Конспект занятия для детей старшей группы по гражданско-правовому воспитанию
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Горбунова Анастасия Олеговна

Право ребенка на имя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по   гражданско-правовому воспитанию

(с использованием здоровье сберегающих технологий)

Тема: «право ребенка на имя»

Цель:

дать детям общее представление о праве на имя через знакомство с документом,

 дающим данное право (свидетельством о рождении).

Задачи:

Образовательная

  • Познакомить воспитанников с правом на имя и свидетельством о рождении.

Развивающая:

  • Учить анализировать, сопоставлять, рассуждать и делать выводы;
  • расширять кругозор детей
  • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без
  • прав.

Воспитательная:

  • воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.

Словарь: конвенция, права, обязанности, фамилия, отчество, документ, свидетельство о рождении, клички-дразнилки, тёзки.

Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие                                                          

Речевое развитие                                                                                                                                    Физическое развитие

Познавательное развитие

Предварительная работа: знакомство детей с пословицами и поговорками о семье, беседы об именах; знакомство с документом «Конвенция о правах ребенка», принятой в 1989 г; чтение художественной литературы;

задание родителям: рассказать детям об их именах, что означают; найти и выучить к занятию стихи о своем имени.

Оборудование: Книга «Конвенции о правах ребёнка»; мягкая игрушка Лунтик; -«Свидетельство о рождении»; штампики, палочки, краски, рамки «Свидетельство о рождении», флажок, мяч, магнитофон, торжественная музыка.

Содержание.

Организационный момент: (Воспитатель и дети становятся в круг).

Ты и я, ты и я,

дети указывают пальчиком друг на друга

Мы с тобой одна семья

кладут руки на плечи друг другу

Вместе мы читаем

делают «очки»

Вместе мы играем,

прыгают на одной ноге

И друзьям своим всегда мы помогаем

хлопаем в ладоши

Мы немножко порезвились,

топают ногами

По местам все разместились

садятся на стульчики

Сюрпризный момент.

 Вос-ль: Ребята, а у нас гость! Угадайте кто?

«Не совсем понятно мне

Как родился он и где,

Фиолетовой окраски,

Но совсем-совсем не страшный.

Дружелюбен, честен, ласков

Как зовут тебя, мохнатик?»

Дети: Лунтик.

Лунтик: здоровается с детьми, затем сообщает: «Сначала все долго думали кто я, назвали лунной пчелой, а уж потом друзья помогли мне выбрать имя. А ещё мне хочется, чтобы у меня была и фамилия, поможете?

Дети: конечно!

Вос-ль: В Конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию, отчество. А родителям выдают первый документ ребенка. О каком документе идет речь?

Дети: -«Свидетельство о рождении».

Вос-ль: (Показ документа). Правильно! В этом документе записаны имя, фамилия, отчество ребенка; год рождения, число, месяц, место рождения; и.ф.о. мамы и папы, национальность. У каждого из вас есть такое свидетельство. Когда придете домой, попросите папу или маму показать вам этот документ.

«Только ты на свет родился,

Право первое твоё -

Получи, чтоб им гордиться,

Имя личное своё.

Очень трудно самому,

Жить на свете одному.

Вос-ль: Кто вам даёт имя?

Дети: мама и папа.

Лунтик: а мне мои друзья!

Вос-ль: зачем нам нужно имя?

 Дети: (Чтоб нас не перепутали, различали)

«Знают, знают все на свете,

Знают взрослые и дети –                                                   

Имя каждому дано, 

И у каждого одно!»

 - Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?

  Дети: (Называть друг друга по имени)

Вос-ль: На Руси наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как: Добрыня (делающий добро); Любомир (любящий мир, людей); Людмила (милая людям); Вера, Любовь, - все это древнерусские имена. И сейчас родители серьёзно подходят к этому вопросу, даже иногда спорят. Ведь имя даётся на всю жизнь!

По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. К одному человеку обратились «Андрюшенька», а к другому «Анна Петровна». Что же вы скажете про этих людей?

Дети: - «Андрюшенька» — это мальчик, а «Анна Петровна» — это женщина.

Вос-ль: Правильно. А если одного ребенка зовут «Илья», а другого «Ксюша», что можно сказать про этих детей?

Дети: - Можно сказать, что это мальчик и девочка.

Вос-ль: -Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?

Ответ: - По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.

Вос-ль: - Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству?

Дети: - По имени и отчеству обращаются к старшим людям.

Вос-ль: называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему; а вам нравятся ваши имена? Ребята, может быть, кто-нибудь из вас знает, почему именно так назвали вас ваши родители? И что обозначают ваши имена?

