«Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем »
проект (подготовительная группа)

Терентьева Ольга Фёдоровна

Автоматизация звуков — это трудный, иногда сложно прогнози­руемый по срокам этап коррекционного процесса. В этот период работы в арсенале ло­гопеда должно быть большое количество игровых дидактических приемов для того, чтобы за­нятие по автоматизации зву­ков превратилось для ребенка в увлекательную игру. В процессе игры у ребенка появляется возможность проявить свои лучшие личные качества, задействовать работу речедвигательного, речеслухового и зрительного анализаторов, что в свою очередь, ускоряет процесс введения звуков в речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

дошкольные группы

г. Югорска

«Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем »

Составитель:

Терентьева О.Ф., учитель-логопед

первой квалификационной категории,

МБДОУ «СОШ» № 5 г. Югорска

Югорск

2019

Краткая аннотация проекта

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

(Восточная мудрость)

Автоматизация звуков — это трудный, иногда сложно прогнозируемый по срокам этап коррекционного процесса. В этот период работы в арсенале логопеда должно быть большое количество игровых дидактических приемов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребенка в увлекательную игру. В процессе игры у ребенка появляется возможность проявить свои лучшие личные качества, задействовать работу речедвигательного, речеслухового и зрительного анализаторов, что в свою очередь, ускоряет процесс введения звуков в речь.

При автоматизации поставленных звуков зачастую приходится долго пользоваться речевым материалом, проговаривание которого обычно быстро надоедает детям. Для повышения эффективности коррекционной работы и интереса детей к занятиям использую различные игровые приемы.

Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребенка. Созданные мной комплекты логопедических игр учитывают принципы от простого к сложному и позволяют поэтапно работать в течение учебного года над каждой группой звуков.

Играть в логопедические игры весело и интересно. Дети соревнуются друг с другом или со мной. В результате возникшего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по автоматизации звуков, словоизменению и звуковому анализу становятся для ребенка увлекательной игрой. Родителям необходимо подхватить эстафету. Дома не монотонно повторять и проговаривать слова, а придумать для ребенка игровой сюжет или проблемную ситуацию, что позволяет добиться положительного эмоционального настроения, повысить мотивацию к данной деятельности. Варианты игровых сюжетов могут быть разнообразны.

Паспорт проекта

Полное название проекта

«Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем »

Автор проекта

Учитель-логопед: Терентьева Ольга Фёдоровна.

Тип проекта по продолжительности выполнения

Долгосрочный, с октября 2019 по май 2020 года

Тип проекта по характеру деятельности

Творческий, практико-ориентированный

Участники проекта

Дети, родители, воспитатели, учитель-логопед

Проблема

 У детей  поставленные звуки, очень долго автоматизируются в речи, т. е изолированно звук ребенок уже может произносить, а в свободной речи звук не употребляет, или употребляет только по напоминанию родителей или логопеда; не все могут научиться слышать свою речь, правильно ее воспринимать.

Гипотеза

процесс формирования правильного звукопроизношения с помощью игровых технологий будет проходить более успешно если:

- систематически реализовывать комплекс артикуляционной гимнастики, направленный на развитие речевой моторики включающий введение индивидуальных занятий и обеспечение развития артикуляционной моторики дошкольников на всех этапах образовательного процесса в дошкольном учреждении;

- сформировать убежденность всех субъектов образовательно-воспитательного процесса в необходимости использовать

Цель

Преодоление проблем, связанных с нарушением речи у детей, а также, предупреждение речевых расстройств в совместной деятельности детей, родителей и педагогов с помощью игровых технологий.

- Для детей:

Организация и создание условий для закрепления речевого материала.  Повысить мотивацию детей в правильном звукопроизношении.

- Для педагогов:

  • Создание условий для  коррекции нарушений звукопроизношения у детей, через применение игровых технологий.
  • Внедрить систему работы по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста, распространить положительный опыт.
  • Создание ситуации развития дошкольника в игровой деятельности.

