Методические рекомендации на тему: «Применение пособия «Послушные ладошки» для развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста».
статья (младшая группа)

Костина Наталья Вячеславовна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Сланцевский детский сад №2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально- личностному развитию детей»

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации на тему:

 

«Применение пособия «Послушные ладошки» для развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработали воспитатели:

Костина Наталья Вячеславовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Сланцы

2021 год

 

 

Аннотация

   Игровое пособие «Послушные ладошки»- это набор игровых материалов, использование которых развивает навыки тонкой моторики рук и познавательные процессы у детей раннего и младшего дошкольного возраста и может продолжиться в старшем дошкольном возрасте.

   В игровое пособие «Послушные ладошки» мы включили игры, которые помогут педагогу реализовать задачи развития мелкой моторики. В помощь педагогу мы предлагаем методические рекомендации, которые содержат как теоретические аспекты организации работы, так и конкретные игры и упражнения с прописанными вариантами увеличения сложности- игры растут вместе с детьми.

   Игры и упражнения в пособие подобраны таким образом, что найдут применение в любой образовательной организации: пособие может использоваться как в индивидуальной работе, так и в подгрупповой; как в организованной педагогом деятельности, так и в свободной деятельности детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Костина Наталья Вячеславовна, воспитатель, МДОУ «Сланцевский детский сад №2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально- личностному развитию детей», высшая квалификационная категория, +79119007288

  

 

 

 

Пояснительная записка

   Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и образования детей. Решая задачи учебно- воспитательного процесса на основе образовательной программы МДОУ, мы считаем, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Она очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Это важно еще и потому, что ребенку, когда он вырастет, понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а так же выполнять различные бытовые действия.

  В связи с этим мы предлагаем к применению игровое пособие «Послушные ладошки» для развития мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста, которое при правильном и вдумчивом к нему подходе отвечает всем требованиям и может быть использовано в работе по развитию движений пальцев и всей кисти руки. Дети изучают этот мир через прикосновения: им все хочется потрогать, почувствовать предметы на ощупь- поэтому им интереснее не слушать или наблюдать, им хочется делать что-то своими руками. И пока они не могут выполнять какую- то сложную кропотливую работу, эти рекомендации к игровому пособию «Послушные ладошки», прекрасно впишутся в образовательный процесс.

   Цель методических рекомендаций- это оказать методическую помощь педагогам- практикам и специалистам ДОО.

   Если говорить о задачах тонкой моторики, в литературе нет единого списка тех задач, которые преследуются в ходе работы по развитию пальцевой моторики. Мы определили следующие образовательные результаты:

  1. Развивать:

- согласованность движения обеих рук;

- овладение различными действиями: захват, удержание, нажим, закручивание, соединение и разъединение предметов и пр.;

- темпоральные характеристики, то есть скорость тонких движений пальцев;

- силовые характеристики рук;

- координацию системы «Рука- глаз» (зрительный анализ, координирование необходимых движений.

      2.  Формировать умение:

- ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу;

-ориентироваться в трех и более контрастных величинах;

- соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец;

- сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине;

- производить исследовательские действия предметов на ощупь.

      3. Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу.

   Игровое пособие комплекта «Послушные ладошки» может использоваться в детском саду в соответствии с имеющимися условиями и потребностями:

  • Оборудование игрового пособия может стать материалом для проведения организованных воспитателем активностей- как непосредственно по развитию речи, так и по другим областям (познавательное развитие, организация подгрупповых игр в свободное время);
  • Оборудование игрового пособия может находится в групповых комнатах в центрах мелкой моторики и манипулятивной деятельности для свободной игры детей, перемещаться из одной группы в другую группу в ходе учебного года. Так создаются условия для самостоятельной деятельности детей и обеспечивается сменяемость манипулятивного материала;
  • Оборудование игрового пособия может использоваться специалистами: воспитателями, логопедами, педагогами- психологами, нейропсихологами, дефектологами и др.

   Кроме того, дополнительными формами работы в этом контексте становится массаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, игры с крупами и др.

Рекомендации по организации работы для развития мелкой моторики рук

  1. Детям доступно много разнообразного материала для развития мелкой моторики. Понятие «разнообразные» означает, что в группе должны быть разные виды материалов. Соответственно, в каждом виде материала необходимо обеспечить несколько материалов (как минимум 3 разнообразных по способу воздействия).
  2. Занятия по развитию мелкой моторики должна быть доступны ежедневно как в свободной детской деятельности, так и организованной педагогом.
  3. В совместной деятельности, педагог показывает новые способы взаимодействия с материалами, различные игры, тем самым расширяя круг возможностей использования материала детьми в свободной деятельности.
  4. Доступны материалы, предназначенные для разных уровней сложности, а также игры и упражнения разработаны для детей с разным уровнем развития мелкой моторики.
  5. Все материалы должны быть хорошо организованы, храниться в прозрачных контейнерах и иметь маркировку.
  6. Для работы с материалами детям выделено удобное, подходящее место.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

   В игровом пособии мы предлагаем не только некоторые ориентиры и векторы работы, но и конкретные игры и упражнения с материалами пособия. В играх намеренно не указывается возраст детей, для которых игра предназначена, по ряду причин. Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе- в одной группе мы можем увидеть ребенка, успешно завязывающего шнурки и справляющегося с объемными конструкциями из деталей геометрического конструктора, и в этой же группе видим ребенка, который с трудом орудует ложкой и расческой.

   Поэтому мы полагаемся на знание «своих» воспитанников педагогом и его компетенцию в подборе тех игр, которые актуальны для конкретных детей или группы детей.

   Так, не предлагая конкретные возрастные рамки, мы предлагаем ориентироваться на конкретных детей- именно в этом и проявляется принцип индивидуализации, закрепленный во ФГОС ДО. Для упрощения понимания системы планирования своей деятельности, можно выделить несколько векторов работы. Они связаны с усложнением материала, форм работы, изменением роли педагога во взаимодействии с детьми:

 

  • От простых манипуляций к интеграции познавательного содержания (понимания пространства, математических операций и пр.);
  • От крупных деталей к более мелким;
  • От крупных неточных движений к тонким, ловким движениям;
  • От простых  инструкций к сложным, составным;
  • От регуляции инструкциями к самостоятельной деятельности.

   Для того, чтобы работа по развитию мелкой моторики была максимально эффективна, необходимо делать ее разнообразной, то есть формировать не одни и те же виды действий и умений, а организовывать условия для формирования совершенно разных ручных навыков на разном материале.

   Стоит ориентироваться на все перечисленные выше задачи развития мелкой моторики и планировать свою педагогическую деятельность и развивающую предметную среду группы с учетом потенциала обеспечения разнообразия и вариативности. При этом важно помнить про вариативность и форм работы, и того материала, с которым дети взаимодействуют в группе детского сада.

