Программа профессионального самообразования
рабочая программа
Цель: создание условий для повышения эффективности психологической помощи детям дошкольного возраста посредством игротерапии (сказкотерапии, психогимнастики, песочной терапии).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_zaharenko_d.d.docx | 34.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Преображенский детский сад»
Программа
профессионального самообразования
педагога-психолога
Захаренко Дарьи Дмитриевны на 2020-2023 уч. год
По теме: «Игротерапия (сказкотерапия, психогимнастика, песочная терапия), как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста»
Педагог-психолог Захаренко Д.Д. ____________
Пояснительная записка
(Актуальность)
Дошкольный возраст – фундамент общего развития личности, здесь стартуют те качества, которые будут разворачиваться на протяжении всей жизни. Следовательно, одним из важнейших направлений дошкольного воспитания является развитие интегративных качеств ребенка, которые он может и должен приобрести в этот период. Игра занимает важное место в жизни дошкольников, она необходима для их полноценного физического и психического развития. Игра – естественная деятельность ребенка, которая направлена на удовлетворение стремления к движению, действию. В ходе игры формируется его активная жизненная позиция, расширяется круг общения, развивается воображение, фантазия, творческие способности. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка и его социализация.
Игровая терапия разнообразна и очень интересна. Она позволяет очень мягко и бережно провести диагностику психологического состояния ребенка, выявить причину проблемы, даже в случае, когда ребенок слишком маленький, чтобы все рассказать и объяснить, а также скорректировать ее, дать ребенку пути ее преодоления. Наблюдения за детьми во время игры нам позволяют выявить проблемы развития и возможные причины их возникновения. Цель игротерапии – не менять и переделывать ребенка, не учить его каким- то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.
Цель: создание условий для повышения эффективности психологической помощи детям дошкольного возраста посредством игротерапии (сказкотерапии, психогимнастики, песочной терапии).
Задачи:
-изучить психолого-педагогическую методическую литературу по теме самообразования;
-изучить особенности и уровень развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста;
-подобрать игры и методические пособия для развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста;
-провести мониторинг результативности занятий с дошкольниками;
-разработать рекомендации родителям и педагогам по развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игротерапии (сказкотерапии, психогимнастики, песочной терапии) .
Формы самообразования:
- индивидуальная – через индивидуальный план;
- групповая – через участие в деятельности МКДОУ, районного методического объединения педагогов-психологов, в методических мероприятиях муниципального и регионального уровня, а также в виде деятельности семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации.
Ожидаемый результат: повышение уровня развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста, разработка и использование методических материалов.
Направление | 2020-2021 | 2021-2022 | 2022-2023 |
1. Программно- методическое обеспечение. | Подбор, изучение методической литературы по теме самообразования. Знакомство с опытом работы коллег на методических объединениях. Определение цели и задач. | Психическое развитие дошкольников посредством игротерапии (психогимнастики). Приобретение познавательной литературы по игротерапии. Приобретение пособии для релаксации. | Приобретение новых изданий по работе с детьми для песочной терапии. |
2. Материально- техническая база. | Приобретение аудиопособий, дидактических пособий, демонстрационного и раздаточного материала. Расширение материальной базы с играми и упражнениями, этюдами для сказкотерапии. | Создание предметно- развивающей среды. | Пополнение дидактической базы |
3. Взаимодействие с детьми. | Подбор диагностических методик. - «Копилка добрых дел», «Выбрасываем злость», «Победи свой страх», «Протяну сказке руку» - Беседа «Герои любимых сказок» | Упражнения «Эмоции»; «За кем и зачем наблюдал ветер» - Картотека: (дидактические игры) | Развивающие занятия с использованием игротерапии (песочной терапии). |
4. Взаимодействие с родителями. | Подбор материала по оформлению информационных стендов. Наглядная информация, подбор консультационного материала. «Что такое сюжетно - ролевая игра. Какую роль она играет в жизни дошкольника» «Игротерапия для детей. Как помочь своему ребенку» | Консультация по теме: «Игры для развития внимания» «Игры для развития мышления» «Игры для развития воображения» «Игры для развития речи» | Тематические беседы с родителями, Проведение соцопросов, анкетирование. Наглядная информация, подбор консультационного материала. «Чем развлечь детей дома» |
5. Взаимодействие с педагогами | Создание памяток. «Значение игры в жизни и развитии ребёнка» Мастер-класс «Игра в жизни ребенка. Игра в жизни взрослого» | Выпуск памяток: «Эффективность игротерапии», «Развивающая игротерапия» | Создание памяток. «Игры в адаптационный период с детьми 2-3х лет», «Игры для детей раннего возраста различных типов темперамента» Выступление на педагогическом совете «Обобщение опыта работы по инновационной теме» |
Перспективный план работы по самообразованию по теме: «Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста (сказкотерапия)»
на 2020-2021 учебный год.
