ПРОГРАММА кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности «Почемучки».
опыты и эксперименты (младшая группа)

ДубровинаНаталия Викторовна

Программа предназначена для работы с детьми 2-3 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности

«Почемучки».

(Первая младшая группа)

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская народная мудрость.)

Пояснительная записка

Доказано, что лишение возможности ребенка экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем.

Основная особенность детской познавательной деятельности заключается в том, что малыш познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение и опыты, проводимые ребенком.

Эксперимент развивает память, речь, воображение, логическое мышление, систему знаний об окружающем мире.

В ходе эксперимента малыш охотно вступает в контакт, овладевает речью, самостоятельно инициативно высказывается, расширяет словарный запас, происходит преобразование пассивного словаря в активный.

Ребенок, исследуя предмет, познает мир.

Ярко выраженная любознательность является важнейшим показателем успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш:

  • активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;
  • быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;
  • с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;
  • подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;
  • радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.

Эксперименты с предметами помогают ребенку понять качества и свойства предмета и одновременно развивают речь и любознательность. Осваивая навыки действия с предметами, дети учатся культуре общения друг с другом. В целом эксперименты не только развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, но и дают положительные эмоции.

Цель: поддержка и развитие познавательной и творческой активности детей в исследовании и преобразовании.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование первоначальных представлений о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы;
  • формирование способности самостоятельного исследования предметов;
  • обучение умению использовать различные предметы и материалы в исследованиях.

Развивающие:

  • развитие мелкой моторики и координации движений;
  • визуального, слухового, сенсорного восприятия;
  • внимания и памяти;
  • речевых способностей.

Воспитательные:

  • создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию;
  • создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований;
  • развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции, воспитание усидчивости и аккуратности;
  • развитие умения выслушивать и выполнять задания взрослого.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня, во вторник. Продолжительность одного занятия составляет 10 минут.

Ожидаемые результаты.

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Работа с родителями

1. Консультации: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».

2. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности дома.

Работа с педагогами

Консультация для воспитателей:
«Организация и проведение экспериментов с дошкольниками, содержание уголков экспериментальной деятельности»

Перспективное планирование кружковой работы с детьми.

Тема

Цели, задачи

Практическая деятельность

Материал

Октябрь

1

Рябь на воде.

Экспериментирование

Цель: развитие дыхательного аппарата.

Задачи: вызывать заинтересованность детей к происходящему

На стол поставить таз с водой. Обратить внимание детей на то, что когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь

Таз с водой

2

Погремушки с сюрпризом.

Эксперимент

Цель: различие слухового внимания.

Задачи: вызывать заинтересованность детей к происходящему

Достаём из коробочки погремушки с сюрпризом, показываем детям, как можно переворачивать, трясти ими, чтобы издавать звуки. Рассказываем, как звучит – громко – тихо.

Погремушки с сюрпризом

3

Вода холодная и горячая.

Эксперимент

Цель: обучение детей определять температуру веществ и предметов.

Задачи: развивать тактильные ощущения.

Наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая).

Бутылочки с холодной и горячей водой

4

Чудесный мешочек (по форме).

Эксперимент

Цель: обучение детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).

Задачи: обучать детей определять форму предмета на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).

Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него мячики, кубики, кирпичики, проговаривая названия фигур вместе с воспитателем.

Красивый мешочек, наполненный игрушками (мячики, кубики, кирпичики)

Ноябрь

1

Воздух под водой.

Эксперимент

Цель: наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку.

Задачи: развивать дыхательный аппарат.

В бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать детей тоже подуть в свои трубочки.

Бутылочки или стаканчики с кипяченой водой, трубочки

2

Лёгкий - тяжелый.

Опыт

Цель: знакомство детей с весом предметов.

Задачи: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать их по весу.

Предложить детям подержать сумочки и определить, какая из них легкая, а какая тяжелая

Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая сумочка), а в другой камушки (тяжёлая сумочка).

3

Игры с губкой.

Эксперимент

Цель: создание условий, необходимых для сенсорного развития детей. Задачи:

  • Познакомить со свойствами губки.
  • Учить набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость.
  • Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Воспитатель преднамеренно разливает воду в поднос, где лежат губки, а потом просит помочь ребят, убрать её с помощью «губок-помощниц». Предварительно показав, как это можно сделать

Поднос, вода, поролоновые губки

4

Шарики с сюрпризом.

