Вариативная программа по экспериментальной деятельности "Маленькие почемучки".
рабочая программа

Программа по экспериментальной деятельности для детей дошкольного возраста 5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variativnaya_programma_malenkie_pochemuchki.docx38.01 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

1.

Целевой раздел:

1.1

Пояснительная записка.

1.2

Цель и задачи реализации  программы.

1.3

Принципы и подходы к формированию  программы

1.4

Значимые характеристики развития группы детей возраста 3-7 лет

1.5

Планируемые результаты освоения программы

2.

Содержательный раздел:

2.1

Образовательная область «Познавательное развитие»

2.2

Описание вариативных форм, способов и методов реализации программы

2.3

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

3.

Организационный раздел

3.2

Учебный план

3.7

Организация развивающей предметно-пространственной среды

3.8

Методическое обеспечение программы

Приложения

1

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности   с детьми 3-4 лет

2

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности   с детьми 4-5 лет

3

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности   с детьми 5-6 лет

4

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности   с детьми 6-7 лет

5

Картотека опытов и экспериментов.

6

План работы с родителями

7

Диагностика освоения программы

  1. Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка.

                                                                       Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

(Китайская пословица)

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью, огромную актуальность в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность – как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить всё новые и новые свойства предметов и явлений, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать новые знания самостоятельно. (Г.М. Лямина, А.П. Усова,  Е.А.Панько и др.) 

Дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно со взрослым под его тактичным руководством.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Усваивается всё прочно и надолго, если ребёнок слышит, видит и делает сам. На этом основано детское экспериментирование, теоретической базой которого являются исследования Н.Н. Подъкова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка». Н.Н. Подъяков

«Маленькие почемучки » – дополнительная программа, разработка которой осуществлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и предназначена для детей старшего  дошкольного возраста. Программа реализуется в интеграции таких образовательных областей как «Познавательно-речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое» в познавательно-исследовательской деятельности  детей  дошкольного возраста.

 Примерные виды интеграции области «Познавательное развитие»                         по программе «Маленькие почемучки»

По задачам и содержанию

психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Познавательно-речевое развитие» -   Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях. Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, помогать логично и понятно высказывать суждение. Расширять представления о предметах, явлениях. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей материалов, из которых они изготовлены.

 «Социально- коммуникативное развитие»  -  Воспитывать самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников. Приучать к самостоятельному выполнению правил. Знакомить с дидактическими играми, направленными на закрепление представлений о свойствах предметов

    Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными. Формировать умение самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий. Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате.

«Чтение художественной литературы»

Использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений об окружающем мире

«Художественное творчество»  Использование средств, продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Познавательное развитие»

1.2.Цель и задачи программы:

 Создание условий для развития познавательной активности  детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности.

                                    Задачи

Образовательные: 

  1. Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
  2. Учить принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
  3. Учить отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  4. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи
  5. Знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.).
  6. Знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления.

Развивающие:

1.Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

2.Формировать  интерес к поисковой деятельности.

3..Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность.

4.Развивать представления об основных   физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и       преломление света и др.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.
  2. Воспитывать умение четко соблюдать  необходимую последовательность действий.
  3. Воспитывать умение организовать  свое рабочее место, убирать за собой.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Направленность программы: Познавательно-исследовательская деятельность, доминирующая область: « Познавательно-речевое развитие»

Возраст детей: дошкольный возраст (3 - 7 лет).

Сроки реализации: 4 года.

Режим образовательной деятельности:

Образовательная деятельность по программе проводится 1 раз в неделю в первой половине дня. Длительность – не более 30 минут.

  1. Принципы реализации программы

 В основу программы положены принципы:

  • Принцип психологической комфортности.
  • Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его особенностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием.
  • Принцип дифференцированного подхода.
  • Принцип интеграции – интегративность опытно-экспериментальной деятельности с другими видами деятельности.
  • Принцип научности - Детям даются только достоверные научные знания, которые не могут быть опровергнуты.
  • Принцип доступности -  Все знания должны соответствовать возрастному уровню детей-дошкольников. Обеспечить усвоение ребёнком способов познания, исследовательской деятельности.
  • Принцип развивающего эффекта содержания. - Знания должны опираться на зону ближайшего развития детей, обеспечивать усвоение ребёнком способов познания.
  • Принцип системности.  Все знания должны быть связаны друг с другом, обеспечить у ребёнка знание целостной картины мира.
  • Краеведческий принцип. Чтобы обеспечить связь приобретаемых знаний с повседневной жизнью дошкольника, необходимо опираться на его ближайшее окружение – природные материалы нашей местности.

  1. Значимые характеристики развития группы детей возраста 3-7 лет

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. У детей 6-7 лет продолжается интенсивное сенсорное развитие, причем процессы ощущения, восприятия, представления развиты у ребенка данного возраста значительно лучше, чем мышление. В 6-7 лет дети хорошо различают особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков, а также форму, величину и цвет предметов. Дальнейшее развитие и совершенствование сенсорных процессов идет по линии специально организованного обследования предметов. Дети учатся умениям быстро вычленять нужные свойства, ориентироваться в них, сравнивать и группировать предметы по общим признакам, соотносить их с сенсорными эталонами.

