ГМО Выступление
материал
Тема: «Педагогическое проектирование как развивающий ресурс гражданско - патриотического воспитания дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Педагогическое проектирование
как развивающий ресурс
гражданско - патриотического воспитания дошкольников»
«Детство – каждодневное открытие мира и,
поэтому, надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
В.А. Сухомлинский
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте формировать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментирования и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность даёт метод проектов или проектное обучение. Он позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка.
О перспективности метода проектов свидетельствуют факторы возможности развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многого другого, что является составляющими успешной личности.
Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приёмов и действий педагога в определённой последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определённых этапов деятельности.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребёнок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОО, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Проекты, вне зависимости от вида, - творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и другие, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызывать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.
Многие впечатления не осознаются ребенком глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют большую роль в становлении личности ребёнка. Воспитание именно патриотических чувств, происходит в последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, а затем к городу, стране.
Мы с первых лет жизни, учим ребёнка любить родителей, помогать им. Благодарное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним - важно для личности ребёнка. Для того, чтобы чувства стали началом любви к Родине, надо чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящих вклад в общее дело.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - процесс сложный и длительный, не может происходить от случая к случаю. Результата можно достичь только систематической работой, и эта работа в основном, происходит как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время.
Педагогами ДОУ проведено анкетирование родителей средних, старших, подготовительных групп в целях выявления проблем патриотического воспитания маленького гражданина. Этот небольшой срез родительского мнения показал, что родители достаточно серьёзно относятся к патриотическому воспитанию своих детей – это 76% опрошенных, 92% считают необходимостью воспитывать патриотические чувства у ребёнка. Считают себя патриотами 84% пап и мам, 16% родителей безразличны.
Вместе с тем, только 38% посещают с детьми выставки военно-патриотической направленности, смотрят фильмы военной тематики, слушают песни военных лет и т.д. Многие семьи имеют архивы, родословное древо, фотоальбомы, реликвии и пр., но не знакомят с материалом своих детей.
В некоторых современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Принимая во внимание актуальность данного вопроса, самым эффективным методом воспитания патриотических чувств дошкольников стало использование проектной деятельности нравственно-патриотического направления с включением поисково-исследовательской деятельности.
Вариантов названий проектов по нравственно-патриотическому воспитанию может быть множество, например:
- «Наша армия родная», «На границе», «С чего начинается Родина?», тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа - поэтому целесообразно проводить такие проекты, как «Весна Победы», «Этих дней не смолкнет слава…» и т.д.
В преддверии юбилейной даты победы над фашизмом. Мы разработали ряд проектов посвящённых героям Отечественной войны. Например, проект:
«Улицы нашего города»,
Вид проекта: Информационный, творческий.
Продолжительность проекта: Краткосрочный (месяц)
Участники проекта: Воспитатели, родители, дети.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Актуальность проекта
Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе «Об образовании в РФ». В настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом.
Исследования показывают, что у большинства дошкольников недостаточно сформированы знания о родном городе, дети сомневаются в ответах, недостаточно владеют информацией, многие родители затрудняются в знании истории города, а также не имеют возможности посещать культурные учреждения из-за высокой занятости.
Цель проекта: Сформировать знания детей об исторических названиях улиц: Михаил Арыкович Сельгиков, Юрия Константиновича Клыкова, Василий Алексеевич Хомутников, Елизавета Ивановна Чайкина, объектах исторического и культурного наследия, находящиеся на этих улицах (аллея героев, памятник Басану Бадминовичу Городовикову)
Задачи:
1. Воспитывать у детей любовь к Родине, к родному городу; уважение к героям ВОВ.
2. Расширять представления детей об истории улиц родного города, обогащать словарный запас и связную речь.
3. Формировать пространственные представления у детей, умения
ориентироваться на улицах родного города
4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком.
5. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности через формирование представлений об улицах родного города.
6. Научить применять полученные знания в практической деятельности.
Организация проекта.
1этап Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
Проблема исследования: Рассматривая иллюстрации с изображением улиц города Элиста, дети задавали вопросы: «В честь кого или чего их так назвали?» «Что это за здание, дом, что в нем сейчас находится?»
Гипотеза исследования: (Выдвигалась в процессе совместного обсуждения воспитателя с детьми)
В соответствии с проблемой и гипотезой исследования, дети с помощью воспитателя поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:
- выяснить, какие здания, достопримечательности находятся на улицах
- познакомиться с биографией выдающихся земляков
- посетить памятники, установленные этим людям.
Основополагающий вопрос:
Зачем улицам имена?
Проблемный вопрос
А знаешь ли ты, в честь кого названы улицы
твоего района?
Учебные вопросы
На какой улице ты живешь?
Какие улицы являются главными в нашем городе?
Почему в названиях улиц мы часто слышим фамилии?
В честь, каких людей дают названия улицам? А могут ли названия улицы поменяться?
2 этап. Организация исследования в рамках проекта.
1. Сбор, анализ и систематизация информации об улицах города совместно с родителями и педагогами ДОУ.
-экскурсия к памятнику Б.Б.Городовикова, улицам названным в честь героев ВОВ;
2. Творческая познавательная деятельность детей.