Рассматривание

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

  • Развивать тактильные ощущения.
  • Вызывать интерес детей к тому, что в разных шариках наполнители различаются.

В гости пришла собачка с коробочкой, а что в ней лежит, интересно? Достаём шарики, наполненные крупой (греча, рис, пшено, горох) и крахмалом. Изучаем их, трогаем

Игрушка собачка, шарики с крупой и крахмалом

Декабрь

1

Прищепки.

Экспериментирование

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Учить детей нажимать на края прищепки, чтобы раскрывать её

Обратить внимание детей к натянутым верёвочкам, на которых висят разноцветные прищепки. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками. Побуждать их повторять эти действия.

Прищепки на веревочках

2

Такая разная бумага.

Эксперимент

.

Цель: знакомство детей со свойствами бумаги.

Задачи:

  • Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде.
  • Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой

Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая детей интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов.

Предметы из разных видов бумаги (фантики, салфетки, альбомная и др.)

3

Чудесный мешочек (по цвету).

Эксперимент

Цель: обучение детей соотносить предметы по цвету.

Задачи:

  • Развивать тактильные ощущения.
  • Дать детям название цветов, активизировать речь.
  • Создать положительный эмоциональный настрой у детей.

Воспитатель достаёт из мешочка фигуру (кубик, шарик, кирпичик, треугольник) определённого цвета и просит ребёнка найти в группе такой же.

Красивый мешочек, наполненный предметами разного цвета.

4

Игра с пёрышком.

Экспериментирование

Цель: создание положительного эмоционального настроения у детей.

Задачи:

  • Формировать словарь: части тела.
  • Побуждать проговаривать совместно слова с воспитателем.

Взять цветное пёрышко и действовать согласно словам:

Смотрите, смотрите, что я принесла!
Оно по ладошке тихонько ползёт,
Сначала по кругу, после вперёд.
По ручке оно до плеча доползает.
И шейку оно очень нежно ласкает,
По ручке другой вниз уползает,
Опять по ладошке тихонько ползёт,
Сначала по кругу, а после в полёт.
Куда полетит? Интересный вопрос.
Перо прилетело на маленький нос!
Потом эти ушки перо гладить хочет,
Одно и другое немного щекочет.
Но пёрышку надо теперь отдыхать,
Оно улетает в карман полежать.

Красивое цветное перышко

Январь

1

Игры с султанчиками.

Эксперимент

Цель: развитие у детей умения выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

Задачи:

  • Развивать у детей умение выдыхать воздух через рот.
  • Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер).
  • Создание положительного эмоционального настроения.

Воспитатель: «А что у меня лежит в корзиночке?». Достаем султанчики. Дуем (как ветер дует) – двигаются. Не дуем (нет ветра) – не двигаются.

Султанчики

2

Чудесный мешочек (по ощущениям).

Эксперимент

Цель: развитие тактильных ощущений.

Задачи:

  • Развивать тактильные ощущения.
  • Формировать словарь: колючий, гладкий, мягкий, твёрдый.
  • Создать положительный эмоциональный настрой у детей.

Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него массажные мячики (колючие, гладкие мячики, кубик из ткани (мягкий, кубик из пластмассы (твёрдый). Поговаривая каждый предмет, какой он.

Красивый мешочек, предметы колючие, гладкие, мягкие, твердые

3

Развесим платочки.

Экспериментирование

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Учить детей прикреплять платочки на веревочке, с помощью прищепок.

Обратить внимание детей на постиранные платочки для куколки, которые надо высушить. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками, чтобы развешивать бельё. Побуждать их повторять эти действия

Веревочки для белья, прищепки, платочки

4

Найди по звуку.

Эксперимент

Цель: закрепление названий музыкальных инструментов.

Задачи:

  • Определять и различать издаваемые шумовые звуки.
  • Создание положительного эмоционального настроения.
  • Закреплять названия музыкальных инструментов.

К нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем что звучит.

Игрушечные животные, музыкальные инструменты

Февраль

1

Снег. Какой он?

Рассматривание

Цель: знакомство со свойствами снега.

Задачи:

  • Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках).
  • Развивать тактильные ощущения.

Набрать в мисочку снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь.

Снег

2

Что в пакете?

Эксперимент

Цель: Обучение детей действиям по показу.

Задачи:

  • Учить детей выполнять действия по показу воспитателя.
  • Вызывать чувство радости и интереса.

Набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его. Когда открываем пакет – воздух вышел, пакет опустел.

Полиэтиленовый пакет

3

Открываем, закрываем.

