Программа "На пороге к школе" 2020г
рабочая программа (подготовительная группа)

Билебрух Любовь Дмитриевна

Комплексная дополнительная образовательная программа

«На пороге к школе»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: на 1 год

Уровень программы: ознакомительный

Направленность- социально-педагогическая 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_na_poroge_k_shkole_2020g.docx375.88 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное образовательное дошкольное учреждение Центр развития ребенка - детский сад "Чебурашка"

ПРИНЯТО                                                        УТВЕРЖДЕНО приказом

Педагогическим советом                                        Заведующего МАДОУ

Протокол №    от     2020г.                                        «ЦРР - детский сад «Чебурашка»

№      -од от                       2020г.

Комплексная дополнительная образовательная программа

«На пороге к школе»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: на 1 год

Уровень программы: ознакомительный

Направленность- социально-педагогическая  

Составитель: Воспитатель Л.Д. Билебрух

https://sch152s-new.mskobr.ru/images/20150528135217_a8fc22f4f175ddbd8b4645ce679b1859.jpg

г.п.Междуреченский 2020г.

Оглавление

№ п/п

                                           Раздел программы

Стр.

Раздел 1.   Целевой

3

1.1

Пояснительная записка

3

Цели и задачи реализации дополнительной программы

4

1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

6

1.3.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

6

1.4.

Ожидаемые образовательные результаты

7

1.4.1.

Целевые ориентиры освоения Программы

8

1.5.

Система оценки результатов освоения Программы

10

Раздел 2. Содержательный

11

2.1.

Содержание программы

11

2.1.1.

Курс «Обучение грамоте и развитие речи»

13

Раздел 3. Организационный

21

3.1.

Планирование образовательной деятельности

21

3.2.

Организация развивающей предметно-пространственной среды.

21

3.3.

Взаимодействие с семьями

23

3.4.

Методическое обеспечение для определения содержания воспитательно-образовательного процесса программы

24

Приложение

Диагностическая карта № 1

25

1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Платная комплексная дополнительная образовательная программа «На пороге к школе» для детей 6-7 лет включает в себя комплекс подпрограмм и имеет социально-педагогическую направленность.

Направленность - социально – педагогическая.

Программа «На пороге к школе» направлена на:

  • социализацию и адаптацию ребенка к жизни в обществе;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей детей и их родителей (законных

представителей)несовершеннолетних обучающихся в интеллектуальном и нравственном развитии;

  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых детей;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития детей;
  • формирование общей культуры детей.

Программа предназначена для развития и обучения детей седьмого года жизни и  представлена по направлению - «Развитие речи» и «Подготовке к обучению грамоте», составленное и разработанное на основе программ и пособий: Колесниковой Е.В. «От звука к букве», Марцинкевич. Обучение грамоте детей дошкольного возраста.

Программа «На пороге к школе» рассчитана на 1 год. Подготовка детей к школе начинается с 15сентября и длится до 15мая на базе образовательного учреждения МАДОУ ЦРР - детский сад "Чебурашка".  

Занятия проводятся с группой детей, и имеет следующую временную структуру: 1 занятиев неделю, 4 разав месяц. Продолжительность занятий 30 минут. Программа рассчитана на 33 недели. Общее количество занятий – 33.

Программа «На пороге к школе» составлена в соответствии с нормативно – правовыми документами:

 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

 Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

 Закон об образовании вХанты-Мансийском автономном округе - Югре, принят Государственной Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 27.06. 2013г.;

 Концепция развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года;

 Уставом учреждения, другими нормативными документами.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность платной образовательной программы:

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. В учреждениях дошкольного образования подготовка детей к школе является обязательным компонентом образовательного процесса. Но родители и учителя начальной школы отмечают, что первоклассники, приступая к учебной деятельности, испытывают трудности, связанные с развитием познавательных процессов, речевым развитием и эмоционально-волевой сферой. Поэтому программа «На пороге к школе», актуальна в том, что она предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.

Настоящая программа создана с учетом специфики требований современной методологии и на основе идеи преемственности между дошкольным и начальным образованием, в соответствии с интересами и потребностями социальных заказчиков.         Программа «На пороге к школе» носит развивающий характер; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности, от игровой деятельности к учебной. Но, учитывая психологические возрастные особенности детей 6-7 лет, программа строится на игровой деятельности, предусматривает разнообразие игровых и практических  заданий.

Цель –формировать компоненты учебной деятельности, воспитывать социально-мотивированную личность.

Задачи:

Обучающие:

1. Формировать навыки учебной деятельности, познавательныхинтересов и познавательной активности, стимулирование желанияучиться в школе, воспитание организованности.

2. Организовать процесс обучения, воспитания и развития на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста.

Развивающие:

1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к школе, желание учиться.

2. Развивать творческую активность, любознательность, инициативность, самостоятельность дошкольников.

Воспитательные:

1. Формировать социальные черты личности будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.

2. Осуществлять взаимодействие с родителями (законными представителями), ориентировать их на значение воспитания в семье, на взаимопонимание с ребёнком.

Образовательные технологии: репродуктивные, проблемные, ИКТ, интерактивные, личностно-ориентированные.

Формы организации занятий: игры и продуктивная деятельность, творческая деятельность, конструирование, моделирование, индивидуальная работа, работа в группах, парах.

        В основе подготовки к обучению в школе лежат развивающие технологии, которые направлены на развитие мыслительной активности, формирование предпосылок универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, творческих).

Также программа предусматривает развитие физических данных дошкольников. Здоровьесберегающие принципы реализуются проведением динамических пауз, физминуток, пальчиковой гимнастикой, серией упражнений, подвижных игр во время занятий. Эти формы работы способствуют повышению работоспособности, активности детей, помогают преодолеть усталость.

