Методические рекомендации по комплексному подходу в сенсорном развитии. Инновационные технологии в сенсорном развитии детей с ОВЗ (легкая умственная отсталость)
методическая разработка (старшая группа)

Сенникова Лариса Владимировна

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. От того, как ребенок мыслит, видит, как воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его психическое развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по комплексному подходу в сенсорном развитии.

Инновационные технологии в сенсорном развитии детей с ОВЗ (легкая умственная отсталость) 

«Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать».

В. Сухомлинский

Пояснительная записка

Анализ практической коррекционной деятельности за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества детей дошкольного возраста с ОВЗ с тяжёлыми сенсорными нарушениями. И наша группа не исключение. В связи с этим передо мной встал вопрос создания оптимальных условий для полноценного комплексного коррекционного сенсорного развития детей. Данная проблема ежегодно отражается в годовом плане ДОУ.  Одна из задач плана - это коррекция сенсорного развития. Решение поставленных задач осуществляется через комплекс мероприятий с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных методов и приемов повышения качества сенсорного развития детей. Согласованность в действиях воспитателей, специалистов и родителей помогает поднять качество и эффективность работы по коррекционному сенсорному развитию детей с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Актуальность

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. От того, как ребенок мыслит, видит, как воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его психическое развитие.

У детей моей группы затруднено чувственное познание окружающего мира. Оно не происходит само по себе. Детей приходиться обучать обследовать предметы: ощупывать их, рассматривать, прислушиваться к звукам, издаваемым предметами. У многих детей сенсорные нарушения ограничивают восприятие сенсорной информации. Дети часто воспринимают пассивно и не могут даже дифференцировать вкусовые и обонятельные раздражители. Некоторые дети обладают другой крайностью – гиперчувствительностью, непереносимостью определенных запахов или повышенным реагированием на них. Отдельные дети плохо переносят прикосновение, не умеют воспринимать различные раздражители с помощью органов (слуха, зрения, ротовой полости) даже при их сохранности. Требуется создание предпосылок для развития руки, поскольку манипуляции с предметами и осязательные ощущения дают ребенку важную информацию об окружающем мире. Однако такой способ познания требует умения выполнять тонкие движения кистью, владения приемами удержания предметов и их обследования. Без специального обучения сенсорное и сенсомоторное развитие ребенка происходит медленно. Дети не могут овладевать поисковыми способами ориентировки. Они действуют, не учитывая свойств предмета, не переносят знания и опыт на новые предметы и в новую ситуацию. Дети манипулируют предметами хаотично, неупорядоченно, не отбрасывая ненужные варианты, не выделяя существенные признаки предмета. Они перебирают варианты действий, но это не поисковые действия и даже не пробы, которые предполагают целеустремленные действия, направленные на достижение положительного результата.

Новизна 

Комплексный подход в формировании представлений сенсорного развития - это такой подход, в процессе которого дети учатся воспринимать и различать одновременно два признака (форму и цвет) в предмете в процессе зрительной, осязательной и двигательной деятельности.

Использую систему комплексного похода по стимуляции восприятия с помощью всех имеющихся анализаторов (органов чувств) и развитие двигательных реакций у детей создаются предпосылки для психомоторного развития детей. Стимуляция тактильно-осязательного восприятия осуществляется через восприятие предметов различной фактуры, с различными температурными характеристиками. Развитие слухового восприятия достигается предъявлением ребенку различных звуков, как можно больше непохожих друг на друга, звуков повседневной жизни. Развитие зрительного восприятия достигается использованием разноцветных предметов, материалов, перемещающихся предметов, источников света. Вкусовые ощущения развиваются посредством лизания, облизывания пищевых продуктов, опробования маленьких кусочков разных продуктов. Обонятельная чувствительность стимулируется предметами с характерными запахами: фруктами, продуктами, специями, парфюмерными средствами. Дети воспринимают знакомые и незнакомые, приятные и неприятные запахи. Важная роль во всех видах восприятия принадлежит двигательным ощущениям, хотя не всегда отчетливо осознаются детьми. Особенно велика роль двигательных ощущений в осязательном восприятии, когда тактильно-осязательную функцию выполняют одна или две руки, обследуя предмет. Большую роль во вкусовом восприятия имеют движения языка, в обонятельном – движения органов дыхания. Движения систематизируют ощущения в целостный образ предмета. Стимуляция разных видов восприятия способствует не только развитию ощущений, но и формированию действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств. Сочетание комплекса таких упражнений позволяет значительно повысить эффективность образовательного процесса в условиях ДОУ.