Опыт

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

  • Разрабатывать мелкую моторику рук детей.
  • Побуждать к заинтересованности тому, что лежит в баночках.
  • Повышать эмоциональное настроение.

Хрюша принес баночки с чем-то внутри (шишки, игрушки и т. п.). Мы с ребятами учимся эти ёмкости открывать и смотреть, что же там такое.

Емкости с крышками с различными наполнителями

4

Ветер по морю гуляет.

Опыт

Цель: закрепление умений выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с таким природным явлением как ветер.
  • Учить различать и самим регулировать его силу.
  • Поднятие эмоционального настроения у детей.

В тазике с водой кораблики из бумаги. Дети дуют на кораблики сильно – кораблик плывёт, дуют тихо – стоит на месте.

Таз с водой, кораблики

Март

1

Необычное рисование

Опыт

Задачи: показать детям, что многие растения имеют свойство окрашивать;

Учить использовать новую технику рисования;

Развивать моторику рук;

Сделать подарок к 8 Марта для мамы;

Получить удовольствие от проделанной работы.

Дать ребенку кусочек чистой светлой однотонной ткани (белой, голубой, розовой, светло-зеленой). Нарвать лепестки от разных цветов: желтых, оранжевых, красных, синих, голубых, а также зеленых листьев разного оттенка (помните, что некоторые растения ядовиты) Набросать эту смесь на ткань, положенную на разделочную доску. Накрыть ее полиэтиленовой пленкой, закрепить по бокам кнопками и раскатать все это скалкой, либо постучать по ткани молотком. Стряхнуть использованные «краски», натянуть ткань на тонкую фанерку и вставить в рамку. Шедевр юного дарования готов! Получился прекрасный подарок маме и бабушке.

Светлая ткань, лепестки и листья разных цветов, полиэтиленовая пленка, молоточек

2

Фокусы с магнитом.

Эксперимент

Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Предложить детям провести магнитом над лежащими на столе предметами. Обратить внимание на то, что некоторые вещи притянулись, определить, что это за вещи.

Магниты и небольшие предметы из разных материалов

3

В какую бутылку нальётся вода быстрее?

Опыт.

Цель: продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.

Какую песенку поёт вода? («Буль, буль, буль»).

Послушаем сразу две песенки, какая из них лучше?

Дети сравнивают бутылки по величине: рассматривают форму горлышка у каждой из них; погружают в воду бутылку с широким горлышком, глядя на часы отмечают, за какое время она наполнится водой; погружают в воду бутылку с узким горлышком, отмечают, за сколько минут она наполнится.

Выяснить, из какой бутылки быстрее выльется вода: из большой или маленькой? Почему?

Дети погружают в воду сразу две бутылки. Что происходит? (вода в бутылки набирается неравномерно)

Материал: ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани.

4

Танцующая фольга.

Опыт

Задачи: вызывать чувство радости; создать дружескую атмосферу в группе; развивать мелкую моторику.

Для этого опыта понадобится фольга и пластиковая расческа. Нарежьте алюминиевую фольгу небольшими полосками. Затем проведите расческой по волосам и поднесите ее к фольге. Под действием статического электричества полоски начнут двигаться в разных направлениях.

Фольга и пластиковая расческа

Апрель

1

Радуга из воды

Опыт

Цель: формирование и расширение представлений у детей об объектах неживой природы через практическое самостоятельное познание. Задачи: формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.

На дно емкости кладется зеркало. На него направляется свет от фонарика. Отражающийся свет необходимо поймать на бумагу. Результат: на бумаге будет видна радуга

Понадобится: емкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги.

2

Распускающийся цветок.

Опыт

Цель: на примере данного опыта показать детям, как распускаются цветы и, что вода для них необходима; формировать умение делать открытия, выводы

Вырежьте из цветной бумаги несколько цветов с продолговатыми лепестками. Затем согните их или закрутите при помощи карандаша к центру. Если бросить цветы в воду, то бутоны в скором времени раскроются, так как намокшая бумага становится тяжелее. С помощью этого опыта можно показать малышу, что растениям для жизни нужна вода.

Емкость с водой, вырезанные из цветной бумаги цветочки.

3

Плавает, тонет.

Опыт

Цель: закрепление знаний о весе предмета.

Задачи:

  • Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).
  • Способствовать созданию радостного настроения.

В тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики – плавают.

Таз с водой, камешки, пластмассовые шарики

4

Играем с песком.