        Основная дидактическая идея - развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если она осуществляется в ходе учебной деятельности ребенка, что осуществляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста.

        Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п. Для активизации мыслительной деятельности детей на занятиях используются: чередование видов деятельности; задания на развитие творческого воображения; решение логических ошибок, проблемных ситуаций, кроссвордов, ребусов; различные виды игр: словесные, грамматические, математические и логические, тренирующие, настольно-печатные, подвижные, народные игры и т.д.

        Игра является одной из форм организации занятий. В игровой форме может быть организовано как само занятие в целом (занятие-игра, игра-путешествие, занятие-сказка и т.д.), так и структурная часть занятия (например, формирование в игровой форме учебной задачи, задания, проблемной ситуации; использование элементов игры-драматизации с участием различных персонажей; организация объяснения, закрепления, контроля через дидактические, сюжетно-ролевые игры).

        Программа также включает в себя широкое использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы, поговорки, словесные игры и упражнения, веселые рисунки, создающие эмоциональный фон. Интерес к занятию и мотивационная направленность деятельности помогают формировать самоконтроль ребенка. Детям систематически прививаются навыки самооценки и взаимооценкидеятельности. Результаты освоения программы сообщаются ребенку в форме  развернутого суждения.

        Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью и др.

        Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Основные принципы реализации программы:

  • общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
  • развитие творческой деятельности;
  • развитие личностных компетенций;
  • поддержка и сохранение здоровья;
  • формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;
  • развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
  • cотворчество обучающих, обучающихся и родителей

Принципы построения содержания подготовки к обучению:

  • Принцип возрастной адекватности - вся Программа выстроена с учётом

возрастных особенностей и закономерностей физиологического ипсихофизиологического развития детей 6 - 7 лет.

  • Принцип развивающего образования, целью которого является гармоничное

физическое и когнитивное (познавательное) развитие, сохранение и укрепление

здоровья ребёнка.

  • Принцип индивидуализации образования - учёт индивидуальных особенностей

ребёнка в ходе учебной деятельности.

  • Принцип модульности - возможность интеграции различных образовательных

областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями

воспитанников.

  • Принцип комплексности - все части Программы предусматривают комплексное

познавательное развитие с опорой на формирование организации деятельности.

  • Принцип систематичности и последовательности - регулярная образовательная

деятельность с детьми, совместная деятельность педагога с детьми и

самостоятельная деятельность детей позволяют эффективно осуществлять

социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое ифизическое развитие дошкольников.

        

1.3. Возрастные особенности детей 6-7 лет

Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог.         Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми спрашивают, кто это, есть ли у них дети и т.п.

У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей появляется особый интерес к печатному слову. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова.

Направление программы «Развитие речи» и «Подготовке к обучению грамоте», помогает практически подготовить детей к обучению чтению, и совершенствовать их устную речь. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.

Одна из важнейших задач программы – развитие мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).

Важнейшей особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность. Во-первых, к усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребёнка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода и высокая обучаемость проявляется и в процессе подготовки к освоению грамотой.         Необходимо вовремя удовлетворить познавательный интерес ребёнка и направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями.

Образовательная деятельность подготовки детей к обучению в школе богата по содержанию. Методы обучения, применяемые на занятиях многогранны. Они направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе обучения – это необходимое условие для получения знаний, т.к. пережитые знания становятся убеждением. Дидактический стержень занятия – деятельность самих детей, что заставляет их думать, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы.

1.4.Ожидаемые образовательные результаты

        Для обеспечения «гармоничного развития» ребенка, в первую очередь, необходимо обеспечить единство задач воспитания, развития и обучения.

        Воспитание — это формирование первичных ценностных представлений (понимания того, «что такое хорошо и что такое плохо», основ нравственности, восприятия традиционных российских ценностей, патриотизм и пр.); формирование положительной мотивации (уверенности в себе, инициативности, позитивного отношения к миру, к себе, к другим людям, стремления «поступать хорошо», отношение к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей, стремление к здоровому образу жизни и пр.).

        Развитие — это развитие общих способностей, таких как познавательный интерес, умение думать, анализировать, делать выводы (когнитивные способности); умение взаимодействовать с окружающими, общаться, работать в команде (коммуникативные способности); умение следовать правилам и нормам, ставить цели, строить и выполнять планы, регулировать свое поведение и настроение (регуляторные способности).

Обучение — это усвоение конкретных элементов социального опыта, освоение новых знаний, умений, навыков, для чего необходимы правильно организованные занятия.Конечно, такое деление до некоторой степени условно, так как в дошкольном возрасте любое взаимодействие с ребенком содержит в себе и воспитательный, и обучающий, и развивающий эффект. Единство воспитания, обучения и развития составляет основу дошкольного образования.

        

        1.4.1. Целевые ориентиры освоения Программы

Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые являют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации воспитанников.

В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достиженияобучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я -концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование

объектов; анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу;  сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Планируемые результаты освоения Программы:

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
  • способен выбирать род занятий, участников для совместной деятельности;
  • умеет следовать правилам и социальным нормам;
  • способен распознавать собственные эмоции и эмоции окружающих;
  • обладает начальными знаниями о себе и социальном окружении;
  • владеет устной речью и правильным звукопроизношением;
  • умеет выражать свои мысли и желания, вести диалог;
  • обладает сформированным лексико-грамматическим строем речи;
  • может выделять звуки в словах;
  • умеет рассказывать знакомые сказки;
  • обладает навыками, обеспечивающими обучение письму и чтению;
  • адекватно проявляет свои чувства;
  • может радоваться успехам других и сопереживать неудачам;
  • знаком с произведениями детской литературы;
  • проявляет интерес к разным видам творческих заданий;
  • имеет развитую крупную и мелкую моторику;
  • обладает потребностью в регулярной двигательной активности;
  • владеет основными движениями, может их контролировать и управлять ими;
  • имеет первичные установки ценности здоровья и здорового образа жизни.

        Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно -

эстетическое,физическое развитие и здоровье ребёнка на рубеже дошкольного и

школьного детства соответствуют возрастным закономерностям и позволят ему успешно

адаптироваться кновым условиям и выдержать те интеллектуальные и физические

нагрузки, с которымион встретится в школе.

1.5.Система оценки результатов освоения Программы

Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребёнка, которое осуществляется по пособию «Готов ли я к школе?» в начале и в конце года. По результатам обследования планируется работа по устранению тех или иных нарушений.         Результаты диагностики и обследований заносятся в «Психолого–педагогическую карту». В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению или дети, нуждающиеся в дополнительных занятиях. Для таких детей составляется индивидуальная программа развития, даются рекомендации родителям.

Портрет дошкольника

На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.

Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами: физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами; знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ  РАЗДЕЛ

2.1. Содержание программы

Для реализации поставленной цели и задач программы используются разнообразные формы и методы обучения направленные на процесс активной интеллектуально-творческой деятельности, формирования устойчивых познавательных интересов, проявления творческой индивидуальности дошкольников.

При реализации данной образовательной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка.

Словесный метод позволяет в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучающимися проблемы и задачи, указать пути их решения. В результате использования данного метода организуется внимание детей, даются различные сведения, разъяснения; определённые знания, обогащается речь детей, создается настрой занятия, выражается отношения педагога к детям. Словесный метод используется в виде бесед, рассказа, чтения стихотворений, сказок, художественной литературы и т.д. В содержании обучения включаются базовые речевые образцы, отражающие игровые и реальные отношения в речи. Большое значение отводиться формированию речевых навыков.

Наглядный метод – это метод, при котором усвоение учебного материала находиться в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия (плакатов, картинок, книг, видеокассет и т.д.), показа, демонстрации.

Наглядно - зрительный: основное содержание метода - показ, демонстрация, исполнение педагогом как правильно выполнять задание.

Наглядно-слуховой: показ, демонстрация наглядного материала, правильного и интонационного произношения, проговаривания учебного материала.

Игровой метод - это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Игровой метод используется в виде подвижных игр, моделирования, занимательных упражнений, графических, фонематических, грамматических игр, игр на развитие внимания, памяти, мышления, дидактических игр, логических заданий, коммуникативных игр.        Использование игрового метода активизирует обучающихся, повышает эмоциональный настрой на деятельность и усвоение новых знаний, позволяет преодолевать трудности, препятствия, психологические барьеры; вызывает инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.

Практический метод направлен на формирования навыков и умений. Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, практические задания, и т.д. Используется как самостоятельная работа обучающихся, так и совместная деятельность с педагогом.

Методическое обеспечение  платной образовательной программы:

Основная форма организации работы - игровая, так как именно в игре развиваются творческие способности личности, приобретаются навыки общения и совместной деятельности, совершенствуются учебные навыки. При реализации программы используются коллективная, групповая, индивидуальная формы организации образовательного процесса.

Коллективная форма организации образовательного процесса происходит при наличии связей не только между педагогом и обучаемыми, но и между обучающимися.         Коллективный вид работы делает занятия более интересными, живыми, активизирует мыслительную деятельность, дает возможность многократно повторять материал.

Групповая форма организации образовательного процесса, при которой педагог систематически излагает материал группе, проверяет, организует учет знаний. Главными признаками групповой работы являются: деление группы на подгруппы для решения конкретных учебных задач; выполнение определенного задания подгруппой под руководством педагога; учет и оценивание индивидуального вклада каждого ребенка в выполнение задания.

Индивидуальная форма работы осуществляется в рамках групповых форм (это самостоятельное выполнение детьми одинаковых для всей группы заданий). При индивидуальном обучении удается наиболее полно реализовать индивидуальные возможности ребенка, учесть его личностные качества.

Техническое оснащение занятий:

Необходимы просторные светлые помещения. Для работы в вечернее время достаточное количество светильников с лампами накаливания.

Оборудование: стулья по возрасту, столы по возрасту; шкафы для хранения работ детей, карандаши, тетради в клетку; аудио и видеоаппаратура; доска, мел, магниты на доску.

Дидактический материал: карточки с буквами, с цифрами, картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; рабочие листы - прописи букв, цифр; комплект рабочих тетрадей, карточки для познавательных игр и игр на развитие памяти, внимания, мышления; звуковые линейки, наборы для звукобуквенного анализа слов, разного формата азбуки и отдельные макеты букв.

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план представляет собой таблицу с перечислением основных разделов курса, в той последовательности, в которой они будут изучаться. В таблице также указано количество часов на каждый раздел.

Учебный план

Учебный план начинается с 15 сентября и заканчивается 15 мая (летний оздоровительный период не входит). Продолжительность учебного года по данной рабочей программе составляет 33 недели.

2.1.1Курс «Обучению  грамоте и развитию речи»

Курс «Обучению грамоте и развитию речи» обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.

Задачи курса:

  • формировать звуковую культуру речи, обогащать словарный запас;
  • развивать связную речь, развивать у ребенка интерес к слову и его точному и

правильному употреблению.

  • развивать фонематический слух, правильное произношение, слоговой способ

чтения;

  • развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения

графических заданий, пальчиковых, игр, штриховок, обводки и т.д.;

  • развивать мыслительные процессы детей: зрительное и слуховое восприятие,

память, логику, аналитическое мышление, воображение, творческие способности;

умение действовать по образцу;

  • воспитывать усидчивость, добросовестность, аккуратность;
  • воспитывать любовь и уважение к родному языку: его богатству, красоте,гармоничности.

