план конспект
материал (старшая группа)

Логопедическое занятие для детей

старшей  группы

«Моя Родина - Россия».

11.02. 2022г.

Цель:       создание условий для формирования представления у детей о России.

Задачи:

  • Активизировать словарь по теме «Наша Родина — Россия».
  • Развивать диалогическую речь, фонетические представления.
  • Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление.
  • Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, длительный речевой выдох.
  •  Воспитывать гордость за родную страну.
  • Развивать навыки сотрудничества в игре, активность, инициативность, самостоятельность.

Оборудование и материалы:

  • карта, герб, флаг Российской Федерации;
  • иллюстрации: портрет С. Есенина, природа России на картинах Е. Волкова «В березовой роще», М. Шишкина «Березовая роща», «Рожь», «Дубы»;
  • глобус, проектор, слайды на тему «Россия», мяч, макет березы;
  • карточки со словами для упражнения «Составь предложение» (в конвертах),
  • ленточки.

                    Ход образовательной деятельности

  1. Организационный момент.

Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть
То увидим мы тогда
И леса, и города,

                     Океанские просторы,
                    Ленты рек, озера, горы…
Логопед :  Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие по нашей Родине.  На чем можно путешествовать?

Дети: На самолете, машине, автобусе, корабле, велосипеде…

Логопед: А на чем быстрее всего совершать путешествие, как вы думаете?
(Ответы детей)
На самолете.
Логопед: Почему?
(Ответы детей)
Он передвигается быстрее всего и меньше всего времени понадобится, чтобы добраться до нужного места.
2. Упражнение «Самолетики»

Плавный вдох – самолет летит высоко – на выдохе «У-у-у» (тихо)
Плавный вдох – самолет подлетел к нам – на выдохе «У-у-у» (громко)

3.Основная часть. Беседа о России.

Логопед демонстрирует слайд « Россия на политической карте мира»

Логопед: Начинаем наше путешествие по России. Что вы видите на слайде?

Дети отвечают: Это карта мира, на ней обозначена наша страна.

Логопед:

 - На коврик похожа на разноцветный,
Или на фантик пестрый конфетный,
Или, быть может, на покрывало —
Красок на карте мы видим немало.
На ней все на свете сейчас мы найдем:
Вот город любимый, в котором живем.
Вот озеро, речка, а это — гора,
И Северный полюс нашли мы, ура!
Расскажет нам много умная карта —
Про тундру, где чумы, олени и нарты.

Посмотрим на юг — зреют там апельсины,
И в море лазурном играют дельфины.
Живем мы в большой и красивой стране,
Но страны другие тебе или мне,
Конечно же, тоже стыдно не знать.
Сумей их на карте скорей отыскать!
Н. Кнушевицкая

4.Логопед показывает флаг России.

 Вы слушали о Родине такие прекрасные слова. Мы – граждане России, россияне - любим и гордимся своей страной. Россия – это государство. Как все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы. Какие?

Дети: Герб, флаг, гимн - символы нашей Родины, России.

Логопед: Совершенно верно. Отдавая почести этим символам, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине. Государственный флаг – один из важнейших атрибутов государства. Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Символ государственной и национальной независимости. Кто мне назовёт цвета Российского флага?

Дети: Белый, синий, красный – цвета российского флага.

Логопед: Белый цвет означает мир, благородство, чистоту. Синева неба, рек, морей и озер запечатлена, в синей полосе. Синий цвет – небо и верность. Красный цвет – огонь, отвага, героизм.

- Флаг России. Он трехцветный,
Гордый, яркий и заметный.
Выше флаг держи, Россия!
Ты должна быть самой сильной!
Н. Нищева

     Конкурс «Российский триколор».

 

 Дети делятся на две команды. На столе лежат полоски из бумаги трех цветов: белый, синий, красный. Детям дается задание составить российский флаг.

Логопед : А теперь я хочу проверить вашу внимательность с помощью цветов.

 Игра «Я живу в России". Когда я подниму белый цвет, вы дружно кричите «Я», на синий - «ЖИВУ», на красный - «В РОССИИ».

5. Логопед: Есть у России еще один важный государственный символ – герб. Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства. А знаете ли вы, что изображено на гербе нашей страны?

Дети: На гербе России изображён двуглавый орёл.