  1. Планируемые результаты освоения программы

Образовательный результат:

- наличие познавательных интересов к объектам окружающей среды.

-уметь формулировать познавательные вопросы и знать на них ответы.

-владеть навыками познавательного экспериментирования.

Личностный результат:

- самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.

-уметь обращаться за помощью взрослого в ситуациях реальных затруднений.

-принимать живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.            

  1. Содержательный раздел

2.1 Образовательная область «Познавательное развитие»

Познавательное развитие предполагает:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
  • о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

2.2 Описание вариативных форм, способов и методов реализации программы

Задача воспитателя – помочь детям в проведении исследований:

-при выборе объекта исследования;

-при поиске метода его изучения;

-при сборе и обобщении материала;

-при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.

Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

  • Непосредственный опыт воспитателя с ребенком.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • НОД.
  • КВН, развлечения.
  • Наблюдения в природе.
  • Рассматривание фотографий (по теме).
  • Беседы по теме.
  • Целевая прогулка.
  • Экскурсия.
  • Дидактическая игра.

Правила при выборе темы:

  1. Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
  2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки). Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребёнок мог действовать осмысленно.
  3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
  4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети младшей, средней, а иногда старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Структура детского экспериментирования:

-видеть и выделять проблему;

-принимать и ставить цель;

-решать проблемы;

-анализировать объект или явление;

-выделять существенные признаки и связи;

-сопоставлять различные факты;

-выдвигать гипотезы, предложения;

-отбирать средства и материалы;

-осуществлять и эксперимент;

-делать выводы;

-фиксировать этапы действий и результаты графически.

Постановка проблемной задачи

Проблемная задача должна быть понятной, следовательно, она должна вызывать интерес, определённые эмоциональные переживания и содержать новизну. Должна быть представлена в виде проблемной, осмысленной ситуации с опорой на общественный или непосредственно жизненный опыт детей. Проблемная задача должна мотивировать ребёнка на поиск ответа, однако, трудность должна быть доступной, преодолимой для ребёнка. Проблема должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребёнка к эмоционально-познавательной деятельности.  

Фиксация результатов опытов и наблюдений

Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти - двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих  дневниках. Это предполагает участие в работе не только проекционных, но и ассоциативных зон мозга, что стимулирует развитие основных мыслительных операций. Этой же  цели служит обсуждение увиденного в процессе фиксации. Оно способствует развитию внешней и внутренней речи, уточнению и конкретизации наблюдаемого явления.

Классификация способов фиксации:

  • Календарь природы
  • Календарь погоды
  • Дневник наблюдений
  • Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте (явлении)
  • Сравнение с уже известными детям объектами
  • Классификация
  • Изучение взаимообратных процессов
  • Включение в сюжетно-ролевые игры
  • Картинки, фотографии, схематические зарисовки
  • Объёмные изображение или игрушки
  • Отдельные буквы и слова
  • Натуральные объекты
  • Циферблаты
  • Записи звуков
  • Зарисовывание объекта  
  • Схематическое зарисовывание
  • Использование  условных знаков
  • Обведение объектов
  • Регистрация линейных размеров
  • Координатные сетки
  • Планы-схемы
  • Подсчет количества объектов
  • Рисунки-прогнозы
  • Фотографирование
  • Запись воспитателя

Модель обучения детей организации экспериментирования

Этапы обучения

Приемы

Навыки исследовательской деятельности

Мотивация деятельности

- создание развивающей среды;

- проблемные ситуации;

Устойчивый интерес

- интрига и сюрпризные моменты

Планирование, выбор средств, реализация и формулирование выводов эксперимента при поддержке педагога

1 этап

Педагог ставит проблему и начинает ее решение, дета самостоятельно осуществляют решение проблемы

- наводящие вопросы;

- уважительное отношение к любым высказываниям ребенка, его действиям;

- предоставление свободы выбора, действий и перемещения в пространстве

Самостоятельное планирование, реализация эксперимента; формирование цели и простейших гипотез с помощью педагога; графическое фиксирование результатов

2 этап

Педагог ставит проблему, дети самостоятельно находят ее решение и осуществляют эксперимент

- проблемные вопросы;

- пополнение уголка новыми материалами и предметами;

- приемы межличностного общения и сотрудничества

Самостоятельная организация детьми исследовательской деятельности; фиксирование результатов, формулирование выводов и рефлексия

- работа воспитателя по указанию целей;

- допущение неточности в действиях воспитателя;

3 этап

Постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются самостоятельно

- изготовление карточек с символическим изображением темы эксперимента;

- разработка совместно с детьми условных графических обозначений

Памятка для воспитателей

        Соблюдение некоторых общих правил воспитателем позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения. Самое главное - подходите к проведению этой работы творчески. Для этого:

  1. Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций;
  2. Не сдерживайте инициативы детей;
  3. Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;
  4. Не спешите с вынесением суждений;
  5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
  • Прослеживать связь между предметами, событиями и явлениями;
  • Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования: анализа и синтезирования, классификации, обобщения информации.

Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).

