План самообразования на тему: "Развитие мелкой моторики дошкольников"
материал (средняя группа)

Зульфикарова Исбаният Абдурагимовна

Развитие мелкой моторики дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya21-22.docx37.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №14

                     

                                                                     

Индивидуальный план профессионального развития

Зульфикаровой Исбаният Абдурагимовны

2021-2022г

Тема:

Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников»

Ханты-Мансийск

2021

Актуальность темы:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. 

В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.

Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.

     И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Цель: развитие мелкой моторики и координации рук у детей  4-5 лет  через различные формы, методы и приемы.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей  дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов
  3. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Реализация данной темы рассчитана на 1 год

(2021 – 2022 учебный год)

Формы и методы самообразования:

Индивидуальная

Работы над повышением профессионального и методического уровня

Групповая

Участие в деятельности жизни сада, разработка конспектов НОД, выступления с докладами на педсоветах,

Работа с семьями воспитанников

Памятки, консультации, собрания.

Этапы работы

Этапы работы над планом

Содержание  работы

Практическая деятельность

1.Организационно - диагностический

Выбор и определение темы самообразования

Планирование работы по теме самообразования

Изучение книг, статей по теме, дополнительной информации из опыта работы других воспитателей, методической литературы, интернета.

Изучение, внедрение и реализация новых современных образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов.

Пополнить портфолио педагога.

Разработка плана по самообразованию на год.

Создание условий для использования в воспитательной работе разнообразный материал ,игры.

Выставка для родителей.

Публикация учебно-методического материала на сайтах работников дошкольного образования.

Создание мини-сайта и портфолио.

Изучение методической литературы.

Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Кольцова М.М «Развитие моторики»

Елена Данилова «Пальчиковые игры»

2.Практический

Внедрение в практику. Формирование методического комплекса.

Пополнять уголок мелкой моторики: раздаточными, демонстрационными материалами, дидактическими играми, предметами, мозаикой, шнуровками и.т.д.

В зоне изобразительной деятельности: пластилин, раскраски, карандаши, краски, трафареты, бумага, природный материал и т.д. В театральной зоне: разные виды театра, в том числе пальчиковый, рисунки фигурок из пальцев. Для развития и коррекции зрительно - пространственной ориентации имеются мелкие игрушки, крышечки, мелкий конструктор геометрические фигуры.

Прогнозирование результатов.

Участие на  конкурсах, практикумах.

Продолжить изучение книг, статей по теме, дополнительной информации из опыта работы других воспитателей, методической литературы, интернета.

Пополнять методическую копилку статьями по теме самообразования.

Продолжить работу по самообразования по плану.

Разучивать пальчиковые игры, гимнастику.

Сделать выставку для родителей.

Провести консультацию для родителей.

Создание совместных выставок с родителями из различных материалов

Сделать выставку для родителей.

Провести консультацию для родителей.

3.Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Участие и результаты в муниципальных, и всероссийских конкурсах.

Ведение персонального сайта

http://nsportal.ru/isbaniyat

Консультативная помощь воспитанникам и родителям.

Оформление результатов работы.

4.Внедренческий

Распространение опыта работы.

Обмен опытом с педагогами.

Продолжать создавать условия для использования в работе простых игр по мелкой моторике, коррекции движения пальцев рук.

Пополнять уголок моторики раздаточными, демонстрационными материалами, дидактическими играми.

Продолжить изучение книг, статей по теме, дополнительной информации из опыта работы других воспитателей, методической литературы, интернета.

Пополнять методическую копилку статьями по теме самообразования.

Сделать выставку для родителей.

Провести консультацию для родителей.

План самообразования

Содержание работы

Сроки

1.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Кольцова М.М «Развитие моторики»

Елена Данилова «Пальчиковые игры»

Сентябрь 2021г.

2.

Составление картотеки  по теме.

В течение года

3.

Участие  различного уровня конкурсах в том  числе и воспитанников   по теме самообразования.

В течение года

4.

Пополнение предметно-развивающей среды в группе.

Сентябрь - май

5.

