План самообразования на тему: "Развитие связной речи у дошкольников"
методическая разработка на тему
К началу обучения в школе ребёнок должен овладеть всей системой родного языка, т.е к семи годам он должен обладать достаточным уровнем развития словаря, грамматического строя речи, фонетико - фонематической стороны языковой деятельности, связной диалогической и монологической речи.
Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решение задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
В дошкольном возрасте ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, который строится по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка в овладению связной монологической речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, разделённых по функционально – смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.
Развитие связной речи реализовать через различные организационные формы работы: занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые), игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные и подвижные и т.д.) интегрированные занятии.
Формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого развития ребёнка.
Цель методической работы: поиск путей совершенствования педагогической работы по развитию связной речи.
Задачи: Развивать связную речь дошкольников. Учить связно и последовательно, выразительно пересказывать небольшие рассказы, сказки. Проанализировать методические подходы и развитию связной речи; Разработать основные направления и содержание воспитательно – образовательной работы с дошкольниками. Учить по образцу рассказывать о предмете. Учить составлять свои небольшие рассказы из личного опыта. Совершенствовать диалогическую форму речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию воспитателя МБДОУ «Бэлэкэч». Пляшевой Г.А.
Тема: «Развитие связной речи у дошкольников»
Введение:
К началу обучения в школе ребёнок должен овладеть всей системой родного языка, т.е к семи годам он должен обладать достаточным уровнем развития словаря, грамматического строя речи, фонетико - фонематической стороны языковой деятельности, связной диалогической и монологической речи.
Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решение задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
В дошкольном возрасте ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, который строится по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка в овладению связной монологической речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, разделённых по функционально – смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.
Развитие связной речи реализовать через различные организационные формы работы: занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые), игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные и подвижные и т.д.) интегрированные занятии.
Формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого развития ребёнка.
Цель методической работы: поиск путей совершенствования педагогической работы по развитию связной речи.
Задачи: Развивать связную речь дошкольников. Учить связно и последовательно, выразительно пересказывать небольшие рассказы, сказки. Проанализировать методические подходы и развитию связной речи; Разработать основные направления и содержание воспитательно – образовательной работы с дошкольниками. Учить по образцу рассказывать о предмете. Учить составлять свои небольшие рассказы из личного опыта. Совершенствовать диалогическую форму речи.
Используемая литература:
- Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников».
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с художественной литературой».
- Шорохова О.А. «Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников».
- Журнал «Воспитатель в ДОУ».
2014 – 2015 год.
Ноябрь.
Тема: «Развитие речи по средствам дидактических игр по ПДД»
Содержание и работы: Уточнение знаний об активизации и обогащении словарного запаса детей посредством дидактических игр по ПДД.
Формы работы: Картотека дидактических игр для изучения ПДД с детьми.
Декабрь.
Тема: «Проведение проблемной ситуации по составлению описательного рассказа «Путешествие в страну загадок». Проведение артикуляционной гимнастики, кинезиологических упражнений.
Содержание и работы: развитие артикуляционного аппарата , памяти, внимания, мышления, усидчивости. Формирование фонематического слуха и восприятия. Обучение описательного рассказывания.
Формы работы: Консультация для родителей «Развитие связной речи детей среднего возраста».
Январь.
Тема: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста».
Содержание и работы: Подбор и изучение литературы по теме, сюжетных картин, рассказав, дидактических игр и упражнений.
Формы работы: Памятки для родителей по обучению связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Февраль.
Тема: «Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей дошкольного возраста».
Содержание и работы: Обучение детей внимательно слушать воспитателя; видеть и выделять положительные и отрицательные черты сказок и героев этих сказок; учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки.
Формы работы: Создание самодельной книжки детьми и воспитателем по произведением русских народных сказок.
Март.
Тема: «Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам»
Содержание и работы: Учить детей исследовательским действиям при рассматривании картины: пополнять и активизировать словарный запас детей.
Формы работы: Посещение родителями деятельности воспитателей детей по работе над составлении рассказов по картине.
Апрель.
Тема: «Освоение дидактических игр. Упражнение на улучшение связной речи»
Содержание и работы: Активизация и обогащение словаря.
Формы работы: Изготовление родителями и детьми книжки – малыжки и различных дидактических игр,
Май.
Тема: Посещение открытых занятий. Показ итогового занятия.
Содержание и работы: Составление анализа просмотренных занятий.
Формы работы: Деление опытом с коллегами. Показ занятия для родителей.
2015-2016 год.
Сентябрь.
Тема: Развитие связной речи дошкольников.
Содержание и работы: Подбор и изучение литературы по теме; разнообразие сюжетных картинок; подбор различных дидактических игр и упражнений.
Формы работы: консультации для родителе по развитию связной речи детей дошкольного возраста.
Октябрь.
Тема: «Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов «Петушок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова.
