Опыт работы музыкального руководителя.
методическая разработка

Будина Ирина Анатольевна

Обобщение опыта работы по музыкальному воспитани. по теме :" Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы31.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад № 3 «Солнышко» города Стародуба

Музыкальный руководитель Будина Ирина Анатольевна

Обобщение опыта работы на тему:

«Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста»

                                                                                                               «  Музыка начинается с пения»

                   

Пение – один из самых любимых детьми  видов  музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступней детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр.

Ветлугина Н. А., автор методики музыкального воспитания  считает, что «пение относится к числу тех, видов музыкальной деятельности, в процессе которой развивается эстетическое отношение к жизни, музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально сенсорные и, особенно, музыкально – слуховые представления  звуковысотных  отношений».

Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей.

Правильно поставленное пение формирует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза при пении влияет на равномерное и глубокое дыхание.  Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.

1.В течение многих лет работы в детском учреждении, я заметила, что часть детей поют в основном в разговорной манере, в  небольшом диапазоне, крича и надрываясь. У детей не сформированы необходимые навыки слухового и вокального контроля. А родителям в будущем хочется видеть своих детей счастливыми, успешными, всесторонне развитыми людьми, что и отвечает требованиям ФГОС ДО.  Поэтому  тема «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста»  является  актуальной.

Я, как музыкальный руководитель дошкольного учреждения,  хочу научить детей любить песню и петь хорошо, четко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное с желанием и большой самоотдачей. А для этого необходимо, чтобы дети овладели певческими навыками.

 Цель моего опыта:

Формирование у  детей  дошкольного возраста певческих  навыков.

Для достижения, поставленной цели я определила следующие задачи:

- Учить  детей вокально-хоровым навыкам,

- Развивать способности к эмоциональному, выразительному исполнению песен; музыкальную память,

- Развивать умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.

Проблема развития певческого голоса дошкольников  - одна из самых наиболее сложных в музыкально – педагогической теории и практике. Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков.

Большое значение проблеме развития певческого голоса ребенка – дошкольника   уделяли ведущие педагоги: Н. А. Метлов,                       Д. Е. Огороднов, В. В. Емельянов, Н. А. Ветлугина.

 Новизна моего опыта состоит в том, что в процессе своей работы я применяю как традиционные педагогические методы, разработанные ведущими педагогами так и современные методы для развития певческих навыков, разработанные Аллой Анатольевной Евдотьевой – игровое распевание и  артикуляционные упражнения по обучению детей пению  Ольги Валерьевны Кацер.

Свою работу я начала с детьми младшего дошкольного возраста. Я провела обследование воспитанников по методике  Н.А.Ветлугиной

Были определены три уровня развития певческого голоса:

ВЫСОКИЙ. Ребенок понимает и выполняет задание правильно, самостоятельно используя известную технологию звукоизвлечения, голос имеет ярко выраженную тембровую окраску, активный артикуляционный аппарат, чисто интонирует, дыхание правильное, без шума.

СРЕДНИЙ. Ребенок правильно понимает задание, действует по словесному указанию, голос имеет не ярко выраженную тембровую окраску (сиплый), речь внятная, артикуляционный аппарат средней активности, интонирует нечисто, дыхание правильное с помощью педагога.

НИЗКИЙ. Ребенок затрудняется в выполнении задания с помощью педагога, речь не внятна, вялый артикуляционный аппарат, затрудняется в чистом интонировании. Навык правильного дыхания отсутствует.

 В ходе обследования я получила следующие результаты:

Группа

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Младшая,

2016 г. октябрь

9 чел. – 37%

12чел. – 50%

3 чел. –13%

Работу над вокально – хоровыми навыками я разделила на

 3 блока:

1.Певческая установка.

2.Работа над дыханием, работа над дикцией, работа над интонированием.

3.Ансамбль.

1.Певческая установка  - это правильное положение корпуса при пении. При работе над певческой установкой я использую игровые  прием.

В младшей группе я использую упражнения:  «Старый дед»( сидит дед, ему сто лет, а мы детки маленькие у нас спинки пряменькие); «Медведь», «Мы проверим спинку,  спиночку -  тростинку…»

В старших группах я напоминаю правила певческой установки в стихотворной форме.

 Первое четверостишие – в положении сидя: « сядем прямо, ровно и споем спокойно. Ноги ровно в пол упрем, пальчики в замок запрем» .

