этот прием помогает настроить детей на игру и без особого труда построить их в круг

Стук в дверь, в зал вносят письмо и отдают воспитателю со словами: «Сегодня почтальон принес письмо. Это письмо для вашей группы».

Воспитатель берет письмо, на письме эмблема фиксиков.

- Дети, ну если это письмо для нас его надо прочитать. Читаем? Видимо письмо нам прислали фиксики, но для чего? (ответ детей) Воспитатель открывает письмо, а там видеодиск.

Нам понадобится экран для просмотра, сейчас я загружу диск и посмотрим, что же там?

/слайды № 1,2/

Дети, я и Симка. Приглашаем вас в секретную лабораторию Евгения Евгеньевича, там мы сможем поиграть и узнать много интересного через опыты, которые проводят настоящие ученые. А вот что вы будете исследовать, догадайтесь.

- А вы хотели бы побывать в настоящей лаборатории ученого? (ответы детей) Хорошо. Тогда читаем загадку и узнаем, что же нам предстоит исследовать.

/слайд № 3,4/

- Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

Чтобы не было беды,

Жить нельзя нам без ... (воды).

- Правильно, сегодня мы вместе с Фиксиками будем исследовать воду. Сейчас наденьте белые халаты и садитесь за столы для экспериментов.

Основная часть

- Какая бывает вода? (холодная, горячая, чистая, грязная, мыльная и т.д.)

- А еще вода может шуметь, капать… Продолжайте… Молодцы!

1 опыт. Возьмите стакан с чистой водой и перелейте в другой стакан. Прислушайтесь. Слышите – журчит.

А теперь возьмите пипетки, наберите воды и капните капельку воды на стекло.

- Что случилось с капелькой?

- Капелька растеклась так как вода сама не может держать форму, она жидкая и растекается.

Запомните первое свойство, что вода текучая и не имеет формы. Обратите внимание на картинке отмечено первое свойство. /просмотр слайда № 5/

2 опыт. Посмотрите на эту картинку. Что в воде отражается?

Вот на столике у меня стоит два стакана. Ко мне подойдет Маша и нальет в один стакан воду, а потом Саша и нальет в другой стакан молоко. А теперь я положу цветные камешки в стаканы.

- Что увидели?

- А это значит, что мы узнали еще свойства воды – вода бесцветная и прозрачная. А еще она отражает предметы, вот посмотрите /просмотр слайда № 6, 7/

3 опыт. Хотите посмотреть фокус?

- Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды. *Обсуждение

- А значит четвертое свойство - соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. Посмотрите на картинку в знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть. /Показ слайда № 8/

Воспитатель: Ученые тоже имеют право на отдых, и я вам предлагаю немного поиграть с водой и мылом в игру «Мыльные пузыри». Детям предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней – мыльный раствор, детям раздаются палочки для мыльных пузырей. Предлагается по очереди (3-4 человека одновременно) надуть мыльные пузыри. Отметь самые крепкие, большие, маленькие и т.д.

- Отдохнули, готовы дальше изучать воду? Тогда, все по местам.

4 опыт.  Воспитатель: И вот еще один секрет воды?

А сейчас положите в воду чайную ложку немного сахара и хорошо размешайте.

- куда пропал сахар?

Попробуйте воду. Какой она стала на вкус?

- Сахарный песок растворился, и вода стала сладкая.

- Вода является хорошим растворителем, это четвертое свойство. /просмотр слайда № 9/

5 опыт. 

Словесная игра малой подвижности. Дети выполняют движения под текст игры.

Ручеек-журчалочка,

Буль-буль!

Завертелась палочка?

Тирль-тюрль!

Козочка копытцами

Брык-брык!

Хорошо напиться бы!

Прыг-прыг!

Окунула мордочку?

Хлюп-хлюп!

А пастух на жердочку

Туп-туп!

У него есть дудочка,

Ой-ой!

Дудочка-погудочка,

Стой-стой!

И запела дудочка?

Пой-пой!

Дудочка-погудочка!

Ой-ой!

Все вороны каркают

Кра-кра!

А лягушки квакают?

Ква-ква!

Ручеек-журчалочка?

Буль-буль!

