«Дары Фрёбеля: система развития ребенка»
материал

Андрианова Елена Александровна

Круглый стол для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frebel.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

 «Дары Фрёбеля: система развития ребенка»

(Круглый стол для воспитателей)

- Здравствуйте, коллеги! Мы рады приветствовать вас сегодня. И начнем мы с вами нашу встречу с игры « Разноцветное настроение». Правила игры: надо выбрать любую понравившуюся форму (набор 11) ,нанизать ее на шнурок и сказать почему вы ее выбрали (Например, я выбираю красный шар – он  круглый и спокойный как мое настроение)

-Вот такое украшение из настроений у нас получилось, очень яркое и красивое! Спасибо!

- Мы переходим к теме нашего мастер-класса «Дары Фребеля» и задачами нашей встречи являются:

1.Знакомство с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля

2.формирование представления о возможностях применения игрового набора «Дары Фрёбеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

3.Вызывание интереса к игровой технологии и развитие творческой активности педагогов.

- Сегодня мы вам предлагаем отправиться в удивительную игровую страну, где мы вас познакомим с игровым пособием «Дары Фребеля»

Теоретическая часть (знакомство с дарами Фрёбеля)

В соответствии с ФГОС ДО образовательный процесс должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Успешному решению задач образовательной программы способствует развивающая технология «Дары Фрёбеля». Мало кто из педагогов задумывался, кто и для чего создал эту методику.

Это был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Вельгельм Август Фрёбель (1782 – 1852) - создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.

Ф. Фрёбель не только придумал сам термин «детский сад», но и привлек внимание общественности к необходимости заниматься с детьми дошкольного возраста. В термин «детский сад» Фрёбель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать, сохраняя при этом его врожденную природу («дети — цветы жизни!» и растить, воспитывать их должны «добрые садовницы»).

В детский сад он ввел разнообразные виды деятельности: подвижные игры, рисование, работа с мягкими материалами, конструирование.

Фридрих Фрёбель разработал и ввел первые пальчиковые игры, так популярные сейчас. Было это в 1844 году! Собрал сотни песен для занятий.

Кроме того, именно Фрёбель изобрел первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры, хорошо известные всем нам. Например, он считал очень полезным нанизывание на тесьму бусин разного цвета из керамики, стекла, дерева.

Ф. Фрёбель придумал задания для детей по плетению и вырезанию из бумаги, по оригами.

Фребёль изобрел систему раннего развития и ядром системы была игра. Система Фребеля получила признание во многих странах мира. Фребель считал, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая преподносится в игровой форме.

Фребель разработал первый в мире дидактический материал для дошкольников, который получил название -  «Дары Фребеля»

Игровой набор «Дары Фрёбеля» - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.

Если во времена Фрёбеля использовались всего 6 «даров», то в настоящее время «Дары Фрёбеля» представляют собой игровой набор из 14 модулей. «Дары» являются символическими элементами Вселенной,составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.

Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и текстиля). Каждый образовательный комплект упакован в отдельную деревянную коробку с номером.

№1 «Текстильные мячики» (Первый дар Фрёбеля).

Мячи разного цвета на ниточках.

Мяч используется как заменитель большого количества объектов окружающей среды. Что с ними можно делать? Покружить, покатать, потрогать, бросить. Мягкий шар – самый удобный для нежной детской ручки предмет. Неразвитые пальцы еще не умеют удерживать твердые угловатые предметы, поэтому лучше всего использовать мячик из шерсти. Игры с мячом помогают познакомить детей с цветами, дать первичное понимание формы.

Использовать можно с 3 месяцев.

Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности, изучение цвета, формы и качеств предметов, формирование пространственной ориентации.

 

- Поиграем с Вами в игру «Разноцветные лужицы»

Кольца из набора – это лужицы. Я читаю стихотворение, а вы передаёте мячикмячик-мячик– «ручеёк» друг другу по очереди. У кого в руках окажется «ручеёк» при произнесении «Лежал,лежал,лежал...», тот старается опустить его в лужицу, держа за верёвочку.Затем передаём его дальше. На словах «И сразу утонул!» игрок кидает мячик тому, кому захочет.

Бежал ручей по камушкам,

Бежал, бежал, бежал

Потом в глубокой лужице

Лежал, лежал, лежал

То снова он помчался вскачь,

То будто бы уснул...

Увидел речку – прыг туда

И сразу утонул!

№ 2 «Основные тела» (Второй дар Фрёбеля).

Шарик, кубик и цилиндр одинакового диаметра для освоения формы предметов.

