Шахматный брейн-ринг
материал

Рзаханова Диана Идаятовна

Цель: выявление уровня сформированной теоретических знаний, методических и практических умений педагогов в области шахмат.

Форма проведения: интеллектуальная игра.

Материалы и оборудование: два стола для команд, песочные часы, заготовленные таблички для названия команд, сигнальный флажок, листочки с заданиями, ручка, 2 мешочка с шахматными фигурами, шахматная доска, компьютер, проектор, интерактивная доска, колонки, медали на каждую команду, фигуры шахматные для очков.

В игре учувствуют команды по 5 человек.

Предварительная работа: команды делятся с помощью пешек на две команды: «Белая пешка», «Черная пешка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmatnyy_breyn-ring_itogovyy.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Шахматный брейн-ринг.

Цель: выявление уровня сформированной теоретических знаний, методических и практических умений педагогов в области шахмат.

Форма проведения: интеллектуальная игра.

Материалы и оборудование: два стола для команд, песочные часы, заготовленные таблички для названия команд, сигнальный флажок, листочки с заданиями, ручка, 2 мешочка с шахматными фигурами, шахматная доска, компьютер, проектор, интерактивная доска, колонки, медали на каждую команду, фигуры шахматные для очков.

В игре учувствуют команды по 5 человек.

Предварительная работа: команды делятся с помощью пешек на две команды: «Белая пешка», «Черная пешка»

Ход семинара

Добрый день уважаемые коллеги. Очень рада видеть Вас на семинаре – практикуме, посвященному шахматному образованию в ДОУ. Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. А интеллектуальное развитие дошкольника - важнейшая составная часть общего развития.

Поскольку игра в шахматы решает сразу несколько задач: познавательную, воспитательную, эстетическую, физическую, коррекционную, То целью нашей работы по обучению детей игре в шахматы на этапе дошкольного детства в нашей работе является формирование у детей устойчивого интереса к игре в шахматы; развитие любознательности, интеллектуальных способностей и потребности в приобретении - усвоение детьми начальных представлениях о правилах игры в шахматы, основных шахматных понятий и правил взаимодействия с партнером во время игры в шахматы.

В нашем учреждении обучение детей игре в шахматы реализуется через совместную деятельность в средней, старшей и подготовительной группах и интегрируется со всеми образовательными областями: физическое, социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое развитие.

Для обучения детей игре в шахматы используем разные методы и приёмы:

1. Игровой метод (и подвижные игры, инсценировки и т.д.)

2. Словесный метод (беседы; вопросы к детям, чтение стихов, потешек, сказок и т.д.);

 3. Наглядный метод (рассматривание иллюстрации, презентации),

4. Практический метод (дидактические игры, решение дидактических задач, викторины, брейн-ринг);

Выбор методов и приемов зависит от содержания учебного материала, возрастных особенностей детей, формы организации обучения, оснащенности педагогического процесса и личности воспитателя.

     Процесс обучения детей игре в шахматы проходит в несколько этапов:

  • Знакомство с шахматной доской.
  • Знакомство с фигурами и пешками.
  • Обучение правилам шахматной игры.
  • Решение шахматных задач и этюдов.
  • Игра в шахматы.

     А теперь уважаемые участники, я предлагаю Вам отправиться на брейн –ринг «Шахматная страна».

 «Шахматный брейн-ринг» способствует развитию внимания, нестандартного мышления, качественное закрепление пройденного материала. Также помимо дидактической нагрузки способствует творческому разностороннему развитию детей. Дети учатся мыслить самостоятельно, что очень важно в шахматах, идет развитие памяти, внимания, наблюдательности. В следствии учебно-тренировочный процесс становится более продуктивным.

 Как и в каждом брейн – ринге  у нас есть жюри, которое беспристрастно будет следить за ходом игры и в конце объявит лучшую команду.

