Конспект занятия для детей старшей группы по гражданско-правовому воспитанию
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Право ребенка на имя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_dlya_detey_star-shey_gruppy_po_grazhdansko-pravovomu_vospitaniyu.docx | 32.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию
(с использованием здоровье сберегающих технологий)
Тема: «право ребенка на имя»
Цель:
дать детям общее представление о праве на имя через знакомство с документом,
дающим данное право (свидетельством о рождении).
Задачи:
Образовательная
- Познакомить воспитанников с правом на имя и свидетельством о рождении.
Развивающая:
- Учить анализировать, сопоставлять, рассуждать и делать выводы;
- расширять кругозор детей
- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без
- прав.
Воспитательная:
- воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.
Словарь: конвенция, права, обязанности, фамилия, отчество, документ, свидетельство о рождении, клички-дразнилки, тёзки.
Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие
Речевое развитие Физическое развитие
Познавательное развитие
Предварительная работа: знакомство детей с пословицами и поговорками о семье, беседы об именах; знакомство с документом «Конвенция о правах ребенка», принятой в 1989 г; чтение художественной литературы;
задание родителям: рассказать детям об их именах, что означают; найти и выучить к занятию стихи о своем имени.
Оборудование: Книга «Конвенции о правах ребёнка»; мягкая игрушка Лунтик; -«Свидетельство о рождении»; штампики, палочки, краски, рамки «Свидетельство о рождении», флажок, мяч, магнитофон, торжественная музыка.
Содержание.
Организационный момент: (Воспитатель и дети становятся в круг).
Ты и я, ты и я, | дети указывают пальчиком друг на друга |
Мы с тобой одна семья | кладут руки на плечи друг другу |
Вместе мы читаем | делают «очки» |
Вместе мы играем, | прыгают на одной ноге |
И друзьям своим всегда мы помогаем | хлопаем в ладоши |
Мы немножко порезвились, | топают ногами |
По местам все разместились | садятся на стульчики |
Сюрпризный момент.
Вос-ль: Ребята, а у нас гость! Угадайте кто?
«Не совсем понятно мне
Как родился он и где,
Фиолетовой окраски,
Но совсем-совсем не страшный.
Дружелюбен, честен, ласков
Как зовут тебя, мохнатик?»
Дети: Лунтик.
Лунтик: здоровается с детьми, затем сообщает: «Сначала все долго думали кто я, назвали лунной пчелой, а уж потом друзья помогли мне выбрать имя. А ещё мне хочется, чтобы у меня была и фамилия, поможете?
Дети: конечно!
Вос-ль: В Конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию, отчество. А родителям выдают первый документ ребенка. О каком документе идет речь?
Дети: -«Свидетельство о рождении».
Вос-ль: (Показ документа). Правильно! В этом документе записаны имя, фамилия, отчество ребенка; год рождения, число, месяц, место рождения; и.ф.о. мамы и папы, национальность. У каждого из вас есть такое свидетельство. Когда придете домой, попросите папу или маму показать вам этот документ.
«Только ты на свет родился,
Право первое твоё -
Получи, чтоб им гордиться,
Имя личное своё.
Очень трудно самому,
Жить на свете одному.
Вос-ль: Кто вам даёт имя?
Дети: мама и папа.
Лунтик: а мне мои друзья!
Вос-ль: зачем нам нужно имя?
Дети: (Чтоб нас не перепутали, различали)
«Знают, знают все на свете,
Знают взрослые и дети –
Имя каждому дано,
И у каждого одно!»
- Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?
Дети: (Называть друг друга по имени)
Вос-ль: На Руси наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как: Добрыня (делающий добро); Любомир (любящий мир, людей); Людмила (милая людям); Вера, Любовь, - все это древнерусские имена. И сейчас родители серьёзно подходят к этому вопросу, даже иногда спорят. Ведь имя даётся на всю жизнь!
По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. К одному человеку обратились «Андрюшенька», а к другому «Анна Петровна». Что же вы скажете про этих людей?
Дети: - «Андрюшенька» — это мальчик, а «Анна Петровна» — это женщина.
Вос-ль: Правильно. А если одного ребенка зовут «Илья», а другого «Ксюша», что можно сказать про этих детей?
Дети: - Можно сказать, что это мальчик и девочка.
Вос-ль: -Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?
Ответ: - По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.
Вос-ль: - Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству?
Дети: - По имени и отчеству обращаются к старшим людям.
