Игры в период адаптации к ДОУ
картотека (младшая группа)

Михайлова Анна Олеговна

В картотеке (которую легко можно разрезать на карточки) представлены игры, в которые желательно играть с детьми в период адаптации к детскому саду. Картотека составлена на основе прогруммы А.С. Роньжиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_v_period_adaptatsii_k_dou_ronzhina.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

БОЖЬИ КОРОВКИ

- Ребята, давайте сами превратимся в божьих коровок. Мы вокруг себя покружились. И в божьих коровок превратились.

- Божьи коровки, покажите мне ваши головки, носики, ротики. Ручки-крылышки, ножки, животики (кружатся, показывают названные части тела).

- Замечательно! А теперь мы поиграем в игру «Божьи коровки и ветер». Светит солнышко, божьи коровки ползают по листочкам (дети встают на четвереньки и ползают по полу).

- Подул злой холодный ветер, перевернул жучков (дети переворачиваются на спину, шевелят расслабленными ногами и руками).

Если воспитатель наблюдает у кого-то из детей напряженные, скованные, резкие движения, то он может поглаживанием и легким встряхиванием помочь ребенку снять излишнее напряжение.

- Подул добрый теплый ветерок, помог перевернуться жучкам (дети снова встают на четвереньки и ползают).

Игра повторяется 2-3 раза.

-Теплый ветер подул сильнее, поднял божьих коровок в воздух, и они полетели.

(Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бегают, плавно машут руками, жужжат)

- Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки! (дети бегут в объятия к воспитателю).

МЯЧ 

Воспитатель предлагает детям поиграть в прятки. Он читает стихотворение. Дети прыгают. На слова: «не угнаться за тобой» - дети разбегаются по группе и прячутся. Воспитатель ищет детей. Найденный ребенок должен сказать, где он прятался (под столом, за креслом, в углу и т.п.). Игра повторяется 2-3 раза.

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Жёлтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и звонко топал.

Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.

А потом ты покатился
И назад не воротился.

Покатился в огород, докатился до ворот,
Подкатился под ворота, добежал до поворота.

Там попал под колесо.
Лопнул, хлопнул - вот и все!

ЛИСТОПАД 

Представьте, что вы - кленовые листочки. Пришла осень - пора листопада, ветер сорвал листочки с деревьев, и они закружились в воздухе. Покажите, как танцуют листочки на ветру (дети, изображая полет листьев, плавно движутся под музыку).

Воспитатель читает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Листопад, листопад,                         Кружатся, изображая листочки.

Листья желтые летят,                       Подбрасывают листочки вверх.

Под ногой шуршат, шуршат,           Ходят по листочкам.

Скоро станет голым сад.                  Ложатся на пол и слушают музыку.

ЕЖИК

Выбирается ребенок, который будет изображать ежа. Он садится и обхватывает руками колени (или ложится и сворачивается калачиком). Воспитатель и остальные дети встают вокруг него и поют песенку.

Шли по лесу не спеша.

Вдруг увидели ежа.

- Ежик, ежик, — мы друзья,

Дай погладить нам тебя.

Все наклоняются и ласково прикасаются к «ежику».

Игра повторяется 2-3 раза. Чтобы каждый ребенок побывал в роли ежа, можно предложить сесть в центр круга сразу нескольким детям.

Потешка «ПРОГУЛКА В ЛЕС»

Воспитатель рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Шагают наши ножки

По камушкам, по камушкам,

По кочкам, по кочкам

По маленьким листочкам,    

В ямку — бух!

Движутся обычным шагом

Движутся большими шагами

Выполняют прыжки с продвижением вперед

Движутся мелкими шажками

Приседают на корточки

С целью развития произвольного контроля за действиями воспитатель обращает внимание детей на то, что нужно приседать на корточки, а не просто садиться на ковер или падать на колени.      

Потешка «ЗАЙКА»

Воспитатель рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Зайка серенький сидит и ушами шевелит

Вот так, вот так он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть:

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать: Прыг-скок, прыг-скок,

Надо зайке поскакать.

Садятся на корточки, прикладывают кисти рук к голове, сгибают и разгибают ладони.

Встают, ритмично, хлопают в ладоши.

