Роль семьи в развитии одарённого ребёнка дошкольного возраста
материал

Одаренность интересует как психологов, так и общество в целом, так как достижения одаренных людей вносят большой вклад в человеческую культуру, а одаренные дети – это будущее, потенциал общественного развития. В настоящее время существует повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам их семейного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_vospitanii_odar_detey.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

 

МБДОУ детский сад № 27 «Сказка» г. Саяногорска

Роль семьи в развитии одарённого ребёнка

дошкольного возраста.

                                                                          Выполнила:  воспитатель

                                                                Матис Неля Юрьевна  

                                                  Саяногорск, 2022

   

Одаренность интересует как психологов, так и общество в целом, так как достижения одаренных людей вносят большой вклад в человеческую культуру, а одаренные дети – это будущее, потенциал общественного развития. В настоящее время существует повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам их семейного воспитания.

         Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. При всем разнообразии ценностей, отношений в семьях наиболее благоприятные условия для развития таланта складываются при соответствующем духовном уровне семьи: признание ценности и поддержка образования и самосовершенствования личности, интерес и уважение к той сфере деятельности, где проявляются высокие способности ребенка, любовь к детям, вера в их большие возможности.

В семье формируется отношение родителей к неординарности, одаренности и талантливости ребенка, впоследствии от этого будет зависеть самооценка ребенком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своему таланту.

           К сожалению, популярная фраза «Талант себя проявит» не соответствует действительности. Наблюдения показывают, что в раннем детстве дети часто скрывают свои способности, если значимые для них взрослые не ценят их должным образом. Такие дети быстро приучаются вести себя «как все» потому, что за это их хвалят. Даже когда взрослые понимают, что своеобразие ребенка носит абсолютно позитивный характер, нет никакой уверенности в том, что будут учитываться индивидуальные особенности, и созданы необходимые условия для развития одаренных детей.

            Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не поможет счастливый случай. Поэтому родителям, заинтересованным в развитии и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее к своим детям, понаблюдать за их поведением и если они увидят, что для их ребенка характерно:

  • высокий энергетический уровень;
  • моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных потребностей;
  • зрение нестабильно;
  • отличная память, раннее языковое развитие, которые помогают накапливать большой объем информации и активно использовать ее в общении;
  • большой словарный запас, к тому же ребенок любит и может изобретать собственные слова;
  • ребенок остро чувствует все происходящее в окружающем мире и чрезвычайно любопытен в отношении того, как устроен тот или иной предмет;
  • ребенок способен воспринимать связи между предметами и явлениями и делать собственные выводы;
  • ребенок может следить за несколькими предметами одновременно и склонен активно исследовать все окружающее;
  • ребенок предпочитает сам долго искать ответ на интересующий его вопрос и не всегда воспринимает уже готовое родительское решение;
  • у ребенка повышенные математические способности в сфере вычисления и логики;
  • ребенок может концентрировать внимание на интересующем предмете или задаче, но легко бросает то, что показалось понятным или наскучило;
  • он обладает богатой фантазией и воображением, придумывает себе образы братьев и сестер, друзей и врагов;
  • ребенка отличает чувство юмора, он любит смешные несоответствия, игру слов, шутки, может до слез смешить других, гримасничая и подражая взрослым;
  • ему недостает энергетического баланса, он нетерпелив;
  • для него характерны порой бесшабашная смелость или, наоборот, преувеличенные страхи и повышенная чувствительность к неречевым сигналам окружающих;
  • нередко негативное самовосприятие способствует возникновению у ребенка трудностей в общении со сверстниками и т.д.

Все это подтверждает наличие одаренности у ребенка. И задача родителей – вырастить своего ребенка счастливым, адекватно реагируя на его способности, не приглушая и не нивелируя его неординарность.

Многие родители считают своего ребенка одаренным, потому что он раньше других начал говорить или опережает, по их мнению, в развитии своих сверстников, но часто они ошибаются, не понимая значения этого слова.

Одаренность – это наличие у человека хороших задатков к развитию способностей, позволяющих ему быстро развивать у себя эти способности, успешно осваивать и справляться с видами деятельности, связанными с соответствующими способностями.

Существует классификация одаренности:

  •  дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);
  •  дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);
  •  дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (музыканты, художники, математики) – талантливые дети;
  •  дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию одаренности как психического явления. Родители, как постоянные наблюдатели развития своего чада с самого первого дня жизни, способны заметить первоначальные признаки одаренности у своего ребенка, поэтому от их действий и отношения к этому зависит дальнейшее будущее человека.

Рекомендации родителям по выявлению способностей у ребенка

У каждого ребенка есть задатки, но далеко не всем детям удается развить их в способности и одаренность. Помочь в этом ребенку должны родители, вовремя заметив, к какому виду деятельности у их малыша есть склонности и тяга.