   Для комплексного развития и включения как можно большего количества вариантов работы мы рекомендуем помимо предлагаемых в данных методических рекомендациях игрового пособия «Послушные ладошки», в этом контексте такие формы, как: массаж, пальчиковая гимнастика, теневой театр и манипулирование в свободной деятельности. Материалами для самостоятельных игр и упражнений детей служит игровое пособие «Послушные ладошки» так как они способствуют развитию различных движений.

Таким образом, игры и упражнения, рекомендуемые в методической разработке по теме: «Применение пособия «Послушные ладошки» для развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста», ориентированы на основную образовательную программу ДОО.

Список рекомендуемой литературы

  1. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
  2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук.
  3. Данилова Е. «Пальчиковые игры»
  4. Ермакова И.А. "Развиваем мелкую моторику у малышей";
  5. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.
  6. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.
  7. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.
  8. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Картотека игр на развитие моторики рук с использованием игрового пособия «Послушные ладошки»

Игры с прищепками:

Игра «Елочка»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

Оборудование: зеленые треугольники или прямоугольники, зеленые прищепки.

Ход игры: Даем ребенку вырезанные из зеленого картона треугольники или прямоугольники. Ребенок берет зеленые прищепки, и прикрепляет к елке ее иголочки.

Игра «ёжик»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

Оборудование: шаблон ежика, прищепки

Ход игры: Даем ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ёжика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Ребенок прикрепляет к спинке ежика прищепки.

Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки потерял?

Ты беги скорее к нам, ёжик.

Мы сейчас тебе поможем.

Игра «Цветок»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

Оборудование: шаблон цветка, прищепки

Ход игры:

Даем ребенку вырезанные из цветного картона кружки. Ребенок выбирает из коробки прищепки такого же цвета, какой круг и прикрепляет их по кругу.

Лепесточки и листок –

Распустился наш цветок.

Игра «Солнышко»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

Оборудование: шаблон солнышка, прищепки

Ход игры: Даем ребенку, вырезанные из желтого картона заготовки солнца. Малыш выбирает из коробки желтые прищепки и прикрепляет к солнцу лучи.

Солнышко, скорей взойди,

И лучи свои пришли.

Чтоб они землю обогрели,

Нас теплом своим согрели.

Игра «Сказочный домик»

Возраст: 3-4 года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений.

Оборудование: обычная коробка, обклеенная с каждой стороны цветной бумагой.

Ход игры: Расскажите ребенку о том, что это не коробочка – а сказочный домик, где каждая комната окрашена в свой цвет. А прищепки – это наши человечки, которые живут в домике. Они вышли погулять на улицу и забыли, где живут. Помогите им найти свои комнаты. Можно нарисовать цифры на каждой стороне коробочки, и попросить ребенка прикрепить такое количество прищепок, которое соответствует нарисованной вами цифре. А когда ребенок устанет играть, пусть побросает прищепки внутрь коробки-домика. Человечки пошли спать. Закройте его и потрясите. Послушайте, как гремят прищепки.

Игра «Сними украшения»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

Оборудование: прищепки

Ход игры: Прицепите прищепки к одежде ребенка, попросите его снять их.

Игра «Большая стирка»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, обучение бытовым навыкам.

Оборудование: прищепки, веревка, кукольная одежда, платочки

Ход игры: Натяните веревку, повесьте кукольную одежду, платочки, закрепите их прищепками.

Игра «Рыбалка»

Возраст: 3-4 года

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие воображения, речи, слухового и зрительного восприятия

Оборудование: прищепки, удочка с магнитом, таз с водой

Ход игры: Сделайте удочку – к палочке привяжите шнурок с магнитом на конце, или купите игрушечную удочку. Налейте в тазик воду, бросьте в нее прищепки и ловите их магнитом.

Игра «Овощи»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, мышления, речи.

Оборудование: прищепки, шаблоны овощей

Ход игры:

Урожай мы собирали

И ботву всю ободрали.

Мы листочки прикрепляем –

овощи узнаем.

Игра «Рыбка»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, мышления, речи.

Оборудование: прищепки, шаблон рыбки

Ход игры:

Рыбка, рыбка, что грустишь?

Не видать улыбки?

Без хвоста и плавников

Не бывает рыбки.

Игра «Самолет»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, мышления, речи.

Оборудование: прищепки, шаблон самолета

Ход игры:

Самолет, самолет,

Отправляемся в полет.

Но без крыльев и хвоста

Не взлетит он никогда.

Игра «Стрекоза»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, мышления, речи.

Оборудование: прищепки, шаблон стрекозы

Ход игры:

На ромашку у ворот

Опустился вертолет-

Золотистые глаза,

Вот она и СТРЕКОЗА

Игра «Зайчик»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, мышления, речи.

Оборудование: прищепки

Ход игры:

Мерзнет зайка на опушке,

Спрятал лапки, спрятал ушки.

Зайка, зайка, не дрожи,

Лапки, ушки покажи.

Игра «Коробочки»

Возраст: 3-4 года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, мышления

Оборудование: 4 картонные коробочки, на дно приклеить кружки красного, желтого, зеленого и синего цвета. Подготовить прищепки таких же цветов

Ход игры: Попросим ребенка рассортировать прищепки по цветам. Прищепки соответствующего цвета прикрепить к краю коробочки такого же цвета.

Игра «Разноцветный заборчик»

Возраст: 3-4 года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений.

Оборудование: картона вырезать небольшие прямоугольники 4 основных цветов - красный, желтый, зеленый и синий. Подготовить прищепки таких же цветов.

Ход игры: Попросить ребенка построить забор - к красному картону прикрепить красные прищепки, к желтому - желтые и т.д.

Далее можно усложнить задание и попросить ребенка построить разноцветный забор, чередуя прищепки двух цветов.

Игра «ОСМИНОЖКА»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

Оборудование: прищепки, шаблон осьминожки

Ход игры:

Вот у нас и осминожка,

Зашагала по дорожкам,

По дорожкам в океане

Поспешила она к маме!

Игра «Жучок»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

Оборудование: прищепки, шаблон божьей коровки.

Ход игры:

Очень наш жучок устал-

Бегал по дорожке.

Ночью спал, а утром встал,

Показал нам ножки.

Игра «Дом»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления

Оборудование: прищепки, шаблон домика.

Ход игры:

Дом сломался – вот беда.

Где крылечко? Где труба?

Мы умеем мастерить,

Можем домик починить.

Игра «Цветы»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления

Оборудование: прищепки, шаблоны цветов.

Ход игры:

Во дворе растут цветы,

Небывалой красоты.

Желтый, красный, голубой,

Полюбуйтеся со мной!

ИГРА «ПТИЧКА-НЕВЕЛИЧКА»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления

Оборудование: прищепки, шаблон птички

Ход игры:

Птица хочет пробудиться,

Запевает песню птица,

Потому что птице с песней

Пробуждаться интересней.