Прыгают на месте.

Потешка «СНЕГОВИК»

Воспитатель задает вопросы: «Какое сейчас время года? А чем вы занимаетесь зимой на улице? Катаетесь на санках, лепите снеговиков. А зайчиков вы умеете лепить? Я вас научу. Давайте соберем побольше снега - и начнем лепить».

Все делают вид, что сгребают снег ладошками.

Воспитатель рассказывает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Мы слепили снежный ком

Ушки сделали потом

И как раз вместо глаз

Угольки нашлись у нас

Зайка вышел как живой:

Он с хвостом и головой

За усы не тяни

Из соломинок они:

Длинные, блестящие,

Словно настоящие

Имитируют лепку.

Изображают уши, прикладывая кисти рук к голове.

Подносят к глазам указательный и большой пальцы, соединенные в кольцо.

Ритмично хлопают в ладоши.

Приседают, качают головой.

Показывают усы, грозят указательным пальцем.

Ритмично хлопают в ладоши.

ЛИСА И ЗАЙЦЫ

Воспитатель показывает игрушечную лису и говорит:

- Сейчас вы превратитесь в зайчат. Зайчикам нужно быть осторожными, ведь где-то притаилась лиса. Пока звучит музыка, вы прыгайте, веселитесь, но как только музыка остановится, и вы услышите слова: «Лиса идет», сразу приседайте и сидите тихо. Кто пошевелится, того лисичка увидит.

Воспитатель включает и выключает музыку несколько раз, по окончании игры хвалит детей.

Некоторым детям сложно сдержать желание убежать, спрятаться, им трудно сидеть неподвижно, молча. Воспитатель может предупредить малышей, что сидеть нужно тихо, пока он не сосчитает до трех.

Потешка «ПУЗЫРИ»

Дети садятся в круг. Воспитатель поет песенку «Ладушки-ладошки» и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Ладушки - ладошки, звонкие хлопошки

Хлопали в ладошки, хлопали немножко

Да..

Пену мешали, пузыри пускали

Пузыри летали, деток забавляли

Да

Кулачки сложили, кулачками били

«Тука-тука, тука-тук!»

«Тука-тука, тука-тук!»  

Да.

Ладушки плясали, Деток забавляли,

Так они плясали, деток забавляли

Да

Ладушки устали, ладушки поспали

Баю-баю-баюшки

  баю-баю-ладушки

Да…

Ритмично хлопают в ладоши.

Кладут ладони на колени.

Имитируют движения.

Кладут ладони на колени.

Складывают ладони в кулачки.

Стучат кулачками друг о друга.

Сжимают и разжимают кулачки.

Кладут ладони на колени.

Ритмично хлопают в ладоши.

Кладут ладони на колени.,

Кладут ладони, сложенные «лодочкой» под правую, затем под левую щеку.

Кладут ладони на колени.

ПУЗЫРЬ

Все берутся за руки и встают в маленький круг. Воспитатель рассказывает стишок и не спеша отступает назад. Дети повторяют за ним.

Надувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!

Круг расширяется, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!» Тогда все хлопают в ладоши, хором говорят: «Хлоп!», сбегаются в маленький круг и снова берутся за руки.

Игра повторяется 2-3 раза.

Потешка «МУЗЫКАНТЫ»

Дети садятся на стульчики и повторяют за воспитателем слова и движения.

На пианино: ля-ля-ля,

Так музыканты играют.

На барабанах: бам, бам, бам,

Так музыканты играют.

А на трубе: ду-ду-ду,

Так музыканты играют..

А колокольчики: динь, динь.  динь,

 Так музыканты играют.

А на гармошке: тра-ля-ля,

Так в детском саду мы играем.

Шевелят пальцами.

Шлепают ладонями по коленям

Изображают игру на трубе

Встряхивают расслабленными кистями рук

Сводят и разводят кулачки

МИШУТКА

В игре используется мягкая игрушка «Мишка».

Воспитатель от имени игрушки задает детям вопросы: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мишка. А фамилия моя - Топтыгин. А как вас зовут?

Дети называют свои имена и фамилии, пожимают «Мишке» лапку.

