Особенности работы социальных педагогов и других специалистов с детьми, склонными к самовольному уходу из семьи/
материал

Кочевцева Ольга Алексеевна

Информация об особенностях работы социального педагога с детьми, склонными к самовольным уходам из дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_sots_ped.odt30.97 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы социальных педагогов и других специалистов с детьми, склонными к самовольному уходу из семьи

        В настоящее время образование и воспитание подрастающих поколений испытывает ряд проблем, которые трудно решать только силами школы и семьи. В условиях нестабильности общества очень велика роль социальных учреждений, таких как: школа-интернат, приют, кризисные центры. Работа с детьми в социальных учреждениях должна строиться по принципу оказания помощи и поддержки в трудной, кризисной ситуации. Она всегда предполагает два направления – оказание помощи ребенку и изменение отношений в семье. Главная задача всех специалистов – сделать всё, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, умению выживать в любых условиях, строить новые взаимоотношения с семьей и гармонично развиваться.

        Комплексность проблем, возникающих в процессе социально-педагогической работы с детьми с девиантным поведением, требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу. Это обусловлено тем, что в поле зрения общеобразовательных учреждений находятся практически все дети, поскольку они обязаны посещать школу. Даже, если ребенок не обучается в школе, социальный педагог имеет возможности и полномочия выявлять таких детей, проживающих в микрорайоне, который она обслуживает. Именно поэтому школа может обеспечить наиболее полное выявление детей, оказавшихся в социально опасной ситуации.

        Организационные социально-педагогические технологии в целом направлены на выявление детей склонных к самовольным уходам, побегам, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации.

        Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются:

1. Аналитико-диагностическое. Социально педагогическая диагностика с целью выявления социальных и личностных проблем ребенка: изучает личность ребенка, его индивидуальные особенности, школьную документацию, медицинскую карту, жилищно-бытовые условия, особенности развития и воспитания ребенка, семейных отношений, образовательный уровень семьи, воспитательные ресурсы, анализируем, систематизирует полученную информацию для постановки социального диагноза и координации работы по различным направлениям деятельности, проводит мониторинг социальной ситуации развития ребенка.

2. Социально-правовое. Социально-педагогическая защита прав ребенка - выявляются и поддерживаются учащиеся, нуждающиеся в социально- педагогической поддержке.

3. Консультативное. Социально-педагогическое консультирование учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, их профессиональном самоопределении, предпрофильной подготовке, консультирование родителей, педагогов, классных руководителей, по решению социально-педагогических проблем ребенка.

4. Профилактическое. Социально-педагогическая профилактика и коррекция - способствует своевременному выявлению и предупреждению фактов отклоняющегося поведения учащихся, формированию потребностей в ведении учащимся здорового образа жизни, проводим профилактическую работу с учащимися, состоящими на учете в школе, отделе по делам несовершеннолетних при городском отделе милиции, повышаем уровень правовой культуры учащихся и родителей.

5. Методическое. Организационно-методическая деятельность - проводится анализ своей социально- педагогической деятельности, с целью повышения педагогического мастерства, участвуем в работе педагогических советов школы, школьном факультете повышения квалификации, методических объединениях классных руководителей, по социально- педагогическим проблемам, участвуем в городских методических объединениях социальных педагогов, изучаем новинки методической литературы по социальной педагогике, достижения науки и практики, проводим социально-педагогические исследования, участвуем в конкурсах педагогического мастерства: городских, региональных, всероссийских.

        Направления деятельности социального педагога обуславливают необходимые этапы и составляющие социально-педагогической технологии, такие как:

1) Формирование банка данных детей и подростков, склонных к самовольным уходам и побегам.

        Данная функция выделяется в деятельности специалиста социального учреждения как ключевая, так как позволяет организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних.

        Социальный педагог выступает в качестве исследователя и организатора должностного, подчас формального взаимодействия различных организаций, призванных оказывать помощь детям. Формируя банк данных, специалист соблюдает принципы конфиденциальности и тайны ребенка, информацией пользуется только для служебных целей. Осуществляя сбор данных, социальный педагог дифференцирует проблематику детей и молодежи, ситуаций, в которых они оказались, и тем самым осваивает необходимый элемент профессиональной адаптации – эмоциональное принятие и переживание детских проблем.

2) Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков.

        Данная функция необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных.

Для этого проводится работа с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями, лицами, их замещающими с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок.

Социальный педагог:

  • изучает индивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций;
  • исследует условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка.
  • использует в работе апробированный и утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики.

3) Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком и группой.

        По результатам диагностики специалист учреждения определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.

  • Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении.
  • Групповые программы разрабатываются для решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики.

        Индивидуальные и групповые программы разрабатываются с привлечением представителей всех необходимых для разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов.

        Социальный педагог является посредником между учащимся и образовательным учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов, выступает одновременно в нескольких ролях.

4) Обеспечение условий реализации программ.

        На данном этапе социальный педагог организует, координирует, контролирует и принимает участие в реализации групповых и общественных программ; отслеживает результаты, информирует: комиссию по делам несовершеннолетних, директора школы о ходе выполнения программ, педагогический коллектив, начальника управления образования о результатах взаимодействия внутришкольных структур по выполнению программ.

5) Консультирование.

        Данная функция предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей, склонных к самовольным уходам и побегам. С этой целью социальный педагог проводит консультации для несовершеннолетних, родителей и лиц, их замещающих, учителей и других специалистов. Консультирование выступает в качестве: инструмента организации контактов с потенциальным клиентом; способа оказания помощи и социально-психологической поддержки ребенку, переживающему определенные проблемы с алкоголем, наркотиками, другими веществами, всем несовершеннолетним с девиантным поведением (склонность к самовольным уходам, побегам).

6) Межведомственные связи.

        Социально-педагогическая деятельность осуществляется в тесном контакте с психологом и другими специалистами службы, а также ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних, другими задействованными в этой работе лицами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы социального педагога по работе с семьями «группы риска»

В материале представлен опыт работы социального педагога с семьями "групы риска" в детском саду с круглосуточным прибыванием для детей с диагнозом туберкулиновая интокцикация....

Из опыта работы социального педагога по работе с семьями «группы риска»

В материале представлен опыт работы социального педагога с семьями "групы риска" в детском саду с круглосуточным прибыванием для детей с диагнозом туберкулиновая интокцикация....

Проект «Активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов для создания единой информационной среды »

"Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать" Сеймур ПайпертПроект разработан в Излучинском МБДОУ ДСКВ...

Особенности работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с детьми, имеющими множественные нарушения развития,в условиях Центра Социальной Реабилитации Инвалидов Выборгского района.

Одно из условий успешной реабилитации детей, имеющих сочетание нескольких патологий, это совместная работа разнопрофильных специалистов - дефектолога, логопеда, психолога. Некоторые аспекты этой работ...

Круглый стол для специалистов структур систем профилактики по обмену опытом работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, в том числе по предупреждению самовольных уходов из организаций

Причины и профилактика самовольных уходов воспитанников из детских образовательных учреждений.Побег – это признак неразвитого еще логического аппарата, можно сказать, детская игра в прятки. Но она хоч...

РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только её возможности в сфере духовно-пр...

Мастер-класс для педагогов «Игровые технологии в работе социального педагога в работе ДОУ с семьей»

Дошкольник – не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов.  Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.Семья и детский...