Учебный материал для детей 7-го года жизни позволяет им усвоить зрительный образ каждой печатной буквы, различать буквы, похожие по начертанию, и не смешивать их; развивает умения слого-звукового анализа слова и слогового чтения. Основными в системе подготовки руки к письму являются два упражнения - обведение по контуру и штриховка в разных направлениях.

Основной задачей данных занятий является развитие фонематического слуха дошкольников, умения вычленять звуки из слова, производить звуковой анализ слова, сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На занятиях вводятся понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, подбирать слова на заданную букву, рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения, изображать предложение в виде схемы. Ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, обведение по контуру, штриховка в разных направлениях, письмо элементов букв).

Лексическая и грамматическая работа:

  • обогащение словарного запаса детей, наблюдение над многозначными словами в

речи;

  • употребление новых слов в собственной речи, конструирование словосочетаний и

предложений.

  • развитие связной речи: ответы на вопросы, участие в диалоге;
  • подробный пересказ текста по зрительной опоре;
  • составление рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.

Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:

  • знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным

обозначением;

  • знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки, твердые и

мягкие, звонкие и глухие согласные;

  • выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в

слове;

  • выделение в слове гласных и согласных звуков;
  • «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

Обучение звуко-слоговому анализу:

  • звуковой анализ состава слогов и слов
  • дифференциация понятий «звук» и «буква»;
  • соотнесение букв и звуков.

Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

Работа по данному содержанию ведется на каждом занятии.

Планируемые результаты.

В конце года дети должны знать:

  • название текущего месяца, последовательность дней недели;
  • ударение в словах;
  • схемы слов;
  • звуки и буквы;
  • сочетание гласных и согласных;
  • буквы, обозначающие мягкость и буквы, обозначающие твердость;
  • элементы букв.

Должны уметь:

  • составлять рассказы по картинке, по серии картинок, из опыта и небольшие сказки;
  • находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
  • составлять предложения из трех, четырех слов;
  • членить простые предложения на слова;
  • членить слова на слоги;
  • правильно держать шариковую ручку и карандаш;
  • обводить, штриховать и соединять;
  • писать элементы букв.

Описание материально-технического  обеспечения программы

  • Ноутбук
  • Магнитная азбука
  • Дидактические настольные игры
  • Учебное пособие
  • Предметные картинки
  • Раздаточный материал
  • Рабочие тетради по грамматике
  • Простые карандаши
  • Шариковые ручки
  • Стирательные резинки

Учебно-тематический план  

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Буквы, обозначающие гласные звуки

9

2

Буквы, обозначающие согласные звуки

20

3

Развитие речи

4

Итого:

33 часа

Перспективно- тематическое планирование:

Дата

Тема

Задачи

Примечание

1.

Сентябрь

Мир звуков. Всегда ли

человек умел говорить?

Познакомить детей с миром звуков; дать понятие о «звуке»; учить инсценировать

сказку.

Марцинкевич.

Обучение

грамоте детей

дошкольного

возраста.с. 6

2.

Сентябрь

Гласные и согласные звуки.

Знакомство с алфавитом.

Знакомство с гласными и

согласными звуками; запись

звука схемой; учить выражать

эмоции мимикой; развитие

речи в инсценировке. Познакомить детей с тем как

человек впервые стал писать;

познакомить с алфавитом;

Марцинкевич.

Обучение

грамоте детей

дошкольного

возраста.с. 7, с. 9

3

Сентябрь

Гласный звук [а], буквы

А, а.

Познакомить детей со звуком

[а] и буквами А, а; учить

выделять звук из ряда других

звуков и слов; учить печатать

буквы А, а; учить штриховать;

развивать фонематический

слух, мелкую моторику.

Марцинкевич.

Обучение

грамоте детей

дошкольного

возраста.с.11

4

Октябрь

Гласный звук [у], буквы У,

у

Учить выделять звук [у] из

речи; познакомить с буквами

У, у; развивать

фонематический слух;

развивать мелкие мышцы рук;

учить общению в коллективе.

Марцинкевич.

Обучение

грамоте детей

дошкольного

возраста.с.

5

Октябрь

Гласный звук [о], буквы О,

о.

Познакомить детей со звуком

[о] и буквами О, о; учить

выделять звук из ряда других

звуков и слов; учить печатать

буквы А, а; учить штриховать;

развивать фонематический

слух, мелкую моторику.

Марцинкевич.

Обучение

грамоте детей

дошкольного

возраста.с.17

6

Октябрь

Гласный звук [и], буквы И,

и.

Познакомить детей со звуком

[и] и буквами И, и; определять

позицию звука в слове;

научить отличать звук на слух

и по артикуляции от других

Марцинкевич.

Обучение

грамоте детей

дошкольного

возраста.с.19

7

Октябрь

Гласный звук [ы], буква ы.

Познакомить детей со звуком

[ы] и буквой ы; закрепить

навыки правильного

произношения звуков в слогах,

словах, предложениях; анализ

и синтез прямого слога.

Марцинкевич.

Обучение

грамоте детей

дошкольного

возраста.с.22

8

Ноябрь

Гласный звук [э], буквы Э,

э.

Познакомить детей со звуком

[э] и буквами Э, э; учить

выделять новый звук из ряда

гласных.

1. Печатание букв: Оо, ы, Ии, Аа, ау,уа.

2. Работа по теме:выделение звука.

Марцинкевич.

Обучение

грамоте детей

дошкольного

возраста.с.23

9

Ноябрь

Согласные звуки [н] - [н’],

буквы Н, н.

Дать понятие согласный звук;

познакомить с твердым и

мягким звуками [н] - [н’];

ввести понятие «слог»;

развитие фонематического

слуха; развивать речь, мелкую

моторику.