-Для родителей:

  • Повышение интереса родителей к проблеме развития речи своих детей;
  • Использование различных игр в процессе закрепления правильного звукопроизношения, на прогулке, в повседневной жизни ребенка;

Задачи:

- Для детей:

Образовательные:

Развивающие Воспитательные:

Образовательные:

- закреплять правильное произношение звука «Б»;

- развивать умения слушать литературный текст;

- развивать интерес к народной игре.

Развивающие:

развивать фонематический слух;

- развивать артикуляционный аппарат, через артикуляционные упражнения;

- развивать общую координацию движений (в играх);

- автоматизировать произношение звука «Б» в чистоговорках.

Воспитательные:

воспитывать умение слушать ответы товарищей;

- воспитывать игровую культуру;

- формировать умение дружеского взаимодействия в ходе игры;

-создавать положительный эмоциональный  настрой у детей и желание заниматься;

-повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.

- Для педагогов:

  • Повысить компетентность у педагогов по данной теме.
  • Использовать игровые технологии в процессе НОД, на прогулке, в повседневной жизни ребенка
  • Развивать познавательные способности и творческое мышление детей.
  • Изучить современные  подходы  по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста.
  • Внедрить систему работы по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста, распространить положительный опыт.
  • Составить картотеку игр и  заданий по закреплению речевого материала

Для родителей:

  • Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
  • Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
  • Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием игровых технологий
  • Увеличить объем коррекционного воздействия.

Предмет

Звуковая культура речи.

Объект

Процесс формирования правильного звукопроизношения через использование игровых технологий

Практическая значимость

Практическое применение продуктов проекта в повседневной жизни ребёнка

Предполагаемый результат:

 Для детей:

  • В результате возникшего интереса к играм будут самостоятельно выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастику, игровые логоритмические упражнения;
  • Совершенствовать звуковую культуру речи, закреплять в играх поставленные звуки;
  • Развивать словарь, грамматический строй речи, связную речь, коммуникативные навыки;
  • Активизируются психические процессы (внимание, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление);
  • Использование игр позволит снизить у детей утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность.
  • Положительная динамика речевого развития;
    успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;  Выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.

для педагогов:

  • Активное участие педагогов в образовательном процессе детей.
  • Повышение компетентности по данной теме.
  • Положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
    заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
  • Удовлетворенность собственной деятельностью;
  • Повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы;

для родителей:

  • Повышение интереса родителей к проблеме развития речи своих детей;
  • Активное участие родителей в образовательном процессе детей.
  • Положительная оценка деятельности ДОУ;
    Готовность и желание помогать;
    активизация педагогического потенциала родителей,
  • Приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;
    овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка;
  •  Чувство удовлетворенности от совместного творчества.
  • Повысят уровень педагогической компетенции в области коррекции речи детей
  • Повысят уровень активности, педагогической культуры родителей.
  • В ходе игры сформируется положительный эмоциональный контакт родителей с детьми.

Продукт проектной деятельности

  • Консультации для родителей;
  • Семинар-практикум для родителей;
  • Мини-развлечение с родителями и детьми;
  • Серии буклетов «Домашний логопед» с рекомендациями для родителей.
  • Выставки и фотовыставки: « Полезные игрушки» « Играя, учусь!»
  • Видеоролик «Встречи в семейном клубе».
  • Изготовление альбомов: «Игры на автоматизацию звуков»
  • Изготовление игр: «Сундучок с кладом», «Звуковое  домино», «Накорми зайчика морковкой», «Угости ежика яблоками» «Ходилки – бродилки»
  • Обобщение результатов работы;
  • Сборник  игр и упражнений по автоматизации звуков речи дома.

Актуальность

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка. На этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка.

Такой формой может быть только игра. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным заданием.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.

Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

Идея проекта: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем» заключается в вовлечении детей и их родителей в творческий практико-ориентированный процесс коррекции речи детей средствами игровых технологий.

В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения.

Во-первых, дети достаточно поздно попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда.

Во-вторых, к данному возрасту, ребенок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости.

В-третьих, профилактика и коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.