«Имя нам даёт отраду,

Дарит счастье и удачу,

Оттого узнать бы надо,

Что же имя наше значит».

  (Дети называют значения своего имени).

Вос-ль: известно ли вам что имена растут вместе с вами? Вы подрастаете, и ваше имя вырастает. Например, Таня- Татьяна.

Игра: «Как растёт имя». Вначале воспитатель показывает ребятам свои детские фото и рассказывает, как с годами изменялось её имя (например, Настенька —Настя — Анастасия — Анастасия Олеговна).

Затем ребята также должны, видоизменяя своё имя,  определить, как оно будет звучать, кода они станут взрослыми.

Вос-ль: у каждого человека есть свое имя. Поэтому обращаться друг к другу нужно вежливо, по имени. И, конечно же, недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку, обзывать. Это нарушение его права на имя.

Лунтик: у нас тоже никто не дразнится, даже Вупсень и Пупсень.

Вос-ль: сегодня мы говорим о праве на имя. У нас у всех есть имя. А зачем оно вам?

(ответы-предположения детей).

- А как бы вы обращались друг к другу, если бы не было имен?

   (Эй, ты. Эй, вы.  Эй, девочка. Эй, мальчик и т.д.)

Это оскорбительно, обидно, невежливо. Никогда не отзывайтесь, если кто-то вас зовет таким образом. Но, вот иногда вы хотите обратиться к кому-то, а имени этого человека не знаете. Как поступить в этом случае?

 - Надо познакомиться.

- А вы умеете знакомиться? Давайте поиграем. Представьте, что вы не знаете друг друга и очень хотите познакомиться.

             Пример: - Как тебя зовут?

                              - Саша. А тебя как?

                              - Вова.

-Хорошо. Вы узнали имя, но были не совсем вежливы. Потому что, когда хотите познакомиться, надо всегда улыбаться. А когда узнали имя, надо вежливо сказать: «Очень приятно. Рад нашему знакомству. Сердечно рад».

Проиграть в игру еще раз с Лунтиком.

Молодцы, ребятки, вы старались. Каждому человеку приятно слышать свое имя в ласковой форме, он сразу расцветает. А вы можете подарить своему соседу радость? Давайте поиграем в игру: «Назови соседа ласково». (С мячом).

 Вос-ль: А какие правила необходимо соблюдать, чтобы не нарушать право на имя?

  1. Не дразниться.
  2. Не придумывать клички.
  3. Не называть имя грубо.
  4. Обращаться с уважением.
  5. Если это взрослый человек, то по имени и отчеству.
  6. Если нарушил правило, то извиниться и попросить прощения.

Вос-ль: Молодцы! Дети, а помните, мы   договорились, что вы с родителями поищете стихи про ваше имя. Кто-нибудь выучил?

 (дети читают стихи о своем имени).

Вос-ль: Отлично. Каждое имя по-своему красиво. Но, запомните, «Не имя красит человека, а человек свое имя»! Вы вырастете, будете делать добрые дела и прославите свое имя. А какими добрыми делами вы можете похвастаться сейчас?

Дети: Я убираю за собой игрушки после игры.

Дети: Я заправляю постель.

Дети: Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома.

Дети: Я слушаюсь своя маму и своего папу.

Вос-ль: это не просто добрые дела, это ваши обязанности. Нет прав без обязанностей.

Физ. минутка

Эй, ребята! Встаньте в круг!

Дети встают в круг

Вот как много стало рук.

Руки вперед, тыльной стороной кверху

Чьи же руки подскажите

Дети называют свои имена

И ладошки покажите

Переворачивают ладошки кверху

А теперь за руки взялись

Берутся за руки

И по кругу разбежались

и бегут по кругу

Получился дом имен

Сделали крышу над головой

В этом доме мы живем!

Руки подняли вверх

Вос-ль: А сейчас я вам загадаю математическую загадку: Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка побежали в лавочку и купили прянички. Сколько девочек купили прянички?

(одна). Правильно, потому что это все ласкательные слова от имени Маша, Мария.

Вос-ль.  сейчас я предлагаю поиграть в игру «Как зовут моих маму и папу». (Передавая друг другу флажок, дошкольники быстро должны назвать имя и отчество родителей).

Вос-ль: -Ребята, а кто такие - тезки? Вы не знакомы с этим словом? Что оно обозначает?

Дети: Тезки – это люди, у которых одинаковые имена.