ИГРА «РАДУГА»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления

Оборудование: прищепки, шаблон тучки

Ход игры: выложить на тучке прищепки по цветам радуги

ИГРА «ЕЖАТА»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления

Оборудование: прищепки, шаблоны ежиков 4 основных цветов

Ход игры:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу-- я ежа Вам покажу.

Жа-жа-жа-, жа-жа-жа-- вот и несколько ежат.

ИГРА «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Возраст: 3-4 года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков, пространственных и математических представлений, мышления, внимания, воображения

Оборудование: прищепки, шаблоны геометрических фигур

Ход игры:

Прикрепляем прищепки к углам на геометрических фигурах – изучаем понятие угол. Считаем, сколько углов у каждой фигуры. Где больше, где меньше углов, где одинаковое количество.

ИГРА «Цветик –семицветик»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления

Оборудование: прищепки, шаблон цветка

Ход игры:

Прикрепить прищепки согласно цвету на цветке

Игра «Кактус»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления

Оборудование: прищепки, шаблон кактуса

Ход игры:

Прикрепить прищепки на шаблон кактуса

ИГРА «ПЕРЧАТКИ»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления

Оборудование: прищепки, шаблон перчаток

Ход игры:

Прикрепить прищепки согласно цвету пальцах перчаток

ИГРА «ТУЧКА»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления

Оборудование: прищепки, шаблон тучки.

Ход игры:

Прикрепить прищепки на тучку

Игра «звезда»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления

Оборудование: прищепки, шаблон морской звезды

Ход игры:

Прикрепить прищепки на морскую звезду

Игра «медуза»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления

Оборудование: прищепки, шаблон медузы

Ход игры:

Прикрепить прищепки на медузу

Игра «Львенок»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления

Оборудование: прищепки, шаблон львенка

Ход игры:

Прикрепить прищепки к шаблону

Игра «Динозаврик»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления

Оборудование: прищепки, шаблон динозаврика

Ход игры:

Прикрепить прищепки к динозаврику

Игра «Цвет»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

Оборудование: прищепки, шаблон машинки, цыпленка

Ход игры: Предложите ребенку соотнести цвет прищепки с картинкой. Например, к красной машинке прикрепить красную прищепку, к желтому цыпленку – желтую.

ИГРА «ПОЙМАЙ ЖУЧКА»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

Оборудование: прищепки

Ход игры: Возьмите разноцветные прищепки и прикрепите их в различных местах комнаты – на скатерки, на диване, на шторах и т.д. Скажите ребенку, что к нам прилетели жучки. Но они решили поиграть с нами в прятки. Давай вместе найдем их и соберем в коробочку. Если малыш не видел, куда они сели, подсказывайте ему словами «горячо – холодно».

ИГРА «БУСЫ»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

Оборудование: прищепки, шнурок

Ход игры: Прищепки можно нанизывать на шнурок. Получатся красивые бусы. Усложняя задание, предложите ребенку чередовать прищепки по цвету.

 

Игры со скрепками:

 игра «Животные на свободе!»

Цель занятия. Развитие хватания; развитие силы рук; развитие дифференцированных движений пальцев рук; формирование навыка действий со скрепками.

Оборудование: скрепки; двусторонняя цветная бумага или полукартон.

Ход занятия. Перед началом занятия вырежьте из цветной бумаги или полукартона простые фигурки животных — рыбки, птички, используя для этого шаблон простой формы. Чтобы «оживить» картонные фигурки, можно нарисовать им глазки, или сделать глаза в виде отверстий при помощи дырокола. Скрепите по несколько фигурок разного цвета, но одной формы при помощи скрепок. Раздайте скрепленные фигурки детям и обыграйте задание.

В з р о с л ы й. Ой! Что наделали птицеловы и рыболовы: птицеловы поймали птичек и собрали их всех вместе, а рыболовы поймали рыбок! Но птички и рыбки хотят на свободу — давай отпустим их!

После этого взрослый показывает детям, как можно отпустить рыбок и птичек на свободу — снимает скрепку, раскладывает разноцветные фигурки на столе и рассматривает вместе с малышами. После того, как малыши научатся снимать скрепки, взрослый предлагает надевать скрепки на сложенные вместе бумажные фигурки.

В з р о с л ы й. А теперь давайте поиграем в рыболовов и птицеловов — поймаем птичек и рыбок и скрепим их вместе!

Внимание! Игра со скрепками проводится только под контролем взрослого, после игры скрепки надо убрать в недоступное для детей место.

игра «Маленький веер»

Цель занятия. Развитие хватания; развитие силы рук; развитие дифференцированных движений пальцев рук; формирование навыка действий со скрепками.

Оборудование. Овалы или прямоугольники (примерно 10 см в длину) из двустороннего цветного полукартона (5–6 шт. на каждого ребенка); скрепки.

Ход занятия. Перед началом занятия подготовьте достаточное количество деталей из цветного картона или полукартона. На занятии покажите малышам как можно скрепить несколько деталей вместе при помощи большой скрепки, аккуратно расправить  получился веер! Чтобы малышам было интересно играть, можно обыграть поделку, используя на занятии кукол.

В з р о с л ы й. Сегодня очень жарко… Кукла Таня мечтает

иметь веер — с его помощью можно сделать ветерок и охладиться. Сейчас я помогу кукле и сделаю для нее забавный веер из цветной бумаги и большой скрепки. Вот какой веер получился! Им можно обмахиваться — вот так! А теперь вы сделайте веера для своих кукол.

При изготовлении малышами этих поделок взрослый оказывает им разные виды помощи — показ, словесные инструкции, действия руками ребенка.

 игра «Шляпки и короны»

Цель занятия. Развитие хватания; развитие силы рук; развитие дифференцированных движений пальцев рук; формирование навыка действий со скрепками.

Оборудование. Коробка; скрепки; картон.

Ход занятия. Перед началом занятия приготовьте несколько картонных полых цилиндров, по размеру подходящих для детской

головки или головы куклы. В начале занятия предложите малышам примерить картонные «шляпки».

В з р о с л ы й. Давайте примерим эти картонные круги — у нас получились замечательные шляпки! А я могу превратить эти шляпы в королевские короны. Кто хочет стать принцем или принцессой?

После этого взрослый прикрепляет к картонным цилиндрам большие канцелярские скрепки — «серебряные» или «золотые».

После того, как короны будут готовы, детям предлагают примерить короны.

В з р о с л ы й. Вот какие замечательные короны получились!

Давайте примерим короны — теперь вы принцы и принцессы.

А теперь давайте снова превратимся в обычных людей — для этого сделаем обратное превращение: снимите скрепки и ваши короны снова станут шляпками.

После этих слов взрослый предлагает детям аккуратно снять

скрепки и сложить их в коробку. После того, как малыши научатся хорошо снимать скрепки, можно предложить им надевать скрепки на картонные цилиндры. Во избежание травм (дети могут разогнуть скрепки) игра со скрепками проводится только под наблюдением взрослого.

