Технология личностно-ориентированного обучения
материал

Русанова Татьяна Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_lichnosto-orientirovannogo_oucheniya.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Русанова Татьяна Владимировна,

воспитатель

МОУ «Павловская СШ»,

структурное подразделение

 детский сад «Ромашка»,

г. Каргополь

 

Технология личностно-ориентированного обучения

(выступление на педагогическом совете)

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных, дидактоцентрических технологиях).

Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

В педагогике и педагогической психологии до настоящего момента были предприняты различные попытки определить сущность личностно-ориентированного обучения (Т. И. Кулыпина, Е. В. Бондаревская, В. П. Сериков, И. С. Якиманская).

По мнению И. С. Якиманской, признание ученика (воспитанника)  главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.

 Образовательная модель строится на следующих принципах:

- Целью обучения должно быть развитие личности.                                            

- Педагог  и ученики являются равноправными субъектами обучения.    

- Педагог, прежде всего, является партнером, координатором и советчиком в процессе обучения, а лишь затем лидером, образцом и хранителем «эталона».    

 Технология личностно-ориентированного обучения – это такое взаимодействие, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Отсюда следует то, что личностно-образовательные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природного потенциала. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели.  

    Задачи личностно-ориентированной технологии:

1. Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ.

2. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.

3. Приоритет личностных отношений.

4. Индивидуальный подход к воспитанникам.

  Истоки развития личностно-ориентированной педагогической технологии содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина-Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания.

Фундаментальная идея личностно-ориентированных технологий состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению.                                                                                                                    

Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия.

Разноуровневый подход - ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.

Дифференцированный подход - выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям.

Индивидуальный подход - распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям.

Субъектно-личностный подход - отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.

Воспитателю при подготовке и проведении личностно ориентированного занятия  надо знать характеристики субъектного опыта воспитанников, это поможет ему выбрать рациональные приёмы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого.

Формы организации деятельности  личностно-ориентированной технологии:

- игры, занятия, спортивные досуги;

- упражнения, наблюдения, экспериментальная  деятельность;

- упражнения, игры, гимнастика, массаж;

- тренинги, этюды, образно-ролевые игры.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.

Функции личностно-ориентированного образования:

- гуманитарная (суть состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала).

Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий.  Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.

- культуросозидательная (культурообразующая) (направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования

Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения). 

- социализации (которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения).

Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

- постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;

- подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;

- оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;

- заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности. 

 В чём же различие личностно-ориентированного занятия  от традиционного?

1. Целеполагание. Цель - развитие воспитанника, создание таких условий, чтобы на каждом занятии формировалась познавательная  деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. На занятии  постоянный диалог – педагог - воспитанник.

2. Деятельность педагога. Организатор учебной деятельности, в которой воспитанник, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Центральная фигура — воспитанник. Педагог же специально создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет.

3. Деятельность воспитанника. Ребенок  является субъектом деятельности педагога. Деятельность идёт не от воспитателя, а от самого ребёнка. Используются методы проблемно — поискового и проектного обучения, развивающего характера.

4. Отношения  «педагог - воспитанник». Субъектно-субъектные. Работая со всей группой, педагог фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей воспитанника, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.

В соответствии с данной технологией для каждого воспитанника составляется индивидуальная образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ребенку, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.

Результат использования  технологии -   становление  ребёнка как личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология личностно-ориентированного обучения.

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у...

Технологии личностно ориентированного обучения дошкольников

Технологии личностно ориентированного обучения дошкольников...

Опыт работы на тему"Использование технологии личностно ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников"

Опыт работы на тему: Использование технологии личностно ориентированного обучения в образовательном  процессе дошкольников...

«Профессий много разных есть… » Конспект НОД по развитию речи с использованием образовательной игровой технологии, технологии личностно-ориентированного обучения для детей старшей группы

Цель: обобщать и активизировать знания детей о труде, профессиях. Задачи:1. Закреплять знания дошкольников о различных профессиях. 2. Учить определять профессию по описанию, делить раз...

Технология личностно-ориентированного обучения

Материалы для организации семинаров и консультаций по дошкольной педагогике в соотвествии с требованиями ФГОС дошкольного образования....

Использование технологии личностно-ориентированного обучения в процессе взаимодействия с детьми в работе учителя-дефектолога.

Образовательные технологии. Технологии личностно-ориентированного обучения  в работе учителя-дефектолога....

Технология личностно-ориентированного обучения.

Технология личностно-ориентированного обучения....