Вос-ль: называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему; а вам нравятся ваши имена? Ребята, может быть, кто-нибудь из вас знает, почему именно так назвали вас ваши родители? И что обозначают ваши имена?
«Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу,
Оттого узнать бы надо,
Что же имя наше значит».
(Дети называют значения своего имени).
Вос-ль: известно ли вам что имена растут вместе с вами? Вы подрастаете, и ваше имя вырастает. Например, Таня- Татьяна.
Игра: «Как растёт имя». Вначале воспитатель показывает ребятам свои детские фото и рассказывает, как с годами изменялось её имя (например, Настенька —Настя — Анастасия — Анастасия Олеговна).
Затем ребята также должны, видоизменяя своё имя, определить, как оно будет звучать, кода они станут взрослыми.
Вос-ль: у каждого человека есть свое имя. Поэтому обращаться друг к другу нужно вежливо, по имени. И, конечно же, недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку, обзывать. Это нарушение его права на имя.
Лунтик: у нас тоже никто не дразнится, даже Вупсень и Пупсень.
Вос-ль: сегодня мы говорим о праве на имя. У нас у всех есть имя. А зачем оно вам?
(ответы-предположения детей).
- А как бы вы обращались друг к другу, если бы не было имен?
(Эй, ты. Эй, вы. Эй, девочка. Эй, мальчик и т.д.)
Это оскорбительно, обидно, невежливо. Никогда не отзывайтесь, если кто-то вас зовет таким образом. Но, вот иногда вы хотите обратиться к кому-то, а имени этого человека не знаете. Как поступить в этом случае?
- Надо познакомиться.
- А вы умеете знакомиться? Давайте поиграем. Представьте, что вы не знаете друг друга и очень хотите познакомиться.
Пример: - Как тебя зовут?
- Саша. А тебя как?
- Вова.
-Хорошо. Вы узнали имя, но были не совсем вежливы. Потому что, когда хотите познакомиться, надо всегда улыбаться. А когда узнали имя, надо вежливо сказать: «Очень приятно. Рад нашему знакомству. Сердечно рад».
Проиграть в игру еще раз с Лунтиком.
Молодцы, ребятки, вы старались. Каждому человеку приятно слышать свое имя в ласковой форме, он сразу расцветает. А вы можете подарить своему соседу радость? Давайте поиграем в игру: «Назови соседа ласково». (С мячом).
Вос-ль: А какие правила необходимо соблюдать, чтобы не нарушать право на имя?
- Не дразниться.
- Не придумывать клички.
- Не называть имя грубо.
- Обращаться с уважением.
- Если это взрослый человек, то по имени и отчеству.
- Если нарушил правило, то извиниться и попросить прощения.
Вос-ль: Молодцы! Дети, а помните, мы договорились, что вы с родителями поищете стихи про ваше имя. Кто-нибудь выучил?
(дети читают стихи о своем имени).
Вос-ль: Отлично. Каждое имя по-своему красиво. Но, запомните, «Не имя красит человека, а человек свое имя»! Вы вырастете, будете делать добрые дела и прославите свое имя. А какими добрыми делами вы можете похвастаться сейчас?
Дети: Я убираю за собой игрушки после игры.
Дети: Я заправляю постель.
Дети: Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома.
Дети: Я слушаюсь своя маму и своего папу.
Вос-ль: это не просто добрые дела, это ваши обязанности. Нет прав без обязанностей.
Физ. минутка
Эй, ребята! Встаньте в круг! | Дети встают в круг |
Вот как много стало рук. | Руки вперед, тыльной стороной кверху |
Чьи же руки подскажите | Дети называют свои имена |
И ладошки покажите | Переворачивают ладошки кверху |
А теперь за руки взялись | Берутся за руки |
И по кругу разбежались | и бегут по кругу |
Получился дом имен | Сделали крышу над головой |
В этом доме мы живем! | Руки подняли вверх |
Вос-ль: А сейчас я вам загадаю математическую загадку: Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка побежали в лавочку и купили прянички. Сколько девочек купили прянички?
(одна). Правильно, потому что это все ласкательные слова от имени Маша, Мария.
Вос-ль. сейчас я предлагаю поиграть в игру «Как зовут моих маму и папу». (Передавая друг другу флажок, дошкольники быстро должны назвать имя и отчество родителей).
Вос-ль: -Ребята, а кто такие - тезки? Вы не знакомы с этим словом? Что оно обозначает?
Дети: Тезки – это люди, у которых одинаковые имена.
