Практикум "Маршрут выходного дня" как способ эффективного ваимодействия семьи и ДОУ".
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Кузенкова Ирина Борисовна

Данный материал поможет педагогам ДОУ в организации "Маршрутов выходного дня" для родителей воспитанников группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_praktikum_marshrut_vyhodnogo_dnya_-_kopiya.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИКУМ «МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ»

КАК СПОСОБ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 СЕМЬИ И ДОУ.

 «Семья и детский сад –

два воспитательных феномена,

каждый из которых по-своему

 дает ребенку социальный опыт,

но только в сочетании друг с другом

они создают оптимальные условия

 для вхождения маленького человека в большой мир»

  Выходной день – это возможность для более длительного общения родителей и детей, это время, когда родители и дети могут в полной мере испытать радость от общения друг с другом, поскольку в будние дни родители заняты на работе, а дети ходят в детский сад.

Каждая семья имеет свои традиции и свой опыт проведения выходных. Многие семьи выбирают совместный отдых в развлекательных центрах, походы в театр, кинотеатр. Однако такой вариант семейного досуга могут позволить себе не все семьи воспитанников ДОУ, зачастую те семьи, которые имеют определенный материальный достаток.

Поэтому альтернативой для организации совместного семейного досуга может стать ближайшее природное и социальное окружение. Общение с природой, знакомство с интересными социальными и историческими объектами нашего города и родного края позволит организовать не менее интересный семейный досуг. Совместные прогулки будут способствовать развитию детского познавательного интереса и наблюдательности, формированию основ экономической и экологической культуры, знакомству детей и самих родителей с историей своей малой родины, воспитанию позитивного отношения к месту, где родились и живут. Правильная организация прогулок на водоем, в лес, в поле, к памятнику на площади, по улицам родного города обеспечит условия для укрепления здоровья и гармонизации детско-родительских взаимоотношений в семьях.

При этом важна психолого-педагогическая поддержка со стороны педагогов, направленная на информирование родителей об алгоритме проведения совместной прогулки, об особенностях выбора объектов природного и социального окружения для наблюдения с детьми, об организации разнообразных видов детской деятельности в условиях прогулки. Все это определяет организацию деятельности педагогов дошкольного образования по разработке «Маршрутов выходного дня».

«Маршрут выходного дня» может использоваться для детей всех возрастов. Возраст ребенка определяет направленность маршрута. Младшие дети еще с трудом представляют себе город. Поэтому целесообразнее начинать с экскурсий по ближним улицам. У старших дошкольников знаний о родном городе намного больше. Значит, начинаем знакомить их с историей города и его достопримечательностями, рассказываем об известных людях, имеющих отношение к нашему городу, внесших вклад в его развитие или культуру.

Разработка «Маршрута выходного дня» проходит несколько этапов:

  1.  Собираются сведения о месте посещения: подбор книг, иллюстраций, брошюр, видеоматериалов. Результатом может стать оформление фотоальбомов.
  • Каждый маршрут должен иметь свою четко сформулированную тему. Тема является стержнем, который объединяет все объекты маршрута в единое целое, определяет выбор игровых заданий и художественных произведений для детей. Тема маршрута определяется с учетом его вида (пеший, велосипедный или нужен транспорт). Рекомендуемая положительность пешего маршрута для ребенка дошкольного возраста по времени – 1-3 часа, общее расстояние – от 1 до 5 км.

Примерная тематика «Маршрутов выходного дня»:

- «Времена года в городском парке», «Зоопарк» и др.;

- «Краеведческий музей», «Музей техники» и др. музеи;

- «Маршрут по улицам города», «Самые красивые места нашего города», «Архитектура города», «Детский парк» и др.;

- «Боевая Слава нашей малой родины», «Профессия моих родителей», «История моего края», «Чем славиться моя малая родина» и др.

  1. Разрабатывается маршрут, где указываются основные достопримечательности, на которые стоит обратить особое внимание ребенка.
  • Критерии оценки объектов для включения в маршрут: познавательная ценность, известность объекта, необычность (экзотичность) объекта, выразительность объекта, сохранность объекта, местонахождение объекта, доступность и безопасность.
  • Необходимо разработать небольшие памятки, брошюры, буклеты с познавательной информацией об объектах на маршруте.

 Данную информацию также можно разместить на сайте учреждения дошкольного образования, предоставив ссылку на нее посредством размещения QR-кодов на информационных стендах и других наглядно-информационных материалах.

Текст должен иметь: краткость, четкость, содержательность, соответствие содержания возрастным особенностям детей дошкольного возраста, объективная оценка показываемых объектов, сформулированная точка зрения на события и факты.

  1. Непосредственно экскурсия по маршруту, результатом которой могут стать: фотовыставки, рисунки («Мой выходной день»), создание книжек-малюток.
  • Выбор вида продуктивной деятельности осуществляется исходя из темы прогулки и наблюдаемых объектов, с учетом возраста детей.

При реализации «Маршрута выходного дня»

можно отметить следующие результаты:

  • Повышается активность родителей в сотрудничестве с детским садом, педагогом.
  • Происходит осознанность родителями важности совместных семейных мероприятий.
  • Расширяются представления детей о родном городе, крае, его истории и культуре.
  • У детей наблюдается обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
  • Пополнение и обогащение предметно-пространственной среды материалами краеведения: альбомами, фотоматериалами, рисунками, экспонатами и т.д.
  • Приобретаются знания детей о разнообразии семейного отдыха в родном городе.
  • Увеличивается познавательный интерес к изучению истории, культуры, наследия родного города, края.

