Выступление на педагогических чтениях "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"
материал (старшая группа)

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6nravstvennoe_vospitanie_i_formirovanie.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогических чтениях.
Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т. к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства общество уже достаточно настрадалось. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т. п., нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в старшем дошкольном возрасте. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т. п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. Поэтому тема работы очень актуальна в настоящее время.

Всю работу я разделила на 5 этапов:

Этапы работы:

1 этап:

Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач

2 этап:

Планирование работы по самообразованию

3 этап:

Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов)

4 этап:

Практическая деятельность (применение знаний,навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми)

5 этап:

Подведение итогов самообразования

Цель :

определить, каковы особенности формирования нравственных представлений, поступков и культуры поведения старших дошкольников.

Объект исследования:

процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования:

особенности формирования нравственных представлений, поступков и культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза:

предполагается, что целесообразное и систематическое планирование и использование нравственных аспектов в различных видах деятельности детей успешно повлияет на процесс нравственного становления личности старших дошкольников.

Цель, предмет,объект и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:

1. Выявить сущность нравственного воспитания и формирования культуры поведения как психолого-педагогического процесса;

2. Раскрыть методику нравственного воспитания и формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста

3. Разработать план педагогической работы по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения в старшей группе ДОУ.

4. Выработать методические рекомендации для воспитателей и родителей детей старшего дошкольного возраста по формированию культуры поведения и нравственному воспитанию.

При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и глубокий анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта по проблеме нравственного воспитания и формированию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

На первом году моей работы я изучила литературу, по которой в дальнейшем осуществляла работу с детьми старшего дошкольного возраста в сфере нравственного воспитания и формирования у детей культуры поведения.

Для начала я проследила и проанализировала, какие у детей уже сформированы задатки культурного поведения. Это отслеживалось в обращении детей друг с другом, в том как дети ведут себя за столом при приёме пищи, как ведут себя на занятиях, как общаются в игровой деятельности, просматривалось поведение детей во время прогулок, во время общих праздников и экскурсий в библиотеки, в школу, к памятникам и т. д. Также проследила культуру общения детей с сотрудниками и с родителями, т. е со взрослыми. Из наблюдаемого были сделаны выводы, что дети не в полной мере владеют нравственными качествами и нормами культурного поведения.

Поэтому на втором этапе была с детьми проведена следующая работа:

- были проведены беседы с детьми на темы «Культура поведения детей в общественных местах»«Культура поведения детей в общественном транспорте» «Культура поведения детей за столом»«Культура общения детей с друзьями»«Как можно и как нельзя себя вести с родителями»«Как нужно правильно отдыхать в лесу и на водоёме».Процесс нравственного воспитания прослеживался в образовательной деятельности, на таких занятиях как развитие речи, чтение художественной литературы, на музыкальных занятиях, рисовании, где они осваивали правила учебного поведения, формировались целенаправленность, ответственность, волевые качества. Также работа в этом направлении велась в трудовой и игровой деятельности (сюжетно-ролевые, дидактические, настольные, народные, театрализованные, музыкальные, игры со строительным материалом) в организации совместных с родителями развлечений (родительских собраний, КВНов, спортивных соревнований, праздниках, чаепитий, в организации развлечений с детьми («День рождений», просмотров фильмов, соревнований с детьми других групп, развлечений по текущей тематике, в конкурсах, экскурсиях. Прослеживалось бережное отношение детей к вещам, игрушкам, книгам, природе.

Из всего изложенного сделаю вывод, что дети стали намного лучше вести себя в общественных местах, стали соблюдать правила поведения за столом во время принятия пищи, стали намного вежливее со взрослыми и в отношениях между собой. В дальнейшем я планирую совершенствовать привитые детям нормы нравственного воспитания и культуры поведения на всех этапах образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социаль...

«Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

В представленном материале разработана система по  формированию культуры поведения старших дошкольников через различные виды деятельностивиды. Одной из основных задач являлось повысить урове...

Обобщение из опыта работы по теме: "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"

Обобщение из опыта работы по теме: "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"...

Родительское собрание "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"

Цели:1)    Познакомить родителей с задачами нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;2)    помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей....

«Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

Знакомство родителей с задачами нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста; оказание помощи родителям в воспитании культуры поведения у детей....

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ТЕМА: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

Тема нравственного воспитания актуальна во все времена.Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.Предмет исследования: формирование культуры поведения д...

Отчет по теме самообразования: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

Отчет по самообразованию воспитателя Дудоровой Галины Владимировны.Тема: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»...