Исследовательский проект. Тема проекта «Русская берёзка»
проект (старшая группа)

 Исследовательский проект. Тема проекта «Русская берёзка»

Сиротенко Марина Васильевна

 

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Предмет исследованияберёза.

По количеству участников: групповой (старшая группа).

Проблема:

1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.

2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения.

Актуальность:

С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Цель проекта: содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:

Образовательные задачи:

Вовлечь родителей в образовательный процесс группы, с целью развития позитивных детско-родительских отношений, наполнять реальную жизнь ребенка и родителей богатым содержанием, которое выражается в совместной продуктивной деятельности детей.

Формировать представление о взаимосвязи живой и неживой природы, живых организмов между собой.

Развивающие задачи:

Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, отражать результаты наблюдений и опытов в разных видах творческой деятельности детей (изобразительной, исследовательской, коммуникативной, музыкальной, игровой, двигательной)

Воспитательные задачи:

Воспитывать чувство прекрасного через общение с природой, прививать любовь к родной природе.

Гипотеза:

Если мы будем знакомить детей с березой и ее лечебными свойствами, это позволит бережно относиться к ней и воспитает любовь к природе.

ОбъектБерёза

Используемые технологии:

ИКТ, здоровьесберегающие, образовательные.

Методы: игровой, словесный, наглядный, демонстрационный, практический.

Теоретическая часть:

1. Сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми«Березка живая или нет?»«Кто сажает растения в селе? Для чего?»«Как посадить березку на участке детского сада?»«Почему так много берез в России?».

2. Разработаны учебные вопросы для детей«Какую роль играет береза в жизни человека?»«Как помочь березовой роще?»«Какие ассоциации вызывает слово береза?»«Почему береза называется березой?»

3. Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки, подвижных игр, игр - упражнений, дидактических игр, комплекса утренней гимнастики «Поход в березовую рощу».

4. Провели опрос родителей в своей группе по использованию ими берёзы в настоящее время. Из опроса видно, что родители не знают многих полезных свойств берёзы

Этапы реализации проекта:

1-подготовительный. Обсуждение целей и задач, создание условий для реализации проекта.

2- основной. Реализация основных видов деятельности по образовательным областям, направленных на реализацию проекта.

3-заключительный. Обработка практических и методических материалов. Обобщение материалов проекта. Выступление на педсовете по обмену опытом «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Предполагаемые результаты проекта:

В результате реализации проекта ожидаю, что дети овладеют нормами поведения по отношению к природе, у них появится желание сохранить ее и при необходимости оказывать помощь деревьям. Они узнают о лечебной пользе березки и запомнят, что можно сделать из дерева. Дети своими руками посадят дерево и будут за ним ухаживать. Познакомятся с картинами известных художников и научатся сами рисовать березку. Выучат стихи, песни, хороводы. Все это поможет воспитать гуманность, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом. А также повысить экологическую культуру не только детей, но и их родителей.

Реализация проекта:

Образовательная область «Познание»:

1. Наблюдения за берёзой во время прогулок.

2. Д/и«Найди листок березы»«Закончи фразу»«Подбери слова-приятели»«С кем дружит береза?»«Что сначала, что потом?»«Что лишнее?»

3. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.

4. Оформление выставки (рисование и аппликация берёзы)

5. Засыпание снегом корней берёзки.

6. Беседы«Берёзовый сок и его польза»«Лечебные свойства берёзы»

Образовательной область Речевое развиие «Чтение художественной литературы»

1. Берёзка» Л. И. Горошкина;

2.«Росла Берёзка у дороги» В. А. Злоказова;

3.«Ода берёзе» Н. И. Птухина;

4.«Берёзка голову склоняла»Л. М. Смирнова;

5.«Песнь берёзе» Л. Н. Сурнина;

6. Пословицы, поговорки, народные приметы о берёзе.

7. Стихотворения о березе«Люблю берёзку русскую» автор: А. Прокофьев, С. Есенин «Белая береза».

Образовательной областью «Физическое развитие»

1. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу».