Где же теперь палочка?

Триль-трюль!

- Где люди используют воду? *Обсуждение

Для приготовления пищи мы используем воду из-под крана. Но и там бывает течет грязная вода во время аварий на трубопроводах. Её нужно кипятить или очищать с помощью фильтров. Воду в трубопроводах берут на анализы и в лабораториях проверяют ее качество (показ слайда). /слайд № 10.

Чтобы вода у нас в кране всегда была чистая, ее очищают в специальных водоочистных сооружениях. Вот в таких - просмотр слайда № 11

- А еще кому нужна вода? (рыбам, птицам, ...). /Показ слайдов № 12

- Где можно набрать воды для питья?

- А где нельзя? (в луже, реке, ...).

- Почему нельзя пить воду из реки?

- Что и кто загрязняет воду? /Показ слайда № 13.

- Ребята, в чем может заключаться наша помощь по отчистке воды? (не мусорить).

Вот эту воду я набрала в снежном сугробе возле дороги около детского сада. И пока до Вас несла она растаяла.  Посмотрите какая она?

Дети: грязная

- Давайте попробуем ее отчистить.

- А с помощью чего мы можем это сделать? *обсуждение.

Воду нужно отфильтровать, это можно сделать так. В эту воронку я кладу салфетку и выливаю воду. Посмотрите, на салфетке остался песок. Какая вода выбежала из воронки в стакан? А сейчас вы сами попробуйте отчистить воду с помощью ватного диска. Что у вас получилось? *обсуждение.

- У кого вода чище получилась: у вас или у меня? Значит после фильтрации - отчистки ватными дисками вода стала чище. Вода в стакане стала чистой. Эту воду можно использовать для мытья рук, стирки белья. А как вы думаете пить можно? *обсуждение.

Воспитатель: У нас на планете осталось очень мало чистой пресной воды. Представьте, что воды на земле больше нет. Что тогда произойдет? *обговаривание. /Слайд № 14

- Какую воду человек использует в пищу?

- кто и что загрязняет воду в реках, озерах, морях?

- Какой вред они приносят природе?

- Как можно уберечь воду от загрязнения? *обговаривание

Вы убедились, что воду нужно беречь. А как? (закрывать кран, не баловаться водой, ...).

Заключительная часть

Итог: И так, что мы сегодня с вами узнали о воде, что мы напишем Нолику и Симке. Давайте вспомним. (ответы детей записываются на камеру для отчета фиксикам). Ваши ответы я записала на видеокамеру, а значит диск с записью могут посмотреть Фиксики.

А теперь прослушайте стихотворение о воде (Включают слайд-шоу презентации «Вода, вода»):

Мокрою тропинкой

Я бегу домой.

Частые дождинки

Хлещут в зонтик мой.

Саблей золотою

Тучу гром рассёк.

И бежит за мною

Звонкий ручеёк.

- Дети, не забывайте, что к воде нужно относиться экономно и бережно! Слайд № 15

Дети берутся за руки, сжимают ладони друг друга, прощаются с гостями и уходят из группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звездный час в школе космонавтики Занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада

Конспект итогового занятия по математике в старшей группе детского сада в соответствии с программой "Радуга" (под ред. Дороновой, Якобсон)...

Формирование элементарных математических представлений в старшей группе детского сада

В игровой форме развивать у дошкольников количественный и порядковый счёт, закрепить геометрические фигуры....

Ирина Александровна Помораева, Вера Арнольдовна Позина. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада.

Ирина Александровна Помораева, Вера Арнольдовна Позина.    Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада....

Конспект занятия по развитию элементарных естественно-научных представлений в подготовительной группе «Наши глаза».

Развитие элементарных естественно-научных представлений в подготовительной группе....

Конспект занятия по развитию элементарных естественно-научных представлений в подготовительной группе «Наши глаза».

Конспект занятия по развитию элементарных естественно-научных представлений в подготовительной группе «Наши глаза»....

Конспект занятия по познавательному развитию (формирование основ экологической культуры и элементарных естественнонаучных представлений) в старшей группе.

Формирование экологической грамотности и элементарных естественнонаучных представлений о свойствах воздуха через опытно-экспериментальную деятельность....