самообразование
материал

Палилеева Наталья Сергеевна

самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2_mladsh.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №24

САМООБРАЗОВАНИЕ

Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Второй младшей группы №1

 

Воспитателя:  Палилеевой Натальи Сергеевны

2021год

Перспективный план работы на 2021 – 2022 год воспитателя Палилеевой Н.С.

Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Вторая младшая группа

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Дети

Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях

Формирование представлений о свойствах предметов (цвет, форма, размер)

Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру

Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов

Знакомство с понятием «один», «много»

Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше)

Формирование представлений о сравнении предметов по длине и ширине

Закрепление геометрических фигур

Формирование умения соотносить цифру с количеством

Формирование пространственных представлений (на-над, слева-справа, вверху-внизу, за-перед)

Педагоги

Диагностика

Диагностика

Родители

Анкетирование «Математика для вашего ребенка»

Консультация «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста»

Оформление папки передвижки «Обучение дошкольников математике в условиях семьи»

Привлечение родителей к созданию дидактических игр

Оформление папки передвижки Формируем пространственные представления»

Индивидуальные беседы и консультации

Привлечение родителей к созданию дидактических игр Конкурс «Лучшая математическая игра своими руками»

Индивидуальные беседы и консультации на тему «Ориентировка в пространстве относительно предмета»

Отчет (фотографии) математика в детском саду)

Оснащение образовательного процесса

Подбор материала для обучения детей

Сбор информации для составления картотеки дидактических игр.

Составление картотеки дидактических игр.

Изготовление Лэпбука «В стране математики»

Подбор материала для обучения детей

Изготовление игр и пособий

Составление картотеки дидактиких игр

Изготовление игр и пособий

Результаты работы по теме самообразования.

Цель работы по самообразованию: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.

Задачи:

-изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;

-составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;

-использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;

-активно воздействовать на всестороннее развитие детей;

-развивать интерес родителей к совместной работе по вопросу математической подготовки детей.

-воспитывать самостоятельность.

Дидактические игры способствуют: развитию внимания, наблюдательности, сообразительности, творчеству, самостоятельности, закрепляют сенсорный опыт.

Актуальность выбранной темы

     Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

     Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

     Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

     Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

 

Ожидаемый результат:

- активизация познавательного интереса дошкольников;

- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;

- формирование элементарных математических представлений.

Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

     В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.

     Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.

     Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.

     Также при формировании элементарных математических способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.

     Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Сентябрь

Дидактические игры: «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки».

Октябрь

Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Угостим мишек чаем», «Цветные кубики»»

Ноябрь

Дидактические игры: «Найди пару», «Разложи по коробочкам»

Декабрь

Д.игра: «Что лишнее», «Что изменилось?»

Январь

Д.игры по развитию количественных представлений: «В лес за грибами», «малина для медвежат», «Угости зайчат»

Февраль

Д.игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: « Угостим белочек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы».

Март

Д.игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат»,

Апрель

Д.игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится не катится», «Найди пару по форме»

Май

Д.игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек»

Д.игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители», «магазин игрушек»

Методическое обеспечение:

Сентябрь - май

1. Изучение литературы по теме.

В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

1.

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

2.

Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

3.

Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с.

4.

 «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

5.

Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.

6.

Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.

7.

Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»,

«Детский сад. Всё для воспитателя».

2. Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего дошкольного возраста (в течение года).

3. Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...