Исходя из следующего, мной была выделена педагогическая проблема:

Сегодня перед учителем-логопедом в условиях дошкольного логопедического пункта, когда в минимальные сроки коррекционной работы мы решаем максимальное количество задач при одновременно усложняющемся уровне нарушений речи, необходимо найти формы работы направленные на коррекцию речевых и личностных нарушений.

Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, мной, как специалистом, работающей с детьми с нарушением речи был разработан проект «Дружно весело играем, звуки речи закрепляем».

Предмет: Звуковая культура речи.

Объект: Процесс формирования правильного звукопроизношения через использование игровых технологий.

Цель: Преодоление проблем, связанных с нарушением речи у детей, а также, предупреждение речевых расстройств в совместной деятельности детей, родителей и педагогов с помощью игровых технологий.

Задачи:

  1. Исправлять недостатки звукопроизношения у детей, развить фонематический слух, совершенствовать грамматический строй речи, закреплять словарь, развить связную речь средствами игровых технологий;
  2. Развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;
  3. Активизировать психические процессы (внимание, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление);
  4. Создавать положительный  эмоциональный настрой у детей и желание заниматься;
  5. Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах коррекции речи детей средствами игровых технологий.
  6. Заинтересовать родителей в коррекционно-развивающем процессе, направленном на преодоление речевых нарушений детей;
  7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений средствами игровых технологий, широко использовать родительский потенциал.
  8. Вести просветительскую работу среди педагогов и родителей дошкольного учреждения по коррекционно-логопедическому направлению

Гипотеза: Предполагается, что средствами  игровых технологий можно повысить уровень   речевого развития детей.

процесс формирования правильного звукопроизношения через развитие артикуляционной моторики будет проходить более успешно если:

- систематически реализовывать комплекс артикуляционной гимнастики, направленный на развитие речевой моторики включающий введение индивидуальных занятий и обеспечение развития артикуляционной моторики дошкольников на всех этапах образовательного процесса в дошкольном учреждении;

- сформировать убежденность всех субъектов образовательно-воспитательного процесса в необходимости использовать комплекс артикуляционной гимнастики по развитию речевой моторики.

Принципы реализации проекта

Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов.

  1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

  • коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);
  • профилактического;
  • развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).
  1. Единство диагностики и коррекции.

     Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.

  1. Деятельностный принцип коррекции.

Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.

  1. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

 Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.

  1. Комплексность методов психологического воздействия.

 Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).

  1. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности. Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться насколько последовательно реализуются дидактические принципы.

Тип проекта: практико-ориентированный

Сроки реализации проекта:сентябрь 2018 г. – март 2019 года.

Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, логопед, воспитатели, родители.

Методы:

  • Наглядный
  • Игровой
  • Практический
  • Словесный

Приёмы:

Показ и объяснение каждого упражнения;

Упражнение и контроль. Упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, т.к. только в деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические и статические упражнения.

Контроль очень важен на начальной стадии формирования артикуляционных упражнений. Следует проверять, как выполнено упражнениеперед зеркалом.

Пример взрослых, нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны. Многие дети выполняют упражнения по подражанию.

Игровые приемы

Игровые приемы очень эффективны, помогают закрепить имеющиеся навыки. Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, бесед, инсценировок. Все это уточняет представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык.

К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми можно отнести принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения.

Предполагаемые результаты.

  • Результаты и эффективность логопедической работы оцениваются по результатам итоговой диагностики в конце учебного года.
  • В целом ожидается повышение эффективности работы с детьми, направленной на коррекцию звукопроизношения и устной речи на 20%, за счет повышения логопедической компетентности родителей, побуждения к сознательной деятельности по речевому развитию ребенка в семье. Рост активной жизненной позиции родителей.
  • Возрастание авторитета ДОУ среди родителей воспитанников; увеличение доли участия семьи в воспитательном процессе и усиления субъектной позиции родителей в управлении этим процессом.
  • Повышение интереса родителей к проблеме развития речи своих детей;
  • Активное участие родителей в образовательном процессе детей.