-коллективное рисование на тему «Улица, на которой я живу»
-совместные с воспитателем дидактические игры: «Герб России», «Назови кто», «Где находится памятник?», «Составь карту», «Что нужно артиллеристу», «Отгадай военную профессию», «Кто защищает наши границы»
3.НОД Социальный мир «Ознакомление с родным городом»: игра- путешествие по родному городу.
3. этап
Презентация результатов проектной деятельности:
-открытое занятие «Их именами названы улицы» (просмотр презентации «Их именами названы улицы»)
-выставка рисунков «Улица, на которой я живу»
- Пополнение методической копилки новыми материалами (разработка конспектов занятий «Улицы нашего города», (которые названы в честь героев ВОВ)
Проект «Улицы нашего города» | ||
Дата октябрь | Мероприятия | Подготовка |
Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы. | ||
I неделя | 1.Беседы: «В честь кого или чего их так назвали?» «Что это за здание, дом, что в нем сейчас находится?» 2.Дом.задание: - выяснить, какие здания, достопримечательности находятся на улицах; - познакомиться с биографией выдающихся земляков; - посетить памятники, установленные этим людям. | Отработка вопросов. Фотографии и иллюстрации с изображением улиц города Элиста. |
Сбор, анализ и систематизация информации об улицах города совместно с родителями и педагогами ДОУ. | ||
II неделя | 1.Экскурсия к памятнику Б.Б.Городовикова в парк «Дружба»; II пол.дня 2.Коллективное рисование на тему: «Улица, на которой я живу»; - совместные с воспитателем дид.игры: «Герб России», «Назови кто», «Где находится памятник?», «Составь карту», «Что нужно артиллеристу», «Найди, где я нахожусь», «Кто защищает наши границы», Д/и «Сложи памятник». 3. Просмотр ролика «Музей родного города». | 1.Сбор информации об улицах носящих фамилию героев ВОВ совместно с родителями. Семейные экскурсии по намеченным улицам, сбор информации и подготовка детских рассказов. 2.Прослушивание песни о родном городе «Элиста, Элиста – дочь калмыцких степей» в исполнении Данары Шалхаковой; «Песни военных лет». 3.Чтение художественной литературы: А. Митяев «Письмо с фронта», М. Светлов «Солдат Советской армии», стихотворений о родном городе. 4.Сюжетно – ролевая игра «Мы строители». |
III неделя | 1.НОД Социальный мир «Ознакомление с родным городом»: игра – путешествие II пол.дня 2.Рассказы детей об улицах, названных в честь героев ВОВ | Отработка конспекта к НОД. Сбор детских рассказов |
IV неделя | 1.Презентация результатов проектной деятельности: «Их именами названы улицы» 2.Выставка рисунков на тему «Улица, на которой я живу» 3.Представление метод-х материалов по итогам проекта (разработка конспектов занятий «Улицы нашего города», которые названы в честь героев ВОВ) | Подготовка рисунков к участию в конкурсе детского творчества «Галерея Великой Победы» |
Ожидаемый результат:
Для детей:
• Сформированные знания у детей об улицах родного города, их истории, достопримечательностях, о героях ВОВ, сформированность патриотических чувств, уважения к героям войны, их поступкам.
• Умение ориентироваться на улицах родного города.
Для родителей:
• Повышение интереса к совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
• Позитивные изменения в стиле взаимодействия ребенок-родитель.
Практическая значимость проекта заключается в создании благоприятных условий для обобщения материала по формированию у дошкольников представлений о родном городе и его улицах, названных в честь героев ВОВ. Теоретическая значимость проекта заключается в разработке содержания, форм и методов, предусматривающих поэтапную организацию приобщения детей к истории города и его улиц, вовлечения родителей в совместные мероприятия.
Литература
Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007г.
Зеленова Н.Г. «Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа» М.: Скрипторий. 2003г, 2008г.
Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне.2 М.: ГНОМ и Д, 2008г.
Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.» М.: Сфера, 2005г.
Логинова Л.В. «Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию» М.: Скрипторий 2003г, 2008г.
В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Гражданско-патриотическое воспитание в детском саду» Мозаика-синтез, 2008г.
Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы»
И. Казакова. «Особенности патриотического воспитания» Обруч .№ 6 – 2003г.
Р. Л. Агишева. «Я – Башкортостанец» Уфа-Биро, 2003г.
Р. Х. Гасанова «Земля отцов» Уфа –Биро, 2004г.
В. Ищук. «Народные праздники» Ярославль 2000г.
С. Козлова «Мой мир» Москва. 2000г.
На этом хотелось бы сделать
Вывод: Патриотизм - это постоянная работа ума и души, любовь и уважение к старшим, каждодневные усилия во имя того, чтобы наша общая родина - Россия становилась могущественнее и краше, чтобы граждане Российской Федерации независимо от их национальности жили лучше и верили в будущее своих детей и внуков. Это - уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства.
И закончить своё выступление цитатой
«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности (стороне) человек похож на иссушенное растение перекати – поле».
С.Лихачев
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/16/picture-42147.jpg)
Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию
Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/08/picture-191232-1365449414.jpg)
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/11/picture-265148-1370948838.jpg)
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/11/picture-265186-1370956357.jpg)
Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)
Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/30/picture-638748-1432982119.jpg)
Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"
Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/08/picture-752150-1454950404.jpg)
Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»
Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/28/picture-883928-1485594534.jpg)
Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».
Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....