Вос-ль: -Правильно. А теперь послушайте стихотворение Зои Александровой

«Восемь Тань»:

В этой группе восемь Тань

– Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду – Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»

Встанут сразу восемь Тань.

Разобраться с ними нужно!

А ведь это очень просто.

Вос-ль: -А как вы думаете, как можно разобраться в этой ситуации?

Дети -Может быть по фамилии?

совершенно, верно, по фамилии. Хотя бывает и так, что в группе сразу две Ивановых Насти.

Что же поможет в этом случае?

Дети: в этом случае поможет отчество.

Вос-ль: в такой ситуации нам поможет отчество. Отчество образуется от имени отца. Подумайте, как будут называть вас?

Ответы детей.

Лунтик: А у меня нет отца!

Вос-ль: зато мы, как обещали, придумаем тебе фамилию.

Варианты детей…Ты родился на луне, а живёшь на планете Земля, пусть твоя фамилия будет – Землянин! Нравится?

Лунтик: вот здорово, как красиво! Землянин!

Вос-ль. Ребята, давайте нарисуем красивое свидетельство о рождении для Лунтика. И я впишу в него его имя и фамилию.

Пальчиковая игра «Подарки»

Пальцы в гости к нам пришли

И подарки принесли.

Будем мы их представлять

И подарки принимать.

Вот большой, он палец мудрый,

Книгу хочет нам вручить.

Указательный придумал

Нам фонарик подарить.

Средний нам принес коробку.

Интересно, что же в ней?

Пластилин есть и бумага

И набор карандашей.

Безымянный — славный мальчик,

Всем друзьям принес он мячик.

А малыш — мизинчик

Игрушечный автомобильчик.

Скажем мы: «Спасибо, пальцы!»

И продолжим заниматься.

(Выполнять движения соответственно тексту.)

Рисование «Нарисуй узор, какой ты хочешь».
Дети при помощи штампиков, палочек раскрашивают рамку «Свидетельство о рождении».

Гимнастика для глаз: «Отдыхалочка"

Мы играли, рисовали) 
Наши глазки так устали. 
Мы дадим им отдохнуть, 
Их закроем на чуть - чуть. 
А теперь их открываем 
И немного поморгаем.

Выполняются действия, о которых идет речь

Воспитатель: (Под торжественную музыку) Любимый наш Лунтик, мы дарим тебе это свидетельство. Теперь у тебя есть твой сказочный документ. А остальные свидетельства раздай своим друзьям, им тоже будет приятно!
Лунтик. Спасибо ребята, я очень рад. Пойду покажу это свидетельство своим друзьям. До свидания ребята!
Рефлексия:
 

Вос-ль: сегодня на занятии мы говорили о праве детей. Что это за право?

Дети: Каждый ребенок имеет право на имя и фамилию.

-Как вы должны обращаться друг к другу?

Дети: (По имени)

Вос-ль: Какой самый первый документ, который есть у каждого ребёнка?

Дети: Свидетельство о рождении.

Вос-ль: В каком международном документе записаны права детей?

Вос-ль: Кто такие тёзки?

- Что расскажите родителям о нашем занятии?
-Ребятки на столе лежат смайлики, веселые и грустные, если вам понравилось наше занятие, возьмите веселого смайлика, а если нет, то грустного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для детей старшей группы "Волшебница палитра" (сенсорное воспитание)

Цель: Ознакомить детей со свойствами гуаши. Развивать фантазию, воображение, наблюдательность.Материал: костюм для палитры, 2-3 чистых листа белой бумаги формата А4; гуашь, палитра, кисти ...

Конспект занятия для детей старшей группы по духовно- нравственному воспитанию «Пасхальный благовест»

Программное содержание: -познакомить детей с православным праздником Пасха; -приобщать к истокам культурных традиций русского народа; -закреплять знания о времени года: весна; -закреплять умение...

Проект непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы по духовно-нравственному воспитанию

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: "Храмовая архитектура" ....

Консультация для родителей «Особенности воспитания и обучения детей старшей группы. Характеристика возраста детей старшей группы»

Предлагаю вашему вниманию уважаемые педагоги и родители использовать данную консультацию   в обучении детей....

Конспект занятия для детей старшей группы по гражданско-правовому воспитанию на тему: «Есть город на свете среди городов»

Задачами данной разработки являются знакомство с некоторыми достопримечательностями города Тамбова,обогащение  представлений о городе, в котором мы живём.Воспитание у детей гордости , любови к ро...

Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы "Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих   начал. Сохранить человеческое, в наших детях, заложить нравственные основы, ...