Предполагаемый продукт проекта:

  • Консультации для родителей;
  • Семинар-практикум для родителей;
  • Мини-развлечение с родителями и детьми;
  • Серии буклетов «Домашний логопед» с рекомендациями для родителей.
  • Выставки и фотовыставки: « Полезные игрушки» « Играя, учусь!»
  • Видеоролик «Встречи в семейном клубе».
  • Изготовление альбомов: «Игры на автоматизацию звуков»
  • Изготовление игр: «Сундучок с кладом», «Звуковое  домино», «Накорми зайчика морковкой», «Угости ежика яблоками» «Ходилки – бродилки»
  • Обобщение результатов работы;
  • Сборник  игр и упражнений по автоматизации звуков речи дома.

Содержание проекта

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРОЕКТА.

Содержание проекта.

Реализация проекта представлена тремя этапами:

1.Подготовительный

2. Основной этап: 

(направлен на организацию и реализацию перспективного плана)

3.Заключительный: (определить эффективность проведенной работы, провести анализ полученных результатов)

Разработка перспективного плана. Диагностика состояния звукопроизношения у детей;

Изучение методической литературы по данной теме;

Определение темы, цели и задач, содержание проекта;

Прогноз результата деятельности.

подбор наглядного материала:

-подбор игр и игровых упражнений, дидактических игр по теме проекта;

-Разработка игр и пособий для  занятий с детьми

-Составление перспективного плана проведения  игр педагогов и родителей с детьми.

-Подготовка консультации для родителей «        »

-Разработать игры по развитию лексико-грамматических категорий.

-Родительские собрания: знакомство с проектом «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем »

Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.

- Проведение индивидуальных консультаций для родителей, рекомендации по развитию речи, фонематического слуха, артикуляционного аппарата.

-Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые игры?», «Как проводить с ребенком речевые игры».

- Семинар – практикум на тему: «Знакомство с играми. Изготовление и апробация различных игр. Обучение играм детей»

-Выставка для родителей дидактических игр и пособий по автоматизации звуков.

- Семинар-практикум для родителей.

Выставка игр и пособий на развитие речи на тему: « Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома. Играя, учусь!»

У меня игрушки есть, все их мне не перечесть.

Полезные игрушки. (Выставка игрушек, которые можно использовать для занятий дома)

Консультации по запросам родителей.

-Повторная диагностика звукопроизношения у детей;

 -Анализ проделанной работы по проекту «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем» - Подобрать и систематизировать  игровые упражнения по автоматизации изолированного звука, в слогах, словах, предложениях, скороговорках.

Изготовить методический сборник  с играми и упражнениями для автоматизации звуков речи.

На подготовительном этапе определила цели  и задачи проектной деятельности. Составила индивидуальные планы по коррекции речевых дефектов у детей. На данном этапе начала собирать и разрабатывать копилку «Домашний логопед»: методические материалы в соответствие с психическими и возрастными особенностями детей.

 Подготовительные упражнения направлены на развитие правильного восприятия звука на слух, на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на выработку сильной воздушной струи. Чем лучше проведена подготовительная работа, тем быстрее ребенок научится правильно произносить звуки.

На подготовительном этапе провела диагностику состояния звукопроизношения и уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей) Заполнила речевые карты. Разработала конспекты занятий с детьми. Определила тему, цели, задачи и содержание проекта, изучила методическую литературу по данной теме. Подобрала дидактические, словесные, подвижные, игры с предметами.  Составила перспективный план проведения игр для  педагогов и работы родителей с детьми. Подобрала наглядно-дидактического материала для совместной творческой деятельности с детьми и родителями. Подготовила практический материал и для выполнения домашнего задания для родителей с детьми. Подготовила мастер - класс на тему:  «Артикуляционная гимнастика, её цели и задачи. Правила выполнения». Подготовила   консультации для родителей, рекомендации по развитию речи, фонематического слуха, артикуляционного аппарата. Семинар-практикум для родителей на тему: « Играя, учусь!»  Подготовила  наглядный материал, изготовила игры для разных этапов автоматизации звука в речи, письменные консультации, стенды информации. Составила буклет для родителей на тему: « Говорим, как дышим»

Календарно-тематический план на 2019-2020 уч. г.

