Программа профессионального самообразования
рабочая программа

Захаренко Дарья Дмитриевна

Цель:  создание условий для повышения эффективности психологической помощи детям дошкольного возраста посредством игротерапии (сказкотерапии, психогимнастики, песочной терапии).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_zaharenko_d.d.docx34.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Преображенский детский сад»

Программа

профессионального самообразования

педагога-психолога

Захаренко Дарьи Дмитриевны на 2020-2023 уч. год

По теме: «Игротерапия (сказкотерапия, психогимнастика, песочная терапия), как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста»

Педагог-психолог Захаренко Д.Д. ____________

Пояснительная записка

(Актуальность)

Дошкольный возраст – фундамент общего развития личности, здесь стартуют те качества, которые будут разворачиваться на протяжении всей жизни. Следовательно, одним из важнейших направлений дошкольного воспитания является развитие интегративных качеств ребенка, которые он может и должен приобрести в этот период. Игра занимает важное место в жизни дошкольников, она необходима для их полноценного физического и психического развития. Игра – естественная деятельность ребенка, которая направлена на удовлетворение стремления к движению, действию. В ходе игры формируется его активная жизненная позиция, расширяется круг общения, развивается воображение, фантазия, творческие способности. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка и его социализация.

Игровая терапия разнообразна и очень интересна. Она позволяет очень мягко и бережно провести диагностику психологического состояния ребенка, выявить причину проблемы, даже в случае, когда ребенок слишком маленький, чтобы все рассказать и объяснить, а также скорректировать ее, дать ребенку пути ее преодоления. Наблюдения за детьми во время игры нам позволяют выявить проблемы развития и возможные причины их возникновения. Цель игротерапии – не менять и переделывать ребенка, не учить его каким- то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Цель:        создание условий для повышения эффективности психологической помощи детям дошкольного возраста посредством игротерапии (сказкотерапии, психогимнастики, песочной терапии).

Задачи:

-изучить психолого-педагогическую методическую литературу по теме самообразования;

-изучить особенности и уровень развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста;

-подобрать игры и методические пособия для развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста;

-провести мониторинг результативности занятий с дошкольниками;

-разработать рекомендации родителям и педагогам по развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игротерапии (сказкотерапии, психогимнастики, песочной терапии) .

Формы самообразования:

  • индивидуальная – через индивидуальный план;
  • групповая – через участие в деятельности МКДОУ, районного методического объединения педагогов-психологов, в методических мероприятиях муниципального и регионального уровня, а также в виде деятельности семинаров, практикумов,         курсов         повышения         квалификации.

Ожидаемый результат: повышение уровня развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста, разработка         и         использование         методических         материалов.

Направление

2020-2021

2021-2022

2022-2023

1. Программно- методическое обеспечение.

Подбор, изучение методической литературы по теме самообразования.

Знакомство с опытом работы коллег на методических объединениях.

Определение цели и задач.

Психическое развитие дошкольников посредством игротерапии (психогимнастики). Приобретение познавательной

литературы по игротерапии.

Приобретение пособии для релаксации.

Приобретение новых изданий по работе с детьми для песочной терапии.

2. Материально- техническая база.

Приобретение аудиопособий, дидактических пособий, демонстрационного и раздаточного материала.

Расширение материальной базы с играми и

упражнениями, этюдами для сказкотерапии.

Создание предметно- развивающей среды.

Пополнение дидактической базы

3. Взаимодействие с

детьми.

Подбор диагностических методик.

- «Копилка добрых дел»,

«Выбрасываем злость»,

«Победи свой страх»,

«Протяну сказке руку»

- Беседа «Герои любимых сказок»

Упражнения «Эмоции»;

«За кем и зачем наблюдал ветер»

- Картотека: (дидактические игры)

Развивающие занятия с использованием игротерапии (песочной терапии).

4. Взаимодействие с родителями.

Подбор материала по оформлению информационных стендов.

Наглядная информация, подбор консультационного материала.

«Что такое сюжетно - ролевая игра. Какую роль она играет в жизни дошкольника»

«Игротерапия для детей.

Как помочь своему ребенку»

Консультация по теме:

«Игры для развития внимания»

«Игры для развития мышления»

«Игры для развития воображения»

«Игры для развития речи»

Тематические беседы с родителями, Проведение соцопросов, анкетирование.