игра «Вот так улов!»

Цель занятия. Развитие хватания; развитие силы рук; развитие дифференцированных движений пальцев рук; формирование навыка действий со скрепками.

Ход занятия. Покажите малышам, как можно надевать большие или маленькие скрепки на большую скрепку. Обыграйте свои

действия.

В з р о с л ы й. Посмотрите, что у меня есть! Это рыбак (взрослый показывает большую скрепку). А это рыбки в пруду (взрослый показывает маленькие скрепки в коробочке или мисочке).

Рыбак ловит рыбок — вот так. Посмотрите, как много рыбок

поймал!

Затем взрослый раздает каждому малышу большую и маленькие скрепки и предлагает «половить рыбок». Когда все рыбки будут пойманы, можно предложить снять маленькие скрепки с большой, что представляет для малышей весьма непростую задачу.

В з р о с л ы й. Вот рыбак принес домой свой улов. Давайте до-

станем всех рыбок и сложим в кастрюльку (сковородку, ведерко)!

При необходимости взрослый помогает малышам надевать и

снимать скрепки. Степень сложности этого задания можно гибко

менять, уменьшая или увеличивая количество скрепок-«рыбок» в

игре. Если малышам трудно управляться с маленькими скрепка-

ми, можно надевать на основную скрепку большие скрепки —

«рыбак ловит больших рыб» (например, акул). 

игра  «Бусы для красавицы»

Цель занятия. Развитие хватания; развитие силы рук; развитие дифференцированных движений пальцев рук; формирование

навыка действий со скрепками.

Оборудование. Коробка; разноцветные скрепки.

Ход занятия. Покажите малышам, как из скрепок можно сделать забавные бусы — для этого надо просто скрепить скрепки друг с другом. Чтобы детям было интереснее изготавливать бусы из скрепок, подготовьте для игры яркие разноцветные скрепки. Для изготовления бус можно использовать скрепки разной величины. Готовые бусы из скрепок можно примерить на куклу или на ребенка. Изготовление таких забавных бус можно обыграть при помощи куклы.

В з р о с л ы й. Это кукла Даша. Кукла Даша собирается в гости и ей очень хочется быть нарядной и красивой. Давайте поможем кукле — сделаем для нее бусы! Только из чего же нам сделать бусы? Посмотрите, у меня в коробке есть скрепки. Если соединить эти скрепки друг с другом, то получается украшение! Кукла Даша очень рада красивым бусам! Если же в этой игре используются обычные металлические скрепки, то из них можно изготовить цепочку. Внимание! Игра с маленькими скрепками проводится только под контролем взрослого, после игры скрепки надо убрать в недоступное для детей место.

 

 

Игры с соединительными кубиками:

Построй и сломай

Начать можно уже в один год: просто покажите, как один кубик ставить на другой, чтобы получилась башенка. Вряд ли ребёнка в этом возрасте заинтересует процесс строительства – скорее всего, он будет стремиться разрушать, а не помогать вам строить. Что ж, энергию разрушения тоже можно направить в нужное русло – дайте малышу в руки мячик, и пусть он попытается сбить кубики именно им, а не рукой (настоящий боулинг!). 

Потом попробуйте увлечь ребёнка процессом сбора кубиков: пусть их нужно сложить в корзинку для, например, куклы. Кукла будет очень радоваться и каждый раз говорить «спасибо». Такое упражнение хорошо развивает моторику и координацию. А если кубики будут располагаться в разных частях комнаты, то ваш малыш заодно потренируется в ходьбе.

Цвет и размер

В возрасте старше 2 лет кубики послужат хорошим подспорьем в обучении понятиям цвета, размера, количества. Начать можно с элементарного «больше – меньше». Возьмите, к примеру, красные и синие кубики. Каких больше? Чтобы ответить на этот вопрос, покажите малышу, как группировать их парами: красный и синий, снова красный и синий… Для кубиков какого цвета не хватило пары – тех, значит, и больше.

Возможно, с первого раза ребёнок не усвоит смысла этих действий – повторяйте их ещё и ещё раз, включая в разные игровые ситуации: мы ставим кубики в пары для танца, мы делаем пирожные из двух видов теста и т.д.

Вес и звук

Для развития внимания и памяти можно использовать забавные и несложные упражнения. Положите один кубик в коробку и потрясите её. Пусть малыш вслушается. Теперь положите два кубика и сделайте то же самое. Он услышал разницу? А теперь пусть по звуку попробует догадаться, сколько кубиков вы положили – один или два?

Так же можно развлекаться, используя не звук, а ощущение веса. Сначала дайте в руки малышу коробку с одним кубиком внутри, а потом – с двумя. Сможет ли он в следующий раз понять, сколько кубиков в ней лежит? Задания можно усложнять, если брать не один-два кубика, а один-два-три и больше. Заодно и тренировка счета!

0-9

Из кубиков можно выкладывать разные узоры. Пусть сначала это будет импровизация, потом попробуйте ввести понятие последовательности: «Давай чередовать красные и синие кубики? Сейчас ты положил красный, значит, теперь кладём какой?» Вы можете придумать и выложить свою дорожку кубиков, а малыша попросить сделать такую же.  Такое воспроизведение образца очень полезно для развития внимания.

Игры с пинцетом:

« Часовщик»

Задачи: умение пользоваться пинцетом для перекладывания предметов. Развитие тонких движений пальцев, координации движений, подготовка руки к письму.

Материал: платформа с ячейками для бус, пинцет, чашка с бусами.

Ход игры: ребёнок ставит перед собой маленький поднос, на котором лежит платформа с ячейками для бус, пинцет и стоит чашка с бусами. Он берёт в руки пинцет и, аккуратно захватывая концами бусинку, кладёт её в ячейку. Так постепенно он перекладывает все бусины из чашки на платформу.

1. Захват пинцетом легких предметов (ватных или пластмассовых шариков, кусочков поролона, мозаики, пуговиц, различных по форме макарон).

2. Сортировка мелких предметов по цвету, форме, размеру.

3. Раскладывание (сортировка) при помощи пинцета мелких фигурок овощей и фруктов в ячейки из-под яиц.

4. Вылавливание из воды плавающих в ней предметов.

5. Перекладывание на скорость определенных по цвету (форме) деталей

(1 вариант: два игрока и у каждого по пинцету;

2 вариант: один игрок с пинцетом, а второй с ложкой; после подведения итогов можно поменяться инструментами).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mdou_no2_kostina_metodicheskie_rekomendatsii.docx38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Сланцевский детский сад №2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально- личностному развитию детей»

Методические рекомендации на тему:

«Применение пособия «Послушные ладошки» для развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста».

