Логопедический проект «Весело играем – звуки в речи закрепляем».
проект по развитию речи

Фень Елена Валерьевна

Пояснительная записка

Специалисты знают, что  детям неинтересны бесконечные повторения речевого материала во время автоматизации звуков на индивидуальных занятиях, дошкольнику сложно даже несколько минут просто повторять слова с автоматизируемым звуком. Умение свободно и правильно использовать поставленный звук в самостоятельной речи формируется медленно. Неудивительно, что правильно и достаточно хорошо повторив речевой материал, выйдя из кабинета, дети забывают все приобретенные произносительные навыки.

И передо мной встал вопрос, как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка?

Использование обучающего материала в форме увлекательной игры позволяет приобретать правильные произносительные навыки ненавязчиво и дает более высокие результаты.

Логопедический проект предназначен для создания условий развития звуковой культуры у детей с нарушениями в произношении шипящих звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_konkursa.docx30.11 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический проект

«Весело играем – звуки в речи закрепляем».

                                                     

                                                 Учитель-логопед МАДОУ № 38 :    Е. В. Фень

   

Пояснительная записка

Специалисты знают, что  детям неинтересны бесконечные повторения речевого материала во время автоматизации звуков на индивидуальных занятиях, дошкольнику сложно даже несколько минут просто повторять слова с автоматизируемым звуком. Умение свободно и правильно использовать поставленный звук в самостоятельной речи формируется медленно. Неудивительно, что правильно и достаточно хорошо повторив речевой материал, выйдя из кабинета, дети забывают все приобретенные произносительные навыки.

И передо мной встал вопрос, как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка?

Использование обучающего материала в форме увлекательной игры позволяет приобретать правильные произносительные навыки ненавязчиво и дает более высокие результаты.

Логопедический проект предназначен для создания условий развития звуковой культуры у детей с нарушениями в произношении шипящих звуков.

Цель разработки: активизация работы по автоматизации поставленных звуков изолированно, в слогах и словах.

Основными задачами являются:

- развивать артикуляционный аппарат;

- побуждать ребенка самостоятельно, активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

- повышать познавательную активность и работоспособность детей;

- развивать не только речевые, но и творческие способности у детей;

- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;

- повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям;

- объединять усилия педагога и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко используя родительский потенциал. 

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Участники проекта:

  • дети с нарушениями речи,
  • учитель-логопед,
  • родители,
  • воспитатели, специалисты ДОУ.

Эффективность данных результатов:

У детей появляется самоконтроль в правильном звукопроизношении, родители приобретают необходимые им знаний по вопросам речевого развития детей, педагоги повышают профессиональное мастерство по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы.

Вид проекта –  коррекционный, долгосрочный. 
Срок реализации проекта – 1 год.

Этапы проекта:

Подготовительный этап.

Задачи:

  1. Определить направление логопедического проекта, а также условия его реализации. 
  2. Подобрать игры и игровые упражнения по постановке и автоматизации шипящих звуков и изготовить дидактические пособия к ним.
  3. Провести консультацию для родителей “Роль дидактических игр в процессе автоматизации шипящих звуков в речи у детей дошкольного возраста ”.
  4. Консультация учителя-логопеда для педагогов «Виды нарушений звукопроизношения у детей и их причины».

Основной этап.

Работа с детьми:

  1. Провести работу по исследованию и осмыслению ребенком положения органов артикуляции отрабатываемых звуков.
  2. Познакомить детей с органами артикуляции в сказках о Веселом Язычке. 
  3. Использование в подгрупповых занятиях, индивидуальной работе с детьми следующие  логопедические пособия:  «Клавиши», «Часы»,  

« Собери фрукты», «Рыболов».

Работа с родителями:

  1. Провести индивидуальные консультации родителей по автоматизации поставленных звуков.
  2. Выполнение, совместно с ребенком, заданий от логопеда с изучаемыми звуками.
  3. Повышение интереса родителей к логопедическому процессу. 

Работа с педагогами:

  1. Выполнение совместно с педагогами настольных речевых игр.
  2. Использование настольных речевых игр в процессе закрепления правильного произношения поставленных звуков.
  3. Проведение открытого занятия для педагогов на тему: “ Автоматизация “Ш” в речи детей при помощи дидактических игр”.

Заключительный этап.

 Задачи:

  1. Провести диагностику   умения употреблять поставленные звуки в речи детьми старшего  дошкольного возраста.
  2. Подведение итогов по реализации проекта, обобщение опыта работы по проекту с воспитателями  групп и специалистами ДОУ.

Конечный продукт проекта. 