Наглядная информация, подбор консультационного материала.

«Чем развлечь детей дома»

5. Взаимодействие с

педагогами

Создание памяток.

«Значение игры в жизни и развитии ребёнка»

Мастер-класс «Игра в жизни ребенка. Игра в жизни взрослого»

Выпуск памяток:

«Эффективность игротерапии»,

«Развивающая игротерапия»

Создание памяток.

«Игры в адаптационный период с детьми 2-3х лет»,

«Игры для детей раннего возраста различных типов темперамента»

Выступление на педагогическом совете

«Обобщение опыта работы по инновационной теме»

Перспективный план работы по самообразованию по теме: «Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста (сказкотерапия)»

на 2020-2021 учебный год.

Месяц

Работа

с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Открытые

занятия

Сентябрь

Адаптационный период.

Изготовление памяток по адаптации детей  («Игры в адаптационный период с детьми 2-3х лет»,

«Игры для детей раннего возраста        различных типов темперамента»).

Изготовление памяток по адаптации детей («Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?»).

Проведение подгрупповой         и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по развитию познавательных процессов посредством игротерапии (сказкотерапии)

Октябрь

Диагностика познавательных процессов у дошкольников

Консультирование педагогов по результатам диагностики, подготовка рекомендаций.

Проведение

подгрупповой и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по развитию познавательных процессов посредством игротерапии (сказкотерапии).

Ноябрь

Проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по развитию познавательных процессов посредством игротерапии (сказкотерапии).

«Тренинг по профессиона льному выгоранию педагогов»

Информационные стенды:

«Игра в жизни ребенка»

Декабрь

Проведение подгрупповой и

Оформление        папки с

консультациями «Игротерапия

Открытое НОД

с использованием сказкотерапии.

индивидуальной коррекционно- развивающей работы по развитию познавательных процессов посредством игротерапии (сказкотерапии).

для детей. Как помочь своему ребенку»

Январь

Проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по развитию познавательных процессов посредством игротерапии (сказкотерапии).

Создание        памяток:

«Секреты игры»

Февраль

Проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по развитию познавательных процессов посредством игротерапии (сказкотерапии).

Оформление папки с консультациями «Чем развлечь детей дома»

Март

Проведение

подгрупповой        и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по развитию познавательных процессов посредством игротерапии (сказкотерапии).

Мастер-класс и создание памяток: «Игра в жизни ребенка. Игра в жизни взрослого»

Апрель

Проведение подгрупповой         и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по развитию познавательных процессов посредством игротерапии (сказкотерапии).

Май

Проведение

Выступление на

подгрупповой и

педагогическом совете с

индивидуальной

сообщением:

коррекционно-

«Игротерапия как

развивающей

средство развития

работы по

познавательных

 развитию

процессов у детей

познавательных процессов посредством игротерапии (сказкотерапии).

Итоговая диагностика познавательных процессов.

дошкольного возраста посредством игротерапии (сказкотерапии)».

Перспективный план работы по самообразованию по теме: «Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста (психогимнастика)»

на 2021-2022 учебный год.

Месяц

Работа

с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Открытые

занятия

Сентябрь

Адаптационный период

Проведение подгрупповой        и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по

развитию познавательных процессов посредством игротерапии (психогимнастики).

Информационные стенды: «Познание с игрой», «Развитие познавательных процессов у дошкольников в процессе игры»

Октябрь

Диагностика познавательных процессов у дошкольников.

Проведение подгрупповой        и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по

развитию познавательных процессов посредством игротерапии (психогимнастики).

Консультирование педагогов по результатам диагностики, подготовка рекомендаций.

Ноябрь

Проведение подгрупповой        и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по

развитию познавательных процессов посредством игротерапии (психогимнастики).

Тренинг

«Спокойствие, только спокойствие!»

Оформление папки с консультациями

«Влияние семьи на развитие ребенка»,

Декабрь

Проведение подгрупповой        и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по

развитию познавательных процессов посредством игротерапии (психогимнастики).

Открытое НОД с использованием психогимнастики.

Январь

Проведение игр:

«Эмоции», «За кем и зачем наблюдал ветер».

Проведение подгрупповой        и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по

развитию познавательных процессов посредством игротерапии (психогимнастики).

