Педагогический проект «Активизация словаря в младшем школьном возрасте через дидактические игры»
консультация (младшая группа)

Гайнанова Татьяна Анатольевна

Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_tanya_2019-20g_.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

дошкольные группы

Педагогический проект

«Активизация словаря в младшем школьном возрасте через дидактические игры»

Воспитатель: Гайнанова Т.А.

г. Югорск,2020г.

Паспорт проекта

Название проекта

Активизация словаря в младшем школьном возрасте через дидактические игры

Автор проекта

Гайнанова Т.А., воспитатель

Вид проекта

Познавательно-исследовательский

По содержанию

социально - педагогический

Целевая аудитория

воспитанники второй младшей группы  № 1 (3-4 лет), воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта

сентябрь 2019г. – май 2020г.

Актуальность

Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку.

Цель проекта:

Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей

Задачи проекта

- Изучение  литературы по данной теме;
- Обогащение  активного словаря детей;
-  Развитие связной  речи;
 - Развитие речевого аппарата (артикуляционная гимнастика);
   Совершенствование пальчиковой гимнастики для развития речи дошкольников;    
 - Подготовка консультаций для родителей по данной теме;
 - Составление картотеки дидактических игр по развитию    речи;

   - Пополнение театрализованного уголка. 

Ожидаемые результаты:

- Расширение словаря детей.

-  Умение использовать полученные знания в ходе общения со взрослыми и сверстниками.

Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности.  Я работала над  проектом «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр».

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь.

Мы применяли словесные, наглядные и игровые методические приёмы. К словесным относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, вопрос.

Наглядные приёмы – показ иллюстративного материала, картин, предметов, показ образца, способов действия.

Игровые приёмы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.

Для реализации словарной задачи педагог использует дидактическую игру, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). В каждой игре заложен потенциал развития словарной деятельности.

Перспективный план самообразования педагога:

Раздел плана

Сроки

Формы работы

Практический выход

Теоретическое изучение

проблемы

Сентябрь 2019г.

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

2. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

3. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010

4. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.

5. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа» - М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.

Создание развивающей среды

01.10.2019 – 30.04.2020

Оформление центра развития речи детей:

 Оформление        Картотеки игр по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста.

-изготовление альбомов предметных картинок (игрушки, транспорт),

-пополнение папки сюжетных

 картинок (Детский сад, времена года, )

Изготовление д\и: «Назови одним

словом»,  «Из какой сказки»            

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр

Практическая деятельность с детьми

октябрь

Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Осень».                      Беседа «Осень»            Отгадывание загадок про овощи, фрукты,  ягоды; Рассматривание картин с сельскохозяйственной техникой, домашними и дикими животными и птицами.

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Листопад, листопад листья жёлтые летят»                       

Наблюдения за сезонными изменениями в природе, одежде людей, городе;                    Приготовить картотеку загадок на темы:   «Овощи», «Фрукты», «Ягоды».

ноябрь

Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Безопасность».

Рассматривание альбома «Безопасность»

Настольно-печатные развивающие игры «Картинки-половинки», , «машинки», «Большие и маленькие»

«Артикуляционная гимнастика»

  Изготовление папки с картинками на тему «Безопасность»            Сюжетно-ролевая  игра по правилам дорожного движения

декабрь

Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Новый год у ворот» Беседа» Что такое новый год?». Рассматривание картин с изображением елочки Уточнение и закрепление в словаре слов,                              Чтение художественной литературы Елочка

Презентация на тему:«Новый год у

 ворот».

Приготовить подборку книг на тему: «Новый год»

Новогодний утренник

январь

Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Зима».                          Беседа «Зима»              Наблюдения за сезонными изменениями в природе, одежде людей. Рассматривание картин с лесными зверями и птицами зимой. Отмечать красоту зимней природы на прогулках.    Чтение художественной литературы по программе

Дидактические игры с применением картинок: «Зимующие птицы», «Покажи правильно»

Показ презентации « зима»

Рассматривание воды и льда при экспериментировании с ними.

Презентация на тему:«Зимующие

птицы»

февраль

Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Зимние забавы».. Уточнение и закрепление в словаре слов, обозначающих свойства и качества снега и льда.                   Чтение художественной литературы по программе

Изготовление папки с иллюстрациями

на тему «Зимние забавы»

Подвижные игры на улице с использованием санок, ледянок, лыж. Катание с горки, игра в снежки, лепка снеговика.

март

Словарная работа с детьми в рамках лексической темы » «Маму я свою люблю»

Развлечение «Мамин праздник»

Показ театрализованного представления по сказке «Колобок» детям младшей

группы.

апрель

Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Весна».                        Беседа «Признаки весны»      Рассматривание картин с домашними и дикими животными;

Чтение художественной литературы по программе. сезону

Конспект занятия по развитию речи по теме:« «Здравствуй, весна!»

Презентация «Домашние животные», « Лесные звери и птицы»

.

Наблюдения за сезонными изменениями в природе, одежде людей, на участке

 ДОУ.

Май

Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Мой дом, мой город». Рассматривание картин и предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, мебель, одежда, спальные принадлежности. Рассматривание открыток, фотографий  беседы о родном городе.,

Спортивное развлечение «Мама, папа,

 я – спортивная семья»

Тематическая фото- выставка «Моя

 семья»

Работа с родителями

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

декабрь

январь

февраль

Апрель

Март

Апрель

Май

1. Консультация «Учим ребёнка общаться».

2.Сообщение на родительском собрании «Развитие речи детей.

Острый слух – правильная речь».    

3.Консультация для родителей  

  «Как рассказывать сказки детям».

 4.Совместная организация тематической выставки «Мастерская Деда Мороза»,           5.Проведение праздника» Новый год»: поем песни и читаем стихи.

6.Привлечение родителей к оформлению презентации » Зима».

 7.Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка.

 8.Проведение праздника 8 Марта: поздравляем мам и бабушек, поем песни и читаем стихи.

9.Совместная организация тематической фото- выставки «Моя семья»                          

10.Памятки для родителей.

Для реализации проекта использовала следующие формы работы 

Формы работы с детьми:

  • Организованная образовательная деятельность;
  • Организация пальчиковых игр;
  • Дидактические игры
  • Художественно - продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование

Формы работы с родителями:

 1.Консультации: «Учим ребёнка общаться»,   «Как рассказывать сказки детям».

 2. Проведение праздников.

3. Совместная организация тематических фото- выставок.

 4. Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка.

Для педагогов:

Консультация: «Развитие речи  детей в игровой деятельности младшая группа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование педагога на тему "Активизация словаря детей 3–4 лет через дидактические игры"

Самообразование педагога младшей группы на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет через дидактические игры"...

Взаимодействие с родителями по активизации словаря детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

В работе раскрывается  дидактическая игра представляющая собой многоплановое, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой об...

Проект «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр»

Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Мы разработали проект «Активизация словаря детей младшего дошкольного ...

Долгосрочный проект "Сенсорное развитие воспитанников младшего дошкольного возраста через дидактическую игру"

Развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через сенсорное развитие....

План по самообразованию во второй младшей группе «Активизация словаря детей 3-4 лет через дидактические игры» на 2023-2024 учебный год

Цель: обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям через использование разнообразных дидактических игр;Задачи:* изучить способы, методы и п...