Второе четверостишие – в положении стоя: «если хочешь стоя петь, головою не вертеть; плечи вверх не поднимай, глаза в пол не опускай»

Также использую игровую распевку « Баба Яга». (Вот сидит Баба Яга, очень страшная она.Быть такими не хотим, очень ровно мы сидим.)

2.Работу над развитием певческих навыков у дошкольников  я начинаю с овладения певческим дыханием.

Вдох рекомендую детям делать одновременно через рот и нос. Выдох должен быть спокойным и медленным, чтобы дыхания хватило до конца музыкальной фразы.

С детьми младшего возраста я использую следующие игры и игровые упражнения: «Надуй шарик», «Бабочки летят», «Сдуй снежинку», « Шторм  в стакане».

Песенки: «Самолет», «Петушок», «Есть у солнышка дружок».

В старшем  возрасте  я  работаю  над умением распределять дыхание   во время пения.

Ребятам нравится игра «Паровоз» (дети передают мяч друг другу  по окончании фразы).  

Предлагаю детям пропеть на выдохе гласные звуки, открытые слоги да-дэ-ди-до-ду или ма-мэ-ми-мо-му.

 Упражнение « Протяни звук» ( в парах).

Детям очень нравится упражнение « Как у горки на пригорке жили Егорки…».Дети на одном дыхании считают сколько жило Егорок, у кого больше на выдохе получится сосчитать.( Раз Егорка, два Егорка и т. д. )

3.В работе над дикцией:

 в младшем возрасте, как подготовительный к певческому этапу,  я  ввожу речевой этап, где с малышами мы сначала четко произносим текс наших распевок, а затем плавно переходим к пропеванию. Это распевки: «Андрей –воробей»,  « Кря- кря.» « Дружная семья».

в старшем  возрасте  я использую артикуляционные упражнения и гимнастику, направленные на тренировку мышц речевого аппарата, чтобы добиться их свободной  подвижности, так как вялый артикуляционный аппарат является причиной плохой дикции. Здесь я использую, очень любимую детьми, артикуляционную гимнастику из книги                            О.В. Кацер « Путешествие язычка».

Также использую речевой этап, для проговаривания  скороговорок и чистоговорок.  

Предлагаю детям произнести  скороговорку шепотом,   максимально четко и ясно, затем предлагаю произнести громко и в быстром темпе. Затем Чистоговорки закрепляем пением.

Например: « Любимая мама» ( Лю-лю-лю, лю-лю-лю, маму я свою люблю.

Лю-лю-лю, лю-лю-лю, маме лилии куплю.

Ле-ле-ле, ле-ле-ле, их поставлю на столе.

Ли-ли-ли, ли-ли-ли, мы мамуле помогли).

4. Интонирование (точное воспроизведение мелодии). 

Для  малышей  использую песенки-повторялки или песенки-эхо. Я пропеваю музыкальную фразу, дети за мной повторяют.

У старших дошкольников  использую игровое распевание по методике А. А. Евдотьевой:  « Перед пением, друзья, разогреем голоса. Высоко мы будем петь( показ рукой), средним тоже бы суметь(показ рукой). Ну а низким петь не будем ( отрицание головой) и  о низком позабудем».

 Упражнения и дидактические материалы, разработанные  А.А. Евдотьевой включают в себя два образа (два героя), два диапазона (высокий и средний), две музыкальные фразы. Использование мной  этих дидактических материалов,  позволяет детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях.

 Воспитанники, озвучивая зарисовки из сказок, четко понимают, что Карабас Барабас – великан, он  будет петь средним голосом, а куклы, мышки, бабочки, только высоким. Они стараются это отобразить голосом, одновременно, изображая их в театральном этюде.

  Вот пример игрового распевания « Котенок и божья коровка». Уточняем с детьми,  какой котенок? (удивленный и восхищенный красотой божьей коровки) « Вы красивая такая и горошки на спине». А божья коровка стеснительная, получив комплимент:  «Вы, котенок, так любезны, тоже нравитесь вы мне» (поют высоким голосом).

Игровое распевание «Репка». Анализируем голоса каждого героя и пропевая фразу «Если дружно мы потянем, репку сразу же достанем» мы начинаем с нижнего регистра и постепенно доходим до высокого.

Такое игровое распевание:

- развивает образное воображение детей,  способствует правильному  выбору голоса (среднего или высокого),  озвучивая  знакомых персонажей; 

- формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей;

- развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;

- развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание  разыгрывание театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.