Марцинкевич.

Обучение

грамоте детей

дошкольного

возраста.с.26

10

Ноябрь

Согласные звуки [м] - [м’],

буквы М, м. познакомить с твердым и

мягким звуками [м] - [м’]

Дать понятие согласный звук;познакомить с твердым и

мягким звуками [м] - [м’];

ввести понятие «слог»;

развитие фонематического

слуха; развивать речь, мелкую

моторику.

Марцинкевич.

Обучение

грамоте детей

дошкольного

возраста.с.29

11

Ноябрь

Согласные звуки [л] - [л’],

буквы Л, л.

Продолжить знакомить с

понятием согласные звуки;

познакомить с понятием

твердый согласный звук [л],

мягкий согласный звук [л’], с

буквами Л, л; учить слушать

друг друга и взрослого.

Марцинкевич.

Обучение

грамоте детей

дошкольного

возраста.с.32

12

Ноябрь

Согласные звуки [р] - [р’],

буквы Р, р.

Продолжить знакомить с

понятием согласные звуки;

познакомить с понятием

твердый согласный звук [р],

мягкий согласный звук [р’], с

буквами Р, р; развитие

фонематического слуха;

развивать речь, мелкую

моторику.

Марцинкевич.

Обучение

грамоте детей

дошкольного

возраста.с.35

13

Декабрь

Закрепление пройденного.

Понятие о предложении.

Составление предложений.

Закрепить с детьми

пройденный материал; дать

понятие, что такое

предложение; учить

составлять предложение;

развивать мимику, мелкую

моторику.

Марцинкевич.

Обучение

грамоте детей

дошкольного

возраста.с.37

14

Декабрь

Согласный звук [й’], буквы

Й, й.

Познакомить детей с

согласным звуком [й’]; учить

писать буквы Й, й; развивать

мелкую моторику,

ритмическую сторону речи.

Марцинкевич.

Обучение

грамоте детей

дошкольного

возраста.с.39

15

Декабрь

Слог. Большая буква в

именах, фамилиях.

Познакомить детей со слогом.

Рассказать о том, что имена и

фамилии людей пишутся с

большой буквы.

Марцинкевич.

Обучение

грамоте детей

дошкольного

возраста.с.41

16

Январь

Согласные звуки [б] - [б’],

буквы Б, б.

Продолжить знакомить с

понятием согласные звуки;

познакомить с понятием

твердый согласный звук [б],

мягкий согласный звук [б’], с

буквами Б, б; развитие

фонематического слуха;

развивать речь, мелкую

моторику.

Марцинкевич.

Обучение

грамоте детей

дошкольного

возраста.с.43

17

Январь

Согласные звуки [в] - [в’],

буквы В, в.

С.46

Познакомить с твердым

согласным звук [в], мягким

согласным звук [в’], с буквами

В, в; учить различать их на

слух и на письме.

Марцинкевич.

Обучение

грамоте детей

дошкольного

возраста.с.

18

Январь

Согласные звуки [г] - [г’],

буквы Г, г.

Продолжить знакомить с

понятием согласные звуки;

познакомить с понятием

твердый согласный звук [г],

мягкий согласный звук [г’], с

буквами Г, г; чтение слогов –

слияние с буквой г; развитие

фонематического слуха;

развивать речь, мелкую

моторику.

Марцинкевич.

Обучение

грамоте детей

дошкольного

возраста.с.49

19

Февраль

Согласные звуки [д] - [д’],

буквы Д, д.

Познакомить с твердым

согласным звук [д], мягким

согласным звук [д’], с буквами

Д, д; учить различать их на

слух и на письме.

Марцинкевич.

Обучение

грамоте детей

дошкольного

возраста.с.51

20

Февраль

Согласный звук [ж], буквы

Ж, ж.

Повторить с детьми

пройденный материал;

познакомить с новым

согласным звуком [ж] и

буквами Ж, ж.

Марцинкевич.

Обучение

грамоте детей

дошкольного

возраста.с.55

21

Февраль

Согласные звуки [з] - [з’],

буквы З, з.

Познакомить с твердым

согласным звук [з], мягким

согласным звук [з’], с буквами

З, з; учить различать их наслух и на письме; развитие

фонематического слуха;

развивать речь, мелкую

моторику.

Марцинкевич.

Обучение

грамоте детей

дошкольного

возраста.с.57

22

Март

Согласные звуки [т] - [т’],

буквы Т, т.

Познакомить с твердым

согласным звук [т], мягким

согласным звук [т’], с буквами

Т, т; учить различать их на

слух и на письме; развивать

речь, мелкую моторику;

мимику; ритмическую сторону

речи.

Марцинкевич.

Обучение

грамоте детей

дошкольного

возраста.с.60

23

Март

Согласные звуки [к] - [к’],

буквы К, к.

Познакомить с твердым

согласным звук [к], мягким

согласным звук [к’], с буквами

К, к; учить различать их на

слух и на письме; развитие

фонематического слуха;

развивать речь, мелкую

моторику.

Марцинкевич.

Обучение

грамоте детей

дошкольного

возраста.с.63

24

Март

Согласные звуки [с] - [с’],

буквы С, с.

Познакомить с твердым

согласным звук [с], мягким

согласным звук [с’], с буквами

С, с; учить различать их на

слух и на письме; развитие

фонематического слуха;

развивать речь, мелкую

моторику.

Марцинкевич.

Обучение

грамоте детей

дошкольного

возраста.с.65

25

Март

Согласный звук [ш], буквы

Ш, ш.

Повторить с детьми

пройденный материал;

познакомить с новым

согласным звуком [ш] и

буквами Ш, ш.

Марцинкевич.