 Обычно малыш начинает проявлять способности к какому-либо занятию в возрасте 4-5 лет. Правда, бывает и так, что необыкновенный талант можно увидеть уже у трехлетнего ребенка. Внимательно присмотритесь к своему малышу: наблюдение за ним поможет вам определить, какие занятия ему больше нравятся. Главное - поняв, к чему у ребенка есть склонность, учтите, что принуждение только увеличивает неприятие. Любимое занятие должно приносить удовольствие и радость.

Художественные способности ребенка, как правило, проявляются уже в 2-3 года. Вы заметите, что любимые занятия малыша – рисование, аппликация, лепка. Понаблюдайте за ним: ребенок замечает больше цветов, чем его одногодки, различает их оттенки, обращает внимание на детали, предметы, находящиеся на заднем плане.
 Ваш малыш любит петь? Присмотритесь к нему, чтобы не пропустить музыкальный талант ребенка. Кроме того, что он умеет воспроизводить музыку, услышанную всего лишь раз, малыш также способен ритмично двигаться. Он не фальшивит, когда поет, интересуется музыкальными инструментами. Некоторые такие дети с удовольствием подражают известным исполнителям.
Ваш малыш с раннего возраста с удовольствием слушает и листает книги, он рано научился читать, быстро запоминает и любит рассказывать стихи. Понаблюдайте за ним: быть может, это растет будущий актер или писатель. У таких детей богатое воображение и большой словарный запас. Ребенку нравится сочинять истории, он хорошо умеет выражать свои эмоции и подражать героям сказок или мультфильмов.

   Нередко, даже внешне, казалось бы, неблагоприятные условия развития (недостаточная материальная обеспеченность, плохие бытовые условия, неполная семья) оказываются безразличны для развития одаренности, а вот особенно важным, практически обязательным, для семьи любого одаренного ребенка является любовь и повышенное внимание к ребенку, вера в его силы. Ведь если не верить в талант, не понимать своей роли в развитии ребенка, бессмысленно мечтать о раскрытии его творческого потенциала. Нередко у особо одаренных детей оказываются пожилые родители, для которых ребенок смысл жизни. Или ребенок является единственным в семье и все внимание направлено только на этого ребенка.

  Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо прослеживается высокая ценность образования, причем нередко и сами родители заняты в сфере интеллектуальных профессий и имеют разного рода интеллектуальные увлечения. Это обстоятельство является весьма благоприятным для развития повышенных способностей ребенка. Ведь одаренность ребенка во многом зависит от того, какими способностями обладают сами родители, и как они будут развивать природные задатки ребенка. Именно на родителей в первую очередь ориентируется ребенок, сначала бессознательно, а потом достаточно осознанно, перенимая их манеру поведения, отношение к людям, работе, событиям и вещам. Именно в силах семьи создать условия для творческого развития ребенка в доме и вне его (обеспечение необходимыми материалами, местом для творчества; организацией посещения ребенком кружков, студий; приглашение специалистов для индивидуальных занятий и пр.).

  В общении с ребенком любящие родители сами активно включаются в совместную познавательную деятельность — общие игры и занятия, совместный досуг вне дома (посещение музеев, выставок, стадионов, библиотек и т.д.), вовлечение ребенка в процесс обсуждения и решения познавательных задач и проблем. Это нередко приводит к объединению общих познавательных и личностных интересов, на основе которых между ребенком и родителями возникают устойчивые дружеские отношения. В таких случаях родители сами начинают обучать своего ребенка и очень часто становятся подлинными наставниками на долгие годы.

  Огромную роль в развитии одаренного ребенка имеет эмоциональный климат семьи. Доверительный стиль детско-родительских отношений, доброжелательная и свободная атмосфера в доме — создают благоприятную психологическую базу для развития творческой личности. Фанатичное желание родителей развить определенные способности ребенка в ряде случаев имеет и свои отрицательные стороны. Конфликтные отношения между родителями негативно сказываются на развитии одаренного ребенка.

В процессе формирования личности одарённого ребёнка могут возникнуть ситуации гиперопеки либо гипоопеки, две крайности нежелательного воздействия на ребёнка. 

Гипоопека представляет собой недостаток внимания со стороны взрослых. Возникает в семьях с низким уровнем эмпатии, равнодушным отношением к детям, недостаточно развитыми эмоционально-личностными качествами и в неблагополучных, педагогически запущенных семьях. Здесь ребёнок предоставлен самому себе, его способности не получают должного развития из-за самостоятельного решения и преодоления жизненных трудностей.

Ситуация гиперопеки характерна для:

а) родителей с высоким уровнем интеллектуальных или творческих способностей, не реализовавших свой потенциал в нужное время;

б) семьи с поздним или единственным ребёнком;

в) неполной семьи без отца;

г) родителей с демонстративно-истериоидными чертами характера.