4. Ансамбль

Научить детей правильному дыханию, хорошей дикции, чистому интонированию недостаточно для стройного пения ансамблем или хором. Необходимо умение слушать друг друга. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, на одновременном начале и окончании фраз. Для этого провожу такие  игровые упражнения как « Ку-ку, ку-чи-чи», «Взял, отдал», « Ритмические кубики».

Для успешного усвоения детьми певческих навыков я работаю  с педагогами и родителями. На родительских собраниях рассказываю о том,  чему учатся дети на музыкальных занятиях, об охране детского голоса.

Для родителей оформляю  папки- передвижки с материалами  о музыкальном воспитании в семье, а так же о развитии певческих навыков у дошкольников: «Родителям о детском пении», «Значение и польза здоровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков детей», «Любит ли ваш малыш петь?» и др.

 Родители наших воспитанников с удовольствием принимают участие в праздниках и развлечениях, помогают в создании музыкальной развивающей среды. Родители доверчиво относятся к нашим консультациям и рекомендациям и поэтому многие дети, став школьниками, продолжают заниматься вокалом, поступают в музыкальную школу.

В работе с педагогами  использую открытые просмотры и консультации, беседы,  где воспитатели знакомятся  с  программными задачами, методами и приемами обучения детей пению. С каждым воспитателем индивидуально разучиваю  песенный репертуар, даю рекомендации по использованию музыкального репертуара на других занятиях и в свободной деятельности  детей. Воспитатели оказывают действенную помощь в обучении детей песенному творчеству. В группах организованы музыкальные центры,
где есть в соответствии с возрастом диски и кассеты с произведениями  для детей, музыкальные и шумовые инструменты, картотеки музыкальных дидактических игр. Воспитатели проводят с детьми хороводные и музыкально - дидактические игры с пением, включают пение в повседневную жизнь дошкольников.

В музыкальном зале я оформила центр, в котором имеются необходимые музыкальные инструменты, музыкально -  дидактические игры, маски, игрушки.

Свой опыт работы по теме «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста» я представила на педагогическом совете № 3 от 28.02.2020 года.

Проводя эту работу на протяжении  4 лет,  я добилась следующих результатов:

- Воспитанники  овладели умением исполнять песни в широком диапазоне,

 - Научились чисто интонировать мелодию в заданной тональности,

- Поют с динамическими оттенками, меняя силу голоса,

- Поют  напевно, не кричат.

- Воспитанники поют  выразительно, передавая характерные особенности произведения.

Итоговое обследование дало хорошие результаты:

Группа

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Подготовительная к школе группа (февраль)

2чел. – 8%

14 чел. – 56%

9 чел. – 36%

Подводя итоги работы по развитию певческих навыков у дошкольников, я могу сказать, что поставленная цель достигнута: дети любят петь, научились владеть своим голосом, понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты. Воспитанники поют не только на музыкальных занятиях, но и в неформальной обстановке самостоятельно, принимают активное участие в концертах  и конкурсах различного уровня. У них выработаны такие исполнительские качества, как уверенность, умение свободно держаться перед публикой, красиво исполнять песню, донося до слушателя характер и смысл песни.

В перспективе я планирую продолжить работу по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста, используя инновационные технологии и изучая  новые современные методики.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы музыкального руководителя по теме: "Инновационные технологии развития музыкальной культуры старших дошкольников в воспитательном пространстве праздника"

Надеюсь мой опыт будет полезен не только музыкальным руководителям, а так же воспитателям и другим специалистам ДОУ....

Опыт работы музыкального руководителя Смилгаин Ларисы Ивановны по теме "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА НА ПРАЗДНИЧНЫХ УТРЕННИКАХ"

Русские песни, русское поэтическое слово становятся близкими детям и любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быт...

Опыт работы музыкального руководителя Бухаловой Э.А. по теме «Организация интегрированного образовательного процесса на основе формирования представлений о музыкальных жанрах и видах музыки»

Опыт работы «Организация интегрированного образовательного процесса на основе формирования представлений о музыкальных жанрах и видах музыки»...

Опыт работы музыкального руководителя высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музыкальных способностей дошкольников, посредством интерактивных музыкально-дидактических игр»

https://yadi.sk/i/U_meZdLX06fNrg  ссылка на видео-презентацию  Опыта работы музыкального руководителя  высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музык...