Российский герб — орел двуглавый.
Прекрасен гордой птицы вид.
Он бережет России славу,
Ее границы сторожит.
Н. Кнушевицкая

 Логопед: Вглядитесь внимательно в российский герб. Крылья орла похожи на солнечные лучи. На груди орла изображён всадник с серебряным копьём. Это – Святой Георгий Победоносец. Всадник скачет на серебряном коне. За его плечами развевается синий плащ. Он победил дракона.   Это  означает победу справедливости, добра над злом.

            Конкурс «Герб страны»

 

Каждой команде дается разрезанный на несколько частей герб РФ.

Задача – первыми правильно собрать герб.

 

 

  6.  Физминутка «Герб России»

Герб страны – орёл двуглавый Гордо крылья распустил, (поднять руки в стороны)

Держит скипетр, державу, (поочерёдно сжать в кулак пр. и л. руку)

Он Россию сохранил (нарисовать руками круг)

На груди орла – щит красный, (приложить руки к груди)

Дорог всем: тебе и мне (наклон головы вправо-влево)

Скачет юноша прекрасный на серебряном коне (шаг на месте, с высоким подниманием ноги)

Развевается плащ синий, (плавные покачивания рук вправо влево)

И копьё в руке блестит (сжать руки в кулак,)

Побеждает всадник сильный, (поставить руки на пояс.)

Злой дракон у ног лежит (показать руками.)

Подтверждает герб старинный

Независимость страны.

Для народов всей России

Наши символы важны (поднять руки вверх.)

7. Логопед: Есть у каждой страны особенная, самая главная песня. Какая?

Дети: Гимн – это главная песня нашей страны.

Логопед: Гимн страны – это тоже государственный символ. Он исполняется в особенных, торжественных случаях, его мы слушаем, стоя и молча..

8. Логопед демонстрирует слайд с изображением московского Кремля.

Дети: — Это Москва — столица России.

Логопед : — Почему вы так решили?

Дети: — Потому что на фотографии мы видим Кремль.

Логопед демонстрирует изображение (фото) березы.

Дети: - Это береза.

Логопед : - Как береза связана с Россией?

Дети: — Березу считают символом России.

Логопед :

- Деревце это —
Как будто картина,
Оно чуть похоже
На далматина.
А все потому,
Что на стволике белом
Пятнышки тоже
Разбросаны смело.
Весною березка
Наденет сережки,
Ну а потом —
Подождите немножко —
Зеленые кудри распустит она,
И станет красивее наша страна.
Н. Кнушевицкая

Логопед  демонстрирует изображение (фото) каравая.

Дети: - Это каравай хлеба: в России встречают караваем гостей.

Логопед: -Послушайте, как написал о России, о ее необъятных просторах русский поэт Сергей Александрович Есенин.

Гой ты, Русь моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.

Логопед: — Каким словом называет поэт Россию?

Дети: - Сергей Есенин назвал ее Русью.

Логопед : - Так называли Россию в старину. Мы живем в стране с красивым именем — Россия. Много замечательных, красивых стран есть на Земле, но Россия для нас — единственная, необыкновенная земля, потому что она — наша Родина. Почему мы так говорим?

Дети: — Это наша Родина, потому что мы здесь родились

Логопед : — Почему мы зовем Россию Отечеством?

Дети: — Мы зовем Россию Отечеством потому, что в ней жили наши отцы и деды.

9. Упражнение «Подбери  родственные слова».

Россия — россиянин, россиянка, россияне, российский.
Родина — род, родимый, родители, родственники, родной.

Русь — русская, русский, русский язык, русское поле.
Отечество — Отчизна, отец, отчий дом.

Упражнение «Родина какая?»

Дети подбирают признаки к нашей Родине.

Любимая, большая, огромная, красивая, богатая, веселая, грустная, прекрасная, родная, необъятная, грустная.

10. Заключительная часть.

Логопед: - На Руси верили, что если что-то пожелать , то пожелание сбудется.

Говорите, что вы желаете нашей Родине.

Дети: — Я хочу, чтобы Россия была всегда красивой. Я хочу пожелать своей Родине счастья.

Мы гордимся нашей страной, переживаем вместе с ней горе и радости, стараемся сделать её сильной и богатой. Пока вы ещё маленькие и не можете ничего сделать для России. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей. Если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6._logopedicheskoe_zanyatie._moya_rodina-rossiya.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие для детей

старшей  группы

«Моя Родина - Россия».

11.02. 2022г.

Цель:       создание условий для формирования представления у детей о России.

