Методический час «Организация экспериментально-исследовательской деятельности с детьми средней группы»
материал (младшая группа)

Королева Виктория Александровна

Перед государством, школой, детским садом и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 16

Методический час

«Организация экспериментально-исследовательской деятельности с детьми средней группы»

Подготовила: Королева Виктория Александровна, воспитатель

Перед государством, школой, детским садом и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

    Поэтому на современном этапе не обходимо уделять большое внимания экспериментально-исследовательской деятельности, так как развитие и активность мышления обнаруживаются лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания.

Стандарт дошкольного образования охватывает такую структурную единицу, как познавательное развитие. Оно предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, причинах и следствиях и др.).

 Существенную роль в этом направлении играет экспериментально-исследовательская деятельность, которая и зарождается в дошкольном детстве. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование как форма этой деятельности.

    В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего нас мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

   Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивать все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Это наша цель.

Детское экспериментирование имеет следующие основные характеристики:

  1. Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.
  2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний.
  3. Детское экспериментирование – стержень любого процесса детского творчества.
  4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.

  Для развития познавательной активности детей и поддерживания интереса к экспериментальной деятельности в средней группе «Юные астрономы» был оформлен и оборудован уголок экспериментирования. Материалы, находящиеся в «уголке», распределяются по разделам:

- разнообразные сосуды из различных материалов;

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки;

- медицинский материал: пипетки, колбы, мерные ложки, деревянные палочки;

- разнообразные коллекции, карточки – схемы проведения опытов.

- прочие материалы: воздушные шары, мука, соль, сахар.

   Содержание исследований и экспериментов направлено на формирование следующих представлений:

- о материалах;

- о природных явлениях;

- об агрегатных состояниях воды;

- о свойствах песка и глины;

- о воздухе;

- о мире растений;

 - о предметном мире.

Используя оборудования (предметы) из уголка экспериментирования были проведены эксперименты с водой. В ходе, которого дети закрепили знание о воде, посредством проведения опытов мы подвели детей к выводу, что у воды нет запаха, вкуса, цвета, она принимает форму сосуда, в который ее нальют, растворяет некоторые вещества.

В ходе эксперимента с воздухом, были проведены ряд таких экспериментов с детьми как: «Как поймать воздух?», «Видим воздух, при помощи трубочки и емкости с водой», «Имеет ли воздух вес», «Слышим воздух».

Проводя эксперименты с почвой, дети выяснили чем различается почва от песка и глины. При проведении опытов дети были подведены к выводу, что в почве есть воздух и влага.

С детьми был проведен эксперимент со снегом, в ходе которого дети узнали то, что снежинки из которого состоит снег состоят из воды, тесть снежинка — это замороженные кристаллы (капли) воды. И увидели, что вода не чистая, а грязная с писком, землей и глиной.

Много экспериментов еще не проведены впереди.

Главное достоинство работы по детскому экспериментированию состоит в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. Необходимость формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Практическая часть:

Уважаемые коллеги предлагаем вам поиграть и ответить на вопросы, в этом нам поможет мешочек.

1. Что вы подразумеваете под понятием познавательная деятельность"? (Активное развитие мысли, творчества ребенка в условиях неопределенности.).

2. Что такое "проблема"?

(Затруднение, неопределенность, любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет остановиться и задуматься.).

3. Что такое "гипотеза"?

(Предположительное знание, не доказанное логически и не подтвержденное опытом.).

4. Что такое "проект"?

(Наиболее интересный способ решения любой проблемы.)

5. Как вы понимаете термин "эксперимент"?

(Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки решений проблем, познавательных задач.).

6. Каково значение познавательной и исследовательской деятельности в развитии старших дошкольников?

(Укрепляет общую познавательную мотивацию; формирует учебную мотивацию на этапе подготовки ребенка к школе; формирует умение ставить цель исследования и искать средства для ее решения; развивает интеллектуальные операции, речь как средство передачи информации; способствует творческому развитию личности ребенка.).

7. Какие этапы исследования вы знаете?

(Постановка проблемы, выдвижение гипотез решения проблемы, проверка гипотез, обсуждение итогов и формулирование выводов.).

8. Какие методы и приемы поисково-познавательной деятельности можно использовать в работе с дошкольниками?

(Познавательные занятия, опыты, целевые прогулки, наблюдения, чтение научной и художественной литературы, организация коллекций и выставок, посещение музеев, библиотек.).

9. Как увидеть и сформулировать проблему?

(Увидеть проблему можно путем наблюдения: почему светит солнце, почему весной тает снег и т. д.).

А сейчас я буду читать характеристики некоторых предметов и явления, относящиеся к экспериментированию. Ваша задача отгадать, что же имеется в виду.

Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по -разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ).

2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).

3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, а потом на корабле делает всякие анализы. А ещё он плавает с камерой и снимает всяких рыб. Он очень смелый. И ещё он пишет статьи в умных журналах. (ОКЕАНОЛОГ).

4. Этот человек всё время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплёскивается. Там опасно, он может погибнуть. Но он всё равно туда ходит, делает фотографии и говорит людям, когда там опасно жить. (ВУЛКАНОЛОГ).

5. Это человек, который может все изучать, он умный, много делает полезного. (ученый)

6. Это дело, при помощи которого всё можно узнать. И еще бывает, при выполнении каких-то дел там случаются взрывы (наука)

У меня на столе есть предметы, и картинки. Вытаскиваем картинку берем нужные предметы и определяем для проведения какого эксперимента подходит данный набор, для какой возрастной группы, и провести этот эксперимент.

  1. три прозрачные баночки с завинчивающимися непрозрачными крышками, кисть, гуашь трех цветов, бутылка с водой.  («Волшебная вода», младший дошкольный возраст)
  2. листы бумаги формата А4, восковые мелки, стакан-непроливайка, кисть, акварельные краски. («Рисование по воску» - старший дошкольный возраст)

Коллеги! Благодарю вас за продуктивную работу и внимание, желаю успехов в работе по экспериментированию с вашими воспитанниками!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по программе «Развитие» Тема: «Зима. Изменения в жизни животных»

Образовательная область: «Познание»Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное развитие,...

Методическая панорама статья "Создание условий для организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста".

Ребенок по своей сути - исследователь.Он все познает моетодом проб и ошибок. Но ребенку очень трудно найти самостоятельно ответы на все интересующие его вопросы. В проектной деятельности дети учатся н...

Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы общеразвивающей направленности «Как Ежик весну искал»

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы общеразвивающей направленности  «Как Ежик весну искал»...

План работы по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми средней группы

План работы по экспериментально-исследовательской деятельности...

Методическая разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по образовательной области "Познавательное развитие" ФЭМП «Путешествие в математику»

Методическая разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по образовательной области "Познавательное развитие" ФЭМП «Путешествие в математи...

Организация совместной образовательной деятельности с детьми средней группы по ФЦКМ на тему «Моя семья»

Цель: помочь ребенку осознать себя, свою причастность к близким, родным людям....