Семинар «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игры»
консультация

Старченко Светлана Михайловна

Уважаемые педагоги, предлагаем Вам поразмышлять и всем вместе ответить на вопросы «Что такое творчество?», «Что такое творческие способности?», «Какая роль отводится игре в развитии творческих способностей дошкольников?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

«Развитие творческих способностей детей

дошкольного возраста посредством игры»

Цель: продолжать повышать компетентность педагогов, позволяющую им осуществлять развитие творческих способностей дошкольников, через игровую деятельность.

Уважаемые коллеги, свое выступление мы хотели бы начать с замечательного стихотворения:

В жизни по-разному можно жить,

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной до солнца достать

И подарить его людям.

К. Паустовский говорил: «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи».

На протяжении многих лет люди размышляют о том, как воспитать творческую личность? В чём секрет успеха?

Каждый ребенок по своей природе - творец и экспериментатор. Формирование многогранной и целостной личности невозможно без развития творческих способностей.

Уважаемые педагоги, предлагаем Вам поразмышлять и всем вместе ответить на вопросы «Что такое творчество?», «Что такое творческие способности?», «Какая роль отводится игре в развитии творческих способностей дошкольников?»

Слайд 2 (понятия)

Творчеством называется процесс создания человеком чего-то принципиально нового, оригинального, уникального. 

Творческие способности выражаются в умении человека находить особый взгляд на привычное и повседневное.

Творческий человеком можно назвать, если у него хорошо развито воображение и фантазия, он способен к изобретательству, нахождению нестандартных решений в различных ситуациях.

        

Слово «творчество» происходит от слова «творить».

        Творить – это создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте индивидуальном или общественном. 

        Творческие проявления ребёнка – это те его проявления, в которых ему удалось реализовать свою уникальную индивидуальность.

        Успешное развитие творческих способностей детей возможно лишь при создании определённых условий, благоприятствующих их формированию. И помним о том, что в дошкольном возрасте на формирование личности, в том числе и творческого начала влияет игра, как основной способ деятельности детей.

Слайд 3

        Условиями развития творческих способностей:

-большое поле деятельности по привитию детям вкуса к творчеству имеют игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, театральные игры, конструктивные игры, словесные и др. виды), занятия музыкой, изобразительной деятельности, продуктивными видами труда, ознакомление с художественной литературой, познавательная деятельность).

-раннее физическое и интеллектуальное развитие детей. 

-создание обстановки, определяющее развитие ребёнка. 

-предоставление ребёнку свободы в выборе деятельности 

-умная доброжелательная помощь, а не «подсказка» взрослых. 

-комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребёнка к творчеству. 

-проведение детального анализа. 

-сам педагог – творческая личность. 

-мотивация. 

Творческая деятельность  – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.

Слайд 4

Какие существуют виды творческой деятельности?

-Игровая деятельность

-Продуктивная деятельность.

-Декоративно – прикладная.

-Художественно – эстетическая.

-Литературное творчество.

-Творчество в движении.


Игровая деятельность
 в любом её проявлении строится на инициативе, творческой импровизации и в этом её ценность. Игра приподнимает детей над обыденностью и даже замкнутым детям помогает активно включаться в деятельность, проявлять творчество, фантазию, не боясь выглядеть смешным, создаёт ощущение лёгкости и веры в себя.

        Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение, свои мысли и чувства.

        Предлагаем рассмотреть несколько видов игр и их влияние на развитие творческих способностей:

        

Слайд 5

Театрализованная игра

        -ярко проявляется детское творчество в театрализованных играх. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли. Участвуя в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, организованные театральные постановки, театрализованные игры представляют самый частый и распространенный вид детского творчества. Действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики, т.е. проявить творческие способности.

Слайд 6

Сюжетно-ролевая игра

        -свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все «как будто», «понарошку». Ребенок может забивать воображаемые гвозди игрушечным молотком, может быть «врачом» и «лечить» больных кукол и зверюшек. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника, развивают способность к воображению, фантазии, образному мышлению.

Слайд 7

Конструктивно-модельная игра

-Не малую роль в развитии творческих способностей играют игры с разными видами конструктора.  Конструирование - важнейший вид деятельности детей дошкольного возраста, связанный с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. Конструктивно-модельная деятельность позволяет развивать творческое воображение дошкольников, т.к. ребёнок не только воссоздаёт структуру предмета, но и передаёт своё видение, свои ощущения, т. е. создаёт свой художественный образ. 

Слайд 8

Макетирование

        -макетирование – игры с макетами. В процессе таких игр развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они

меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и сказочные, фантастические события, например, макеты «Зоопарк», «Дом», «Наша улица», «Дорожное движение» и др.

Слайд 9

Дидактические пособия

-в дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Очень эффективно в развитии творческих способностей детей можно использовать пособия: логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки Кюизенера, Дары Фрёбеля.

Разнообразие приемов и создание выразительных образов в художественно-творческой деятельности с использованием данных пособий делает образовательную деятельность интересной, разнообразной, формирует чувство цвета, формы, пропорции, дарит детям радость творчества, развивает художественный вкус.

Слайд 10 Спасибо за внимание

Уважаемые педагоги, мы с Вами рассмотрели только несколько видов игр, а их огромное количество. Педагог, при правильном подборе игр, проявив фантазию и творчество, может создавать необходимую базу для развития творческих способностей детей.

Подготовили:

Старченко С.М.-воспитатель высшей квалификационной категории.

Багателия Н.В.-воспитатель первой квалификационной категории.