Обучение

грамоте детей

дошкольного

возраста.с.69

26

Март

Гласные двузвучные буквы Е, Ё, Ю, Я.

Познакомить с гласными буквами Е, е, Ё, ѐ, Ю, ю, Я, я;

показать, что в начале слова и

после гласных они обозначают

два звука [йэ] и т.д., а после

согласных звук [э] и т.д. и

обозначают мягкость

согласного звука; развивать

речь детей, фонематический

слух и мелкие мышцы рук.

Марцинкевич.

Обучение

грамоте детей

дошкольного

возраста.с.71 с. 80

с. 83

с. 86

27

Апрель

Согласные звуки [п] - [п’],

буквы П, п.

Познакомить с твердым

согласным звук [п], мягким

согласным звук [п’], с буквами

П, п; учить различать их на

слух и на письме; развитие

фонематического слуха;

развивать речь, мелкую

моторику.

Марцинкевич.

Обучение

грамоте детей

дошкольного

возраста.с.74

28

Апрель

Согласные звуки [ф] - [ф’],

буквы Ф, ф.

Познакомить с твердым согласным звук [ф], мягким

согласным звук [ф’], с буквами

Ф, ф; учить различать их на

слух и на письме; развивать

речь, мелкую моторику;

мимику; ритмическую сторону

речи.

Марцинкевич.

Обучение

грамоте детей

дошкольного

возраста.с.78

29

Апрель

Буква ь как показатель

мягкости согласного.

Буква твердый знак (ъ).

Познакомить детей с буквой ь,

с показателем мягкости

согласных звуков.

Познакомить детей с буквой ъ,

с показателем твердости

согласных звуков.

Марцинкевич.

Обучение

грамоте детей

дошкольного

возраста.с.89. с. 101

30

Апрель

Согласный звук [ч’], буквы

Ч, ч.

Познакомить мягким

согласным звук [ч’], с буквамиЧ, ч.

Марцинкевич.

Обучение

грамоте детей

дошкольного

возраста.с.91

31

Май

Согласный звук [щ’], буквы

Щ, щ.

Познакомить мягким

согласным звук [щ’], с

буквами Щ, щ; учить

различать их на слух и на

письме; развитие

фонематического слуха;

развивать речь, мелкую

моторику

Марцинкевич.

Обучение

грамоте детей

дошкольного

возраста.с.94

32

Май

Согласный звук [х], буквы

Х, х.

Познакомить с твердым

согласным звук [х], мягким

согласным звук [х’], с буквами

Х, х; учить различать их на

слух и на письме; развивать

речь, мелкую моторику;

мимику; ритмическую сторону

речи

Марцинкевич.

Обучение

грамоте детей

дошкольного

возраста.с.96

33

Май

Согласный звук [ц], буквы

Ц, ц.

Повторить с детьми

пройденный материал;

познакомить с новым

согласным звуком [ц] и

буквами Ц, ц.

Марцинкевич.

Обучение

грамоте детей

дошкольного

возраста.с. 99

3. Организационный раздел

3.1. Планирование образовательной деятельности

Совместная образовательная деятельность со старшими дошкольниками в рамках кружковой работы проводится во второй половине дня. Всего 33 образовательных занятий. Длительность образовательнойдеятельности  30 минут.

Кружок

направления программы

Время

День недели

1

Обучение грамоте и развития речи

16.00-16.30

Среда

Совместная образовательная деятельность в рамках кружка проходит в игровой форме с использованием развивающих технологий и игровых моментов. Обязательно наличие динамических пауз, использование артикуляционных игр, звуков природы и пр.

Воспитатель, руководитель кружка ведет "Журнал планирования и учета работы кружка", который является основным необходимым документом, отражающим учебно-воспитательную работу воспитателя с воспитанниками. В разделе учет посещения образовательных ситуаций записываются фамилии и имена детей. Этот раздел заполняется руководителем кружка. В соответствии с календарным планом работы кружка записывается тема образовательной ситуации, количество отведенных часов и ставится подпись. Обязательно отмечаются отсутствующие (буквой «н»). Напротив фамилий присутствующих детей никаких пометок не ставится. Учет проводимых образовательных деятельностейвоспитатель ведет регулярно.

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Организация предметно-развивающей среды для успешной подготовки детей к обучению в школе.  Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально, что связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, где на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития.

Стратегия развития дошкольного образования в контексте ФГОС ДО предусматривает формирование предпосылок учебной деятельности, как одно из приоритетных направлений работы ДОУ, а также обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального образования.

   И решение этих задач невозможно без создания предметно-развивающей среды, которая должна обеспечивать ребенку разностороннее развитие и воспитание: физическое, умственное, эстетическое, нравственное.

Создавая предметно-пространственную развивающую среду необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. 

Другими словами, среда должна быть наполнена:

- содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили, присвоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития;

-тем содержанием, которое для некоторых детей еще остается в стадии движения к достижению;

-для отдельных еще и недостижимо.

Можно сделать вывод, что предметно- развивающая среда несет в себе огромные возможности и играет большую роль в развитии детей старшего дошкольного возраста при планомерном и целесообразном ее использовании.

Игровая среда организуется таким образом, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно переконструировать, видоизменить или организовать среду. Все это необходимо будущему первокласснику.

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, поэтому оборудование необходимо размещать так, чтобы детям удобно было организовывать совместную деятельность.

Центр грамотности

Замечено, что главной проблемой в начале обучения дошкольников является их недостаточная мотивационная готовность к обучению, которая, в свою очередь, выражается в отсутствии устойчивого интереса к учению. Если какими-то способами удается обеспечить непосредственный интерес ребенка к обучению, то оно и развитие идут нормально. Преодолеть трудности мотивационного плана можно лишь сделав обучение интересным занятием для ребенка т.е. проводя его в форме специальных учебно – дидактических игр, рассчитанных на увлечения ребенка и на его обучение, путем пробуждения интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.

