ГМО выступление
материал
Тема: «Коллективное творчество в конструировании»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема: «Коллективное творчество в конструировании» | 38.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Коллективное творчество в конструировании»
Если ребёнок не научится сам ничего творить, то в жизни,
он всегда будет только подражать и копировать.
Л.Н. Толстой
Дошкольная педагогика уделяет большое внимание проблеме развития способностей к конструированию у дошкольников.
Конструирование – это один из самых сложных типов деятельности в детском возрасте. Во время конструирования дети учатся создавать модели необычным образом, использовать свои навыки. Очень важно то, чтобы дети на практике могли использовать собственные поделки. Например, детям можно поручать изготавливать подарки для своих близких, а также украшения для своего дома, дизайна группы и пр. Воспитанники могут удовлетворить потребности в создании различных построек и поделок, развивается творческое начало.
Какие виды конструирования мы знаем:
Виды конструирования:
1. Техническое конструирование
- Конструирование из строительных наборов.
- Конструирование из конструкторов.
- крупногабаритных модулей
2. Художественное конструирование
- Конструирование из природного материала.
- Конструирование из бросового материала.
- Конструирование из бумаги и картона (бумагопластика):
- оригами;
- объемное бумажно-картонное моделирование.
Конструирование в соответствии с программой начинается с младшего возраста, с постепенным усложнением задач.
Возраст | Задачи | Умения, навыки | Материал | Темы конструирования | Коллективное творчество |
1 мл. гр. | 1.Формировать представления об основных объёмных свойствах крупных геометрических форм (устойчивость, неустойчивость, прозрачность, протяжённость) 2.Освоение умений в постройке простейших конструкций с использование строительных деталей по горизонтали и вертикали. 3.Формирование навыков сотворчества со взрослыми и самостоятельного творчества. | Воспитывать умение ценить свой труд и труд др. детей; терпение, трудолюбие, желание помочь тем, кто не справляется; умение укладывать плотно кирпичики короткой стороной друг к другу; горизонтально укладывать друг на друга; ровно ставить кубик на второй кирпичик; умение строить по показу воспитателя; планировать свои действия; работать коллективно; умение размещать кирпичики вертикально, выполняя постройку в заданной последовательности. | Различный по размеру, виду, цвету строительный материал (кирпичики, кубики, пластина, призмы). | «Игры со строительными материалами», «Машина для перевозки фруктов», «Кроватка для куклы», «Полочка для обуви», «Разноцветный поезд», «Построим домик для птички-скворечник», | «Дорожка для ёжика», «Заборчик возле домика собачки», «Ворота для машины с забором», |
2 мл. гр. | 1.формировать представления о том, что свои жизненные впечатления можно отображать в конструировании; 2.развивать представление об основных свойствах объемных геометрических форм (устойчивость, прозрачность, протяжённость) и развивать умение воссоздавать знакомые предметы с использованием строительных деталей (дорожек, лесенок, стульчиков и. т.д. 2-3 варианта). | Воспитывать умения: приставлять; прикладывать; делать простые перекрытия; обстраивать плоскостные модели; огораживать небольшие пространства деталями; соотносить нарисованные детали с реальными; строить не только по горизонтали, но и по вертикали. | Кубики, кирпичики, пластины, призмы, брусочки | «Горка с лесенками», «Дорожки» (широкие и узкие), «Дорожки» (длинные и короткие), «По замыслу». |
«Машины на нашей улице» |
Средняя гр. | 1.осваивать представления о выразительных и сенсорных признаках предметов; 2.овладевать конструктивными свойствами геометрических объемных форм (такими как устойчивость, прочность постройки, заменяемость деталей); 3.приобретать умение строить мебель, горки, грузовые машины, дома (3-4 варианта каждого вида). Понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строить её как по горизонтали, так и по вертикали; 4.осознавать свойства песка, снега путём сооружения из них построек; дополнять постройки игрушками. | Умение заменить детали во время постройки; дополнять постройки игрушками | примерно во втором квартале учебного года вводится новый вид занятий – конструирование из бумаги, коробок, катушек и других материалов, природный материал, ЛЕГО. | «Детский сад», «Дикие животные» (ЛЕГО), «Подарок маме» (оригами) | «Тюльпаны весной» (работа с бумагой) |