- Ребята, а вы знаете, где я живу? А где я сплю зимой? Правильно, в лесу, в берлоге. Давайте возьмемся за руки и встанем в круг - это будет моя берлога. Кто хочет быть медвежонком и вместе со мной спать в берлоге?

Ребенок, играющий роль медвежонка, берет Мишку, ложится в центр круга и закрывает глаза.

Воспитатель и остальные дети водят вокруг него хоровод и поют:

Медвежонок, медвежонок спит в своей берлоге.

Громко не кричите, Мишку не сердите,    -

Тихо подходите, ласково будите.

Дети и воспитатель подходят к «медвежонку» и «будят» его (аккуратно, ласково прикасаются к нему, гладят). «Медвежонок» открывает глаза и улыбается.

-Мишка проснулся, друзьям улыбнулся, сладко потянулся.

Все поднимают вверх сначала левую, потом правую руку, встают на носочки. 

Игра повторяется 2-3 раза. Чтобы каждый ребенок побывал в роли медвежонка, можно предложить лечь в круг сразу нескольким детям.

Потешка «СНЕГ»

Дети садятся на стульчики. Воспитатель рассказывает стишок и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Как под горкой

Снег, снег

И на горке

Снег, снег,

А под снегом

Спит Медведь,

Тише, тише,

Не шуметь.

Подставляют ладонь под кулачок.

Опускают руки, шевелят пальцами.

Кладут ладонь на кулачок.

Опускают руки, шевелят пальцами.

Подставляют ладонь под кулачок.

Кладут ладони, сложенные «лодочкой», под щеку.

Разводят руки в стороны,  переступают с ноги на ногу.

Подносят к губам указательный палец одной, затем другой руки.

Грозят указательным пальцем.

НЕПОСЛУШНЫЕ МЫШАТА

Давайте с вами поиграем. Я буду мамой-Мышкой, а вы будете непослушными мышатами, мышками-шалунишками, будете делать все наоборот.

Непослушные мышата Маму слушать не хотят

Ножками потопайте

Ручками похлопайте

Головкой покивайте

Со мною поиграйте

Нет, нет, нет!

Нет, нет, нет!

Нет, нет, нет!

Нет, нет, нет!

- Ах, какие озорные, непослушные мышата!

Со мною не играйте.- Будем, будем, будем!

Головкой не кивайте.- Будем, будем, будем!

Ножками не топайте.- Будем, будем, будем

Ручками не хлопайте.- Будем, будем, будем!

Топают ногами.

Кивают головой.

Прыгают на месте.

Хлопают в ладоши.

 

МЫШКИ И ЧАСЫ  

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час. 

Раз, два, три, четыре!

Мыши дернули за гири,

Раздался тут страшный звон:

Бим, бом, бим, бом!

Убежали мыши вон!

Идут на четвереньках к часам, шлепая ладошками по полу в ритм стиха.

«Дергают за гири» правой рукой. «Дергают за гири» левой рукой.

Закрывают ладонями уши.

Ритмично хлопают в ладоши.

Отползают на четвереньках (спиной вперед) к своим стульчикам.

Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель следит, чтобы дети выполняли движения в соответствии с ритмом стиха. Можно усложнить игру: читать стихотворение то быстрее, то медленнее, делать неожиданные паузы.

КОШКА И КОТЯТА

- Давайте поиграем, я буду мамой-кошкой, а вы – котятами.

- Котята, скоро мы пойдем гулять во двор. Во дворе живет собака, вы должны уметь защищаться. Сейчас мы будем учиться шипеть и выпускать коготки.

Все садятся на корточки, сжимают пальцы в кулаки, произносят: «Ш-ш-ш», затем разжимают кулаки, разводят пальцы («показывают коготки») И произносят: «Мяу».

Упражнение повторяется 2-3 раза.

- Пора выходить на прогулку. Будьте внимательны, а когда услышите слово «собака», защищайтесь, как я вас учила.

Дети ходят на четвереньках по группе. По сигналу «Собака!» дети выполняют вышеописанное упражнение.

Игра повторяется 2-3 раза.