В семьях с высоким уровнем способностей считают, что их дети должны не только участвовать везде и во всем, но и обязательно быть первыми. Более того у некоторых родителей возникает страх перед будущим – не исчезнет ли одарённость, сумеет ли ребёнок найти своё место в жизни.

В неполной семье без отца можно наблюдать «симбиоз» матери и ребёнка, который проявляется в ограждении от повседневных трудностей, возникающих в процессе активного взаимодействия человека с окружающей средой, что мешает социальной адаптации, так как в деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума.

Амбиции родителей с определенными чертами характерами ведут к непониманию в семье, авторитарный стиль воспитания влечёт за собой агрессивное поведение ребёнка, развивает «комплекс неполноценности» как в физическом, так и интеллектуальном развитии.

В данных ситуациях нужно рекомендовать родителям: быть терпимыми к успехам и достижениям ребёнка в интересных ему видах деятельности; не лишать его возможности преодоления жизненных трудностей, направить активность родителей на реализацию своего потенциала, не сравнивать детей друг с другом, установить доверительные отношения с детьми.

Вполне понятно, что наряду с чувствами радости и гордости талантливый ребёнок вызывает некоторую озабоченность и даже тревогу, поскольку раннее пристрастие к занятиям, требующим работы ума, ставит старших членов семьи в настоящий тупик. Им кажется, что занятия не по возрасту выбиваются из общих понятийных рамок нормального развития, что не может не являться основанием для подсознательной тревоги. В результате на голову ребенка обрушиваются разного рода сомнения и страхи. Другой крайностью является чрезмерное восхищение способностями и успехами вундеркинда, когда они при первом же удобном случае, к месту и не к месту охотно демонстрируются знакомым и незнакомым людям с ярким эмоциональным окрасом. В результате с самых ранних лет подогревается детское тщеславие, что в дальнейшем может обернуться немалыми проблемами в социальной адаптации, когда ребенок на основе самомнения и завышенной самооценки не сможет находить общий язык со сверстниками. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет “принято к сведению” – оно не минует детского сознания.

     Так же, в некоторых семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении ряда социальных и в особенности бытовых навыков. Например, известны случаи, когда семилетний ребенок, будучи психически и физически здоровым не научился сам зашнуровывать ботинки. Или, некоторые родители, обнаружив у своего малыша ранние проявления одаренности, например, в области музыки, все свои усилия направляют на развитие его способностей именно в этой области. Родители ограничивают общение ребёнка со сверстниками, составляют для ребенка такое насыщенное расписание различных специальных занятий, что у него не остаётся времени для основного вида деятельности дошкольного возраста — детской игре. Не будучи включен в сюжетно-ролевые игры со сверстниками, такой ребенок теряет важный источник полноценного личностного развития, не осваивает в достаточной мере навыки межличностных отношений. Кроме того, односторонность развития, которая в будущем может и не быть подкреплена выдающимися достижениями, крайне негативно скажется на всем многообразии интеллектуальных особенностей и на полноценном развитии прочих способностей.

  На развитии одаренного ребенка негативно сказываются и конфликтные отношения между родителями. В таких семьях одаренному ребенку уделяется меньше необходимого ему внимания и у него возникают глубокие внутренние переживания, которые перерастают во внутренний конфликт, изменения в поведении: покорность, боязливость, робость или склонность к агрессии.

  Таким образом, самое первое и главное – нужно любить своего ребенка и принимать его таким, какой он есть: радоваться его успехам, быть внимательным к его делам и поступкам, идти за ребенком в развитии его интересов, давать ему возможность выбора, осторожно открывая все новые области знаний, направляя его внимание. 
Одарённый ребёнок – прежде всего нормальный ребёнок с высокоразвитым
уровнем способностей, которому также необходима родительская забота и любовь.

МБДОУ детский сад № 27 «Сказка» г. Саяногорска

Роль семьи в развитии одарённого ребёнка

дошкольного возраста.

                                                                          Выполнила:  воспитатель

                                                                Матис Неля Юрьевна  

                                                  Саяногорск, 2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Роль семьи в развитии ребенка в дошкольном возрасте»

консультация для родителей "Роль семьи в развитии ребенка в дошкольном возрасте"...

Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста

В Российской педагогической энциклопедии говорится, что одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (не...

Консультация "Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста"

«Роль семьи в развитии речи ребенка»Физическое и психическое вос­питание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки при­обретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка...

Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста

в статье рассказывается о разнообразных способов развития одаренности...

Консультация для воспитателей "Роль семьи в развитии одарённости ребёнка"

Эмоциональный климат семьи имеет большое значение в развитии одаренности ребенка. Доброжелательность, доверительные отношения и благоприятная атмосфера в доме создают психологическую основу для развит...

Роль воспитания в развитии личности ребёнка дошкольного возраста

Роль воспитания в развитии личности ребёнка дошкольного возраста...