Разработали воспитатели:

Костина Наталья Вячеславовна

г. Сланцы

2021 год

Аннотация

   Игровое пособие «Послушные ладошки»- это набор игровых материалов, использование которых развивает навыки тонкой моторики рук и познавательные процессы у детей раннего и младшего дошкольного возраста и может продолжиться в старшем дошкольном возрасте.

   В игровое пособие «Послушные ладошки» мы включили игры, которые помогут педагогу реализовать задачи развития мелкой моторики. В помощь педагогу мы предлагаем методические рекомендации, которые содержат как теоретические аспекты организации работы, так и конкретные игры и упражнения с прописанными вариантами увеличения сложности- игры растут вместе с детьми.

   Игры и упражнения в пособие подобраны таким образом, что найдут применение в любой образовательной организации: пособие может использоваться как в индивидуальной работе, так и в подгрупповой; как в организованной педагогом деятельности, так и в свободной деятельности детей.

   Костина Наталья Вячеславовна, воспитатель, МДОУ «Сланцевский детский сад №2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально- личностному развитию детей», высшая квалификационная категория, +79119007288

   

Пояснительная записка

   Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и образования детей. Решая задачи учебно- воспитательного процесса на основе образовательной программы МДОУ, мы считаем, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Она очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Это важно еще и потому, что ребенку, когда он вырастет, понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а так же выполнять различные бытовые действия.

  В связи с этим мы предлагаем к применению игровое пособие «Послушные ладошки» для развития мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста, которое при правильном и вдумчивом к нему подходе отвечает всем требованиям и может быть использовано в работе по развитию движений пальцев и всей кисти руки. Дети изучают этот мир через прикосновения: им все хочется потрогать, почувствовать предметы на ощупь- поэтому им интереснее не слушать или наблюдать, им хочется делать что-то своими руками. И пока они не могут выполнять какую- то сложную кропотливую работу, эти рекомендации к игровому пособию «Послушные ладошки», прекрасно впишутся в образовательный процесс.

   Цель методических рекомендаций- это оказать методическую помощь педагогам- практикам и специалистам ДОО.

   Если говорить о задачах тонкой моторики, в литературе нет единого списка тех задач, которые преследуются в ходе работы по развитию пальцевой моторики. Мы определили следующие образовательные результаты:

  1. Развивать:

- согласованность движения обеих рук;

- овладение различными действиями: захват, удержание, нажим, закручивание, соединение и разъединение предметов и пр.;

- темпоральные характеристики, то есть скорость тонких движений пальцев;

- силовые характеристики рук;

- координацию системы «Рука- глаз» (зрительный анализ, координирование необходимых движений.

      2.  Формировать умение:

- ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу;

-ориентироваться в трех и более контрастных величинах;

- соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец;

- сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине;

- производить исследовательские действия предметов на ощупь.

      3. Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу.

   Игровое пособие комплекта «Послушные ладошки» может использоваться в детском саду в соответствии с имеющимися условиями и потребностями:

  • Оборудование игрового пособия может стать материалом для проведения организованных воспитателем активностей- как непосредственно по развитию речи, так и по другим областям (познавательное развитие, организация подгрупповых игр в свободное время);
  • Оборудование игрового пособия может находится в групповых комнатах в центрах мелкой моторики и манипулятивной деятельности для свободной игры детей, перемещаться из одной группы в другую группу в ходе учебного года. Так создаются условия для самостоятельной деятельности детей и обеспечивается сменяемость манипулятивного материала;
  • Оборудование игрового пособия может использоваться специалистами: воспитателями, логопедами, педагогами- психологами, нейропсихологами, дефектологами и др.

   Кроме того, дополнительными формами работы в этом контексте становится массаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, игры с крупами и др.

Рекомендации по организации работы для развития мелкой моторики рук

  1. Детям доступно много разнообразного материала для развития мелкой моторики. Понятие «разнообразные» означает, что в группе должны быть разные виды материалов. Соответственно, в каждом виде материала необходимо обеспечить несколько материалов (как минимум 3 разнообразных по способу воздействия).
  2. Занятия по развитию мелкой моторики должна быть доступны ежедневно как в свободной детской деятельности, так и организованной педагогом.
  3. В совместной деятельности, педагог показывает новые способы взаимодействия с материалами, различные игры, тем самым расширяя круг возможностей использования материала детьми в свободной деятельности.
  4. Доступны материалы, предназначенные для разных уровней сложности, а также игры и упражнения разработаны для детей с разным уровнем развития мелкой моторики.
  5. Все материалы должны быть хорошо организованы, храниться в прозрачных контейнерах и иметь маркировку.
  6. Для работы с материалами детям выделено удобное, подходящее место.

Содержание

   В игровом пособии мы предлагаем не только некоторые ориентиры и векторы работы, но и конкретные игры и упражнения с материалами пособия. В играх намеренно не указывается возраст детей, для которых игра предназначена, по ряду причин. Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе- в одной группе мы можем увидеть ребенка, успешно завязывающего шнурки и справляющегося с объемными конструкциями из деталей геометрического конструктора, и в этой же группе видим ребенка, который с трудом орудует ложкой и расческой.

   Поэтому мы полагаемся на знание «своих» воспитанников педагогом и его компетенцию в подборе тех игр, которые актуальны для конкретных детей или группы детей.

   Так, не предлагая конкретные возрастные рамки, мы предлагаем ориентироваться на конкретных детей- именно в этом и проявляется принцип индивидуализации, закрепленный во ФГОС ДО. Для упрощения понимания системы планирования своей деятельности, можно выделить несколько векторов работы. Они связаны с усложнением материала, форм работы, изменением роли педагога во взаимодействии с детьми:

  • От простых манипуляций к интеграции познавательного содержания (понимания пространства, математических операций и пр.);
  • От крупных деталей к более мелким;
  • От крупных неточных движений к тонким, ловким движениям;
  • От простых  инструкций к сложным, составным;
  • От регуляции инструкциями к самостоятельной деятельности.

   Для того, чтобы работа по развитию мелкой моторики была максимально эффективна, необходимо делать ее разнообразной, то есть формировать не одни и те же виды действий и умений, а организовывать условия для формирования совершенно разных ручных навыков на разном материале.

   Стоит ориентироваться на все перечисленные выше задачи развития мелкой моторики и планировать свою педагогическую деятельность и развивающую предметную среду группы с учетом потенциала обеспечения разнообразия и вариативности. При этом важно помнить про вариативность и форм работы, и того материала, с которым дети взаимодействуют в группе детского сада.

   Для комплексного развития и включения как можно большего количества вариантов работы мы рекомендуем помимо предлагаемых в данных методических рекомендациях игрового пособия «Послушные ладошки», в этом контексте такие формы, как: массаж, пальчиковая гимнастика, теневой театр и манипулирование в свободной деятельности. Материалами для самостоятельных игр и упражнений детей служит игровое пособие «Послушные ладошки» так как они способствуют развитию различных движений.