2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Работа с родителями

Анкетирование на тему: «Организация поисково- исследовательской деятельности дошкольников дома».

Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.

Привлечение к созданию познавательно- поисковой среде в группе.

Формирование наглядной информации в родительском уголке:

  • Консультации на тему «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».
  • Памятка « Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса ребенка к познавательному экспериментированию».
  • Рекомендации: « Проведение опыта с детьми дома».
  • Открытый показ для родителей опытов и экспериментов.
  • Оформление альбома « Мои опыты».

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ  С РОДИТЕЛЯМИ

Месяц

Работа с родителями

Сентябрь

Анкета для родителей

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Октябрь

Выставка фотографий «Моя семья на даче»

Ноябрь

Памятка для родителей

« Экспериментирование с водой»

Декабрь

Опыты и эксперименты со снегом и льдом.

Украшение на зимнем участке.

Вывешивание кормушек на участок детского сада.

 Наблюдение за птицами.

Январь

Выставка фотографий « Мои домашние питомцы»

Февраль

Выставка « Камни»

Март

Выставка «Пробуждение весны»

Огород на окне.

Апрель

Выставка фотографий «Моя семья в лесу»

Май

Подготовка рассады для высаживания на участке детского сада.

  1. Организационный раздел

3.1. Учебный план

Направления развития

Образовательная

деятельность

Образовательные

области

2 группа раннего развития №5

Младшая группа

№ 3,4,6,11

Средняя группа №7,10,13,14

Старшая группа № 1,8,12

Подгото

вительная

группа  

№ 2,9,15,16

Познание

Познавательное

развитие

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды

Основное оборудование лаборатории:

  • Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы, зеркала.
  • Измерительные приборы: часы, весы, линейки, мерные стаканчики, термометры
  • Предметы посредники: бумага, краски, кубики, конструкторы разного вида.
  • Коллекции природного материала, различных семян, гербарии, полезных ископаемых.
  • Оборудование для опытов: штатив, спиртовка, пипетки, ложки, микроскопы
  • Глобус, карта, иллюстративный, наглядный материал, детская картотека опытов, детские энциклопедии, атласы, тетради для наблюдений, проектор,
  • Разнообразные сосуды из различных материалов» стекла, металла, пластмассы;
  • Гайки, скрепки, винтики, гвоздики, проволока.
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы,  шприцы, мерные ложки, вата, бинты, различные растворы.
  • Мука, соль, сода, свечи, фонарики.
  • Детские фартуки, халаты, клеенки, схемы для проведения опытов, журналы для фиксирования опытов.
  • приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  • разные виды бумаги;
  • красители: гуашь, акварельные краски;
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

Дополнительное оборудование:

  • детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

В уголке экспериментирования необходимо иметь:

  • карточки-схемы проведения экспериментов, оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента).
  • индивидуальные дневники экспериментов.

Материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

                               3.3 Методическое обеспечение программы

Литература.

1. А.В. Аджи  Открытые мероприятия для детей старшей группы. Образовательная область «Познавательное развитие» - Воронеж: ООО «Метода», 2014.

2.Михайлова З. А., Полякова М. Н.. Ивченко Т.А. Образовательная область «Познание»  Методический комплекс программы « Детство» СПб: ООО» Издательства Детство- Пресс» 20113г.

3. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста - СПб: ООО « Издательство « Детство- Пресс» 2009г.

4.Бабаева Т.И. Михайлова З.А. Детство:  примерная основная общеобразовательная программа  дошкольного образования - СПб: ООО « Издательство « Детства- Пресс» 2011г.

 5.Вахрушева А.А. «Здравствуй, мир!» - М:  Просвещение, 2005.

6.Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.        

7. Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы»  Игры занятия для дошкольников- М ТЦ Сфера 2010г.

8. Дыбина О.В. Рахманов Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное радом: Опыты и эксперименты для дошкольников - М ТЦ Сфера 2010г.

9. Иванова А.И. Естественно- научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек: Сфера 2010г.

10. Машкова С.В. Познавательно- исследовательские занятия  с детьми 5-7 лет на экологической тропе . Учитель 2011г.

11. Мартынова Е.А.  Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2-7 лет.  Тематические занятия, рекомендации. Конспекты занятий. Учитель. 2011г.

12. Соломенникова    О.А. Ознакомление с природой в детском саду.- М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа исследовательско-экспериментальной деятельности в детской лаборатории «Почемучка» (с детьми среднего, старшего дошкольного возраста).

В дошкольном возрасте детям присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление и поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям....

Семинар на тему: "Особенности вариативных программ и образовательного процесса в различных ДОУ. Программа здоровье."

Программа «Здоровье» - комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. ...

Проект рабочей программы по экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе Кружковая работа «Почемучки»

Проект рабочей программыпо экспериментально-исследовательскойдеятельности в средней группеКружковая работа «Почемучки»...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для детей старшего дошкольного возраста «Рабочая тетрадь по опытно - экспериментальной деятельности Почемучка»

Тетрадь поможет в интересной и увлекательной форме расширить представления детей об окружающем нас мире. Выполняя задания по тетрадям, ребенок ближе познакомится с природными веществами и их свойствам...