Разрешите представить вам наше жюри:

По ходу игры за каждую вашу победу в очередном задании вам будет даваться фигура. У какой команды будет большое количество фигур по окончании игры, то та команда и будет победителем.

Итак, все участники этой удивительной игры готовы, и мы можем начать нашу игру – интеллектуальное сражение между командами. Разрешите представить вам наши команды

1. Представление команд: 

Наши команды команда «Белая пешка» и команда «Черная пешка». Поприветствуем их.

В каждой партии разыгрывается одно очко. Время на обсуждение 30 секунд. После того как будет задан вопрос и дан сигнал «время», капитан команды, которая знает ответ, поднимает сигнальный флажок и отвечает.

В случае если у команды нет правильного ответа, дается время на обсуждение другой команде. Но уже 10 секунд. По истечении времени команда должна дать ответ. Если и эта команда дает неправильный ответ, счет остается прежним. Итак, команды готовы? После того, как команда даст ответ, на экране вы увидите правильный ответ.

В шахматах сражение между соперниками называется партия, мы тоже каждый этап нашего сражения будем называть партией.

1-я партия. Разминка – вопросы из шахматной шкатулки.

У вас на листочках написаны вопросы, вам дается 1 минута, чтобы обсудить и дать ответы на эти вопросы. После того как закончится время, ответы передаются жюри, которое оценивает правильность выполнения задания.

  1. В какую игру любил играть на досуге крокодил Гена? (шахматы).
  2. Как называют партию по быстрым шахматам? (Блиц.)
  3. Какая страна считается родиной шахмат? (Индия)
  4. Как переводятся на русский язык название игры «шахматы»? Слово шахматы в переводе с древнеперсидского языка означает "король умер".
  5. Какое слово хорошо знакомо не только студентам театральных вузов, музыкантам, художникам, но и шахматистам? (Этюд.)

Ведущий: вот и подошла к концу наша первая партия. И я предоставляю слово нашему компетентному жюри для объявления результатов.

Жюри:

        2-я партия. Шахматная доска.

Сейчас каждой команде по очереди будет задан вопрос. За каждый правильный ответ команде будет присвоено очко.

  • Как называется место, где ведется шахматное сражение (шахматная доска)
  • Сколько всего полей на шахматной доске? (64)
  • Сколько полей имеет центр шахматной доски? (4)
  • Какая шахматная фигура бывает белопольной и чернопольной? (Слон.)
  • Не только шахматная фигура, но город России на реке Тобол. (Тура.)
  • В боксе – нокдаун, а в шахматах – … (Шах.)
  • Сколько видов рокировок существует в классических шахматах? (Два.)
  • Сколько очков получает шахматист за ничью в партии на официальных соревнованиях? (0,5 – пол-очка.)
  • Какая профессия роднит российского шахматиста Алёхина А.А. и российского композитора П.И. Чайковского? (Юрист. И Алёхин, и Чайковский были юристами, учились в Императорском училище правоведения, что на Фонтанке.)
  • Лёша выиграл 2 партии, Валя проиграл 2 партии. Одну партию они сыграли вничью. Сколько партий в шахматы сыграно? (Три.)

Слово жюри.

3-я партия.  Игра «Лабиринт»

4-я партия. Шахматный тест.

Сейчас я буду зачитывать вопросы и варианты ответов. Если команда знает правильный ответ, то поднимает сигнальный флажок. Если команда дала неправильный ответ, то у остальных появляется шанс дать правильный ответ и получить пешку.

Что можно сказать о шахматисте?

а) Ходит сидя;                                       б) Бежит лёжа;

в) Ползает стоя;                                     г) Плывёт летая.

Как говорят о шахматисте, который стал чемпионом мира, обыграв предыдущего чемпиона?

а) Отобрал корону;                             б) Свергнул с трона;

в) Вырвал мантию;                               г) Выхватил скипетр

Какое из этих названий предметов столового прибора является также шахматным термином?