Таким образом, игры и упражнения, рекомендуемые в методической разработке по теме: «Применение пособия «Послушные ладошки» для развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста», ориентированы на основную образовательную программу ДОО.

Список рекомендуемой литературы

  1. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
  2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук.
  3. Данилова Е. «Пальчиковые игры»
  4. Ермакова И.А. "Развиваем мелкую моторику у малышей";
  5. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.
  6. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.
  7. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.
  8. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

Приложение

Картотека игр на развитие моторики рук с использованием игрового пособия «Послушные ладошки»

Игры с прищепками:

Игра «Елочка»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

Оборудование: зеленые треугольники или прямоугольники, зеленые прищепки.

Ход игры: Даем ребенку вырезанные из зеленого картона треугольники или прямоугольники. Ребенок берет зеленые прищепки, и прикрепляет к елке ее иголочки.

Игра «ёжик»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

Оборудование: шаблон ежика, прищепки

Ход игры: Даем ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ёжика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Ребенок прикрепляет к спинке ежика прищепки.

Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки потерял?

Ты беги скорее к нам, ёжик.

Мы сейчас тебе поможем.

Игра «Цветок»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

Оборудование: шаблон цветка, прищепки

Ход игры:

Даем ребенку вырезанные из цветного картона кружки. Ребенок выбирает из коробки прищепки такого же цвета, какой круг и прикрепляет их по кругу.

Лепесточки и листок –

Распустился наш цветок.

Игра «Солнышко»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

Оборудование: шаблон солнышка, прищепки

Ход игры: Даем ребенку, вырезанные из желтого картона заготовки солнца. Малыш выбирает из коробки желтые прищепки и прикрепляет к солнцу лучи.

Солнышко, скорей взойди,

И лучи свои пришли.

Чтоб они землю обогрели,

Нас теплом своим согрели.

Игра «Сказочный домик»

Возраст: 3-4 года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений.

Оборудование: обычная коробка, обклеенная с каждой стороны цветной бумагой.

Ход игры: Расскажите ребенку о том, что это не коробочка – а сказочный домик, где каждая комната окрашена в свой цвет. А прищепки – это наши человечки, которые живут в домике. Они вышли погулять на улицу и забыли, где живут. Помогите им найти свои комнаты. Можно нарисовать цифры на каждой стороне коробочки, и попросить ребенка прикрепить такое количество прищепок, которое соответствует нарисованной вами цифре. А когда ребенок устанет играть, пусть побросает прищепки внутрь коробки-домика. Человечки пошли спать. Закройте его и потрясите. Послушайте, как гремят прищепки.

Игра «Сними украшения»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

Оборудование: прищепки

Ход игры: Прицепите прищепки к одежде ребенка, попросите его снять их.

Игра «Большая стирка»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, обучение бытовым навыкам.

Оборудование: прищепки, веревка, кукольная одежда, платочки

Ход игры: Натяните веревку, повесьте кукольную одежду, платочки, закрепите их прищепками.

Игра «Рыбалка»

Возраст: 3-4 года

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие воображения, речи, слухового и зрительного восприятия

Оборудование: прищепки, удочка с магнитом, таз с водой

Ход игры: Сделайте удочку – к палочке привяжите шнурок с магнитом на конце, или купите игрушечную удочку. Налейте в тазик воду, бросьте в нее прищепки и ловите их магнитом.

Игра «Овощи»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, мышления, речи.

Оборудование: прищепки, шаблоны овощей

Ход игры:

Урожай мы собирали

И ботву всю ободрали.

Мы листочки прикрепляем –

овощи узнаем.

Игра «Рыбка»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, мышления, речи.

Оборудование: прищепки, шаблон рыбки

Ход игры:

Рыбка, рыбка, что грустишь?

Не видать улыбки?

Без хвоста и плавников

Не бывает рыбки.

Игра «Самолет»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, мышления, речи.

Оборудование: прищепки, шаблон самолета

Ход игры:

Самолет, самолет,

Отправляемся в полет.

Но без крыльев и хвоста

Не взлетит он никогда.

Игра «Стрекоза»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, мышления, речи.

Оборудование: прищепки, шаблон стрекозы

Ход игры:

На ромашку у ворот

Опустился вертолет-

Золотистые глаза,

Вот она и СТРЕКОЗА

Игра «Зайчик»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, мышления, речи.

Оборудование: прищепки

Ход игры:

Мерзнет зайка на опушке,

Спрятал лапки, спрятал ушки.

Зайка, зайка, не дрожи,

Лапки, ушки покажи.

Игра «Коробочки»

Возраст: 3-4 года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, мышления

Оборудование: 4 картонные коробочки, на дно приклеить кружки красного, желтого, зеленого и синего цвета. Подготовить прищепки таких же цветов

Ход игры: Попросим ребенка рассортировать прищепки по цветам. Прищепки соответствующего цвета прикрепить к краю коробочки такого же цвета.

Игра «Разноцветный заборчик»

Возраст: 3-4 года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений.

Оборудование: картона вырезать небольшие прямоугольники 4 основных цветов - красный, желтый, зеленый и синий. Подготовить прищепки таких же цветов.

Ход игры: Попросить ребенка построить забор - к красному картону прикрепить красные прищепки, к желтому - желтые и т.д.

Далее можно усложнить задание и попросить ребенка построить разноцветный забор, чередуя прищепки двух цветов.

Игра «ОСМИНОЖКА»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

Оборудование: прищепки, шаблон осьминожки

Ход игры:

Вот у нас и осминожка,

Зашагала по дорожкам,

По дорожкам в океане

Поспешила она к маме!

Игра «Жучок»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

Оборудование: прищепки, шаблон божьей коровки.

Ход игры:

Очень наш жучок устал-

Бегал по дорожке.

Ночью спал, а утром встал,

Показал нам ножки.

Игра «Дом»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления

Оборудование: прищепки, шаблон домика.

Ход игры:

Дом сломался – вот беда.

Где крылечко? Где труба?

Мы умеем мастерить,

Можем домик починить.

Игра «Цветы»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления

Оборудование: прищепки, шаблоны цветов.

Ход игры:

Во дворе растут цветы,

Небывалой красоты.

Желтый, красный, голубой,

Полюбуйтеся со мной!

ИГРА «ПТИЧКА-НЕВЕЛИЧКА»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления

Оборудование: прищепки, шаблон птички

Ход игры:

Птица хочет пробудиться,

Запевает песню птица,

Потому что птице с песней

Пробуждаться интересней.

ИГРА «РАДУГА»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления

Оборудование: прищепки, шаблон тучки

Ход игры: выложить на тучке прищепки по цветам радуги

ИГРА «ЕЖАТА»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления

Оборудование: прищепки, шаблоны ежиков 4 основных цветов

Ход игры:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу-- я ежа Вам покажу.

Жа-жа-жа-, жа-жа-жа-- вот и несколько ежат.