  Центр грамотности включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка должно соответствовать возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иными литературными формами. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.

  Также в центре грамотности находятся различные дидактические игры по развитию речи, различные виды образно-символического материала: наборы картин для установления родовидовых отношений, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д.

Центр  театрализованной деятельности.   В котором имеются различные виды театра, как традиционный, так и созданные своими руками для развития режиссерских игр. Дети сами становятся режиссерами и обыгрывают различные сюжеты, используя специальные атрибуты и декорации, с помощью которых ребенок сможет воспроизводить придуманную им ситуацию.

 В заключение хотелось бы сказать, что гармоничная предметно-развивающая среда способствует успешному формированию личности ребенка, дает ему возможность удовлетворять свои интересы, проявлять присущую ему от природы любознательность и позволит воспитанникам успешно адаптироваться в современном мире.

Таким образом правильно организованная предметно- развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.

3.3. Взаимодействие с семьями

        Согласно пункту 1.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьей. ФГОС предполагает следующие формы взаимодействия:

● Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи

● Информационно-просвещенческое обеспечение взаимодействия.

● Совместная деятельность.

        Как видно, в современном образовании речь идѐт не просто о работе с семьѐй, а о взаимодействии, и оно должно быть конструктивным, т.е. оно должно удовлетворяет потребность в понимании другого, снимать напряжение в отношениях, оказывать поддержку в проблемном поле жизни человека.

        Поэтому родители являются непосредственными участниками работы кружкового объединения.

        Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический.

                                                     Форма работы

Родительское собрание с целью выявления будущих первоклассников

Консультации:

«Что такое психологическая готовность к школьному обучению»

«Функциональная готовность к обучению в школе»

«Режим дня будущего первоклассника»

«Специальная готовность к обучению в школе»

«Мой ребенок - левша»

«С какими трудностями может столкнуться ребенок в школе»

«Игры для подготовки детей к школе»

Родительское собрание «На пороге к школе» с приглашением учителя начальных классов

3.4. Методическое обеспечение для определения содержания воспитательно-образовательного процесса программы

1. Н. Е. Веракс, Т. С.Комарова,Программа «От рождения до школы» работы с детьми–МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2016.г.:

2. Н. Е. Веракс , Т. С.Комарова, Э.М. Дорофеева , Инновационная  Программа «От рождения до школы».  МОЗАИКА-СИНТЕЗ, – Москва 2019г.

Обучение грамоте и развитию речи:

1. Алябьева Е.А. Учим русский язык. М.: Творческий центр Сфера.2013;

2.  Дурова Н.В., Новикова В.П. «Развивающие упражнения для подготовки к школе» М.. Школьная Пресса. 2010;

3. Жукова Н.С. «Букварь».2012;

4. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста.-Волгоград: Учитель,2006;

5. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. Методическое пособие для подготовки к школе. Москва. Издательство Рост. 2011;

6. Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Детство-Пресс. Санкт-Петербург. 2015;

7. Холодова О.А. «За 3 месяца до школы», 2011г.;

8. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Москва. Издательство Гоном. 2011;

9. Чистякова О.В. Обучение грамоте. Учебное пособие для будущих первоклассников. Санкт-Петербург. Издательский дом «Литера». 2014;

10. Узорова О., Нефёдова Е. «1000 упражнений для подготовки к школе». ООО «Издательство АСТ», 2013;.

11. Серия «Папка для дошколят»: Учимся читать. Чтение. Тренажёр – пропись «Готовим руку к письму». ЗАО «Росмэн – ПРЕСС».2013;

Рекомендуемая литература для будущих первоклассников:

  1.  Артемьева Н О Подготовишка. Издательство «Леда». 2000 г.
  2.  Волкова С.И. Математические ступеньки. Москва, «Просвещение», 2004 г.
  3.  Волков С. Ю. Арифметика. «Омега», 2006 г.
  4.  Коноваленко С.В. До школы 3 месяца!? Альбом заданий и упражнений. М.,

Рекомендуемая литература для проведения собраний, индивидуальных

консультаций с родителями:

  1.  Безруких М.М., Ефремова С.П. Как получить «Пятёрку за здоровье». Тула, «Арктоус»,1996г.
  2. Безруких М.М., Князева М.Г., Если ваш ребёнок левша. Тула, «Арктоус», 1996 г.
  3.  Виноградова Н.Ф., Жеурова Л.Е. Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы педагога и психолога. М., Просвещение, 1992 г.
  4.  Парамонова Л., Головлёва Н., 100 тестов и заданий по чтению, письму и математике для подготовки ребёнка к школе. ООО «Аквариум-Принт», 2005 г.
  1.  Фромм А., Азбука для родителей. Москва, «Прогресс», 2001 г.
  2.  Фурутан А.А., Практические советы родителям. Москва, «Прогресс», 2003г.

Приложение

Диагностическая карта № 1

Содержательная составляющая программы кружка – обучение чтению, письму.

Направленность – речевая

Руководитель

Учебный год – 20-20уч.год

п/п

Ф.И. ребенка,

группа

Параметры диагностики

Итого

баллов

Уровень

Значение слова

Подбор обобщающих слов

Составление предложений

Дифференциация звуков:

гласные, согласные

Количество звуков, слогов в слове

Чтение слов и предложений

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

1

2

3

Выводы (октябрь)…..(текстом)

Выводы (май)….. (текстом)

Сроки диагностики: Входная диагностика – октябрь, Итоговая диагностика – май.