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу сенсорному и сенсомоторному развитию детей с интеллектуальными нарушениями, программно-методический материал «Предметно-практические действия», «Сенсорное развитие» для детей с лёгкой умственной отсталостью, методическую литературу, опыт педагогов-практиков по проблеме сенсорного развития дошкольников с ОВЗ, познакомившись с различными инновационными технологиями, я остановилась на системе комплексного подхода.

Цель

Создание условий для сенсорного и сенсомоторного развития в процессе целенаправленной систематической стимуляции разных видов восприятия.

Задачи

  1. Развивать восприятие собственного тела, своих движений.
  2. Развивать слухо-зрительную, слухо-двигательную, зрительно-слуховую, обонятельно-вкусовую, зрительно-тактильную, слухо-тактильную координацию.
  3. Развивать зрительное, слуховое восприятие, обоняние, вкусовую чувствительность.
  4. Развивать собственную активность (реакции на окружающий мир).
  5. Формировать манипулятивные и целенаправленные предметные действий, необходимые для восприятия предметов, действий с материалами.
  6. Формировать умения взаимодействовать со взрослыми в процессе совместной деятельности и адекватно реагировать на воздействия.
  7. Стимулировать двигательную активность.

Практическая значимость

  1. Повышение качества образовательной деятельности в разных областях дошкольного воспитания через организацию совместной деятельности родителей, дошкольников, педагогов.
  2. Создание методической копилки нетрадиционного направления с помощью родителей.
  3. Поддержание уверенности родителей в собственных педагогических возможностях.
  4. Создание в группе дошкольной организации условий для сенсорного развития детей с использованием инновационных технологий.
  5. Укрепление связи семьи и ДОУ. 

Ожидаемые результаты

  1. Адекватно реагировать на любые прикосновения, соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости;
  2. Адекватно реагировать на изменение положения тела, вибрацию;
  3. Прослеживать за перемещением предмета;
  4. Выполнять манипуляции с предметами, целенаправленные действия с предметами и материалами.

Планируемые личностные результаты:

  1. Обогащение опыта эмоционально-чувственного восприятия окружающей действительности;
  2. Развитие зрительного и других видов восприятия, внимания;
  3. Получение удовольствия от сенсорных ощущений;
  4. Развитие интереса к взаимодействию с окружающими;
  5. Умение взаимодействовать с взрослыми в процессе совместной деятельности.

Основная часть

Для решения поставленных задач были использованы следующие

формы работы с детьми:

1.        Индивидуальная;

2.        Подгрупповая.

Для решения поставленных задач был использован следующий комплекс методов и приёмов: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; наблюдения, индивидуальные беседы с детьми, родителями, различными специалистами ДОУ, анкетирование, изучение детских работ; анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе работы, и другие.

Нетрадиционные техники и методы сенсорного развития детей в экспериментальной деятельности

  1. Рассматривание, восприятие вкуса и запаха.
  2. Рассматривание и ощупывание материалов разного цвета (разные образцы бумаги, ткани, нитки, пластилин).
  3. Сминание и разрывание бумаги.
  4. Наматывание ниток на клубок (шаблон).
  5. Разминание пластилина.
  6. Нетрадиционные техники рисования: размазывание краски, печатание    разными печатками, рисование ладонями, пальчиками, набрызг, ступнями ног, рисование на снегу гуашью, цветной водой т.д.
  7. Использование сухих бассейнов. 