ИГРА «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Возраст: 3-4 года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков, пространственных и математических представлений, мышления, внимания, воображения

Оборудование: прищепки, шаблоны геометрических фигур

Ход игры:

Прикрепляем прищепки к углам на геометрических фигурах – изучаем понятие угол. Считаем, сколько углов у каждой фигуры. Где больше, где меньше углов, где одинаковое количество.

ИГРА «Цветик –семицветик»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления

Оборудование: прищепки, шаблон цветка

Ход игры:

Прикрепить прищепки согласно цвету на цветке

Игра «Кактус»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления

Оборудование: прищепки, шаблон кактуса

Ход игры:

Прикрепить прищепки на шаблон кактуса

ИГРА «ПЕРЧАТКИ»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления

Оборудование: прищепки, шаблон перчаток

Ход игры:

Прикрепить прищепки согласно цвету пальцах перчаток

ИГРА «ТУЧКА»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления

Оборудование: прищепки, шаблон тучки.

Ход игры:

Прикрепить прищепки на тучку

Игра «звезда»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления

Оборудование: прищепки, шаблон морской звезды

Ход игры:

Прикрепить прищепки на морскую звезду

Игра «медуза»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления

Оборудование: прищепки, шаблон медузы

Ход игры:

Прикрепить прищепки на медузу

Игра «Львенок»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления

Оборудование: прищепки, шаблон львенка

Ход игры:

Прикрепить прищепки к шаблону

Игра «Динозаврик»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления

Оборудование: прищепки, шаблон динозаврика

Ход игры:

Прикрепить прищепки к динозаврику

Игра «Цвет»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

Оборудование: прищепки, шаблон машинки, цыпленка

Ход игры: Предложите ребенку соотнести цвет прищепки с картинкой. Например, к красной машинке прикрепить красную прищепку, к желтому цыпленку – желтую.

ИГРА «ПОЙМАЙ ЖУЧКА»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

Оборудование: прищепки

Ход игры: Возьмите разноцветные прищепки и прикрепите их в различных местах комнаты – на скатерки, на диване, на шторах и т.д. Скажите ребенку, что к нам прилетели жучки. Но они решили поиграть с нами в прятки. Давай вместе найдем их и соберем в коробочку. Если малыш не видел, куда они сели, подсказывайте ему словами «горячо – холодно».

ИГРА «БУСЫ»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

Оборудование: прищепки, шнурок

Ход игры: Прищепки можно нанизывать на шнурок. Получатся красивые бусы. Усложняя задание, предложите ребенку чередовать прищепки по цвету.

Игры со скрепками:

 игра «Животные на свободе!»

Цель занятия. Развитие хватания; развитие силы рук; развитие дифференцированных движений пальцев рук; формирование навыка действий со скрепками.

Оборудование: скрепки; двусторонняя цветная бумага или полукартон.

Ход занятия. Перед началом занятия вырежьте из цветной бумаги или полукартона простые фигурки животных — рыбки, птички, используя для этого шаблон простой формы. Чтобы «оживить» картонные фигурки, можно нарисовать им глазки, или сделать глаза в виде отверстий при помощи дырокола. Скрепите по несколько фигурок разного цвета, но одной формы при помощи скрепок. Раздайте скрепленные фигурки детям и обыграйте задание.

В з р о с л ы й. Ой! Что наделали птицеловы и рыболовы: птицеловы поймали птичек и собрали их всех вместе, а рыболовы поймали рыбок! Но птички и рыбки хотят на свободу — давай отпустим их!

После этого взрослый показывает детям, как можно отпустить рыбок и птичек на свободу — снимает скрепку, раскладывает разноцветные фигурки на столе и рассматривает вместе с малышами. После того, как малыши научатся снимать скрепки, взрослый предлагает надевать скрепки на сложенные вместе бумажные фигурки.

В з р о с л ы й. А теперь давайте поиграем в рыболовов и птицеловов — поймаем птичек и рыбок и скрепим их вместе!

Внимание! Игра со скрепками проводится только под контролем взрослого, после игры скрепки надо убрать в недоступное для детей место.

игра «Маленький веер»

Цель занятия. Развитие хватания; развитие силы рук; развитие дифференцированных движений пальцев рук; формирование навыка действий со скрепками.

Оборудование. Овалы или прямоугольники (примерно 10 см в длину) из двустороннего цветного полукартона (5–6 шт. на каждого ребенка); скрепки.

Ход занятия. Перед началом занятия подготовьте достаточное количество деталей из цветного картона или полукартона. На занятии покажите малышам как можно скрепить несколько деталей вместе при помощи большой скрепки, аккуратно расправить  получился веер! Чтобы малышам было интересно играть, можно обыграть поделку, используя на занятии кукол.

В з р о с л ы й. Сегодня очень жарко… Кукла Таня мечтает

иметь веер — с его помощью можно сделать ветерок и охладиться. Сейчас я помогу кукле и сделаю для нее забавный веер из цветной бумаги и большой скрепки. Вот какой веер получился! Им можно обмахиваться — вот так! А теперь вы сделайте веера для своих кукол.

При изготовлении малышами этих поделок взрослый оказывает им разные виды помощи — показ, словесные инструкции, действия руками ребенка.

 игра «Шляпки и короны»

Цель занятия. Развитие хватания; развитие силы рук; развитие дифференцированных движений пальцев рук; формирование навыка действий со скрепками.

Оборудование. Коробка; скрепки; картон.

Ход занятия. Перед началом занятия приготовьте несколько картонных полых цилиндров, по размеру подходящих для детской

головки или головы куклы. В начале занятия предложите малышам примерить картонные «шляпки».

В з р о с л ы й. Давайте примерим эти картонные круги — у нас получились замечательные шляпки! А я могу превратить эти шляпы в королевские короны. Кто хочет стать принцем или принцессой?

После этого взрослый прикрепляет к картонным цилиндрам большие канцелярские скрепки — «серебряные» или «золотые».

После того, как короны будут готовы, детям предлагают примерить короны.

В з р о с л ы й. Вот какие замечательные короны получились!

Давайте примерим короны — теперь вы принцы и принцессы.

А теперь давайте снова превратимся в обычных людей — для этого сделаем обратное превращение: снимите скрепки и ваши короны снова станут шляпками.

После этих слов взрослый предлагает детям аккуратно снять

скрепки и сложить их в коробку. После того, как малыши научатся хорошо снимать скрепки, можно предложить им надевать скрепки на картонные цилиндры. Во избежание травм (дети могут разогнуть скрепки) игра со скрепками проводится только под наблюдением взрослого.

игра «Вот так улов!»

Цель занятия. Развитие хватания; развитие силы рук; развитие дифференцированных движений пальцев рук; формирование навыка действий со скрепками.

Ход занятия. Покажите малышам, как можно надевать большие или маленькие скрепки на большую скрепку. Обыграйте свои

действия.

