Специфика музыкального сопровождения утренней гимнастики.
статья

Кривошеева Полина Валерьевна

 

Воспитание здорового, физически крепкого и творчески активного подрастающего поколения – приоритетная задача государства.  Влияние музыки на все эти показатели – общепризнанный факт. Утренняя гимнастика под музыку, в рамках физической культуры в дошкольном учреждении имеет не только оздоровительное значение, она помогает осуществлять воспитательные задачи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polyakova_t.v._krivosheeva_p.v._statya.doc48.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКА МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖЕНИЯ

УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

П.В. Кривошеева

музыкальный руководитель

Т.В.Полякова

воспитатель

МБДОУ Детский сад

общеразвивающего вида №25

«Василек»

г. Губкина

Аннотация. Воспитание здорового, физически крепкого и творчески активного подрастающего поколения – приоритетная задача государства.  Влияние музыки на все эти показатели – общепризнанный факт. Утренняя гимнастика под музыку, в рамках физической культуры в дошкольном учреждении имеет не только оздоровительное значение, она помогает осуществлять воспитательные задачи.

Ключевые слова: утренняя гимнастика, физическое развитие, воспитание, музыка, движение, ритм, темп, творчество.

Всем известно, что и физическое и творческое развитие детей являются важными направлениями работы дошкольного учреждения. Утренняя гимнастика – комплекс двигательных упражнений, направленный на оздоровление дошкольников, - составляющая физической культуры. Музыка относится к творчеству.

Физическое развитие детского организма, улучшение общего состояния здоровья, «мажорный» настрой на весь день – приоритет утренней зарядки. Общение с прекрасным, интеллектуально-эмоциональное развитие – приоритет музыки. Совмещение движения и музыки расширяют возможности обоих направлений, следовательно, приобретают особую актуальность.

Как показывает практика, ребята-дошколята очень любят музыку. И на каждом утреннем занятии гимнастикой она звучит в нашем саду. Музыка во время движения – это настроение, это ритм и темп выполнения физических упражнений. Музыка помогает детям, и малоподвижным, и гиперактивным, двигаться сообща, то есть дружить. Музыка – это образ, который помогает нашим ребятам фантазировать и двигаться не только более качественно, но и более свободно, раскрепощенно.
Музыка, сопровождающая движения (маршевые песни, ритмические попевки радостного содержания) регулирует процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе детей, стимулирует память и внимание, нормализует эмоционально-волевые процессы. После утренней гимнастики с музыкальным сопровождением дети уходят эмоционально разряженные, довольные, со счастливыми лицами. В этой связи Н. А. Ветлугина в своей книге «Музыкальное развитие ребенка», пишет: «…между музыкой и движением при одновременном их исполнении устанавливаются и очень тесные взаимосвязи. Их объединяет одно и тоже поэтическое содержание. Определяющую роль при этом играет музыка, развитие ее образов. Движение, сопутствуя музыке, выражает именно ее образное содержание. Возникает важный вопрос о единстве восприятия ребенком музыки, когда он движется, и движений, которыми он стремится выразить ее содержание» [1].

Музыка обогащает ребенка образный мир ребенка, обогащает его музыкальные впечатления, содействует его музыкальному развитию, вызывает позитивные эмоции, благоприятно влияет на нервную систему. В своих исследованиях профессор А.Н. Крестовников пишет: «при выполнении упражнений художественной гимнастики под музыку, по сравнению с выполнением тех же упражнений без музыки, наблюдается увеличение амплитуды дыхательных движений и увеличение легочной вентиляции.  Это связано с возникновением эмоций при слушании музыкальных произведений. Под музыку движения выполняются легче, что связано с иррадиацией (распространением) возбуждения с звукового анализатора на кинестический (мышечно-двигательный).

Легкость выполнения движения с музыкальным сопровождением свидетельствует о том, что музыка, сочетаясь с тем или иным движением, становится возбудителем данного движения, компонентом динамического стереотипа. Она облегчает выполнение движений, что связано с ритмом и темпом движения» [3].

Движения, выполняемые под музыку, зависят в первую очередь от музыки. Так как именно музыкальная композиция позволяет задавать нужный темп и поддерживает его до конца упражнения. В зависимости от характера музыки меняются и движения.

Движения под музыку развивают у дошкольников чувство музыкальной формы. Заканчивается музыкальная фраза – меняется движение. Заканчивается музыкальное произведение – движения завершаются. Накапливая слуховые навыки могут самостоятельно менять и распределять физические движения во времени на разный счет: 2/4, 3/4 или 4/4, иногда на 6/8. Например, если надо поднять руки вверх, а потом опустить мягко вниз, то мы будем использовать музыку на счет 4/4 или 6/8, то надо объяснить воспитанникам, что они должны четко распределить свои движения и на подъем, и на опускание.

Двигаясь под музыку, дети учатся чувствовать «сильную» долю такта, так как музыкальный ритм, создает иллюзию развития движений. Ритмические движения, которые воспринимает головной мозг ребенка, снимают нервное напряжение. Такая «творческая» утренняя гимнастика, помогает детям не только подружиться друг с другом, а несет и позитивный психотерапевтический эффект.