Вос-ль: -Правильно. А теперь послушайте стихотворение Зои Александровой
«Восемь Тань»:
В этой группе восемь Тань
– Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду – Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу восемь Тань.
Разобраться с ними нужно!
А ведь это очень просто.
Вос-ль: -А как вы думаете, как можно разобраться в этой ситуации?
Дети -Может быть по фамилии?
совершенно, верно, по фамилии. Хотя бывает и так, что в группе сразу две Ивановых Насти.
Что же поможет в этом случае?
Дети: в этом случае поможет отчество.
Вос-ль: в такой ситуации нам поможет отчество. Отчество образуется от имени отца. Подумайте, как будут называть вас?
Ответы детей.
Лунтик: А у меня нет отца!
Вос-ль: зато мы, как обещали, придумаем тебе фамилию.
Варианты детей…Ты родился на луне, а живёшь на планете Земля, пусть твоя фамилия будет – Землянин! Нравится?
Лунтик: вот здорово, как красиво! Землянин!
Вос-ль. Ребята, давайте нарисуем красивое свидетельство о рождении для Лунтика. И я впишу в него его имя и фамилию.
Пальчиковая игра «Подарки»
Пальцы в гости к нам пришли
И подарки принесли.
Будем мы их представлять
И подарки принимать.
Вот большой, он палец мудрый,
Книгу хочет нам вручить.
Указательный придумал
Нам фонарик подарить.
Средний нам принес коробку.
Интересно, что же в ней?
Пластилин есть и бумага
И набор карандашей.
Безымянный — славный мальчик,
Всем друзьям принес он мячик.
А малыш — мизинчик
Игрушечный автомобильчик.
Скажем мы: «Спасибо, пальцы!»
И продолжим заниматься.
(Выполнять движения соответственно тексту.)
Рисование «Нарисуй узор, какой ты хочешь».
Дети при помощи штампиков, палочек раскрашивают рамку «Свидетельство о рождении».
Гимнастика для глаз: «Отдыхалочка"
Мы играли, рисовали)
Наши глазки так устали.
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть - чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем.
Выполняются действия, о которых идет речь
Воспитатель: (Под торжественную музыку) Любимый наш Лунтик, мы дарим тебе это свидетельство. Теперь у тебя есть твой сказочный документ. А остальные свидетельства раздай своим друзьям, им тоже будет приятно!
Лунтик. Спасибо ребята, я очень рад. Пойду покажу это свидетельство своим друзьям. До свидания ребята!
Рефлексия:
Вос-ль: сегодня на занятии мы говорили о праве детей. Что это за право?
Дети: Каждый ребенок имеет право на имя и фамилию.
-Как вы должны обращаться друг к другу?
Дети: (По имени)
Вос-ль: Какой самый первый документ, который есть у каждого ребёнка?
Дети: Свидетельство о рождении.
Вос-ль: В каком международном документе записаны права детей?
Вос-ль: Кто такие тёзки?
- Что расскажите родителям о нашем занятии?
-Ребятки на столе лежат смайлики, веселые и грустные, если вам понравилось наше занятие, возьмите веселого смайлика, а если нет, то грустного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение для детей старшей группы "Волшебница палитра" (сенсорное воспитание)
Цель: Ознакомить детей со свойствами гуаши. Развивать фантазию, воображение, наблюдательность.Материал: костюм для палитры, 2-3 чистых листа белой бумаги формата А4; гуашь, палитра, кисти ...
Конспект занятия для детей старшей группы по духовно- нравственному воспитанию «Пасхальный благовест»
Программное содержание: -познакомить детей с православным праздником Пасха; -приобщать к истокам культурных традиций русского народа; -закреплять знания о времени года: весна; -закреплять умение...
Проект непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы по духовно-нравственному воспитанию
Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: "Храмовая архитектура" ....
Консультация для родителей «Особенности воспитания и обучения детей старшей группы. Характеристика возраста детей старшей группы»
Предлагаю вашему вниманию уважаемые педагоги и родители использовать данную консультацию в обучении детей....
Консультация для родителей «Особенности воспитания и обучения детей старшей группы. Характеристика возраста детей старшей группы»
Консультация для родителей...
Конспект занятия для детей старшей группы по гражданско-правовому воспитанию на тему: «Есть город на свете среди городов»
Задачами данной разработки являются знакомство с некоторыми достопримечательностями города Тамбова,обогащение представлений о городе, в котором мы живём.Воспитание у детей гордости , любови к ро...
Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы "Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников"
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое, в наших детях, заложить нравственные основы, ...