Уровни развития: Низкий, Средний, Высокий

Критерии оценки по каждому параметру:

- Владеет и может применять самостоятельно…(высокий уровень);

- Знает и владеет (средний уровень)

- Имеет знания на уровне представлений (низкий уровень)

Условные обозначения диагностики: 1,2,3 балла (от низкого к высокому)

Подсчет баллов производится путем математического сложения баллов

Низкий уровень (Н) - 6-9 баллов, Средний (С) – 10-14 баллов, Высокий (В) 16-18 баллов.

Примерные задания по каждому параметру.

Словарь

1. Дидактическая игра «Опиши предмет»

Материал: различные предметные картинки.

Задание: Воспитатель показывает по одной картинке, например: шар, шапку, ведро, цветы.

Просит ответить на вопросы:

- Что это? (Шар.)

- Какой он? (Красный, большой, воздушный.)

Что с ним можно делать? (Играть, катать по полу, подбрасывать, пинать.)

2. Дидактическая упражнение «Сервируем стол».

Материал: чайный сервиз. (Для кукол), предметные картинки с изображением продуктов питания (муляжи).

Задание: К кукле Маше пришли гости. Что нужно поставить на стол? Назови одним словом чашку, кружку, блюдце.

Назови известные предметы посуды.

3. Беседа по вопросам «Расскажи о ручке»

Задание: У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь? Как ты понимаешь значение слова «ручка»?

4. Дидактическая игра «Подбери слово»

Задание:

А) Одна тарелка глубокая, а другая - …(мелкая); один стакан высокий, а другой - … (низкий).

Б) Бежит ручеек, бежит собака, бежит вода из крана. Об одном и том же я сказала по-разному. Как сказать по-другому? Бежит

Грамматика

1. Дидактическое упражнение «Один -много»

Материал: предметные картинки.

Задания:Воспитатель показывает предметную картинку – кошка. Кто это? Как называют детеныша кошки? (котенок) Один – котенок, а если их много - … (котята).

2. Дидактическая игра «Зайкина гимнастика»

Материал: плюшевый заяц.

Задание:

Учить образовывать формы повелительного наклонения глаголов (беги, скачи, стой,наклонись)

Сегодня заяц будет делать гимнастику. Мы даем команды, а заяц их выполняет. Но говорить надо правильно. Если ошибаешься, заяц не выполнит команду. После зарядки заяц прощается с детьми.

3. Дидактическая игра «Прятки»

Материал: набор мелких игрушек (комар, муха, шмель, пчела, оса) или предметные картинки сих

изображением.

Задание: Активизировать употребление в речи предлогов и наречий с пространственным значением (в, на, за, около, между).

К нам в группу прилетели гости. Посмотрите по сторонам, попробуем найти их. Где спряталась муха? (на подоконнике) А где комар? (за цветком) А где пчела? (в тумбочке)

Связная речь

Дидактическое упражнение «Составь предложение»

Задание:

А) Надевать, пальто, девочка.

Б) Бабушка, книжка, читать, внук.

2. Дидактическая игра «Расскажи об игрушке».

Материал: набор разных игрушек: машинка, мяч, кукла, зайчик и др.

Задание:

Воспитатель показывает игрушки и предлагает образец рассказа об одной из них.

Повторяет его еще раз, обращая внимание на план описательного рассказа. За тем предлагает описать любую из игрушек по такому же плану.

3. Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картинок.

Материал: серия сюжетных картинок, игрушки щенок и собака.

Задание:

Дети сравнивают щенка и взрослую собаку и щенка, выделяя одинаковые и отличительные признаки.

Составь по каждой картинке одно предложение. Вспомни, о чем ты рассказывал.

Фонетика

1. Дидактическое упражнение «Назови картинку»

Материал: предметные картинки.

Задание: Посмотри на картинку. Что изображено? (воспитатель отмечает звуки, которые ребенок не произносит)

2. Задание «Найди звук»

Задание:

Воспитатель произносит слово и просит определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец).

3. Звуковой анализ слова

Материал: звуковая модель слова, фишки.

Задание:Посчитай количество слогов.Выполни звуковой анализ слова.

Материал: касса букв.

Учитель составляет слоги, простые зеркальные слова (3-5). Ребенок должен прочитать.

Мелкая моторика

1. Дидактическое упражнение «Штриховка, обведение по контуру»

Задание: Воспитатель раздает карточки с заданием.

Обведи по контуру и заштрихуй по образцу.

2. Печатание букв, слогов, слов.

Задание:

- Письмо букв под диктовку.

- Копирование слогов и слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая образовательная программа «На пороге школы»

Сроки  реализации  дополнительной  образовательной программы: программа реализуется в течение 1 года. Формы и режим занятий: программа реализуется в групповой и индивидуальной форм...

Коррекционно-развивающая программа " У школьного порога" для детей старшего возраста

Проблема  подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Я. Л. Коломинский утверждает, что одной из важных особенностей развития старшего дошкольника явл...

Программа дополнительного образования ДОУ "На пороге школы"

Программа предназначена для подготовительных групп. Дает основы обучения грамоте, математических представлений...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного школьного обучения «На пороге школы»

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, педагоги и родители иногда упускают из виду социально-личностную готовность, включающую в себя такие учебные навыки, от которых...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Конспект игротренинга для детско - родительской группы (подготовительная группа) по программе "На пороге школы"

Каждый  ребёнок,  достигая  определённого  возраста,  идёт  в  школу.  Эточрезвычайно   важный   и   ответственный   мом...

Рабочая программа индивидуального психолого - педагогического сопровождения подготовки ребенка дошкольного возраста в замещающую семью "На пороге новой жизни"

Программа разработана на основе алгоритма работы по подготовке ребенка в замещающую семью ОСГБУСОССЗН "ОСРЦдН" с целью адаптации к изменившимся жизненным обстоятельствам воспитанника дошколь...