КОШКА И КОТЯТА 2 вариант

Воспитатель: «Котята заигрались с бабочкой и не заметили, как убежали из своего двора. Они потерялись. Уже наступал вечер. Котята замерзли (дети съеживаются), проголодались (поглаживают животики). Где-то неподалеку залаяли собаки (тревожно оглядываются по сторонам). Им стало страшно. «Где же наша мама?» - спрашивают котята (разводят руками, спрашивают: «Где же наша мама?», говорят, что им страшно)».

Воспитатель: «Вдруг котята услышали мяуканье мамы-кошки. Они очень обрадовались (изображают чувство радости)»

Котята побежали на мамин голос (передвигаются на четвереньках). Но вот перед ними ручей (останавливаются), а мама кошка стоит за ручьем (мяукают). Котята потрогали лапкой воду («трогают воду» руками и ногами) - холодный ручей («стряхивают холодные капельки»), смотрят вниз (опускают голову вниз) - глубокий ручей (качают головой), посмотрели на другой берег (подносят руку к глазам, всматриваются вдаль) - широкий ручей (качают головой). Расстроились, загрустили котята (изображают грусть). «Что же нам делать?» - думают они (разводят руками, спрашивают: «Что же нам делать?»).

Воспитатель: «Вы сможете переплыть ручей! Плывите ко мне! Смелее!»

Один из детей ложится на животик и ползет к воспитателю (4-5 метров). Все его подбадривают. Воспитатель садится на колени, раскрывает объятия и встречает ребенка. Ребенок говорит «Я молодец, я переплыл ручей!» Все ему аплодируют.

Упражнение выполняется поочередно всеми детьми.

Потешка «БОЖЬЯ КОРОВКА»

Воспитатель рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Божья коровка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,  

Только не горелого!

Ритмично покачивают ладонями.

Делают взмахи перекрещенными кистями рук.

Машут кистями рук на себя.

Ритмично хлопают в ладоши.

Грозят указательным пальцем.

Потешка «МЫШКИ-ШАЛУНИШКИ»

Скачут мышки-шалунишки,        Прыгают на месте.

Кто на чашке, кто на крышке.

Тише, тише, тише, мышки,         Идут на носочках.

Не мешайте спать малышке!      Садятся на корточки,  кладут ладони, сложенные

                                                         «лодочкой»,  под щеку.

Потешка «МЫШКИ»

Все встают в круг. Воспитатель рассказывает текст и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Это – папа-мышь. Показывают большой палец.

Он большой и сильный. У него гладкая шерстка, Гладят большой палец. маленькие ушки Соединяют в кольцо большой и указательный пальцы.

и вот такой хвост! Максимально широко разводят руки, показывая длину хвоста. Это – мама мышь. Показывают указательный палец.

Она добрая и красивая. У нее гладкая шерстка, Гладят указательный палец. маленькие ушки Соединяют в кольцо большой и средний пальцы.

и вот такой хвост! Показывают хвост поменьше.

А это – мышка Малышка. Показывают мизинец.

Она хорошая и послушная. У нее гладкая шерстка, Гладят мизинец.

маленькие ушки Соединяют в кольцо большой палец и мизинец.

и вот такой хвостик! Показывают маленький хвостик.

ДОЖДИК И СОЛНЫШКО

дети ходят по комнате, изображая, что собирают листья. Как только воспитатель включает кассету со звуками дождя или дает команду «Дождик!», - дети бегут под большой зонт, который держит кто-нибудь из взрослых, и прячутся так, чтобы всем хватило места. Воспитатель может барабанить пальцами по поверхности зонта, имитируя звук дождя, слегка обрызгивать его из пульверизатора.

Шум дождя прекращается или звучит команда «Солнышко!» - дети выбегают из-под зонта.

Игра повторяется 2-3 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...

Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.

Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей,  а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материал...

Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.

В работе кратко представлена теория по успешной адаптации детей к ДОУ, а также предстален фотоотчёт по играм с детьми в период адаптации....

«Как помочь ребенку в период адаптации» Игры в период адаптации

При поступлении ребенка в д/с происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую много неизвестного....

Адаптация ребенка к ДОУ: игры в период адаптации. Во что играть дома в период адаптации к ДОУ

Материалы для родителей и педагогов адаптационных групп.1. Игра "Режим дня" с картинками2. Игра "Детский сад" с игрушками...