месяц

Тема

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Работа с детьми

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Работа с педагогами

Месяц

Содержание

сентябрь

Консультация на тему: «Формирование правильного звукопроизношения у детей среднего и дошкольного возраста»

октябрь

Семинар – практикум « Весело играем, звуки закрепляем»

ноябрь

Консультация «Артикуляционная гимнастика, как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей.

декабрь

Выставка дидактических игр и пособий по автоматизации звуков с детьми

январь

февраль

Мастер-класс «Трудности трудных звуков»

март

Диагностика звуковой культуры речи у детей

Работа с родителями

Месяц

Содержание

октябрь

Мастер - класс для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика, её цели и задачи. Правила выполнения».

Проведение индивидуальных консультаций для родителей, рекомендации по развитию речи, фонематического слуха, артикуляционного аппарата.

Информационные листы для родителей

ноябрь

Составление буклета для родителей на тему: « Говорим, как дышим»

декабрь

Подготовка практического материала для выполнения домашнего задания «Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику ребёнка» Консультация с просмотром видеоматериалов.

январь

Семинар-практикум для родителей на тему: « Играя, учусь!»

Выставка игр и пособий на развитие речи на тему: « Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома».

февраль

Давайте поиграем! Мини - развлечение

март

Составление буклета для родителей

Содержание деятельности

№ п/п

Деятельность участников проекта.

Сроки

Участники

1

Поисковый этап.

Беседа с детьми с целью определения темы, целей, продукта проекта. Определение степени участия детей, родителей, педагогов.

сентябрь

Дети, логопед

2

Аналитический этап.

Уточнение информации об имеющихся играх, обсуждение списка игр, которые можно изготовить самостоятельно.

сентябрь

Дети, логопед

3

Привлечение родителей к сбору информации об  играх на развитие правильного речевого дыхания. Изготовление буклета на тему:

« Говорим, как дышим»

сентябрь

Логопед

5

Практический этап.

Разработка планирования занятий по постановке правильного звукопроизношения для детей  старшей и подготовительных групп ДОУ

сентябрь

Логопед

6

Консультации для педагогов и родителей: «Нарушение звукопроизношения. Их причины и виды»

октябрь

Логопед, воспитатели

7

Чтение стихотворений детям И. Лопухина «Песенка про звуки», «Мы со звуком Ш играем», «Мы со звуками играем», «Буква Р» А.Барто, «Беда Олесика» Н.Тимчак; «Почему?» П.Высоцкий

В течение года

Логопед, воспитатели

8

Слушание диска Т.А. Ткаченко «Персональные упражнения»

в течение года, по мере изучения.

Дети, родители

9

Составление описательных рассказов о звуках.

октябрь

дети

10

ноябрь

дети

11

Подбор картин на заданный звук с различным положением звука: начало, середина, конец слова.

октябрь.

дети

12

Выполнение заданий в тетрадях: «Шагаем по клеточкам».

еженедельно

дети

13

Изготовление буклетов «Трудный звук»

По мере постановки звуков

Дети, логопед

14

Раскрашивание картинок на изучаемый звук.

По мере изучения букв

воспитатели

15

По мере изучения звука

Дети под руководством взрослых

16

Подбор табличек с названиями предметов к самим предметам.

В НОД, в играх.

Логопед, воспитатель

17

Изготовление игр на формирование фонематического восприятия: «Назови звук», «Поймай звук», «Какой звук ты слышишь?», «Звуковичок».

В течение года

Дети, логопед, родители

18

Использовать на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровые приемы анализа артикуляции «Научи инопланетянина правильно произносить звук».

В течение года

Дети, логопед

19

Презентация проекта: «Праздник правильной речи».Участие родителей в презентации проекта.

ноябрь

Родители, педагоги, дети

Профессионально-педагогическая деятельность

Название мероприятий

Сроки выполнения

1.