Месяц | Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями | Открытые занятия |
Сентябрь | Адаптационный период. | Изготовление памяток по адаптации детей («Игры в адаптационный период с детьми 2-3х лет», «Игры для детей раннего возраста различных типов темперамента»). | Изготовление памяток по адаптации детей («Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?»). | |
Проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по развитию познавательных процессов посредством игротерапии (сказкотерапии) | ||||
Октябрь | Диагностика познавательных процессов у дошкольников | Консультирование педагогов по результатам диагностики, подготовка рекомендаций. | ||
Проведение |
подгрупповой и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по развитию познавательных процессов посредством игротерапии (сказкотерапии). | ||||
Ноябрь | Проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по развитию познавательных процессов посредством игротерапии (сказкотерапии). | «Тренинг по профессиона льному выгоранию педагогов» | Информационные стенды: «Игра в жизни ребенка» | |
Декабрь | Проведение подгрупповой и | Оформление папки с консультациями «Игротерапия | Открытое НОД с использованием сказкотерапии. |
индивидуальной коррекционно- развивающей работы по развитию познавательных процессов посредством игротерапии (сказкотерапии). | для детей. Как помочь своему ребенку» | |||
Январь | Проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по развитию познавательных процессов посредством игротерапии (сказкотерапии). | Создание памяток: «Секреты игры» |
Февраль | Проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по развитию познавательных процессов посредством игротерапии (сказкотерапии). | Оформление папки с консультациями «Чем развлечь детей дома» | ||
Март | Проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по развитию познавательных процессов посредством игротерапии (сказкотерапии). | Мастер-класс и создание памяток: «Игра в жизни ребенка. Игра в жизни взрослого» |
Апрель | Проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по развитию познавательных процессов посредством игротерапии (сказкотерапии). | |||
Май | Проведение | Выступление на | ||
подгрупповой и | педагогическом совете с | |||
индивидуальной | сообщением: | |||
коррекционно- | «Игротерапия как | |||
развивающей | средство развития | |||
работы по | познавательных | |||
развитию | процессов у детей | |||
познавательных процессов посредством игротерапии (сказкотерапии). Итоговая диагностика познавательных процессов. | дошкольного возраста посредством игротерапии (сказкотерапии)». | |||
Перспективный план работы по самообразованию по теме: «Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста (психогимнастика)»
на 2021-2022 учебный год.