Задачи:

  • Активизировать словарь по теме «Наша Родина — Россия».
  • Развивать диалогическую речь, фонетические представления.
  • Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление.
  • Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, длительный речевой выдох.
  •  Воспитывать гордость за родную страну.
  • Развивать навыки сотрудничества в игре, активность, инициативность, самостоятельность.

Оборудование и материалы:

  • карта, герб, флаг Российской Федерации;
  • иллюстрации: портрет С. Есенина, природа России на картинах Е. Волкова «В березовой роще», М. Шишкина «Березовая роща», «Рожь», «Дубы»;
  • глобус, проектор, слайды на тему «Россия», мяч, макет березы;
  • карточки со словами для упражнения «Составь предложение» (в конвертах),
  • ленточки.

                    Ход образовательной деятельности

  1. Организационный момент.

Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть
То увидим мы тогда
И леса, и города,

                     Океанские просторы,
                   Ленты рек, озера, горы…
Логопед :  Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие по нашей Родине.  На чем можно путешествовать?

Дети: На самолете, машине, автобусе, корабле, велосипеде…

Логопед: А на чем быстрее всего совершать путешествие, как вы думаете?
(Ответы детей)
На самолете.
Логопед: Почему?
(Ответы детей)
Он передвигается быстрее всего и меньше всего времени понадобится, чтобы добраться до нужного места.
2. Упражнение «Самолетики»

Плавный вдох – самолет летит высоко – на выдохе «У-у-у» (тихо)
Плавный вдох – самолет подлетел к нам – на выдохе «У-у-у» (громко)

3.Основная часть. Беседа о России.

Логопед демонстрирует слайд « Россия на политической карте мира»

Логопед: Начинаем наше путешествие по России. Что вы видите на слайде?

Дети отвечают: Это карта мира, на ней обозначена наша страна.

Логопед:

 - На коврик похожа на разноцветный,
Или на фантик пестрый конфетный,
Или, быть может, на покрывало —
Красок на карте мы видим немало.
На ней все на свете сейчас мы найдем:
Вот город любимый, в котором живем.
Вот озеро, речка, а это — гора,
И Северный полюс нашли мы, ура!
Расскажет нам много умная карта —
Про тундру, где чумы, олени и нарты.

Посмотрим на юг — зреют там апельсины,
И в море лазурном играют дельфины.
Живем мы в большой и красивой стране,
Но страны другие тебе или мне,
Конечно же, тоже стыдно не знать.
Сумей их на карте скорей отыскать!
Н. Кнушевицкая

4.Логопед показывает флаг России.

 Вы слушали о Родине такие прекрасные слова. Мы – граждане России, россияне - любим и гордимся своей страной. Россия – это государство. Как все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы. Какие?

Дети: Герб, флаг, гимн - символы нашей Родины, России.

Логопед: Совершенно верно. Отдавая почести этим символам, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине. Государственный флаг – один из важнейших атрибутов государства. Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Символ государственной и национальной независимости. Кто мне назовёт цвета Российского флага?

Дети: Белый, синий, красный – цвета российского флага.

Логопед: Белый цвет означает мир, благородство, чистоту. Синева неба, рек, морей и озер запечатлена, в синей полосе. Синий цвет – небо и верность. Красный цвет – огонь, отвага, героизм.

- Флаг России. Он трехцветный,
Гордый, яркий и заметный.
Выше флаг держи, Россия!
Ты должна быть самой сильной!
Н. Нищева

     Конкурс «Российский триколор».

 Дети делятся на две команды. На столе лежат полоски из бумаги трех цветов: белый, синий, красный. Детям дается задание составить российский флаг.

Логопед : А теперь я хочу проверить вашу внимательность с помощью цветов.

 Игра «Я живу в России". Когда я подниму белый цвет, вы дружно кричите «Я», на синий - «ЖИВУ», на красный - «В РОССИИ».

5. Логопед: Есть у России еще один важный государственный символ – герб. Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства. А знаете ли вы, что изображено на гербе нашей страны?

Дети: На гербе России изображён двуглавый орёл.

Российский герб — орел двуглавый.
Прекрасен гордой птицы вид.
Он бережет России славу,
Ее границы сторожит.
Н. Кнушевицкая

 Логопед: Вглядитесь внимательно в российский герб. Крылья орла похожи на солнечные лучи. На груди орла изображён всадник с серебряным копьём. Это – Святой Георгий Победоносец. Всадник скачет на серебряном коне. За его плечами развевается синий плащ. Он победил дракона.   Это  означает победу справедливости, добра над злом.