Старшая гр. | 1.конструировать из готовых геометрических форм, создавать варианты знакомых сооружений из готовых геометрических форм (брусков, кирпичиков, призм, цилиндров) и тематического конструктора; 2.анализировать объект, видеть основные части и детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм; 3.выполнять различные постройки: мосты, машины, здания, гаражи (3-4 темы и 5-6 вариантов каждой темы); варьировать постройки в длину, ширину, высоту, соблюдая заданный принцип конструкции; 4.осваивать способы замещения форм, придания им устойчивости, прочности; использование перекрытий, замыкание пространства; 5.конструировать из бумаги; осваивать обобщённые способы создания различных поделок: два способа складывания квадрата – по диагонали и пополам с совмещением сторон и углов, отглаживанием сгиба, приклеиванием к основной форме деталей; 6.конструировать из природного материала, видеть образ в природном материале (сучках, плодах. шишках и др.), составлять образ из частей; 7.использовать для закрепления частей клей и пластилин; 8.творчески дополнять изображение деталями; самостоятельно отбирать средства выразительности, способы создания изображения задуманного образа, планировать работу, дружно работать в паре, втроём. | самостоятельного изготовления игрушек, построек; анализировать объекты; навыки работы с бумагой | все детали наборов строительного мат-ла и пользоваться правильными названиями: длинная, короткая, широкая, узкая, квадратная, треугольная пластина, большой (маленький) куб, брусок, цилиндр; уметь ориентироваться в форме сторон деталей: у куба стороны квадратные, у бруска боковые стороны прямоугольные, торцовые - квадратные и т. д. | «Подарок ветеранам» (художественно-творческая деятельность); «Мы делаем игрушки малышам», «Щенок» (бросовый материал), | «Улица города», «Городок для любимых игрушек» (стр.мат) |
Подготовительная гр. | 1.создавать представление об архитектуре как искусстве. Создавать сооружения, разных видов (промышленные, общественные, жилые здания; мосты, площади, набережные, памятники). Создавать представления об особенностях архитектуры, её функциях (польза, прочность, красота); 2.знакомить на экскурсиях, прогулках, по фотографиям, иллюстрациям и строить из имеющегося в группе материала различные сооружения; 3.конструировать из готовых геометрических объёмных форм и тематических конструкторов разнообразные постройки жилищного, общественного и промышленного характера по схемам, моделям, фотографиям, по заданным условиям; 4.осваивать некоторые закономерности создания прочного высокого сооружения (устойчивость форм в фундаменте, точность их установки, лёгкость и устойчивость перекрытий, зависимость конструкций от назначения), использовать архитектурные украшения; 5.придавать формам устойчивость, заменять детали, совмещать их для получения форм; 6.конструировать из бумаги игрушки для игр с водой, ветром, для оформления помещений в праздники, для игр-драмматизаций, спортивных соревнований, театральных постановок и др; конструирование в технике оригами; создавать одним способом разнообразные игрушки; 7.создавать игрушки путём закручивания полосок, круга в конус (тупой конус), полукруга в конус (острый), прямоугольника в цилиндр; изготавливать объёмные конструкции из готовых развёрток; 8.изготовлять предметы путём переплетения полосок из различных материалов, а также в технике папье-маше; 9.конструировать из природного материала, осуществлять поиск интересных образов, совершенствовать их путём составления, соединения различных частей, используя разнообразные соединительные материалы; 10.осваивать способы работы различными инструментами: ножницами, иголками, шилом, линейкой и др.; планировать индивидуальную деятельность и коллективную работу; 11.осваивать способы конструирования из бросовых материалов. | Умение оценивать работу своих сверстников; самостоятельно создавать постройки с помощью чертежей, схем-моделей, по условию, по замыслу и из личного опыта; умение в конструировании использовать разнообразные соединительные материалы; получают навыки работы с инструментами; умение работать в коллективе. | Бумага, картон, бросовый материал, природный материал | «Мост» (по условию), «Железнодорожный вокзал» (стр.мат), «Лягушка» (оригами), «Военная техника» (изготовление поделок из коробок разного размера) | «Детская площадка, или Парк отдыха», «Космическое пространство» |
Развитие у детей способностей творчески работать в коллективе одна из важнейших задач современного образования, которую должен ставить перед собой воспитатель.