Экспериментирование

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

  • Поднимать эмоциональное настроение у детей.
  • Учить детей пересыпать песочек в разные ёмкости.

Показать детям, как можно пересыпать песочек ложечкой в воронку, вставленную в бутылочку, а потом из бутылочки обратно в коробочку. Побуждать их самих, так делать

Воронки, ложки, различные пустые емкости небольшого размера, песок

Май

1

Красочный дождь

Опыт

Задачи: вызвать у детей интерес к опытам; показать, как «дождик» капает из «тучки»; развивать чувство цвета

Воду в ёмкости покрыть толстым слоем пены для бритья. Сверху капать на неё жидкими красителями. Через время цветные капельки пройдут сквозь пену, и, попав в воду, будут казаться в ней забавным красочным дождиком.

Прозрачная емкость с водой, пена для бритья, жидкие красители

2

Подводный вулкан

s://log24/tKnuTJoglUi/ac/mi/1Эксперимент

Цель: развитие любознательности у детей.

Задачи: вызвать восторг у детей любого возраста; учить соблюдать правила безопасности

- Наливаем в вазу холодную воду, примерно 0,5 л

- К ней добавляем 100 мл уксуса, его количества зависит от объема воды

- В пузырек насыпаем соду через лейку или самодельный конус из бумаги, половину от всего объема пузырька

- Добавляем к ней краситель

- Опускаем пузырек в вазу и наблюдаем, как вода бурлит и изменяет цвет

Широкая и высокая ваза

Пузырек пустой

Сода пищевая

Любой краситель

Уксус

3

Цветное и движущееся молоко

Эксперимент

Задачи: вызвать у детей в восторг от увиденного, заворожить интересными картинами; побуждать самостоятельно участвовать в эксперименте; пополнить словарный запас (красиво, необыкновенно итд.)

- Наливаем в тарелку молока

- Добавляем любые красители

- Ватную палочку окунаем в любом жидком мыльном средстве, ставим ее в некоторых местах на молоке

- Оно начинает двигаться, а цвета смешиваться

Немного молока – около 50-100 мл

Неглубокая емкость или тарелка

Любые краски

Жидкое мыльное средство

4

Что в трубке лежит?

Эксперимент

Цель: развитие любознательности у детей.

Задачи:

  • Учить детей пользоваться палочкой, чтобы выталкивать мелкие предметы из полой трубки (развязывать мешочек с игрушкой, открывать коробочку).
  • Развивать усидчивость, терпение.
  • Вызвать чувство радости и удивления.
  • Развивать мелкую моторику рук.

Положить внутрь трубки завернутую в яркую ткань или коробочку с крышкой игрушку. Показать трубку малышу, спросить: «Интересно, а что там лежит?». Если он не догадается сам, воспользоваться палочкой, показать, как с помощью неё можно вытолкнуть сверток. Развернуть его и показать игрушку, назвав ее. Дать попробовать развязать мешочек самому ребенку.

Трубка, игрушка в мешочке (свертке), палочка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы по художественно-творческой деятельности во II младшей группе «Волшебные шарики»

Начав работу воспитателем во 2 младшей группе (3-4 года) и наблюдая за детьми, я отметила, что дети неправильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении первых р...

Дополнительная образовательная программа кружковой работы по направлению "Исследовательская деятельность" под названием "Почемучка"

Данная программа расчитана для детей дошкольного возраста (4-7) лет, срок реализации 3 года....

Перспективный план кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности II младшая группа

Перспективный план кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности II младшая группа...

КРУЖКОВАЯ РАБОТА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

КРУЖКОВАЯ РАБОТА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ...

Кружковая работа по опытно-экспериментальной деятельности "У дедушки Зная" МБДОУ детский сад №1 с.Стерлибашево Стерлибашевский район Республика Башкортостан ГалиеваГ.Р.

Кружковая работа  по опытно-экспериментальной деятельности "У дедушки Зная"То, что я услышал, я забыл.То, что я увидел, я помню.То, что я сделал, я знаю.Цель:Обеспечить положитель...

Кружковая работа по опытно-экспериментальной деятельности в старшей и подготовительной к школе группе «РАЗМЫШЛЯЙКА».

Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей  к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, т.к.  предстваленны с учетом актуального развития дошкольников...

Программа кружковой работы по опытно – экспериментальной деятельности «Хочу всё знать»

Ребенок это маленькие природный исследователи окружающего мира, перед ними  открываются с каждым возрастом всё новые и новые незнакомые природные явления, которые  ребёнок узнает  через...