Создание        памяток:

«Развивающая игротерапия (психогимнастика)»

Оформление        папки с консультациями

«Игры для развития внимания»

Февраль

Проведение подгрупповой        и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по

развитию познавательных процессов посредством игротерапии (психогимнастики).

Оформление        папки с консультациями

«Игры для развития мышления»

Март

Проведение подгрупповой        и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по

развитию познавательных процессов посредством игротерапии (психогимнастики).

Создание        памяток:

«Эффективность игротерапии (психогимнастики)»

Оформление папки с консультациями

«Игры для развития воображения»

Апрель

Проведение подгрупповой        и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по

развитию познавательных процессов посредством игротерапии (психогимнастики).

Оформление папки с консультациями

«Игры для развития речи»

Май

Проведение подгрупповой        и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по

развитию познавательных процессов посредством игротерапии (психогимнастики).

Итоговая диагностика познавательных процессов.

Выступление на педагогическом совете с сообщением

«Эффективность игротерапии (психогимнастики) , как средства развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста».

Перспективный план работы по самообразованию по теме: «Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста (песочная терапия)»

на 2022-2023 учебный год.

Месяц

Работа

с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Открытые

занятия

Сентябрь

Адаптационный период

Проведение подгрупповой        и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по

развитию познавательных процессов посредством игротерапии (песочной терапии).

Индивидуальные консультации        для педагогов (по запросу).

Индивидуальные консультации        для родителей (по запросу).

Октябрь

Диагностика познавательных процессов у дошкольников.

Проведение подгрупповой        и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по

развитию познавательных процессов посредством игротерапии (песочной терапии).

Консультирование педагогов по результатам диагностики, подготовка рекомендаций.

Ноябрь

Проведение подгрупповой        и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по

развитию познавательных процессов посредством игротерапии (песочной терапии).

Семинар-практикум для родителей

«Играя, обучаем вместе»

Декабрь

Проведение подгрупповой        и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по

развитию познавательных процессов посредством игротерапии (песочной терапии).

Открытое НОД с использованием песочной терапии.

Январь

 Проведение подгрупповой        и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по

развитию познавательных процессов посредством игротерапии (песочной терапии).

Февраль

Проведение подгрупповой        и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по

развитию познавательных процессов посредством игротерапии (песочной терапии).

Оформление        папки с консультациями

«Игра дома»

Март

Проведение подгрупповой        и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по

развитию познавательных процессов посредством игротерапии (песочной терапии).

Апрель

Проведение подгрупповой        и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по

развитию познавательных процессов посредством игротерапии (песочной терапии).

Консультации для родителей

«Родители, позаботьтесь о себе: Шесть рецептов избавления от гнева», «Общаемся с детьми», «Играем вместе с детьми»,

«Чем развлечь детей дома».

Май

Проведение подгрупповой        и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по

развитию познавательных процессов посредством игротерапии (песочной терапии).

Итоговая диагностика познавательных процессов.

Выступление на педагогическом совете с сообщением

«Обобщение опыта по инновационной теме».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального самообразования. Вокальный кружок.

Данная программа обеспечивает эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Построена по разделу - вокально-хоровое пение....

Программа профессионального самообразования

Влияние предметно – развивающей среды на формирование элементарных математических представлений у дошкольников...

Индивидуальная программа профессионального самообразования

Без игры нет,  и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно,через которое  в духовный мир ребёнка,...

ПРОГРАММА профессионального самообразования воспитателя

ПРОГРАММА профессионального самообразования воспитателя    Тема по самообразованию  «Формирование у детей дошкольного возраста (5-7 лет) монологической речи с помощью мнемота...

Программа профессионального самообразования на 2014-2016 год

Тема самообразования: "Художественная литература, как средство всестороннего развития личности дошкольника". Программа самообразования включает: цель, задачи, ожидаемый результат, актуальнос...

Программа профессионального самообразования на 2017-2018 год

Тема самообразования: "Лэпбук, как разновидность проектной деятельности в работе дошкольного учреждения". Программа самообразования включает: цель, задачи, ожидаемый результат, актуальность,...

Программа профессионального самообразования на 2018-2019 год

Тема самообразования: "Использование игрового набора "Дары Фребеля" в образовательной деятельности". Программа включает: цель, задачи, ожидаемый результат, актуальность, план мероп...