Нетрадиционный наглядно-дидактический материал в сенсорном развитии

  1. «Разложи по цвету» - цвет; «Положи в свой домик» - форма, «Собери урожай» - величина; «Что ел на завтрак Король лягушек?», «Пальчиковая бродилка» - свойства предметов; «Кто так кричит?», «Какой колокольчик звенит?», «Цветочная полянка»; «Наряди елочку».
  2. Пальчиковый театр: «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба»
  3. Прищепки: закончить образ, украсить листьями деревья, «Кто что ест?»
  4. Рисование-конструирование счетными палочками (по карточкам)
  5. Бусы из коктейльных трубочек, глиняные - «Собери бусы»  
  6. Свинка и поросенок – фасоль, желуди - «Покорми свинку»
  7. «Чудесный мешочек» др.

Практическое применение

Примерное планирование НОД «Желтый» направленно на решение комплекса задач.

Совместная деятельность педагога и воспитанника: Рассматривание, восприятие вкуса и запаха (перец, тыква, картофель, помидор), фрукты (лимон, банан, груша, слива, грейпфрут), печенье)

Рассматривание и ощупывание материалов желтого цвета (разные образцы бумаги, ткани, нитки, пластилин, горох). Наполнение пластиковой бутылки горохом, встряхивание под музыку.  Сминание и разрывание бумаги.

 Наматывание ниток на клубок (шаблон). Разминание пластилина. Размазывание краски, рисование ладонями, пальчиками, ступнями ног.

Самостоятельная деятельность воспитанников: Игра с конструктором, воздушным шариком, гимнастическим мячом (толкание). Игра «Собери в корзинку» (шарики из шарикового бассейна). Игра «Под покрывалом» (одеяло).

Заключительная часть

Таким образом, комплексный подход - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод обучения на восприятие сенсорной информации. Такой подход позволил сделать коррекционно-образовательную деятельность более продуктивной, разнообразной и интересной. У детей значительно обогатился опыт эмоционально-чувственного восприятия окружающей действительности, улучшилось зрительное восприятие, внимание, дети стали получать удовольствие от сенсорных ощущений, значительно улучшился интерес к взаимодействию с окружающими в процессе совместной деятельности.

Используемая литература

  1. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-

развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей / С.Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др.; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич.

2-е изд. - Мн.: УО «БГПУ им. М. Танка», 2008. -  144 с.

  1. Я играю и учусь: Пособие для детей с особенностями психофизич.развития/ Е.А.Якубовская, Т.В.Лисовская, И.В.Ковалец и др. - Мн.: ОДО «Тонпик», 2004. - 232 с.
  2. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учеб. - метод. пособие / М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич. - Мн.: БГПУ, 2009. - 276 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

laquo;Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь...

Сценарий районного методического объединения «Использование современных инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста».

В настоящее время каждое дошкольное учреждение стремится к совершенствованию, развитию, ищет новые возможности, создаёт необходимые условия для удовлетворения потребности ребенка, семьи, общества и дл...

Методическая шкатулка. Семинар "Инновационные технологии в речевом развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Инновационная деятельность является вкладом в развитие гармонически развитой личности - это наше будущее....

Конспект индивидуального занятия по познавательному развитию (сенсорное развитие) с дошкольником с умеренной умственной отсталостью. Тема: «Фигуры и цвет»

Конспект индивидуального занятия по познавательному развитию (сенсорное развитие) с дошкольником с умеренной умственной отсталостью по теме "Фигуры и цвет" м.б. также использован для проведе...

Проект «Инновационные технологии в сенсорном развитии дошкольников и в работе с их родителями»

middot;      В данном проекте я предлагаю нетрадиционные игры и материалы к ним. Пособия полифункциональные, могут использоваться в различных целях. Предложенная серия материалов ...

Инновационные технологии в сенсорном развитии детей старшего возраста с ОВЗ (легкая умственная отсталость). Проект «Радуга»

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умств...

Сборник дидактических игр, направленных на развитие и коррекцию психических процессов у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Д. Б. Эльконин: «Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности».Игра - оди...