Развитие музыкального слуха у детей: упражнения и советы
консультация

Саюшева Ирина

Начинать развивать музыкальный слух у ребенка следует с самого раннего возраста. Если упустить этот момент, то очень скоро придет тот самый «медведь», который обязательно «наступит на ухо» малышу. И тогда ребенок превратится в неполноценного взрослого человека. Кроме того, развитие музыкального слуха и занятия музыкой в целом помогает: развивать память; быть внимательнее и сосредоточеннее; логически мыслить; быстро и без особых последствий выходить из стрессовых состояний (послушал любимую мелодию – и настроение улучшилось); не болеть многими болезнями (есть даже специальное лечебное направление – музыкальная терапия). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_chego_nuzhna_muzyka.docx15.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие музыкального слуха у детей: упражнения и советы

Развитие музыкального слуха у детей – очень важная часть общего развития ребенка. Не надо считать, что у малыша нет никакого музыкального слуха на том основании, что маме или папе «медведь на ступил на ухо». Давно доказано, что музыкальный слух в той или иной мере есть у каждого человека, и дается он ему с рождения. Надо лишь его развить. И неважно, что ребенок в будущем не станет композитором или певцом. Все равно музыкальный слух поможет ему в дальнейшей жизни – и в практическом, и в эстетическом плане. На практике малыш, повзрослев, будет уметь различать всяческие звуки, а в смысле эстетики – наслаждаться музыкой. Разве этого мало? Содержание Дополнительная польза от музыкального слуха С чего начинать? Упражнения для развития музыкального слуха у детей Дополнительная польза от музыкального слуха Начинать развивать музыкальный слух у ребенка следует с самого раннего возраста. Если упустить этот момент, то очень скоро придет тот самый «медведь», который обязательно «наступит на ухо» малышу. И тогда ребенок превратится в неполноценного взрослого человека. Кроме того, развитие музыкального слуха и занятия музыкой в целом помогает: развивать память; быть внимательнее и сосредоточеннее; логически мыслить; быстро и без особых последствий выходить из стрессовых состояний (послушал любимую мелодию – и настроение улучшилось); не болеть многими болезнями (есть даже специальное лечебное направление – музыкальная терапия). С чего начинать? Без сомнения, развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей. Кто же, как не мама с папой должны позаботиться об этом? Ведь отдавать малыша в музыкальную школу или нанимать ему специального музыкального педагога еще рано. Но что же нужно делать в этом случае родителям? Маме и папе следует начать с себя. Что это означает? В общем, не так и много: родителям самим нужно обладать хорошим музыкальным вкусом. Если в присутствии малыша они включают музыку, то это действительно должна быть настоящая музыка, а не современные оглупляющие и отупляющие ритмичные звуки. Что такое настоящая музыка? Это, без сомнения, классика. Или, как вариант, легкая музыка, в которой непременно должна присутствовать мелодия, а не сплошной ритм. Разумеется, не всякая классика или современная мелодичная музыка одинаково полезна малышу. Есть гениальные классические произведения, которые возбуждающе действуют на нервную систему и головной мозг. Конечно же, слушать такую музыку ребенку рановато. А потому лучше, если это будет спокойная, нежная, умиротворяющая музыка. Какая именно – решать родителям. Потому-то и сказано, что мама с папой должны сами обладать музыкальным вкусом. Не следует считать, что младенец ничего не понимает в музыке и ничего не чувствует. Еще как понимает и еще как чувствует! Не зря же мамы поют своим деткам колыбельные песенки, а малыши, слыша их, успокаиваются, засыпают и даже во многих случаях излечиваются от болезней. Кстати, это еще одна причина, по которой маленьким детям нужно слушать именно хорошую музыку, а не всяческую какофонию. От какофонии ребенок может заболеть, а хорошая музыка его исцеляет. Когда ребенок становится старше, рекомендуется включать ему сюжетные музыкальные произведения. Таких произведений много. Для примера упомянем навскидку лишь некоторые: «Времена года» Чайковского, фрагменты из «Щелкунчика» того же Чайковского, пьесы из сборника «Детский альбом» и пр. Ребенок воспринимает сюжет гораздо лучше, чем абстракцию. Идеальный вариант – это когда родители слушают музыку вместе с ребенком, а затем, после прослушивания, делятся впечатлениями. Конечно же, в этом случае детские впечатления гораздо важнее маминых. Желательно спросить у малыша, что он чувствовал, слушая музыку, что фантазировал при этом, какое впечатление она на него произвела, понравилась или не понравилась музыкальная пьеса и почему. На этом этапе обучения ребенку следует объяснить, что ту или иную историю можно рассказать не только словами или с помощью мультика, но и музыкальными звуками. Конечно же, ограничиваться одной лишь классикой – это будет неправильно. Ребенка нужно знакомить с хорошей музыкой разных стилей и жанров. При этом не надо навязывать ему свои вкусы, пускай малыш определяется сам – что ему нравится, а что нет. Таким способом у него выработается, помимо музыкального слуха, еще и самостоятельный музыкальный вкус. Знакомство с музыкальными инструментами тоже очень важно для развития музыкального слуха. С раннего возраста малыш должен уметь отличать звуки рояля от звуков скрипки, а звуки саксофона от звуков аккордеона. Следует помнить, что музыка не должна быть слишком громкой. Громкие звуки не формируют музыкальный слух, а, наоборот, его уничтожают. Упражнения для развития музыкального слуха у детей Таких упражнений – немало, и все они преподносятся в игровой форме. Это понятно и объяснимо: дети легче усваивают навыки и информацию, преподнесенные им именно в таком виде. Приведем несколько простых и эффективных упражнений по развитию детского музыкального слуха. Упражнение «низкий – высокий». Его цель – научить ребенка отличать низкие звуки от высоких. Это может быть звучание каких-либо музыкальных инструментов, человеческих или звериных голосов, звуков природы и т. д. Главное – научить малыша различать эти звуки. Можно, например, показывать ему картинки с изображением какого-то животного, и пускай ребенок определит, низкий у этого зверя голос или высокий. И попытается самостоятельно произнести его. Вариантов здесь может быть много. Упражнение «чей это голос». Наполняем непрозрачные коробочки разными крупами (пшеном, гречкой, горохом и пр.). Трясем по очереди каждую коробочку, а малыш должен определить по звуку, какая именно крупа находится в той или иной коробочке. Упражнение «угадай музыкальный инструмент». Малыш по очереди прослушивает отрывки музыкальных пьес и пытается самостоятельно определить, какой инструмент звучит в том или ином отрывке. Танцы и ритмика. Умение двигаться под музыку, попадая в ее такт, прекрасно развивает музыкальный слух. При этом не надо стараться, чтобы ребенок научился танцевать вальс или румбу. Пускай он двигается, как хочет сам – лишь бы его движения соответствовали музыкальному ритму. Помимо развития музыкального слуха, малыш таким способом развивается физически. Двигайтесь вместе с ним, так ребенку будет интереснее.