Месяц | Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями | Открытые занятия |
Сентябрь | Адаптационный период Проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по развитию познавательных процессов посредством игротерапии (психогимнастики). | Информационные стенды: «Познание с игрой», «Развитие познавательных процессов у дошкольников в процессе игры» | ||
Октябрь | Диагностика познавательных процессов у дошкольников. Проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по развитию познавательных процессов посредством игротерапии (психогимнастики). | Консультирование педагогов по результатам диагностики, подготовка рекомендаций. | ||
Ноябрь | Проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по развитию познавательных процессов посредством игротерапии (психогимнастики). | Тренинг «Спокойствие, только спокойствие!» | Оформление папки с консультациями «Влияние семьи на развитие ребенка», | |
Декабрь | Проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по развитию познавательных процессов посредством игротерапии (психогимнастики). | Открытое НОД с использованием психогимнастики. | ||
Январь | Проведение игр: «Эмоции», «За кем и зачем наблюдал ветер». Проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по развитию познавательных процессов посредством игротерапии (психогимнастики). | Создание памяток: «Развивающая игротерапия (психогимнастика)» | Оформление папки с консультациями «Игры для развития внимания» | |
Февраль | Проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по развитию познавательных процессов посредством игротерапии (психогимнастики). | Оформление папки с консультациями «Игры для развития мышления» | ||
Март | Проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по развитию познавательных процессов посредством игротерапии (психогимнастики). | Создание памяток: «Эффективность игротерапии (психогимнастики)» | Оформление папки с консультациями «Игры для развития воображения» | |
Апрель | Проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по развитию познавательных процессов посредством игротерапии (психогимнастики). | Оформление папки с консультациями «Игры для развития речи» | ||
Май | Проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по развитию познавательных процессов посредством игротерапии (психогимнастики). Итоговая диагностика познавательных процессов. | Выступление на педагогическом совете с сообщением «Эффективность игротерапии (психогимнастики) , как средства развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста». |
Перспективный план работы по самообразованию по теме: «Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста (песочная терапия)»
на 2022-2023 учебный год.
Месяц | Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями | Открытые занятия |
Сентябрь | Адаптационный период Проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по развитию познавательных процессов посредством игротерапии (песочной терапии). | Индивидуальные консультации для педагогов (по запросу). | Индивидуальные консультации для родителей (по запросу). | |
Октябрь | Диагностика познавательных процессов у дошкольников. Проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по развитию познавательных процессов посредством игротерапии (песочной терапии). | Консультирование педагогов по результатам диагностики, подготовка рекомендаций. | ||
Ноябрь | Проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по развитию познавательных процессов посредством игротерапии (песочной терапии). | Семинар-практикум для родителей «Играя, обучаем вместе» | ||
Декабрь | Проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по развитию познавательных процессов посредством игротерапии (песочной терапии). | Открытое НОД с использованием песочной терапии. | ||
Январь | Проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по развитию познавательных процессов посредством игротерапии (песочной терапии). | |||
Февраль | Проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по развитию познавательных процессов посредством игротерапии (песочной терапии). | Оформление папки с консультациями «Игра дома» | ||
Март | Проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по развитию познавательных процессов посредством игротерапии (песочной терапии). | |||
Апрель | Проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по развитию познавательных процессов посредством игротерапии (песочной терапии). | Консультации для родителей «Родители, позаботьтесь о себе: Шесть рецептов избавления от гнева», «Общаемся с детьми», «Играем вместе с детьми», «Чем развлечь детей дома». | ||
Май | Проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно- развивающей работы по развитию познавательных процессов посредством игротерапии (песочной терапии). Итоговая диагностика познавательных процессов. | Выступление на педагогическом совете с сообщением «Обобщение опыта по инновационной теме». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профессионального самообразования. Вокальный кружок.
Данная программа обеспечивает эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Построена по разделу - вокально-хоровое пение....
Программа профессионального самообразования
Влияние предметно – развивающей среды на формирование элементарных математических представлений у дошкольников...
Индивидуальная программа профессионального самообразования
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребёнка,...
ПРОГРАММА профессионального самообразования воспитателя
ПРОГРАММА профессионального самообразования воспитателя Тема по самообразованию «Формирование у детей дошкольного возраста (5-7 лет) монологической речи с помощью мнемота...
Программа профессионального самообразования на 2014-2016 год
Тема самообразования: "Художественная литература, как средство всестороннего развития личности дошкольника". Программа самообразования включает: цель, задачи, ожидаемый результат, актуальнос...
Программа профессионального самообразования на 2017-2018 год
Тема самообразования: "Лэпбук, как разновидность проектной деятельности в работе дошкольного учреждения". Программа самообразования включает: цель, задачи, ожидаемый результат, актуальность,...
Программа профессионального самообразования на 2018-2019 год
Тема самообразования: "Использование игрового набора "Дары Фребеля" в образовательной деятельности". Программа включает: цель, задачи, ожидаемый результат, актуальность, план мероп...