2. Подвижные игры«Раз, два, три к названому дереву беги - берёзе»,

«Кто больше соберет грибов подберезовиков»«Венок» (из березы,

«Кто быстрее соберет березовые листья».

Образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие»:

 

1. Рисование«Осенняя берёза»

2. Аппликация из цветной бумаги «Белоствольная красавица»

3. Пение без сопровождения р. н. м. «Во поле берёзонька стояла».

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Беседа«Что я знаю о берёзе»«Берёза строить и жить помогает»

2. НОД по речевому развитию «Берёза - белая подруга»

3. Загадывание загадок.

Работа с родителями:

 

1 Участие в подборе художественной литературы о березе, иллюстраций, репродукций картин, информации из печатных и электронных источников: книг, энциклопедий, сайтов и т

2. Участие родителей в проведение дома с детьми опытов, индивидуальных исследований.

Заключение:

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.

Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Я и мои дети будем и дальше проводить проекты экологической направленности.

Литература:

1. Н. С. Авдеев. Русские пословицы и поговорки. Детская литература, 1996

2. Т. Поликарпова. Две берёзы на холме. Детская литература, 2003.

3. О. А. Шаповалова. Сценарии народных праздников

4. Т. А. Шорыгина. Деревья. Какие они? М.: ГНОМ, 2003.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

 Исследовательский проект. Тема проекта «Русская берёзка»

Сиротенко Марина Васильевна

Харитонова Наталья Юрьевна

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Предмет исследованияберёза.

По количеству участников: групповой (старшая группа).

Проблема:

1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.

2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения.

Актуальность:

С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Цель проекта: содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:

Образовательные задачи:

Вовлечь родителей в образовательный процесс группы, с целью развития позитивных детско-родительских отношений, наполнять реальную жизнь ребенка и родителей богатым содержанием, которое выражается в совместной продуктивной деятельности детей.

Формировать представление о взаимосвязи живой и неживой природы, живых организмов между собой.

Развивающие задачи:

Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, отражать результаты наблюдений и опытов в разных видах творческой деятельности детей (изобразительной, исследовательской, коммуникативной, музыкальной, игровой, двигательной)

Воспитательные задачи:

Воспитывать чувство прекрасного через общение с природой, прививать любовь к родной природе.

Гипотеза:

Если мы будем знакомить детей с березой и ее лечебными свойствами, это позволит бережно относиться к ней и воспитает любовь к природе.

ОбъектБерёза

Используемые технологии:

ИКТ, здоровьесберегающие, образовательные.

Методы: игровой, словесный, наглядный, демонстрационный, практический.

Теоретическая часть:

1. Сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми«Березка живая или нет?»«Кто сажает растения в селе? Для чего?»«Как посадить березку на участке детского сада?»«Почему так много берез в России?».

2. Разработаны учебные вопросы для детей«Какую роль играет береза в жизни человека?»«Как помочь березовой роще?»«Какие ассоциации вызывает слово береза?»«Почему береза называется березой?»

3. Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки, подвижных игр, игр - упражнений, дидактических игр, комплекса утренней гимнастики «Поход в березовую рощу».

4. Провели опрос родителей в своей группе по использованию ими берёзы в настоящее время. Из опроса видно, что родители не знают многих полезных свойств берёзы

Этапы реализации проекта:

1-подготовительный. Обсуждение целей и задач, создание условий для реализации проекта.

2- основной. Реализация основных видов деятельности по образовательным областям, направленных на реализацию проекта.

3-заключительный. Обработка практических и методических материалов. Обобщение материалов проекта. Выступление на педсовете по обмену опытом «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Предполагаемые результаты проекта:

В результате реализации проекта ожидаю, что дети овладеют нормами поведения по отношению к природе, у них появится желание сохранить ее и при необходимости оказывать помощь деревьям. Они узнают о лечебной пользе березки и запомнят, что можно сделать из дерева. Дети своими руками посадят дерево и будут за ним ухаживать. Познакомятся с картинами известных художников и научатся сами рисовать березку. Выучат стихи, песни, хороводы. Все это поможет воспитать гуманность, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом. А также повысить экологическую культуру не только детей, но и их родителей.