Содержание и работы: Содержание связному и последовательному пересказу, отбражать последовательность событий; обогащение и активизация словарного запаса дошкольников; развивать связную речь детей.
Формы работы: Памятки для родителей по обучению детей связной речи.
Ноябрь.
Тема: «Развитие связной речи через фототворчество»
Содержание работы: Беседы с детьми, как я провёл выходные дни с родителями. Сбор фотоматериала и информации по заданной теме.
Формы работы: оформление в родительском уголке детских рисунков «прогулка в лесу», а так же оформление фотостенда «выходные проведённые вместе с родителями».
Декабрь.
Тема: «Работа по составлению рассказа по сюжетным картинкам».
Содержание работы: учить детей внимательно всматриваться в картинки и выделять главное ; учить детей составлять связный рассказ картины с опорой на образец воспитателя; развивать словарный запас детей.
Формы работы: Беседы с родителями, какую важную роль в развитии связной речи играет рассказ детей из личного опыта, и как важно терпеливого и внимательно выслушивать ребёнка, когда он делится своими впечатлениями с вами.
Январь.
Тема: «Развитие связной речи через театральную деятельность».
Содержание работы: Изучение методической литературы о театрализованной деятельности в детском саду, развитие творческой самостоятельности детей, развивать выразительность в речи; развивать творческие способности детей дошкольного возраста.
Формы работы: Показ сказки «теремок» для детей младшей группы.
Февраль.
Тема: «Игры и упражнение для развитии речи» О.С. Ушакова.
Содержание работы: Развивать чёткую и выразительную речь детей; развивать слух; дифференция звуков, слов, предложений.
Формы работы: Подготовка дидактического материала.
Март.
Тема: «Проведение кинезиологических упражнений, комплекса артикуляционной гимнастики. Проведение игр по развитию речи «Кто это?», «Какое слово потерялось?» и т.д.»
Содержание работы: Вызвать интерес к слову, обучение детей вслушиваться в слова.
Формы работы: Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок». Обучение родителей артикуляционным упражнениям в домашних условиях.
Апрель.
Тема: «Создание авторской игры «Времена года».
Содержание работы: Игра направлена на развитии связной речи детей, уметь выделять особенности времён года, видеть и уточнять последовательность месяцев в году, развивать память., развития внимания, зрительного восприятия. Закреплять знани о природных явлениях.
Формы работы: Стихи и загадки каждого времени года.
Май.
Тема: «Подготовка к летней оздоровительной работе»
Содержание работы: Изучение методической и художественной литературы, а также интернет ресурсов по темам : «Лето», «Русские народные сказки»
Формы работы: загадки, потешки, рассказы, русские народные сказки.
2016 – 2017 год.
Сентябрь.
Тема: «Разучивание стишков, потешек»
Содержание работы: Подготовка картотеки по речевой гимнастики.
Формы работы: Развитие речевого дыхания, органов артикуляционного аппарата.
Октябрь.
Тема: «Игра – Я всё знаю о сказках»
Содержание работы: Вызвать интерес к к сказкам, учить передавать характер сказок, развивать связную речь дошкольников, обогащать и пополнять словарный запас детей.
Формы работы: Принесённые из дома любимые сказки и рассказ детьми, почему эта сказка им больше всего понравилась.
Ноябрь.
Тема: «Работа по составлению (придумыванию) загадок.
Содержание работы: Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь, воображение, мышление.
Формы работы: Консультации для родителей: «Использование загадок как средство формирования выразительности речи».
Декабрь.
Тема: «Разучивание считалок, загадок, пальчиковые игры».
Содержание работы: Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки чёткой, правильной, выразительной речи. Дифференция звуков, слов, предложений.
Формы работы: Считалочки, загадки, пальчиковые игры.
Январь – февраль.
Тема: «Работа над развитием речи, через театральную деятельность. Исценировки сказок «Колобок», «Кот и лиса».
Содержание работы; Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса,В передачи образа; Развитие речи эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.
Формы работы: Изготовление масок по сказкам.
Март.
Тема: «Совместное творчество детей и родителей»
Формы работы: Семейный конкурс «Загадай загадку – нарисуй отгадку».
Апрель.
Тема: «Работа над пересказами с использование опорных схем».
Содержание работы: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Формы работы: Проведение тематического занятия.
Май.
Тема: «Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Непослушный Ваня». Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам.
Содержание работы: Учить детей рассматривать картину и выделять её главные характеристики; учить детей исследовательским действиями при рассматривании картины; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.
Формы работы: Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по плану самообразования на тему "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников"
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формиров...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И....

План самообразования на тему: «Развитие связной речи посредством сюжетных картин в старшей группе»
К началу обучения в школе ребёнок должен овладеть всей системой родного языка, т.е к семи годам он должен обладать достаточным уровнем развития словаря, грамматического строя речи, фонетико - фо...
План самообразования на тему "Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста"
Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает во...

План самообразования на тему: «Развитие связной речи у средних дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».
План самообразования на тему: «Развитие связной речи у средних дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»....
План работы по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Развитие навыка связной речи посредством пересказа у детей старшего дошкольного возраста"
План работы по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Развитие навыка связной речи посредством пересказа у детей старшего дошкольного возраста"...

Самообразование на тему «Развитие навыков связной речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)»
В документе представлено самообразование по теме «Развитие навыков связной речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями ...