Подготовка консультации для родителей по теме самообразования.

В течение года

6.

Ведение персонального сайта http://nsportal.ru/isbaniyat

В течение года

7.

Отчет на педагогическом совете по теме самообразования

Май

План работы с родителями и с детьми

Сентябрь

-Изучить литературу и опыты работ по данной теме.

-Создание картотеки пальчиковых игр

- Памятка для родителей «Для чего нужны пальчиковые игры»

 Повышение своего уровня знаний, профессионального.

Обогащение развивающей среды.

Привлечь внимание родителей к данной теме

Октябрь

-«Игры на развитие мелкой моторики рук»- памятка для родителей

-Заучивание пальчиковых игр: «Замок»,

 «Солим капусту»,

"Пальчики, здравствуйте!"

-Д/и. : «Шнуровка».

Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей.

Развитие мелкой моторики рук. . Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева" развитие усидчивости терпения

Ноябрь

 

 

- Оформление буклета для родителей «Для чего нужны пальчиковые игры»

-Заучивание пальчиковых игр: «Листопад», «Дождик»

«Деревья»

-Заучивание стихов об осени по мнемотехнике.

Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развитие мелкой моторики

Декабрь

-Заучивание пальчиковых игр : "Новогодние игрушки"., Снежок, «Дедушка Мороз»

Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.

Январь

Консультация для родителей «Пальчиками играем – стихи повторяем»

-Настольная игра «Мозаика».

-Заучивание пальчиковых игр: «Елка», «Сосульки», «Как под горкой снег».

Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста

Развитие координации движений пальцев ведущей руки; Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам

Февраль

- Изготовление папки-передвижки «Ум ребенка на кончиках пальцев»"

Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок

Показать родителям взаимосвязь развития мелкой моторики и интеллектуального развития

Развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей.

Март

Работа с конструктором Лего.

Заучивание пальчиковых игр: «Наши мамы», «тесто»,

«компот»

Развивать мелкую моторику ребенка, воображение.

Развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук.

развивать моторику руки, выполняя имитационные

движения в сопровождении стихотворного текста

Апрель

- Памятка для родителей

«Значение игр с крупой, бусиной, пуговицами для развития мелкой моторики детей»-

-Заучивание пальчиковых игр: «Большая стирка», »Рыбка»

Повысить компетентность родителей по  данной теме.

Развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении.

Май

-Рисование по трафаретам.

-Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

 Развивать фантазию и воображение

Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.

Список использованной литературы:

1.Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали. Учебное пособие для родителей и воспитателей – Дмитров: Карапуз, 2003

2.Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Практическое пособие / Сост. Л.В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004

3.Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок Дошкольная педагогика. – 2008 №7. – (С. 33-37.)

4. Игры для малышей от 2 до 6 лет / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999. – 160 с

5.Коноваленко. В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика Комплекс упражнений – М.: ООО «Гном-пресс», 2000

6. Любина, Г. Как учить стихи… играючи // Дошкольное воспитание. – 2000. - №1. – (С. 56-58.)

7.Мальцева И.В. Пальчиковые игры для детей. Издательство «Азбука-Классика», 2008

8. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой

9. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – М.: Издательство «Родничок», 2001

10.Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – (С. 34-36.)

11.Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками – М.: 2004-20с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по плану самообразования на тему "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников"

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формиров...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План самообразования на тему: "Развитие связной речи у дошкольников"

К началу обучения в школе ребёнок должен овладеть всей системой родного языка, т.е к семи годам он должен обладать достаточным уровнем развития словаря, грамматического строя речи, фонетико - фонемати...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников младшей группы»

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников младшей группы»...

План самообразования на тему: "Развитие мелкой моторики рук дошкольников через нетрадиционную технику рисования."

Тема: " Развитие мелкой моторики рук дошкольников через нетрадиционную технику рисования"...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы»

В дошкольном возрасте работа по развитию  именно мелкой  моторики и координации движений руки должна стать важной частьюразвития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подгото...

План самообразования на тему "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"

Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет поисковое ориентирование, что потребность ребенка в новых впечатлени...