  1. Сформированная устойчивая мотивация детей.
  2. Повышение грамотности родителей в обучении детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в логопедическом процессе.
  3. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями. 

Практический результат проекта.

  1. Демонстрация настольных речевых игр и их использование в процессе закрепления правильного произношения звуков.
  2. Проведение индивидуальных занятий  с использованием дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста, автоматизация шипящих звуков.

Результат проектной деятельности.

  1. У детей сформировано правильное звукопроизношение, фонематическое восприятие, они правильно произносят гласные и согласные звуки в сочетание со звуками.
  2. Дети умеют подбирать слова, похожие по звучанию, выделять из ряда слов те, в которых есть заданный звук, научились выделять на слух слова, в которых есть этот звук, не зависимо от его положения, определять место заданного звука в слове, у них выработалась хорошая дикция.

Приложение.

Цель: активизация основных движений артикуляционного аппарата.

Дидактическое логопедическое  пособие «Приключение язычка» (использование на занятии рукавичку-язычок).

  • Упражнение "Солнышко": язычок выглянул из окошечка, увидел яркое солнышко и решил погреться и позагорать - широкий язык положить на нижний ряд зубов.
  • Упражнение "Стрекоза":  язычок увидел стрекозу, которая летала над цветком вверх - вниз, вверх - вниз - острый язычок тянется до верхней (нижней) губы.
  • Упражнение "Лягушка": язычок дольше пошел гулять, на пруду увидел лягушку, она сидела на кувшинке и улыбалась вот так - растянуть губы в улыбке.
  • Упражнение "Уточка": язычок дальше отправился погулять, во дворе он увидел уточку - вытянуть губы, звукоподражание: «Втянуть щеки между зубами»
  • Упражнение "Слоненок": увидел язычок в зоопарке слоненка - сделать из губ трубочку. «А теперь слоненок я, посмотрите на меня. подражаю я слону, губы хоботом тяну.
  • Упражнение "Лошадка": увидел веселый язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался, - улыбнуться, приоткрыть рот, медленно пощелкать кончиком языка. Покатался язычок на лошадке и отправился домой
  •  Замкнул заборчик, (упр.  заборчик)
  • Лег спать(закрыть рот)

Дидактические – логопедические игры и пособия для автоматизации шипящих звуков.

Игровое пособие «Клавиши»

Цель: автоматизация шипящих звуков в слогах или словах с помощью пропевания; формирование слоговой структуры слова; развитие мелкой моторики.

Ход игры:  предложить детям  поочередно перебирая по клавишам пальцами правой или левой руки, протяжно произносить слоги (слова) с обучаемым звуком. При формировании слоговой структуры слова ребенок нажимает на одну клавишу соответственно одной части слова.

Игровое пособие «Часы»

Цель: автоматизация звука в слогах, словах; развитие мелкой моторики.

Ход игры: в центре «часов» выкладывается необходимая согласная буква, по кругу – гласные буквы. «Язычок» предлагает ребенку проводить указательным пальцем, имитируя стрелку часов, от буквы к букве, проговаривая прямые и обратные слоги. При автоматизации звука в словах, в секторах размещаются предметные картинки.

Игра «Рыболов»

Цель: автоматизация шипящих звуков в словах, фразе; развитие фонематического восприятия; мелкой моторики рук.

Ход игры: Ребенку предлагается побыть сегодня в роли рыбака. Необходимо поймать удочкой с магнитом рыбку с закрепленной на нее картинкой. Главное условие: надо выловить только тех рыбок, в названии которых есть заданный звук.

На рыбок прикрепляются предметные картинки, в названии которых есть автоматизируемый на данном этапе звук в составе слова или во фразе.

Игра «Собери фрукты»

Цель: автоматизация звука в словах, фразе; развитие фонематического восприятия и мелкой моторики рук.

Усложнение игры – закрепить умение дифференцировать оппозиционные звуки.

Ход игры: Рассказать детям о том, что налетел сильный ветер и раскачал деревья во фруктовом саду. С них упали фрукты и их необходимо собрать в корзину.

Если автоматизируется звук [ш], то нужно собрать в корзину фрукты, на которых изображены предметы, в названии которых имеется заданный звук.

При автоматизации звука [ж], собрать в корзину фрукты с предметными картинками на данный звук.

Усложнение игры – предложить детям разобрать фрукты по двум корзинам: в одну корзинку фрукты с картинками, в названии которых слышится [ш], а в другую – [ж].

Дидактическая игра «Определи, какой звук твёрдый или мягкий».