Систематизировать практический материал, интернет ресурсы по внедрению игровых упражнений в коррекционно-развивающую логопедическую работу

В течение учебного года

2.

Работа по плану проекта

-Творческая мастерская логопеда: «Мастерим своими руками»

- Мастер-класс «Трудности трудных звуков»  

- Игровая непосредственно образовательная деятельность «Поиграем с любимым звуком»

Февраль-март

3.

Игровая непосредственно образовательная деятельность «С трудными звуками справимся играючи» (дети, родители, учитель-логопед)

октябрь - май

4.

Коррекция речи детей средствами игровых технологий на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Артикуляционные игры.  Игры  для  развития мелкой и общей моторики.

ноябрь - май

5.

Консультация ля родителей «Роль игры в развитии речи детей»

Март

6.

Презентация по обобщению опыта работы проекта «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем»

Май

Основной этап.

Работа с родителями

Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Благодаря родному языку, малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.

Для дошкольника родители – непререкаемый авторитет. Поэтому так важно ваше участие в коррекционной работе. Работа по исправлению звукопроизношения включает три основных этапа: подготовительные упражнения, постановка звука, закрепление (автоматизация) звука. Подготовительные упражнения направлены на развитие правильного восприятия звука на слух, на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на выработку сильной воздушной струи. Чем лучше проведена подготовительная работа, тем быстрее ребенок научится правильно произносить звуки.

Период автоматизации звука является наиболее важным в коррекции звукопроизношения и случается, так, что этап автоматизации поставленных звуков растягивается на месяцы, а то и годы.

Работа над звукопроизношением сложна и требует определенной последовательности. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно при продолжительном и многократном повторении.

Постепенно повышать темп речевых упражнений. От неторопливого утрированного произнесения слогов ребенок должен постепенно переходить к более быстрому проговариванию слов, а затем к еще более ускоренному произнесению предложений и, наконец, скороговорок.

Этапу автоматизации в работе отводится достаточно продолжительное время. Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка. Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Для этого я проводила индивидуальные консультации для родителей на тему: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?» Дала рекомендации по развитию артикуляционного аппарата, фонематического слуха. Обучала родителей перед зеркалом выполнению статических и динамических упражнений. Подготовила практический материал и для выполнения домашнего задания для родителей с детьми. Провела мастер - класс на тему:  «Артикуляционная гимнастика, её цели и задачи. Правила выполнения».

Проведение индивидуальных консультаций для родителей, рекомендации по развитию речи, фонематического слуха, артикуляционного аппарата. Семинар-практикум для родителей на тему: « Играя, учусь!»

Подготовила выставку игр и пособий на развитие речи на тему: « Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома». Подготовка практического материала для выполнения домашнего задания «Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику ребёнка» Консультация с просмотром видеоматериалов. Провели мини – развлечение на тему: «Давайте поиграем!» Составила информационные листы для родителей по выполнению артикуляционных упражнений. Родители самостоятельно с детьми выполняли домашние задания в индивидуальной тетради. Пополнила и дополнила логопедическую копилку для родителей «Логопед у вас дома»;

Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.

Работа с детьми

Провела диагностику состояния звукопроизношения у детей. Формировала представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения. Учила детей правильно выполнять артикуляционные упражнения в статике и динамике. Учила контролировать свои действия перед зеркалом. Разработала комплексы утренней артикуляционной гимнастики в соответствии лексико-тематических тем. Каждую неделю в месяце меняли комплекс упражнений. У многих детейвыработались тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата, необходимые для постановки отсутствующих звуков. У  детей появились свистящие, шипящие, сонорные звуки.

По мнению физиолога Е.Н. Винарской, эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитии  всех сторон  речи. Вот почему логопеду так важно обеспечить на занятиях положительный настрой и поддержать  интерес к изученным  ранее упражнениям. Здесь на помощь может прийти сказка.