Реализация проекта:

Образовательная область «Познание»:

1. Наблюдения за берёзой во время прогулок.

2. Д/и«Найди листок березы»«Закончи фразу»«Подбери слова-приятели»«С кем дружит береза?»«Что сначала, что потом?»«Что лишнее?»

3. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.

4. Оформление выставки (рисование и аппликация берёзы)

5. Засыпание снегом корней берёзки.

6. Беседы«Берёзовый сок и его польза»«Лечебные свойства берёзы»

Образовательной область Речевое развиие «Чтение художественной литературы»

1. Берёзка» Л. И. Горошкина;

2.«Росла Берёзка у дороги» В. А. Злоказова;

3.«Ода берёзе» Н. И. Птухина;

4.«Берёзка голову склоняла»Л. М. Смирнова;

5.«Песнь берёзе» Л. Н. Сурнина;

6. Пословицы, поговорки, народные приметы о берёзе.

7. Стихотворения о березе«Люблю берёзку русскую» автор: А. Прокофьев, С. Есенин «Белая береза».

Образовательной областью «Физическое развитие»

1. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу».

2. Подвижные игры«Раз, два, три к названому дереву беги - берёзе»,

«Кто больше соберет грибов подберезовиков»«Венок» (из березы,

«Кто быстрее соберет березовые листья».

Образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие»:

1. Рисование«Осенняя берёза»

2. Аппликация из цветной бумаги «Белоствольная красавица»

3. Пение без сопровождения р. н. м. «Во поле берёзонька стояла».

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Беседа«Что я знаю о берёзе»«Берёза строить и жить помогает»

2. НОД по речевому развитию «Берёза - белая подруга»

3. Загадывание загадок.

Работа с родителями:

1 Участие в подборе художественной литературы о березе, иллюстраций, репродукций картин, информации из печатных и электронных источников: книг, энциклопедий, сайтов и т

2. Участие родителей в проведение дома с детьми опытов, индивидуальных исследований.

Заключение:

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.

Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Я и мои дети будем и дальше проводить проекты экологической направленности.

Литература:

1. Н. С. Авдеев. Русские пословицы и поговорки. Детская литература, 1996

2. Т. Поликарпова. Две берёзы на холме. Детская литература, 2003.

3. О. А. Шаповалова. Сценарии народных праздников

4. Т. А. Шорыгина. Деревья. Какие они? М.: ГНОМ, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

паспорт проекта. Тема проекта: Путешествие в сказочное королевство" с использованием развивающих и дидактических игр

                             ПАСПОРТ ПРОЕКТААвтор: Бекетова Ольга Михайловна – воспитатель старшей группы...

Учебно-методическая разработка по окружающему миру( старшая группа) по теме : Проект Что такое русская изба?

Цель проекта: Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважение к русской народной культуре.Задачи проекта: Познакомить детей с устройством русской избы;Познакомить с многообразием...

Название номинации: «Познавательный проект» Тема проекта: «Люблю берёзку русскую»

Создание проекта «Люблю берёзку русскую» представляется актуальной задачей, он направлен на развитие у детей интереса к традициям, истории своей страны....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПО ТЕМЕ «ПРАЗДНИК РУССКОЙ БЕРЁЗКИ»

В данном конспекте обогащаются и активизируются знания дошкольников о Родине - России, о  народных праздниках и традциях русского народа. Дети водят хороводы, читают заклички, отгадывают загадки ...

Исследовательская работа Тема проекта: «Чудо-лимон»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД № 48»КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА(МДОУ «ДС № 48»)456652, Челябинская область, город Копейск, улица Луганская, до...

Исследовательская работа Тема проекта: «Выращивание утят породы Агидель »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД № 48»КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА(МДОУ «ДС № 48»)456652, Челябинская область, город Копейск, улица Луганская, до...

ПРОЕКТ Тема: «Богатство русского народного творчества» Долгосрочный, познавательно-творческий для детей 3-4лет

Информационная карта проекта.НаименованиепроектаДуховно-нравственное воспитание дошкольников (познавательно-творческий для детей 3-4лет)Тема: «Богатство русского народного творчества»...