Цель: Учить определять какой согласный звук, ориентируясь на тактильные ощущения. (По стрелочке от слова ведём пальцем и попадаем на твердую или мягкую поверхность)

Игра «Говорим слово, наматываем ленту».                                                

 Цель: Закреплять понятие слог, определять количество слогов в слове.   

Ход игры: ребёнок произносит слово по слогамна каждый слог наматывает один кружок ленты.

Игра «Помоги мышке добраться до сыра»

Цель: автоматизация звуков, подбор картинок на заданный звук.

Ход игры: Ребёнок проходит по дорожке, называя четко слова(название картинок), ребёнок выбирает картинки на заданный звук и расставляет их по дорожке, проходит с мышкой и называет чётко слова.

Закрепляем результат в "Чистоговорках" на кубиках

"Чистоговорки" (звук Ш) на кубиках

Цель: обучение детей произносить звук Ш в словах.

Описание кубика: каша, мышь, шубка, шапка, лукошко, заяц.

У Маши мошка в каше,
Что делать нашей Маше?
Сложила кашу в плошку
И покормила кошку.

Мышонку шепчет мышь:
"Ты что шуршишь, шуршишь?"
Мышонок шепчет мыши:
"Шуршать я буду тише".

Шапка да шубка
Вот и весь Мишутка!
Пыхтит, как пышка,
Наш пухлый Мишка.

С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Ягод - полное лукошко!
Я попробую немножко.

Сидит зайка на опушке,
Поднимает зайка ушки.
Зайка серый скачет ловко,
Зайка кушает морковку.

Чистоговорки на звук «Ж»

Цель: обучение детей произносить звук  Ж в словах

Описание кубика: жук, ёжик, сапожки, дождик, буква Ж, мальчик Жора

Жук жужжит –жу, жу, жу, жу

 я живу и не тужу                                                                              

 Я на веточке сижу и жужжу, жужжу, жужжжу

Бедный ёжик ёжится:

Всё ему не можется.                                                              

 И синеет кожица-

так ему не можется.

Шьёт своим ежатам ёжик

 восемь кожаных сапожек                                                    

 Каждому на ножки ежовые сапожки.

Дождик, дождик, не дожди,

 дождик, дождик подожди.                                  

Дай дойти до дому дедушке седому.

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук, издаёт жужжащий звук.

Над Жорой жук весь час кружит

От страха Жора весь дрожит.

Список изученной литературы:

  1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005. 
  2. Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва: Просвещение, 2006г.
  3. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. В мире слов, букв и звуков. М.: Сфера, 2015.
  4. .Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Москва - Синтез, 2006.
  5. 2.Ильякова Н.Е. «Звуки я вас различаю»изд «Гном»,-М,2003
  6. 3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя дет. сада. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение,1980.
  7. 4. Лобзякова М.И. Учимся правильно и четко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. - М.: Вентана - Граф, 2003.
  8. 5. Скворцова И.В. Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр. Для детей 4 - 6 лет. - СПб.: Издательский Дом "Нева"; М.: "ОЛМА _ ПРЕСС Образование", 2005.
  9. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи детей.– М.: П., 1988.
  10. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми.– М.: 1985.
  11. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Владос, 1999.
  12. Л. Н. Ефименкова Е.А. Формирование речи у дошкольников. – М.: 1985.

Интернет-ресурсы:

  1. http://nsportal.ru/
  2. http://www.maam.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое подгрупповое логопедическое занятие с использованием коррекционных логопедических игр. Тема: «Весело играем – звук «Р» мы закрепляем.»

Открытое подгрупповое логопедическое занятие  с использованием коррекционных логопедических игр.  Тема: «Весело играем – звук «Р» мы закрепляем.»...

Презентация "Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем"

Актуальность     темы обуславливается тем, что для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная пл...

Проект "Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем"

Проект по логопедии "Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем"...

ПРОЕКТ «Весело играем, звуки, буквы изучаем!»

В презентации представлен проект, в ходе которого целенаправленная комплексная работа, разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной игровой деятельности при обучен...

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Тема: « Весело играем , звук Л мы закрепляем» (использование игровых приемов в работе по автоматизации звуков)

1.Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].Продолжать учить правильно произносить звук [л] в прямых слогах.   3. Учить определять наличие и место звука [л]...

Игра для детей старшего дошкольного возраста на тему «С пальчиками играем звуки в речи закрепляем»

Развитие правильного произношения звуков в речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием специального оборудования....

Творческий проект "Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем"

Идея проекта: «Весело играем, звуки речи закрепляем» заключается в вовлечении детей и их родителей в творческий практико-ориентированный процесс коррекции речи детей ср...