Доклад "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
консультация (подготовительная группа)

Прокудина Елена Сергеевна

Доклад для выступления на педагогическом совете для воспитателей о значении музыки в жизни дошкольников, в их нравственно-патриотическом воспитании

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ «Дмитриевская СОШ» (дошкольные группы)

                         

Выступление на педагогическом совете

 на тему:« Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

                                                                             

                                                                                  Выполнила: воспитатель

                                                                                   Прокудина Е. С.

                                      п. Жилгородок, 2022г.

   «Красота родного края,  

                              открывающаяся благодаря

                               сказке, фантазии ,творчеству- это источник любви

                            к Родине. Понимание и чувство величия, могущества

                            Родины приходит к человеку постепенно и имеет

                            своими истоками красоту.»

                                                                           В.А.Сухомлинский

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется во время непосредственно- музыкальной деятельности. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», так говорил ещё Аристотель. «Дело искусства – сохранять душу»- это слова нашего современника писателя В. Распутина.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, постольку она способна преобразовать его нравственный и духовный мир. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны,созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста.

В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда их включают в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах.

Можно и нужно использовать в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка должна звучать при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.

Народная музыка — источник постоянного обогащения музыки композиторов, как в прошлые времена, так и в наши дни. Если бы не было народной музыки, не появились бы многие произведения М. Глинки и С. Рахманинова, И. Дунаевского и Р. Щедрина.

Повторюсь еще раз, что все русские, народные песни, мелодии становятся более понятными, доступными для детей, когда их включают в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах.

Звучание народной музыки на занятиях изодеятельности и развитию речи делает процесс ознакомления с народными ремеслами, устным народным фольклором более ярким, глубоким и осмысленным. В таких случаях рекомендуется прослушать такие вокальные произведения, как «Звезда России(Хохлома)» Ю. Таран, «Девочка Россия» Э. Путиловой, «Моя Россия» Г. Струве, «Белый, синий, красный» С. Смирновой,

Следующим этапом в этом направлении является использование музыки при ознакомлении с образом Родины. Для ребёнка-дошкольника Родина – это мама. близкие родные люди, окружающие его. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребёнка-дошкольника – это прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово «мама» - самое прекрасное на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью: Любовь к Родине начинается с любви к матери. Все лучшее, что есть в человеке, достается ему от матери. Для ребенка- дошкольника «Родина»- это мама, самая красивая, самая добрая, заботливая, любимая, затем это близкие, родные ему люди- семья, дом, где он живет, детский сад, двор, улица, город. Вот почему дети с такой любовью рисуют портреты мам, готовят для них подарки, сочинят стихи, песни, придумывают танцы…Песни о маме, бабушке, семье занимают достойное, ведущее место в музыкальном репертуаре детей.

Но для более полного, эмоционального восприятия не стоит забывать и об инструментальной программной музыке: «Сладкая греза», «Мама», «Баба Яга»(П Чайковский),«Материнские ласки»(А Гречанинов), «Песня Сольвейг»(Э. Григ, а затем и гимн родного города, Гимн России(А Александров).Русская музыкальная классика– это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Из этой сокровищницы можно черпать бесконечно, и было бы неправильно, если бы мы стали игнорировать ее в музыкальном воспитании дошкольников. Можно и нужно знакомить детей с музыкой русских классиков. Приучать ребенка к классике нужно постепенно и начинать как можно раньше. Классические произведения используются не только в качестве восприятия, но и инсценировках, ритмических движениях, импровизациях.

Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка, ближе ему и легче для его восприятия. сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами. В том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, я воспитываю такое отношение к образам реальной природы, которое вызывает у детей разнообразные эмоциональные переживания. чувства радости, грусти, нежности и доброты. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого для слушания музыки предлагаем детям инструментальную музыку, характеризующую образы природы. В музыкальном репертуаре должно быть много как вокальных произведений («Светлячок» Е. Зарицкая, М Пляцковский, «Пропала собака» В Шаинский,«Розовый слон» Г. Горбовский, «Кошка беспородная» А. Пряжников, «Скворушка» А. Попатенко, «Ласточка» А. Шаферан) так и инструментальной музыки («Времена года» А. Вивальди, «Осенняя песня», «Ноктюрн» (П. Чайковский), «Альбом для юношества»(Р. Шуман) ,«Три чуда»(Н. Римский-Корсаков), «Мотылек» (А,Майкопар), «Лебедь» (А Сен-Санс), доступных старшим дошкольникам по содержанию и эмоциональному восприятию …