Музыка в движении развивает чувство ритма. Даже в младших группах дети учатся отхлопывать несложный ритмический рисунок (например, в комплексе «музыкальные игрушки» дети звенят воображаемыми погремушками, подняв руки вверх, делая хлопками ритмический рисунок – + и , одновременно произнося на высоком звучании: «динь-динь-дон» (без соблюдения точной интонации). Играют на маленьком или большом барабане, делая тот же ритмический рисунок и произнося «трам-там-там» на высоком или низком звучании.

На утренней гимнастике можно выполнять и вокальные задания, тем самым развивая чистоту интонации. Например, в комплексе «Гуси» дети, опуская руки вниз, не говорят, а поют «га-га-га», или в комплексе «Часы», когда часы бьют, дети поют на слог «бом» ту мелодию, которая имеется в музыке.

На занятиях утренней гимнастики полезно включать в работу пение маршей. Медицинские исследования доказывают, что пение является, своего рода, «творческой» формой дыхательной гимнастики – при проведении ее в хороших гигиенических условиях. Пение маршевых песен при ходьбе кроме развития чистоты интонации поднимает настроение и развивает вокально-двигательную координацию, то есть умение петь и одновременно двигаться.

Обычно, разучивание упражнений для утренней гимнастики проводится воспитателями групп под счет или под слова, а в пении, к взрослому, включаются наиболее музыкальные, чисто поющие дети, которые начинают петь и ведут за собой всех остальных.

Кроме того, воспитателям можно использовать при ходьбе, беге и прыжках готовые музыкальные аудиофайлы, но лучше всего простой и доступный ритмический инструмент, например, бубен.

Во время ходьбы можно равномерно отсукивать «четверти» (). Во время бега встряхивать бубном или ударять в него, но не очень быстро. Быстрые удары мешают  выработке у детей навыка хорошего бега с отрывом ног от земли.

Когда занятие проводится с музыкальным руководителем, то к каждому физическому упражнению он должен подобрать соответствующий музыкальный материал, который будет корректировать процессы активности и пассивности центральной нервной системы ребенка, активизируя, в первую очередь, его внимание и память, регулируя эмоции, укрепляя волевые процессы. Следовательно, музыка должна быть легко воспринимаема, проста мелодически и ритмически. Музыкальные фразы четкого строения, где хорошо слышен темп музыки и его ритмический рисунок. Такие музыкальные примеры позволяют ребятам-дошколятам быстро и точно организовывать свои действия, контролировать их выполнение.

Естественно, каждой возрастной группе для бега, ходьбы или прыжков подбирается индивидуальный музыкальный материал, отвечающий психофизическим особенностям возраста, подходящий по настроению ко всему занятию. «Подбирая музыку для физических упражнений, необходимо учитывать возраст детей, поскольку у малышей физиологические возможности достаточно ограничены (короткий шаг, относительно умеренный темп передвижения и т. д.). Музыкальные произведения для ходьбы, бега, подпрыгиваний должны быть яркими, выразительными, умеренного темпа, с четкой фразировкой, контрастного характера» [2, с. 226].

Необходимо отметить еще один аспект! Музыкальный руководитель должен обязательно владеть и навыками импровизации, и навыками быстрого подбора по слуху.

Естественно, грамотно выбранный и исполненный музыкальный материал, система специальных двигательных упражнений под музыку имеют не только оздоровительное, профилактическое значение, а и оказывают незаменимое воздействие на общее, интеллектуально-эмоциональное развитие дошкольника.

Таким образом, «использование музыки для сопровождения упражнений утренней гимнастики (с учетом выполнения задач физического воспитания) – одно из активных общений ребенка с музыкой. На утренней гимнастике, таким образом, решаются задачи и музыкального, и физического воспитания детей» [4, с. 3].

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: «Просвещение», 1968. С. 337.
  2. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: «Просвещение», 1976. 274 с.
  3. Крестовников А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений / под общ. редакцией А. Н. Крестовникова. Часть 2-я. М.: Физкультура и спорт, 1951. 529 с.
  4. Утренняя гимнастика под музыку. Сост. Е.П. Иова, А.Я. Иоффе, О.Д. Головчинер. М.: Просвещение, 1984. 90 с. С. 3-6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный комплекс утренней гимнастики клоуна Плюха №3.

Уважаемые воспитатели насладитесь данным комплексом. А тому кто его сделал просто огромное спасиби!....

Музыкальный комплекс утренней гимнастики клоуна Плюха №5.

Озрные, мелодичные комплексы утренних гимнастик, которые так нравятся детям....

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ С ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ БЕГОМ ПОД МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ФОРМА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

В настоящее время  актуальна  проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной ак...

Музыкально-игровая утренняя гимнастика (младшая группа)

Презентация будет интересна воспитателям и музыкальным руководителям в качестве наглядного конспекта по проведению зарядки с детьми 3-4 лет....

Комплекс музыкально-ритмической утренней гимнастики в подготовительной группе с элементами оздоровления "Морское путешествие".

Комплекс музыкально-ритмической утренней гимнастики в подготовительной группе с элементами оздоровления ...

Музыкально-игровая утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика под музыку....

Презентация "Современное музыкальное сопровождение утренней гимнастики"

Инструктор по физической культуре МДОУ ЦРР "Кристаллик " - детский сад №30города Железногорса Курской области Старикова Екатерина Алексеевна...