Решая проблему развития коллективного творчества, педагог должен основываться на следующих принципах:
- творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;
- учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;
- управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;
- комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.
(если вы обратили внимание…) Коллективные работы с детьми создаются начиная с младшего дошкольного возраста.
В совместной и самостоятельной деятельности чаще всего дети выполняют работу индивидуально. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих работ. Такие работы называются коллективными. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».
Поэтому одной из форм проведения как в совместной, так и в самостоятельной деятельности в старших группах в детском саду являются коллективные работы.
Какие умения вырабатываются в коллективном творчестве:
- договариваться о совместной работе, её содержании;
- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
- планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения;
- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Формы организации коллективного творчества:
- Конструирование по образцу (разработанное Ф.Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п., и, как правило, показывают способы их воспроизведения.).
- Конструирование по теме (Детям предлагают общую тематику конструкций («Птицы», «Город» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу — с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае их «застревания» на одной и той же теме.).
- Каркасное конструирование (первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его части, характер их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из каркаса. В конструировании такого типа ребенок, глядя на каркас, должен домыслить, как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому же каркасу разные дополнительные детали. В соответствии с этим каркасное конструирование может стать эффективным средством формирования воображения, обобщенных способов конструирования, образного мышления).
- Конструирование по модели (Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.).
- Конструирование по условиям (не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т.п.)).
- Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам (моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования.).
- Конструирование по замыслу (конструирование по замыслу не является средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. При этом степень самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений (умение строить замысел, искать решения, не боясь ошибок и т.п.)).
Формы работы с детьми:
- Совместно-индивидуальная (ребенок-участник деятельности - выполняет часть работы индивидуально, а на завершающем этапе она становится частью общей композиции).
- Совместно-взаимодействующая (формирования умений планировать координировать свою деятельность и оценивать объективно результаты коллективного творческого труда).
Осуществления плана коллективной творческой деятельности имеет свои особенности. На первом этапе, планируя коллективные действия, педагог стремится к созданию мотивационного резонанса - возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело. Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт. Привлекательностью к общему делу является предоставление детям разнообразных материалов.
Эффективным приемом, позволяющим определить подгруппы детей, стремящихся к совместной деятельности, может стать «День детских интересов». В этот день дети занимаются своими любимыми делами, из которых видно, из скольких и каких детей формируются подгруппы детей и по каким интересам.
Следующим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Выявление индивидуальных особенностей детей позволяет педагогу наметить перспективу развития коллективного творчества.
Другой вариант организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого ее участника, у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что придает ему уверенность в своих силах. Например, дети с удовольствием участвовали в изготовлении макетов - "Площадка по ПДД", «Космическое пространство», «Парк отдыха» и т. д.
Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом, педагог акцентирует внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркивает, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна. Хорошо, когда успешность коллективной деятельности оценивается не только самими детьми, но и людьми, мнением которых они дорожат - родителями, другими воспитателями, детьми других групп.
У нас в саду проводятся такие выставки как, «Тюльпановый остров» (работа с бумагой), «Дары осени» (работа с природным материалом), «Зимняя сказка» (работа с бросовым материалом), в группе с родителями проводится работа по изготовлению совместных работ с детьми, где результатом выходит творческая поделка для данной темы.