Особое значение в рамках нравственно- патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки. Песни военной тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты», муз. А. Филиппенко и «Будем в армии служить» муз. Ю. Чичкова, «Ты не бойся, мама» Ю. Протасова. Они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желаниями ребят быть сильными и смелыми, как защитники Отечества. Данная тема очень любима и популярна среди малышей, песни актуальны и просты по содержанию, легко запоминаются интонационно и ритмически («Будем в армии служить» Ю. Чичкова, «Идет солдат по городу», «Песня о папе» В Шаинского, «Это папочка мой» Е Александровой); из инструментальной музыки ярки по музыкальному содержанию такие произведения:«Смелый наездник», «Солдатский марш» Р Шумана, «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки» П. Чайковского …

В продолжение темы о защитниках Отечества на особом месте стоит тема Великой Отечественной войны.  Ярко, образно, эмоционально, доступно по содержанию раскрываем детям величие, значимость подвига советского народа. Осознать и эмоционально прочувствовать, душевно пережить события военных лет помогают такие песни, как «День Победы» А Пахмутовой, «Священная война» В. Лебедев-Кумач, «Катюша» М. Блантера, «Синий платочек» Е. Петребургский,«Вечный огонь» А Филлипенко, «Бухенвальдский набат» В. Мурадели, «Рисуют мальчики войну» А. Богословский. .

Решение задач по нравственно –патриотическому воспитанию дошкольников - процесс длительный и сложный. Положительного результата мы достигнем только в совместной, систематической работе всех педагогов нашего ДО.

«Вот так, постоянно и постепенно расширяясь, эта любовь к близкому, родному переходит в любовь к государству, его истории с его прошлым и настоящим, а затем и ко всему человечеству» (академик Д. С. Лихачев)

Подборка произведений для слушания и исполнения

по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Подготовительная группа

Народная музыка и музыка о России: «Прялица» р.н.п. в обработке Т.Ломовой, «А я по лугу», «Полянка», «Посеяли девки лен», «Сударушка», «Как пошли наши подружки» русские народные мелодии, «Звезда России (Хохлома)» Ю. Таран, «Девочка Россия» Э. Путиловой, «Моя Россия» Г. Струве, Гимн России (А Александров), «Ромашковая Русь», «Незабудковая Гжель», «Свирель да рожок», «Палех», «Наша Хохлома» Ю. Чичков (сборник «Ромашковая Русь»)

Русская музыкальная классика: «Камаринская» П. Чайковский, «Море»., «Белка» (из оперы «Сказка о царе Салтане») Н. Римский-Корсаков, «Тройка» Г. Свиридов, «Песня жаворонка» П. Чайковский, «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргский

Музыка о природе: «Весна и Осень» Г. Свиридов, «Осень», «Лето», «Зима», «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди, «Зима пришла» Г.Свиридов,

Музыка по тематике «Защитники Отечества»: «Брат-солдат» М. Парцхладзе, «Бравые солдаты», муз. А. Филиппенко и «Будем в армии служить» муз. Ю.Чичкова, «Ты не бойся, мама» Ю. Протасова, «День Победы» А. Пахмутовой, «Священная война» В. Лебедев-Кумач, «Катюша» М. Блантера, «Синий платочек» Е. Петребургский, «Вечный огонь» А Филлипенко, «Бухенвальдский набат» В. Мурадели, «Рисуют мальчики войну» А. Богословский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Использование культурно - региональных ценностей в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Музыка»

Развитие эстетических качеств, художественного вкуса, творческой активности и нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста....

Сообщение на методическом объединении "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

В этом сообщении раскрыта актуальность выбранной темы по самообразованию, направления работы не только музыкального руководителя, но и всего педагогического коллектива в целом....

Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

Нравственно-патриотическое воспитание  необходимо начинать в дошкольном детстве. Активная работа педагогов в детском саду способствует воспитанию истинных патриотов Родины....

"Роль музыки в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников"

Доклад из опыта работы музыкального руководителя по нравственно-патриотическому воспитанию...

«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»

Сообщение на педсовете по теме«Музыка и нравственно – патриотического в  воспитание в семье»...

Статья на тему "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовыйпериод всех высоких человеческих начал. Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников огромна. Это яркие ...