а) Лопатка;                                              б) Вилка;

в) Ложка;                                                 г) Нож.

Какой рукой, согласно правилам, игроки должны переключать шахматные часы?

а) Правой;                                               б) Левой;

в) Любой;                                                г) Той, которой сделали ход

Кто из этих спортсменов не является шахматным гроссмейстером?

а) Гарри Каспаров;                           б) Марат Сафин;

в) Владимир Крамник;                     г) Руслан Пономарёв

Сколько ходов в самой быстрой партии, которая заканчивается матом?

а) пять;                           б) три ;

в) два;                     г) один.

Ведущий: вот и подошла к концу наша третья партия. Слово предоставляется жюри.                                            

        5-я партия. Шахматный кодекс.

Вам предложено начало предложений кодекса шахматиста, вам нужно его закончить. Время 1 минута. После того как закончится время, ответы передаются жюри, которое оценивает правильность выполнения задания.

  1. Перед началом партии, после ее окончания партнеры пожимают друг другу руки.
  2. Проиграл – пожми партнеру руку и поздравь его с победой.
  3. Шахматы любят тишину.
  4. Тронул фигуру – ходи.
  5. Сделал ход – назад не вернёшь.
  6. Сначала думай – потом ходи.

Ведущий: вот и подошла к концу наша четвертая партия. Слово предоставляется жюри.                                            

Партия 6. Конкурс капитанов.  Начальная позиция

Сейчас капитаны выйдут и расставят на шахматной доске фигуры в начальную позицию. За правильно выполненное задание команде присваивается очко.

        Партия 7. «Чей след»

Ведущий: сейчас экране появится рисунок – след. Вам необходимо определить, какая фигура оставила след. На каждое задание будет дано время на обсуждение. Если команда знает правильный ответ, то поднимает сигнальный флажок. Если команда дала неправильный ответ, то у остальных появляется шанс дать правильный ответ и получить пешку.

Команды выполняют задание.

Вот наш брейн ринг «Шахматная страна» и подошел к концу. И пока жюри подводит итоги, я предлагаю вам исполнить вместе с нашими ребятами песню «Шахматная страна»

По окончанию партии жюри объявляет результат.

 Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько „ходов“ вперёд.  В.В.Путин, Президент России

Я очень надеюсь, что вам понравилось сегодняшнее мероприятия.

8. Рефлексия.

- А теперь, уважаемые коллеги, выскажите, пожалуйста, свое отношение к нашему семинару – практикуму. Если вам понравилось наше мероприятие, то заселите в наш замок пешку с улыбкой. Если не понравилось – то грустную пешку. Если нам надо что – то доработать, то пешку с нейтральным выражением лица.

Спасибо за внимание. Мы очень рады, что вам все понравилось. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по обж "Игра брейн - ринг!" тема: Безопасность ребенка дома и на улице"

Обобщать и систематизировать знания детей  по личной безопасности.  Учить первой помощи в экстренных ситуациях....

Конспект развлечения по ПДД "Брейн-ринг"

Данный конспект позволяет : систематизировать  знания детей о правилах дорожного движения ,закреплять умения различать дорожные знаки, развивать внимание, наблюдательность, воспитывать навыки осо...

Экономический брейн - ринг

Конспект игры по экономическому воспитанию для старшей группы...

Математическая игра Брейн – ринг «Умники и Всезнайки»

Открытое занятие по математике в подготовительной группе...

сценарий игры "Брейн ринг "Ты, я, он, она - вместе дружная семья"

Настройки§1234567890-=Backspace Tabqwertyuiop[] Return  capslockasdfghjkl;\'\ shift`zxcvbnm,./shift  English  Deutsch Español Françai...

Брейн - ринг по правилам дорожного движения

Для воспитателей детских садов....

мероприятие с родителями "Брейн - ринг"

увлекательное развлечение с родителями старшей группы...