В з р о с л ы й. Посмотрите, что у меня есть! Это рыбак (взрослый показывает большую скрепку). А это рыбки в пруду (взрослый показывает маленькие скрепки в коробочке или мисочке).

Рыбак ловит рыбок — вот так. Посмотрите, как много рыбок

поймал!

Затем взрослый раздает каждому малышу большую и маленькие скрепки и предлагает «половить рыбок». Когда все рыбки будут пойманы, можно предложить снять маленькие скрепки с большой, что представляет для малышей весьма непростую задачу.

В з р о с л ы й. Вот рыбак принес домой свой улов. Давайте до-

станем всех рыбок и сложим в кастрюльку (сковородку, ведерко)!

При необходимости взрослый помогает малышам надевать и

снимать скрепки. Степень сложности этого задания можно гибко

менять, уменьшая или увеличивая количество скрепок-«рыбок» в

игре. Если малышам трудно управляться с маленькими скрепка-

ми, можно надевать на основную скрепку большие скрепки —

«рыбак ловит больших рыб» (например, акул). 

игра  «Бусы для красавицы»

Цель занятия. Развитие хватания; развитие силы рук; развитие дифференцированных движений пальцев рук; формирование

навыка действий со скрепками.

Оборудование. Коробка; разноцветные скрепки.

Ход занятия. Покажите малышам, как из скрепок можно сделать забавные бусы — для этого надо просто скрепить скрепки друг с другом. Чтобы детям было интереснее изготавливать бусы из скрепок, подготовьте для игры яркие разноцветные скрепки. Для изготовления бус можно использовать скрепки разной величины. Готовые бусы из скрепок можно примерить на куклу или на ребенка. Изготовление таких забавных бус можно обыграть при помощи куклы.

В з р о с л ы й. Это кукла Даша. Кукла Даша собирается в гости и ей очень хочется быть нарядной и красивой. Давайте поможем кукле — сделаем для нее бусы! Только из чего же нам сделать бусы? Посмотрите, у меня в коробке есть скрепки. Если соединить эти скрепки друг с другом, то получается украшение! Кукла Даша очень рада красивым бусам! Если же в этой игре используются обычные металлические скрепки, то из них можно изготовить цепочку. Внимание! Игра с маленькими скрепками проводится только под контролем взрослого, после игры скрепки надо убрать в недоступное для детей место.

Игры с соединительными кубиками:

Построй и сломай

Начать можно уже в один год: просто покажите, как один кубик ставить на другой, чтобы получилась башенка. Вряд ли ребёнка в этом возрасте заинтересует процесс строительства – скорее всего, он будет стремиться разрушать, а не помогать вам строить. Что ж, энергию разрушения тоже можно направить в нужное русло – дайте малышу в руки мячик, и пусть он попытается сбить кубики именно им, а не рукой (настоящий боулинг!). 

Потом попробуйте увлечь ребёнка процессом сбора кубиков: пусть их нужно сложить в корзинку для, например, куклы. Кукла будет очень радоваться и каждый раз говорить «спасибо». Такое упражнение хорошо развивает моторику и координацию. А если кубики будут располагаться в разных частях комнаты, то ваш малыш заодно потренируется в ходьбе.

Цвет и размер

В возрасте старше 2 лет кубики послужат хорошим подспорьем в обучении понятиям цвета, размера, количества. Начать можно с элементарного «больше – меньше». Возьмите, к примеру, красные и синие кубики. Каких больше? Чтобы ответить на этот вопрос, покажите малышу, как группировать их парами: красный и синий, снова красный и синий… Для кубиков какого цвета не хватило пары – тех, значит, и больше.

Возможно, с первого раза ребёнок не усвоит смысла этих действий – повторяйте их ещё и ещё раз, включая в разные игровые ситуации: мы ставим кубики в пары для танца, мы делаем пирожные из двух видов теста и т.д.

Вес и звук

Для развития внимания и памяти можно использовать забавные и несложные упражнения. Положите один кубик в коробку и потрясите её. Пусть малыш вслушается. Теперь положите два кубика и сделайте то же самое. Он услышал разницу? А теперь пусть по звуку попробует догадаться, сколько кубиков вы положили – один или два?

Так же можно развлекаться, используя не звук, а ощущение веса. Сначала дайте в руки малышу коробку с одним кубиком внутри, а потом – с двумя. Сможет ли он в следующий раз понять, сколько кубиков в ней лежит? Задания можно усложнять, если брать не один-два кубика, а один-два-три и больше. Заодно и тренировка счета!

0-9

Из кубиков можно выкладывать разные узоры. Пусть сначала это будет импровизация, потом попробуйте ввести понятие последовательности: «Давай чередовать красные и синие кубики? Сейчас ты положил красный, значит, теперь кладём какой?» Вы можете придумать и выложить свою дорожку кубиков, а малыша попросить сделать такую же.  Такое воспроизведение образца очень полезно для развития внимания.

Игры с пинцетом:

« Часовщик»

Задачи: умение пользоваться пинцетом для перекладывания предметов. Развитие тонких движений пальцев, координации движений, подготовка руки к письму.

Материал: платформа с ячейками для бус, пинцет, чашка с бусами.

Ход игры: ребёнок ставит перед собой маленький поднос, на котором лежит платформа с ячейками для бус, пинцет и стоит чашка с бусами. Он берёт в руки пинцет и, аккуратно захватывая концами бусинку, кладёт её в ячейку. Так постепенно он перекладывает все бусины из чашки на платформу.

1. Захват пинцетом легких предметов (ватных или пластмассовых шариков, кусочков поролона, мозаики, пуговиц, различных по форме макарон).

2. Сортировка мелких предметов по цвету, форме, размеру.

3. Раскладывание (сортировка) при помощи пинцета мелких фигурок овощей и фруктов в ячейки из-под яиц.

4. Вылавливание из воды плавающих в ней предметов.

5. Перекладывание на скорость определенных по цвету (форме) деталей

(1 вариант: два игрока и у каждого по пинцету;

2 вариант: один игрок с пинцетом, а второй с ложкой; после подведения итогов можно поменяться инструментами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»

В данном масте-классе педагоги познакомятся с нетрадиционной техникой работы с пластилином....

Презентация «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста».

Данная презентация - это приложение к мастер-классу «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»....

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Техники и приемырисования пластилином на картоне: 1.Примазывание.2.Скатывание.3.Надавливание.4.Размазывание.5.Лепка из «колбасок».6.Лепка с использованием природных материалов.7.Рельефный рисунок...

Долгосрочный проект «Веселые пальчики» на развитие мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста

Актуальность проекта:Игры с прищепками, шнуровкой  идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. К сожалению, немногие родители знают, зачем вообще развивать мелкую моторику. Все дело...

Кружок "Развитие мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством методики Су-Джоку" 1 младшая

Программа «Су - Джоку» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук, речевой активности у детей с 2 лет, с целью общего укрепления организма, улучшения психоэмоционального состо...