Картотека опытно - экспериментальной деятельности с природным материалом
картотека (подготовительная группа)

Альховикова Ирина Анатольевна

Опыты с природным материалом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека

опытно - экспериментальной деятельности с природным материалом

(По О.В. Поповой «Рабочая тетрадь по опытно – экспериментальной деятельности»)

Опыт «Угадайка»

Цель.

    Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

Материалы. Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы.

    Перед детьми находятся различные пары предметов. Дети рассматривают их и определяют, чем они похожи и чем отличаются. (Похожи по размеру, отличаются по весу.) Берут предметы в руки, проверяют разницу в весе.

    Детям предлагается с закрытыми глазами по звуку упавшего на пол предмета определить, легкий он или тяжелый. (У тяжелого предмета звук от удара громче.)

Вывод. 

    Одинаковые по форме и величине предметы могут иметь разный вес.

Задание.

    Нарисуйте четыре шарика одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы.В первой паре шариков (деревянный и железный) обведите красным карандашом - более тяжелый шарик, А во второй паре шариков (поролоновый и пластмассовый) обведите синим карандашом -  более легкий

Опыт «Бумажный вихрь» 

Цели.

    Познакомить детей со свойствами бумаги (плотность), воспитывать наблюдательность. Материалы. Кусочки тонкой цветной бумаги и цветного картона.

    Детям дают кусочки цветной бумаги и картона. Ребята сдувают их с помощью «ветра», создаваемого дыханием, наблюдают за полетом. Кусочки какой бумаги летят лучше, почему?

Вывод.

    Кусочки тонкой бумаги легче, поэтому они лучше летят. Кусочки картона тяжелее, поэтому они летят хуже.

Задание. 

    Нарисуйте двух птичек. Обведите карандашом ту птичку, которая полетит дальше, если  на нее подуешь..

Опыт «Волшебное сито»

Цели.

    Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита,

    Развить самостоятельность.

Материалы. Совки, различные сита, ведерки, миски, крупа манная и рис, песок, мелкие камешки.

    У хозяйки случилось несчастье. Она нечаянно уронила банки с крупой, крупа вся перемешалась. (Воспитатель показывает миску с крупой.) Как отделить рис от манки? Дети пробуют отделить пальчиками. Отмечают, что получается медленно. Как можно это сделать быстрее? Посмотрите, нет ли у нас каких-то предметов, которые могут помочь нам? Находят сито. Что это? Для чего необходимо? Как этим пользоваться? Что остается в сите? Что из сита сыплется в миску? Найдем вещества, которые можно просеять. Обнаруживаем, что в песке много камешков. Как отделить песок от камешков? Дети самостоятельно просеивают песок. Что у нас в миске? Что осталось в сите? Почему крупные предметы остаются в сите, а мелкие сразу попадают в миску? Для чего необходимо сито? Есть ли сито дома?

Вывод.

    При просеивании через сито мелкие вещества ссыпаются вниз, а крупные предметы остаются в сите.

Задание. 

Тебе нужно просеять песок с камушками через сито. Нарисуйте сито, что останется в сите, а что - под ним.

Опыт «Разные ножки бегут по дорожке»

Цели.

    Продолжать знакомить детей со свойствами влажного песка, развивать ориентировку в пространстве.

Материалы. Влажный песок, игрушки.

    Дети экспериментируют, отпечатывая следы разной обуви на песке, оставляя отпечатки следов игрушек с колесами.

|Вывод. 

    На мокром песке хорошо видны следы.

Задание. 

   Нарисуйте следы, которые оставят на песке предметы.

Какой формы эти следы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Игры с природными материалами" (с водой, песком, природным материалом) (старший дошкольный возраст).

По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством во...

Мастер - класс для педагогов ДОУ по экспериментальной деятельности с различными материалами Тема "Путешествие маленького утёнка"

Демонстрация некоторых видов экспериментирования с водой, льдом, песком, магнитом, бумагой. Обсуждение с педагогами о развитии ребёнка через познавательно-исследовательскую деятельность, выявление &qu...

Педагогический совет по экспериментальной деятельности дошкольников (пакет материалов для проведения мероприятия)

Пакет материалов содержит полную разработку подготовки и проведения педагогического совета по теме "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников":...

Дидактическая-экспериментальная игра с природным материалом «Тонет-не тонет».

Настоящая игра предлагается для работы с детьми второй младшей группы, а также среднего возраста. Дети по очереди бросают в воду разный природный материал и предполагают, что с ним случится: он утонет...

Мастер-класс для родителей «Экологическое воспитание детей посредством игр с природным материалом и экспериментальной деятельности»

Формирование у родителей компетентности в области экологического воспитания посредством экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях....

Занятие НОД по опытно -экспериментальной деятельности "Песок природный фильтр"

расширение знания детей о свойствах песка  и его применении через исследовательскую деятельность, используя опыты...

Опытно - экспериментальная деятельность. Световые природные явления.

Опытно - экспериментальная деятельность. Световые природные явления....