Для того чтобы заинтересовать детей, мы все упражнения стали объединять в небольшие сказки. Сказки нравятся детям и дают положительный результат. Истории с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит; 50% из того, что видит, 90% из того, что делает. Данный проект повысил мотивацию детей к подготовке к школе. Дети активно участвовали во всех этапах проекта, были исполнены гордости за выполненные ими игры. Они не только сами с удовольствием принимали участие в играх, но и организовывали их друг для друга, проявляя при этом взаимопонимание, взаимовыручку. В результате работы над данным проектом, дети стали лучше произносить звуки, научились слышать, выделять, различать сходные между собой звуки.

Работа с педагогами

Ознакомила педагогов с результатами диагностики звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста. Провела консультации на тему: «Формирование правильного звукопроизношения у детей среднего и дошкольного возраста»; «Артикуляционная гимнастика, как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей». Провела семинар – практикум « Весело играем, звуки закрепляем» Устроила выставку дидактических игр и пособий по автоматизации звуков речи с детьми дошкольного возраста.

Практический результат проекта 

В результате реализации проекта:

  • Провести встречи,  консультации для родителей;
  • семинар-практикум для родителей;
  • мини-развлечение с родителями и детьми;
  • Выпустила серии буклетов «Домашний логопед» с рекомендациями для родителей.
  • Организованы выставки и фотовыставки: « Полезные игрушки» « Играя, учусь!»
  • Смонтирован видеоролик «Встречи в семейном клубе».
  • Презентация проделанной работы.

Заключительный этап

Для проверки эффективности проделанной работы по реализации проекта

К концу учебного года было проведено повторное наблюдение за детьми с целью диагностики звукопроизношения. Для проверки эффективности проделанной работы буду использовать тот же диагностический материал, что и на подготовительном этапе. По результатам диагностики разработаю план работы на следующий учебный год.

Таким образом, результаты проведенной работы и мониторинг на конец учебного года показал, что многие дети овладели  правильным звукопроизношением всех групп звуков.

Поэтому, можно утверждать, что используемые в реализации проекта методы и приемы способствовали автоматизации звуков речи, дети стали сами себя контролировать и исправляться при неправильном произношении. Повысился интерес родителей к проблеме развития речи своих детей, они активно участвовали в образовательном процессе.

Итого по старшей группе № 7

Начало года

Конец года

Количество детей

16

%

Количество детей

16

%

Высокий уровень развития

0

0

12

75%

Средний уровень развития

11

68%

6

37,5%

Низкий уровень развития

5

31%

2

12,5%

Итого по старшей группе № 6

Начало года

Конец года

Количество детей

11

%

Количество детей

11

%

Высокий уровень развития

0

4

36%

Средний уровень развития

4

36%

7

63%

Низкий уровень развития

7

63%

4

Таким образом, организованная коррекционная  работа с использованием  игровых технологий показала значительное повышение уровня  речевой активности у детей старшего дошкольного возраста.  В результате проведения коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствовало решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки.

Этот проект значим для всех его участников:

Дети: получение новых знаний и умений в игровой форме, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования — метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: получение новых знаний, повышение компетентности в вопросе коррекции речи своих детей средствами игры, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Перспектива развития проекта

В дальнейшем мы планируем продолжать работу с родителями и педагогами, повышать качественный уровень знаний родителей в области логопедии, приобщать их к участию в жизни дошкольного учреждения.

Привлечь к участию родителей  детей раннего возраста и других специалистов ДОУ.

Продолжить выпуск серии буклетов «Домашний логопед» для детей старшего дошкольного возраста.

Разработать «Дневник семьи», где будем отмечать успехи и достижения родителей и детей, их творчество.

Воспитание правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения и другие).

Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка. Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Профилактика и коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.

Поэтому нужно всегда вести профилактическую и просветительскую работу среди детей, родителей и педагогов.

Организация  коррекционных занятий с использованием игровых технологий дала положительные результаты, так как решала многие образовательные и воспитательные задачи, создавала  условия для радостных переживаний, формировала  дружеские взаимоотношения, воспитывала дисциплинированность и умение действовать в коллективе, формировала произвольность и ответственность отношения к деятельности, создавала эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.

