План работы по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми средней группы
опыты и эксперименты

Глинина Ольга Николаевна

План работы

 по экспериментально-исследовательской деятельности

                                       с детьми средней группы

                                       на 2019 – 2020 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_eksper-issled.deyat_.2.docx47.81 КБ

Предварительный просмотр:

План работы

 по экспериментально-исследовательской деятельности

        с детьми средней группы

        на 2019 – 2020 учебный год

Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта,

 тем больше способна она рассуждать.

П. П. Блонский (психолог)

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

Ребенок растет, стремится к самостоятельности, интересуется окружающим миром, где ему хочется все потрогать и попробовать.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Экспериментально-исследовательская деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка – дошкольника, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. Развивается речь, эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной способности.

В процессе экспериментирования ребенок получает возможность

удовлетворить присущую ему любознательность (Почему?  Зачем?   Как?

Что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.  При этом взрослый – не учитель наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. 

Цель: создать условия для формирования у детей экспериментально - познавательной деятельности.

Задачи:

- уточнять и расширять элементарные представления детей о свойствах окружающих нас вещей и предметов;

- развивать любознательность, интерес к экспериментированию, речь, мелкую моторику, сенсорную чувствительность при решении познавательных задач;

- воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему миру.

Тема

Задачи

Оборудование

Сроки реализации

«Поиграем с солнышком» (Солнечный свет,солнечные зайчики)

Знакомство со сказочным персонажем - Экотопиком.

Определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

Расширять представление о разнообразии источников света; познакомить с тем, как образуется тень.

Определить, какая связь существует между солнцем и солнечным зайчиком. Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Воспитывать интерес к новому игровому персонажу.

Сказочный персонаж - Экотопик.

Камешки (темные и светлые), зеркало, металлическая крышка, лупа, настольная лампа, игрушки разной высоты.

 сентябрь

«Легкий - тяжелый»

Дать детям представления о том, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

Развивать любознательность, наблюдательность, смекалку.

Предметы разные по весу,одинаковой формы и размера изразных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы. Весы.

сентябрь

«Тонет – не тонет»

    Формировать умение детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде.

Провести испытания на "плавучесть" разных игрушек из разного материала.

Развивать умение классифицировать по признаку: тонет, плавает.

 Активизация словаря железный, пластмассовый, каменный.

Кубики пластмассовый и деревянный, машинка железная и пластмассовая, шарик деревянный и металлический, камень, пенопласт, бумага,емкость с водой.

октябрь


«Волшебное мыло»

В процессе экспериментальной деятельности познакомить детей со свойствами и назначением мыла: растворяется в воде, пенится, образуя множество пузырьков.

Продолжать формировать умение работать по алгоритму.

Учить делать простейшие зарисовки при фиксировании результата опыта.

    Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Куски мыла разной формы, цвета и запаха; жидкое мыло.Ванночка с водой. Губка, салфетка, трубочка, пластиковые стаканчики, лист бумаги, карандаши на каждого ребенка.

октябрь

«Мир меняет цвет»

Проектная деятельность «Разноцветная страна»

Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый).

Активировать словарь детей.

Развивать умение делать простейшие выводы.

    Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической деятельности.

Гуашь красного, синего и желтого цвета; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением трех цветовых пятен; листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров.

ноябрь

«Бумага, ее качества и свойства»

Формировать представление о видахбумаги: картон, калька, писчая.

Сформировать умение узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

  Закреплять правила безопасности при работе с ножницами, со спичками.

   Воспитывать трудолюбие.

Бумага разного формата и фракции: тетрадный лист, бумажная салфетка, картон, газета, целлофановый пакет. Кусочек пластилина.Ножницы, спички, металлическая чашка. Таз с водой.

ноябрь

«Волшебная вода»(«Узнаем, какая вода»)

Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

Дать понятие о значимости воды в жизни человека.

 Воспитывать бережное отношение к воде.

    Развивать умение устанавливать логическую связь.

Стаканы с водой (по количеству детей, пустые стаканы, соль, сахар, ложечки, таз с водой, белый лист бумаги, стаканчики с молоком, камешки, салфетки, клеенка.

декабрь

«Какую форму принимает вода»

Формировать представления детей о том, что вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который ее наливают.

Развивать координацию движений, мыслительные процессы.

Воспитывать бережное отношение к игровому оборудованию.

Ёмкости разной величины и формы, таз с водой. Салфетки, клеенка.

декабрь

«Свойства льда»

 Познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

Выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Развивать мыслительные процессы, фантазию.

Воспитывать интерес к неживой природе.