Оформление «Маршрута выходного дня»

  • «Маршрут выходного дня» должен быть оформлен в виде раздаточного наглядно-информационно материала (памятки, буклеты, брошюры и т.п.), содержать описание маршрута, информацию об объектах для наблюдения, текст литературного произведения, описание заданий для выполнения на маршруте прогулки, после прогулки. Приветствуется наличие фотографий, схем, рисунков, облегчающих восприятие описания «маршрута выходного дня». Все «маршруты выходного дня» рекомендуется оформлять в едином стиле. Стиль оформления должен быть ярким, красочным; информация – легко читаемой. Распечатанные маршруты следует размещать в уголках для родителей.
  • Электронный вариант «Маршрута выходного дня» размещается на сайте учреждения образования в целях обеспечения возможности скачивания родителями.
  • Эффективным является оформление информации о маршруте на флаерах. Краткая информация дополняется QR-кодом, обеспечивающим доступ с помощью специального приложения для мобильных устройств к полной информации о «маршруте выходного дня», размещенной на сайте учреждения.

Получение обратной связи от воспитанников группы -

 организация утреннего сбора в группе в понедельник, обмен впечатлениями, показ детьми рисунков, фотографий, экспонатов, буклетов с места посещения.

Примерная структура оформления «маршрута выходного дня»

Маршрут «...» («Зима в лесу»)

Рекомендуемый возраст ребенка: (младший дошкольный возраст)

Содержание маршрута:

  1. Что рассмотреть с ребенком.

 (При оформлении маршрута рекомендуется использовать фразы «Понаблюдайте с ребенком за…», «Обратите внимание ребенка на…», «Покажите ребенку…», «Рассмотрите с ребенком…» и т.п.)

  1. Что рассказать (прочитать) ребенку.

(При оформлении маршрута рекомендуется использовать фразу «Расскажите ребенку…», «Можно прочитать…», «Можно разучить…» и т.п.)

  1. Какие вопросы задать ребенку.

 (При оформлении маршрута рекомендуется использовать фразы «Спросите у ребенка …», «Поинтересуйтесь у ребенка…», «Уточните, знает ли Ваш ребенок…» и т.п.)

  1. В содержание маршрута водит информация о том, в какие игры поиграть с ребенком.

(При оформлении маршрута рекомендуется использовать фразы «Можно поиграть с ребенком…», «Поиграйте с ребенком…» и т.п.)

  1. Что предложить ребенку сделать (сделать взрослому совместно с ребёнком) после прогулки.

 (При оформлении маршрута рекомендуется использовать фразу «После прогулки предложите своему ребенку … (нарисовать, сделать аппликацию, сконструировать)», «Сделайте вместе с ребенком» и т.п.)

Материалы в помощь родителям для организации взаимодействия с ребенком во время прогулки:

1. Стихотворения, пословицы, поговорки, приметы и т.д. позволяющие сконцентрировать внимание ребенка на месте его пребывания.

2. Краткая информация о месте прогулки, объектах, изложенная в форме, доступной ребенку дошкольного возраста.

3. Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком на маршруте.

4. Примерные вопросы для беседы с ребёнком об объектах на маршруте.

5. Примерные задания после завершения прогулки (нарисовать, сделать поделку, фотоколлаж, сочинить рассказ и т.п.)

Дополнительная информация (рекомендации) в «Маршруте выходного дня» (указывается при необходимости):

- время работы (музея, библиотеки и т.п.);

- стоимость билета (при необходимости);

- как добраться (карта, схема проезда и т.п.);

- сайт (если социальный объект);

- что с собой взять (при посещении природного объекта);

- потенциально опасные места на маршруте (перекресток, крутой склон и т.п.).

В структуру  оформления «Маршрута выходного дня» входит и примерная схема описания памятника, включенного в маршрут:

- название памятника;

- местонахождение памятника (город, улица, № дома и т.д.);

- дата открытия памятника, сведения об авторе;

- описание памятника (планировка, композиция, размер и т.д.);

- историческое событие (личность), которому посвящен памятник;

- фотография, рисунок или план памятника.

Примерная схема описания природоведческого объекта для включения в «Маршрут выходного дня»:

- название;

- местоположение;

- характеристика объекта (площадь, животный мир, растительность, почва, и т.п.);

- ценность объекта (научная, учебная, оздоровительная);

- значение объекта (местное, районное, областное, республиканское, всемирное);

- использование объекта;

- перечень игр и упражнений, которые можно организовать при посещении данного объекта;

- схема, план, фотография объекта.

Т.О., разработка «Маршрутов выходного дня» - является эффективным способом взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников. Совместная деятельность обогащает отношения родителей и детей, учит взаимопониманию, делает их настоящими партнёрами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Групповой родительско-детский тренинг как способ эффективного взаимодействия с семьями воспитанников»»

Доклад о тренинге как методе работы психолога с родителями дошкольников...

"Маршрут выходного дня" как эффективный способ взаимодействия семьи и ДОУ

В настоящее время усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития дошкольников. В связи с этим педагогами ДОУ ведется постоянный поиск наиболее эффек...

проект «Маршрут выходного дня как способ эффективного взаимодействия семьи и ДОУ »

Одно из приоритетных направлений работы нашего ДОУ – взаимодействие с родителями.Педагоги ДОУ осуществляют поиск инновационных форм и методов работы с родителями воспитанников для установления п...

«Маршрут выходного дня как способ эффективного взаимодействия семьи и ДОУ»

laquo;Маршрут выходного дня как способ эффективного взаимодействия семьи и ДОУ»...

Беседа- как способ эффективного взаимодействия учителя-логопеда с семьей воспитанника

Беседа- как способ эффективного взаимодействия учителя-логопеда с семьей воспитанника...

Статья "Маршрут выходного дня как эффективный способ взаимодействия с семьей"

В данной статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями на примере «Маршрута выходного дня». Раскрывается структура  подготовки и проведения данного мероприятия, указыв...