Беседа: «Как птицы приспособились к зиме?».
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Елкина Олеся Васильевна

Беседа прошла в ходе реализации проекта "Накормите птиц зимой " 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_kak_ptitsy_prisposobilis_k_zime.docx15.02 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа: «Как птицы приспособились к зиме?».

воспитатель

Цель:

развивать познавательные интересы у детей к жизни птиц;

воспитывать желание заботиться и оберегать их.

Задачи:

Обучающие:

расширить представление у детей о зимующих и перелетных птицах;

углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма);

классифицировать птиц на зимующих (ворона, воробей, синица) и перелетных (кукушка, ласточка, скворец), на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания.  

Развивающие:

формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми;

закреплять умения выполнять правила игры.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к природе.

Предварительная работа:

рассматривание с детьми иллюстраций с изображением зимующих и перелетных  птиц;

наблюдение за птицами на прогулке;

наблюдение за птицами на кормушке в процессе кормления;

заучивание стихотворений о птицах.

Организационный момент – чтение воспитателем стихотворения Е. Благиной (слайд 2)

Листья с веток опадают.

Лить дожди не устают.

Улетают птичьи стаи,

Направляются на юг.

Но остался сизый голубь

Зимовать на ветках голых.

-  Какие птицы улетают в теплые страны? (перелетные)

-  Какие птицы остаются у нас зимовать? (зимующие)

2.  Актуализация знаний:

- Действительно, многие птицы осенью улетают. Куда они улетают, ребята?)

-  А почему они улетают на юг?  (Ответы детей)

-  Назовите  птиц, которые улетают в теплые страны?

(ласточки, кукушки, скворцы…)

Воспитатель:

- Верно, они питаются насекомыми и их личинками, а с наступлением холодов одни насекомые погибают, другие прячутся в трещины земли, разные щели, залезают под кору деревьев. Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать их в зимних условиях. Поэтому птицам, для которых насекомые – основная еда, зимой прокормиться невозможно. Осенью они собираются в стаи и летят в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края. Но не все птицы улетают в теплые края, многие остаются.

3. Обозначение проблемы  (загадки о зимующих птицах, беседа)

А вот что бы узнать какие это птицы я предлагаю отгадать загадки:

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу,

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой (Снегирь)

Воспитатель:

-Молодцы, ребята, это снегирь.  

- Скажите, а по каким словам загадки вы догадались, что это снегирь?  (Ответы детей)

- Любимое лакомство снегиря?  (Ягоды рябины)

- Знаете, ребята, не у всех снегирей грудка ярко-красная, а только у самцов, а вот у самочки  она темно-серая.

-  А как вы думаете, почему же самочка серенькая, да незаметная?

- Зачем ей скромный, незаметный наряд? (Ответы детей)

Воспитатель:

-  Самочка высиживает птенцов, ей надо, чтобы её не было видно разным хищникам.

-  Слушаем следующую загадку:

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По полям кочует —

Коноплю ворует  (Воробей)

Воспитатель:

-  Молодцы, ребята, это, конечно же, воробей. Зимой воробей часто питается тем, что ему предлагает человек: крошки хлеба, семечки.  Весной, летом и осенью воробей съедает большое количество насекомых – вредителей растений, принося тем самым большую пользу людям.

Следующая загадка:

Кто приносит на хвосте

Много разных новостей?

Всем расскажет все до срока

Белобокая ...(сорока)

Воспитатель:

-  Благодаря сороке, ребята, жители леса заранее узнают о приближении хищника или человека и могут позаботиться о своей безопасности. Молодцы, ребята, все загадки отгадали. А теперь давайте скажем, как называются эти птицы (зимующие).

-   Посмотрите на экран  и назовите зимующих птиц

(воробьи, голуби, синицы, сороки, снегири, дятел)

- А почему они не улетают в теплые страны, что помогает им выжить в нелегких зимних условиях? Чем они питаются?  (Ответы детей)

Воспитатель:

-  Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов. Питаются семенами еловых и сосновых шишек, ягодами.

4. Физкультурная минутка:

Насекомые пропали

Птицы в лесу заскучали. (взмахи руками)

Стали думать и гадать,

Как беды им избежать? (пальцы рук к вискам головы, покачивание            головы вправо-влево)

Вместе собрались,

Стаей назвались. (дети встают в круг, взявшись за руки.)

Дружно взлетели,

На юг полетели  (поворачивают направо, машут руками, бегут по кругу.)

Вот и южные края,

Долетели мы друзья! (поворачивают налево, летят дальше.)

Вы устали, отдохните.

Насекомых поищите  (садятся на свои места.)

Рефлексия

О каких птицах мы беседовали?

Что нового вы узнали о перелетных зимующих птицах?

Что понравилось? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Перелетные птицы"

Углубление знаний детей о перелетных птицах....

Конспект «Беседа о птицах»

Конспект «Беседа о птицах» в подготовительной группе № 4. Цель: привлечение внимания к проблемам в недостатке кормовой базы и сокращение мест обитания зимующих и гнездящихся птиц на территор...

Беседа " Покормите птиц зимой".

Цель: Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах. вызвать желание помогать им в трудных зимних условиях. Задачи: Формировать знания детей о птицах, как о живых существах, дать...

ПТИЦЫ ВЕСНОЙ (обобщающая беседа о птицах (скворец, утка)

З а д а ч и: способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах в весенний период (прилет птиц, гнездование, выведение птенцов, забота о них, помощь человека); развитию умения использ...

Конспект занятия по экологии №19 в подготовительной группе Тема: «Беседа «Как животные приспособились к зиме»

Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе «Беседа «Как животные приспособились к зиме»...

Беседа о птицах с детьми второй младшей группы «Мы дружим с птицами»

Программные задачи:-Закрепить знания детей о зимующих птицах, учить правильно называть птиц (грач, ласточка, снегирь, скворец, соловей, сорока).-Учить устанавливать простейшие связи меж...