Опытно - экспериментальная деятельность. Световые природные явления.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

телицына анастасия викторовна

Опытно - экспериментальная деятельность. Световые природные явления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно- экспериментальная деятельность в детском саду. Тема: «Свет».

Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами познакомимся с природными  световыми явлениями и отправимся в путешествие.

1. https://yandex.ru/video/preview/4222181506708483629

Вот мы с вами в Ленинградской области. Какое природное явление мы наблюдаем?

- «Смена дня и ночи».

Ребята, как вы думаете, можем ли мы наблюдать это явление у нас в группе?

                                                           Опыты.

Опыт № 1. «Как происходит смена дня ночи».

Цель: 

- объяснить детям, почему бывает день и ночь. 

Оборудование: фонарик, глобус.

Лучше всего сделать это на модели Солнечной системы. Для нее понадобятся всего-то две вещи — глобус и обычный фонарик. Включите в затемненной групповой комнате фонарик и направьте на глобус, примерно на ваш город. Объясните детям: «Фонарик — это Солнце, оно светит на Землю. Там, где светло, уже наступил день. Вот, еще немножко повернем — теперь оно как раз светит на наш город. Там, куда лучи Солнца не доходят, — у нас ночь. Спросите у детей, как они думают, что происходит там, где граница света и темноты размыта. Любой малыш догадается, что это утро либо вечер.

2. https://yandex.ru/video/preview/16729422949150220791

  Следующая остановка – Санкт – Петербург.

Какое природное световое явление мы с вами увидели?  Правильно – это радуга.  А можем ли мы увидеть радугу в группе?  

            Опыт № 2. «Радуга».

Ребята, сегодня мы попробуем создать радугу в группе. Для этого нам понадобиться

Оборудование: прямоугольный лоток, обычная вода, зеркало, настольная лампа или фонарик.

Ход эксперимента: В лоток наливаем немного воды, опускаем в него под небольшим наклоном зеркало. Луч света от лампы направляем на погружённую в воду часть зеркала.

Регулируя наклон зеркала, на белом листе картона получаем радугу.

Вывод: В результате на картонке появилось отражение всех цветов радуги, мы смогли получить радугу в «домашних» условиях.  Опытным путем мы доказали, что эффект радуги можно получить и в домашних условиях и в любое время года любоваться этим красивейшим природным явлением.

 

 «Радуга»

 Оборудование: 10 столовых ложек сахара, 5 стеклянных стаканов, пищевая краска (гуашь) разных цветов – 4 цвета, вода, шприц, столовая ложка.                                                                                                           В каждый стакан добавляем разное количество сахара:

- 1 стакан – 1 ст. ложка сахара,

- 2 стакан – 2 ст. ложки сахара,

 - 3 стакан – 3 ст. ложки сахара,

- 4 стакан – 4 ст. ложки сахара.

В стаканы, выставленные по порядку, наливаем по 3 столовых ложки воды и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Затем в каждый стакан добавляем несколько капель одной краски и перемешиваем.

- 1ст. – красную краску

-  2ст. – зеленую краску

- 3 ст. – желтую краску

-  4 ст. – синюю краску

Можно в любой последовательности, главное выдержать сочетание цветов.

В чистый стакан начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го стакана и по порядку – в обратном отсчете (4-3-2-1). Добавлять краски надо аккуратно, с помощью шприца (пипетки), выдавливая краски по краю стенки стакана.

Вывод: Чем больше количество сахара, тем больше повышается плотность воды.

Следовательно, 4-й стакан с краской - его слой в стакане будет самым низким, так как в нем больше всего сахара. Меньше всего сахара в 1-м стакане, поэтому он окажется наверху.

3. https://yandex.ru/video/preview/8343922352384700375

  Отправляемся дальше. Мы с вами оказались в Мурманске, на севере нашей родины.  Какое природное явление мы наблюдаем здесь?  Правильно – это северное сияние.

Можем мы с вами увидеть это явление в нашей группе?                                                                          

Опыт № 3.  «Северное сияние в молоке». 

Сейчас мы с вами попробуем сами сделать своё северное сияние.                                   Оборудование: Тарелки, молоко, пищевые красители или гуашь, моющее средство.

 Перед вами тарелки с молоком. Теперь вспомните какие цвета присутствуют в северном сияние (желтый, зеленый, красный, синий, фиолетовый).  Сейчас каждый из вас должен кисточкой взять те цвета, которые вы хотите увидеть в своём Северном сиянии и капнуть в свою тарелку с молоком, затем поверх орнамента капаем одну капельку моющего средства. Далее наблюдаем за реакцией.

4. https://yandex.ru/video/preview/8343922352384700375

Ребята сейчас мы с вами в Новосибирске. Какое явление мы видим?

Опыт № 4. «Затмение солнца».

Ребята, а как вы думаете можем ли мы увидеть «солнечное затмение» в группе?

Цель: объяснить детям, почему бывает затмение солнца.                                                         Оборудование: фонарик, мяч.

Самое интересное, что не Солнце делается черного цвета, как думают некоторые. Мы смотрим все на ту же Луну, которая как раз расположилась напротив Солнца. Да... звучит непонятно. Нас выручат простые подручные средства.

Возьмите крупный мяч (это, естественно, будет Луна). А Солнцем на этот - раз станет наш фонарик. Весь опыт состоит в том, чтобы держать мяч напротив источника света — вот вам и черное Солнце... Как все просто, оказывается.

5. https://yandex.ru/video/preview/17615661912017464702

Ребята, а сейчас мы с вами оказались в столице нашей родины – Москве.

Какое природное явление мы наблюдаем здесь?  Гроза.                                                                                                                                                                                  

Опыт № 5. «Что такое гроза?»

Эффект статического электричества лежит в основе образования молний. Они возникают благодаря контакту разно заряженных облаков между собой или с озоновым слоем. Естественно, сила таких зарядов очень высока и молнии смертельно опасны для человека.

Цель: Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе.                                                        

Материал и оборудование: Пластмассовая линейка, тонкая бумага, тряпочки.

 Нарежьте бумагу полосками. Высыпьте полоски бумаги на тарелки. Проведите несколько раз шерстяной тряпочкой по линейке, а затем поднесите ее вплотную к полоскам бумаги.                   Что происходит?                                                                                                                                              Бумага прилипла к линейке. Почему?                                                                                                      Отрицательно заряженная линейка притягивает к себе положительно заряженные кусочки бумаги. Вывод: При натирании ткань наэлектризовалась, появление треска - проявление электричества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ «Природные явления».

Сценарий опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ «Природные явления»....

Конспект ОД в подготовительной к школе группе по опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ «Природные явления».

Конспект ОД в подготовительной к школе группе по опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ «Природные явления»....

Конспект ООД в подготовительной к школе группе по опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ «Природные явления».

Цель: Расширение знаний детей о природных явлениях. Задачи: 1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности. 2. Уточнить представления о п...

Конспект НОД в подготовительной группе по опытно-экспериментальной деятельности "Природные явления: извержение вулкана, дождь, радуга"

НОД с использованием наглядных (мультимедийные слайды, схемы, видеоматериалы, словесных (беседа, рассказ, вопросы поискового характера) и практических (опыты) методов, которые направлены на применение...

НОД по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Загадки природы - природные явления».

Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.  Уточнить представления о природных явлениях: извержение вулкана, дожде, радуге....

Занятие НОД по опытно -экспериментальной деятельности "Песок природный фильтр"

расширение знания детей о свойствах песка  и его применении через исследовательскую деятельность, используя опыты...