Кусочки льда, холодная вода, горячая вода, тарелочки, таз, картинка с изображением айсберга.

январь

«Волшебный снег»

Познакомить детей с физическими свойствами снега.

Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный.

Формировать умение детей решать познавательные задачи и делать выводы.

Развивать логическое мышление, речь, кругозор.

Снег, таз, блюдца, глубокая тарелка, белая бумага, клеенка, салфетки.

январь

«Цветные капельки

 Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании).

Формировать умение детей наблюдать за "путешествием" капельки.

Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

Развивать познавательный интерес в ходе экспериментирования

Баночки с водой, пипетка, краски, клеенка, салфетки, трубочка для коктейля,кисточки, доска для лепки.

февраль

«Всё увидим, всё узнаем»

Познакомить с научным прибором-помощником — лупой и ее назначением.

Расширять представления детей об окружающем нас мире.

Развивать наблюдательность, любознательность, сообразительность.

Самостоятельное исследование предметов через лупу.

   Воспитывать трудолюбие.

Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки, песок и прочие предметы для рассматривания.

февраль

«Такие разные камешки»

Формировать умение детей классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые)

Познакомить со свойствами камня. Можно ли разрезать камень?

Показать детям возможность использования камней в игровых целях.

Расширять кругозор детей.

Различные камни (по цвету, по форме), поднос с песком, сито, лупа.

март

«Волшебство магнита»

Проектная деятельность «Волшебный магнит»

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.

    Вывод: магнит притягивает к себе только железо.

Развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов использования

магнитов.

Формировать умение устанавливать простейшие закономерности и связи в явлениях окружающего мира, делать самостоятельные выводы и умозаключения при проведении опытно-исследовательской деятельности. 

    Воспитывать трудолюбие, желание оказывать помощь.

Магниты, предметы из разных материалов, таз с водой, лист бумаги, кусочек пластика.

Магнитная игра «Рыбалка».

март

«Песочная страна»

Способствовать расширению представлений детей о свойствах песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить.

Создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

Воспитывать уважительное отношение к работам своих товарищей.

Познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Песок, вода, емкости для смешивания песка с водой, палочки, совочки, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши, клеенка.

апрель

«Крашенный песочек»

    Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (при помощи добавления гуаши).

    Развивать координацию движений, умение обозначать действие словом, закреплять основные цвета.

   Воспитывать доброжелательное отношение к игровому персонажу.

Песок, разведенная водой гуашь разных цветов, прозрачные ёмкости, ложечки и палочки для размешивания, вода, клеенка, салфетки.

апрель

«Ткань, ее качества и свойства»

Формировать умение детей узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения, умение сравнивать, обозначать действие словом.

Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе опытно-исследовательской деятельности. 

Ткань разного вида, ножницы, спички, металлическая чашка, таз с водой, клеенка.

май

«Воздух повсюду»

Познакомить детей со свойствами воздуха.

   Развивать поисково-познавательную активность детей при проведении опытов и исследований с воздухом.

   Обнаружить воздух в окружающем

пространстве и выявить его свойство – невидимость.

   Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы, что воздух везде вокруг нас.

Вывод: воздух прозрачный, невидимый, легкий.

Веер, пластмассовая бутылка, листок бумаги, перышко, воздушный шарик, трубочка для коктейля, таз с водой, целлофановый пакетик, игрушка-вертушка.

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы.

План-конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней  группы. Темы:1. «Что растет на огороде?»2.«Что растет в саду?»3.«Зачем мы ходим в детский сад?»4.«Почему мы ухаж...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группе. Тема: «В гости к Лесовичку».

В ходе занятия знакомим детей с понятием "лес" и его обитателями, расширяем словарный запас, учимся рисовать обитателей леса, лепим обитателей леса....

План - конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы. Тема: «Вот какая мама, золотая прямо».

Задачи: Учить аккуратно вырезать детали и наклеивать согласно образцу. Продолжать упражнять в приемах раскатывания и сплющивания пластилина, оттягивания пальцами концов, учить сглаживать поверхность и...

План - конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы. Тема: «Кто живет рядом с нами?»

Задачи:Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. («Здоровье»).Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. («Физическая культура»).Формировать у детей умение соблюдать...

План-конспект. Непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы (4-5 лет) Художественно-эстетическое развитие (лепка) «Космическая ракета»

План-конспектНепрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы (4-5 лет)Художественно-эстетическое развитие (лепка)«Космическая ракета»...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы (4-5 лет) «Моя семья»

В ходе непосредственно образовательной деятельности дошкольники получат элементарные представления о родственных связях в семье и ролях в ней....