Цель: знакомство с разными формами предмета, развитие умений анализировать, сравнивать и выявлять особенность фигур, формирование самостоятельных исследовательских навыков, пространственной ориентации.

Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра. Кубик по форме и по устойчивости является противоположностью шара. Шар рассматривался Фрёбелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и «единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того,как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара,и свойства кубика: он устойчив, если его поставить на основание, подвижен, если положить, он покатиться и т. д.

Знакомство с движениями предмета по траектории  различным направлениям. Находим сходства и различия предметов

№ 3 (Третий дар Фрёбеля) «Куб из кубиков»,

Кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогает понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть».

 Ребенок познает, что каждый предмет может состоять из разных деталей, которые вместе образуют единое целое.

Фребель ввел понятия формы. Жизненные формы – постройки окружающего мира, Форма красоты – постройка на плоскости.

№ 4 (Четвертый дар Фрёбеля) «Куб из брусков»,

Кубик тех же размеров, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой из которых равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны). Это способствует развитию у детей строительных способностей.

№ 5 (Пятый дар Фрёбеля)

«Кубики и призмы», «Кубики и призмы» - кубик, разделенный на 27 кубиков,причем 6 из них разделены на более мелкие части: треугольные призмы – 6 шт., призмы -12 шт.

Знакомим с понятиями - квадрат и треугольник, знакомим с объемными формами – куб, треугольная призма.

Развиваем воображение  и зрительно-моторную координацию.

№ 6 (Шестой дар Фрёбеля) «Кубики, столбики, кирпичики».

Кубик, также разделенный на кубики, столбики и кирпичики. Общее количество фигур - 33.

Цель: развитие элементарных практических логических и творческих способностей, пространственного мышления, умения исследовать, рассуждать, сравнивать, делать выводы, конструировать, выполняя различные строительные комбинации.

Вместе 4 набора составляют большой и сложный конструктор, состоящий из простых геометрических фигур.

№ 7 «Цветные фигуры»

8 геометрических фигур: равносторонние, равнобедренные и прямоугольные треугольники, круги, полукруги, ромбы и квадраты разного цвета.

Цель: изучение разных плоскостных геометрических фигур, их сортировка по цвету, упорядочивание по величине, тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, творческих и речевых способностей, игровой деятельности, подготовка руки к письму, способствовать развитию мышления и воображения, научить детей строить сложные фигуры, используя простые формы.

- Поиграем в игру «Автобус»

Мы отправляемся в путешествие на автобусе.

На каждом столе у участников лежит на углу справа белый лист и стоит тарелочка с различными цветными фигурками.

Задание: каждая команда, сидящая за столом вместе должна рассадить «пассажиров» – фигурки из тарелочки – в «автобусе» – на белом листе.

Я буду называть , куда класть фигурку, а вы сообщать будете выполнять. Положите на середине стола белый лист вертикально-это автобус. В автобусе будет 3 ряда: нижний, средний, верхний.

Слушайте инструкцию : пассажир синий квадрат сидит в верхнем ряду слева, пассажир зелёный круг сидит в нижнем ряду справа, пассажир жёлтый треугольник сидит в нижнем ряду слева, пассажир фиолетовый треугольник сидит в верхнем ряду справа, пассажир красный круг сидит в среднем ряду справа, пассажир  полукруг сидит в среднем ряду слева....

Все справились? Всех замечательно рассадили на свои места.

№ 8 «Палочки»

6 наборов палочек разной длины разного цвета.

Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме, соотношение количества и размера, обучение счету, используя палочки в качестве счетного материала, выполнение простейших математических действий, развитие творческих и речевых способностей, самостоятельной игровой деятельности, подготовка руки к письму.

№ 9 «Кольца и полукольца»

Кольца и полукольца 3-х разных размеров разного цвета.

Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, развитие творческих способностей – составление различных узоров и картинок, подготовка руки к рисованию и письму, развитие игровой деятельности ребенка. Познакомить детей с понятием «симметрия»; способствовать развитию детского воображения.

Модуль №10 «Фишки»

Фишки разного цвета.

Цель: сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме. Обучение счету с использованием фишек, выполнение простейших математических действий, развитие творческих способностей (составление узоров, картинок, развитие игровой деятельности.

Модуль №11 «Цветные тела»

Цилиндры, шары, кубы разного цвета, шнурок для нанизывания.

Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, изучение геометрических форм, развитие умений классифицировать, сортировать, выполнять задание по образцу, развитие речевых способностей и игровой деятельности.

№12 «Мозаика. Шнуровка»

Перфорированное поле, разноцветные продолговатые фишки на ножках, шнурки.

Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, умение действовать самостоятельно или по заданному образцу; изучение комбинаций форм и цветов, подготовка руки к рисованию, развитие речевых способностей и игровой деятельности.

№13 «Башенки»

Кубики, треугольные призмы (1/2 куба, полуцилиндры, куб с вырезом под цилиндр.

Цель: закрепление названий геометрических фигур, конструирование, объединение с модулями 3-6 позволит создавать сложные конструкции; развитие речевых способностей и игровой деятельности.

№14 «Арки и цифры»

Дуги разных размеров, кубики с цифрами.

Цель: развитие мелкой моторики рук и сенсомоторных навыков, творческих способностей (составление различных узоров и картинок, речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности

Задачи игрового набора «Дары Фрёбеля»:

Использование игрового набора развивает у детей способность наблюдать, развивает пространственное мышление, сенсорное восприятие. А также способствует развитию творческих способностей, развитию речи и зрительно - моторной координации. Дети играя, знакомятся с геометрическими фигурами, телами, числами, учатся сортировать, классифицировать, сравнивать, складывать, составлять последовательности.

К игровому набору «Дары Фрёбеля» прилагается комплект методических пособий, состоящий из 6 частей: методические рекомендации, отражающие особенности и возможности работы с игровым набором «Дары Фрёбеля» сегодня, и 5 методических рекомендаций по образовательным областям (согласно ФГОС ДО) с комплектами карточек-игр (всего 80 карточек). Комплект методических пособий открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации основной общеобразовательной программ дошкольного образования.

Игровой набор «Дары Фрёбеля» в практической деятельности с детьми можно использовать для:

- развития социальных и коммуникативных умений;

- сенсорного развития;

- развития мелкой моторики;

- развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

- формирования элементарных математических представлений;

- развития логических способностей;

- развития потребности взаимодействия с окружающим миром;

- а также при организации психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.

С игровым пособием «Дары Фрёбеля» можно создавать композиции, придумывать сюжеты и обыгрывать знакомые сказки, развивая творческие способности детей.

Готовые фигуры не разрушаются; новые фигуры создаются путем трансформации предыдущей фигуры. Таким образом, ребенок с малых лет учится творить новое путем преобразования старого, а также приходит к пониманию, что разрушения – это ненужная процедура. Нет смысла разрушать если можно создать новое на базе уже готового. Эти ограничения усложняют задачу и воспитывают терпеливость.

Практическая часть.

-Я предлагаю вам разбиться на подгруппы. Вытягивайте предмет из мешочка, это кружочки из даров Фребеля, они разного цвета.

- Предлагаем вам разбиться по цветовому признаку и пройти за столы.

- Почему именно эти цвета мы использовали? Как вы думаете? (времена года, лето-красный, зима-белый, весна-зеленый, осень-желтый)

Каждое время года оно по своему интересно, от каждого времени года мы испытываем определенные впечатления эмоции.

- предлагаем выложить на ваших планшетах, чем вам нравится время года (признаки времени года, занятия которые вам доставляют удовольствие, вызывают определенные эмоции и впечатления)

Использовать будем наборы: 7,8,9,10

Наше путешествие в игровую страну «Даров Фребеля» подходит к концу.  Сейчас я вам предлагаю подумать, что же дало вам это путешествие и собрать бусы.

-красная бусинка будет означать, что вам было интересно, познавательно, будете использовать в своей работе.

- синяя бусинка будет означать, что вам было не интересно, услышанная информация вам знакома.

-желтая бусинка – информацию необходимо переработать, принять к сведению.

Благодарю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»

Мастер-класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников» для педагогов....

«Дары Фрёбеля» - система развития раннего и дошкольного возрастов

laquo;Дары Фрёбеля» - система развития раннего и дошкольного возрастов...

«Использование игровой технологии «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» для развития творческого мышления у одаренных детей»

Цель: представление опыта работы по использованию игровой ткхнологии «Дары Фрёбеля» для развития творческого мышления у одаренных детейЗадачи:-познакомить педагог...

Семинар-практикум " Использвание набора "Дары Фрёбеля" в развитии позновательных процессов дошкольников"

Семинар-практикум " Использвание набора "Дары Фрёбеля" в развитии позновательных процессов дошкольников"...

Мастер-класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников

Мастер-класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»...

Мастер-класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»

Повышение профессиональной компетенций в вопросах познавательных процессов дошкольников с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля в условиях реализации ФГОС ДО....

Презентация "Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в развитии логического мышления дошкольников старшего возраста."

Презентация "Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в развитии логического мышления дошкольников старшего возраста" содержит карткую основную информацию о наборе и возможно...