            Конкурс «Герб страны»

Каждой команде дается разрезанный на несколько частей герб РФ.

Задача – первыми правильно собрать герб.

  6.  Физминутка «Герб России»

Герб страны – орёл двуглавый Гордо крылья распустил, (поднять руки в стороны)

Держит скипетр, державу, (поочерёдно сжать в кулак пр. и л. руку)

Он Россию сохранил (нарисовать руками круг)

На груди орла – щит красный, (приложить руки к груди)

Дорог всем: тебе и мне (наклон головы вправо-влево)

Скачет юноша прекрасный на серебряном коне (шаг на месте, с высоким подниманием ноги)

Развевается плащ синий, (плавные покачивания рук вправо влево)

И копьё в руке блестит (сжать руки в кулак,)

Побеждает всадник сильный, (поставить руки на пояс.)

Злой дракон у ног лежит (показать руками.)

Подтверждает герб старинный

Независимость страны.

Для народов всей России

Наши символы важны (поднять руки вверх.)

7. Логопед: Есть у каждой страны особенная, самая главная песня. Какая?

Дети: Гимн – это главная песня нашей страны.

Логопед: Гимн страны – это тоже государственный символ. Он исполняется в особенных, торжественных случаях, его мы слушаем, стоя и молча..

8. Логопед демонстрирует слайд с изображением московского Кремля.

Дети: — Это Москва — столица России.

Логопед : — Почему вы так решили?

Дети: — Потому что на фотографии мы видим Кремль.

Логопед демонстрирует изображение (фото) березы.

Дети: - Это береза.

Логопед : - Как береза связана с Россией?

Дети: — Березу считают символом России.

Логопед :

- Деревце это —
Как будто картина,
Оно чуть похоже
На далматина.
А все потому,
Что на стволике белом
Пятнышки тоже
Разбросаны смело.
Весною березка
Наденет сережки,
Ну а потом —
Подождите немножко —
Зеленые кудри распустит она,
И станет красивее наша страна.
Н. Кнушевицкая

Логопед  демонстрирует изображение (фото) каравая.

Дети: - Это каравай хлеба: в России встречают караваем гостей.

Логопед: -Послушайте, как написал о России, о ее необъятных просторах русский поэт Сергей Александрович Есенин.

Гой ты, Русь моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.

Логопед: — Каким словом называет поэт Россию?

Дети: - Сергей Есенин назвал ее Русью.

Логопед : - Так называли Россию в старину. Мы живем в стране с красивым именем — Россия. Много замечательных, красивых стран есть на Земле, но Россия для нас — единственная, необыкновенная земля, потому что она — наша Родина. Почему мы так говорим?

Дети: — Это наша Родина, потому что мы здесь родились

Логопед : — Почему мы зовем Россию Отечеством?

Дети: — Мы зовем Россию Отечеством потому, что в ней жили наши отцы и деды.

9. Упражнение «Подбери  родственные слова».

Россия — россиянин, россиянка, россияне, российский.
Родина — род, родимый, родители, родственники, родной.

Русь — русская, русский, русский язык, русское поле.
Отечество — Отчизна, отец, отчий дом.

Упражнение «Родина какая?»

Дети подбирают признаки к нашей Родине.

Любимая, большая, огромная, красивая, богатая, веселая, грустная, прекрасная, родная, необъятная, грустная.

10. Заключительная часть.

Логопед: На Руси верили, что если что-то пожелать , то пожелание сбудется.

Говорите, что вы желаете нашей Родине.

Дети: — Я хочу, чтобы Россия была всегда красивой. Я хочу пожелать своей Родине счастья.

Мы гордимся нашей страной, переживаем вместе с ней горе и радости, стараемся сделать её сильной и богатой. Пока вы ещё маленькие и не можете ничего сделать для России. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей. Если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»

План-конспект родительского собрания в нетрадиционной  форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на тему «Совушка» План - конспект

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на т...

Музыкальная сказка «Как Медведя поворачивали»: план-конспект итогового события (в рамках реализации тематического плана «Музыкальная капель»)

Музыкальная сказка экспромт расчитана на возраст 4-5 лет. В ней дети превращаются в сказочных героев и пытаются разбудить медведя, чтобы наступила весна.Цель:  включить детей в музыкально-театрал...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

План-конспект организации и проведения экскурсию на природу Тема: План-конспект организации и проведения Экскурсии

Тема: «Пришла Весна с радостью»Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.Задачи:Образовательные: расширять и обогащать знания детей...