Использование речевых игр на логопедических занятиях позволяет достичь формирования определенных навыков; умения учиться; развития необходимых способностей и психических функций; познания (в сфере становления собственного языка); запоминания речевого материала.

Вывод: результаты деятельности логопункта за 2019 -2020 учебный год были тщательно проанализированы, сделаны выводы о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно.

 Определение цели и задач на следующий учебный год, дальнейших направлений работы по реализации намеченных стратегий.

С учётом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году намечены следующие задачи на 2020- 2021 учебный год:

- Продолжение целенаправленной  коррекционной работы с детьми.

- Совершенствование работы по взаимодействию с родителями.

- Повышение уровня педагогического мастерства путём участия в семинарах, мастер-классах, обучения на курсах повышения квалификации.

Список литературы

  1. У. М. Сидорова - Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ
  2. Репина З. А Уроки логопедии. / Репина З. А. Буйко В. И. - Екатеринбург: - Изд-во "Л и ТУР", 1999. - 208 с.
  3. Буйко В. И. Чудо-обучайка. Серия «Учимся играя». - Екатеринбург: - ООО «Издательский дом ЛИТУР", 2009. - 31 с.
  4. Нищева Н. В. Весёлая артикуляционная гимнастика---СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 201о. – 32с.

  1. Буйко В. И. Чудо-обучайка. Серия «Учимся играя». - Екатеринбург: - ООО «Издательский дом ЛИТУР", 2009. - 31 с.
  2. Коноваленко В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников/ В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – 2-е.
  3. Комарова Л.А. «Автоматизация звука в игровых упражнениях.
  4. «Альбом дошкольника» М.: Изд. ГНОМ и Д, 2009
  5. Спивак Е.Н.: Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. М.: Гном и Д, 2007
  6. Османова Г. А., Перегудова Т. С. "Вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков С, З, Ц, Ш, Ж, Ч,Щ, Л, Ль, Р, Рь" Изд. Каро, 2010 г.
  7. Нищева Н.В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп: Учебно-методическое пособие - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013
  8. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001.
  9. Матыкина И.А. У родителей и деток, вся одежда из монеток. Логопедическое лото — Сайт: www.logorina.ru
  10. Матыкина И.А. Футбольный мяч. Логопедическое лото. — Сайт: www.logorina.ru
  11. Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки Р, Л. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
  12. Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки Ш,Ж,Ч,Щ. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
  13. Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки С,З,Ц. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
  14. Лазоренко О.И. Логопедическое лото-мозаика. — М.: Издательство «АРКТИ» 2001г.
  15. Ткаченко Т.А. Логопедическое лото с картинками. — М,: ООО «Издательство «Эксмо»,2014г.
  16. Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Ш. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  17. Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Ж. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  18. Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук С. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  19. Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук З. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  20. Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Ц. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  21. Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Р-Рь. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  22. Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Л-Ль. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛЭПБУК "Весело играем звук Ш закрепляем"

Лэпбук в работе учителя-логопеда.  Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная картонная  книжка с кармашками, дверками, окошками, подв...

Лэпбук «Весело играем – звук «р» закрепляем»

Фотографии лэпбука, в котором представлены игры и речевой материал по закреплению звука Р....

Презентация "Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем"

Актуальность     темы обуславливается тем, что для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная пл...

Проект "Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем"

Проект по логопедии "Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем"...

Логопедический проект «Весело играем – звуки в речи закрепляем».

Пояснительная запискаСпециалисты знают, что  детям неинтересны бесконечные повторения речевого материала во время автоматизации звуков на индивидуальных занятиях, дошкольнику сложно даже нескольк...

картотека индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков Тема: «Весело играем -звуки закрепляем».

Представленная методическая разработка предназначена для дошкольников 5-7 лет. Основная цель данной методической разработки – коррекция звукопроизношения дошкольников, развитие фонематического с...

Творческий проект "Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем"

Идея проекта: «Весело играем, звуки речи закрепляем» заключается в вовлечении детей и их родителей в творческий практико-ориентированный процесс коррекции речи детей ср...