Коллективное творчество по конструированию включено в перспективный план в рамках программы ДОУ, отобраны темы, материалы, продуманы формы организации. Так, коллективные работы реализуются как на занятиях, а также и в свободной деятельности во второй половине дня. Цикл занятий на одну тему предусматривает постепенное решение поставленной задачи.
Например, я остановлюсь на конструировании из бросового материала. Нами в группе, в рамках проектной деятельности изготовлены макеты на темы: «Космическое пространство», «Парк отдыха» и «Улица города».
Была проведена работа с родителям (рассматривание с детьми разных зданий).
Основными задачами стали:
- Научить делать несложные поделки из бросового материала.
- Дать «вторую жизнь упаковочному материалу».
- Развивать фантазию, творчество, воображение, мелкую моторику рук.
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца, коллективное взаимоотношение.
На 1 этапе мы рассматривали иллюстрации домов, бросовый материал. Обсуждали (вопросы).
Как будет выглядеть парк, дома на улице? (все дома разные, деревянные и бетонные, кирпичные, двухэтажные).
Из какого материала мы будем делать деревья? (…)
Из какого материала будут дома? (…)
Я предложила детям подумать, обсудить, пофантазировать из чего можно сделать эти предметы.
1-ый вариант: нарисовать дома на картоне и вырезать их
2-ой вариант: сделать дома из бросового материала – коробок из-под молока и сока и др.
Деревья можно сделать из одноразовых вилок, трубочки от фломастера, ручки и т.д.
Для работы мы использовали:
• Коробки от молока, соков и т.п. (большие и маленькие) - (дома)
• Коробка картонная упаковочная;
- Кисточки для клея, ножницы.
- Цветная бумага; цветной фетр;
- Трубочки от фломастеров, ручки, деревянные палочки;
- Спичечные коробки (Скамейки);
- Вилки одноразовые;
- Губки для посуды;
- Гофракартон (аллеи).
На втором этапе мы приступаем к творческой конструктивной деятельности. Рисуем схему улиц, парка.
За основу взяли коробку упаковочную, нарисовали дорогу, тротуар, пешеходный переход. Затем оживили газоны улицы самоклеющей цветной бумагой. Для газонов парка использовали цветной фетр.
Для улицы: Заборчики и деревья взяли из набора для игры в конструктор, а для изготовления деревьев парка использовали губки и одноразовые вилки, пенопласт для ёлочек.
Машинки взяла из коллекции мелких машинок для ПДД.
И вот что получилось (фото макетов)
Вот так, легко и просто, не имея художественных навыков, можно создать игрушечный город из коробок, которые всегда найдутся в доме.
Конструктивная деятельность - это в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка.
А что же мешает успешному развитию детского творчества?
Самые существенные ошибки педагогов, которые мешают развитию детского творчества:
- Излишняя опека ребёнка, т. е. вмешательство воспитателя в сам творческий процесс ребёнка, навязывание своей идеи.
- Неправильное руководство детским творчеством и низкий уровень квалификации педагога, т. е в педагоге отсутствует творческий потенциал для решения данного вопроса.
Перед воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад вырастить не только сознательным членом нашего общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу, за какое бы он ни взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования.
Проблемой развития конструктивных способностей занимались: Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, В. Г. Нечаева, З. В. Лиштван, Л. А. Парамонова, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Н. Н. Поддьяков.
Литература:
1. Грибовская А. А. “ Коллективное творчество дошкольников. Конспекты занятий”. Москва Творческий центр Сфера,2004.-192с
2. Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”– Москва, Мозаика– Синтез, 2005.-105с.
3. Комарова Т.С., Савенков А.И. “Коллективное творчество дошкольников. – Москва. Педагогическое общество России, 2005.-128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию
Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста"...
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)
Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...
Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"
Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...
Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»
Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...
Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».
Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....