Проект "В гостях у вороны"
методическая разработка (младшая группа)

Носкова Елена Николаевна

Паспорт педагогического проекта "В гостях у вороны" ( младшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_gostyah_u_vorony.docx330.12 КБ

Предварительный просмотр:

герб СПб 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 49

Колпинского района Санкт-Петербурга

Паспорт педагогического проекта

(младшая группа)

В ГОСТЯХ У ВОРОНЫ

https://st2.depositphotos.com/7413918/10331/i/950/depositphotos_103313438-stock-photo-pointing-crow-cartoon-character.jpg

                                                                                                                                                                           

Подготовила:

воспитатель

Носкова Е.Н.

                                                                                           

Санкт – Петербург

2021

Информационная карта педагогического проекта «В гостях у Вороны»

Название проекта

В гостях у Вороны

Тип проекта

Информационно – творческий, познавательный

Участники проекта

Дети младшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель

Сроки реализации проекта

1 неделя (краткосрочный)

Проблема

Рассматривая с детьми картинки с птицами, детям были заданы вопросы: что это за птица, чем питаются? Дети затруднялись правильно отвечать на поставленные вопросы. Было выявлено, что у детей недостаточно знаний о птицах.

Актуальность

Проект рассчитан на детей второй младшей группы. Работа по формированию экологической культуры у детей должна начинаться с младшего дошкольного возраста. Данный проект направлен на развитие у дошкольников представлений о вороне как члене городской экосистемы и неотъемлемой его части.

Гипотеза

У детей повысятся знания о птицах. Воспитанники группы смогут найти ворону из предложенных птиц

Цель

Развивать интерес к птицам, расширять и обогащать уже имеющихся знаний о вороне

Задачи

- Образовательные:

1.Дать знания о птице - вороне, строении тела, где живет, чем питается.

2. Познакомить с особенностями поведения (повадками).

3. Вызвать эмоциональный отклик на музыкальные произведения, побуждать выполнять совместные движения под музыку

- Развивающие:

1.Активизировать словарь детей за счѐт слов: ворона, крылья, летает, питается, прыгает, каркает.

2. Развивать интерес к жизни птиц.

3. формировать развитие звуковысотного слуха, голоса, чувства ритма, памяти

4.формировать навыки самостоятельного исполнения выученных потешек, песен;

-Воспитательные:

1. Воспитывать доброжелательное отношение к природе.

Ожидаемые результаты

  • У детей формируется интерес к птицам.
  • Воспитывается заботливое, чуткое, внимательное отношение к ним.
  • Развитие речи ребенка через повторение стихотворений, потешек, песен.

Интеграция образовательных областей

- Познавательное развитие

- Физическое развитие

- Социально- коммуникативное развитие

- Речевое развитие

- Художественно- эстетическое развитие

Этапы работы над проектом

1 этап

Подготовительный

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

- Организация настольно – печатных, развивающих дидактических игр в рамках изучаемой темы.

- Подбор художественной литературы.

- Подбор иллюстративного материала

- Подготовка материала  для родителей

- Размещение материала в родительском уголке

-Подготовка атрибутов для игр, занятий.

-Подбор музыкального репертуара

- Беседы с детьми о вороне.

- Рассматривание иллюстрации.

 - Принятие участия в создании развивающей среды для успешного проведения проекта.

2 этап

Деятельностный

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

- Дидактические  игры («Разрезные картинки – птицы», «Чего не хватает?»)

-Слушание «Полёт вороны» муз. А. Мальковой

-Пальчиковая гимнастика «Две вороны»

-Пальчиковая гимнастика «Ворона – сорока, где была?»

-Пение «Ворона, ворона прилетела к нам» муз. Т. Попатенко

-Игра – диалог «Ты, ворона, где была?»

-Танец «Птичий двор»

-Игра «Птички и Ворона»

-Игра «Воробушки»

-Игра «Птички летают, птички зёрнышки клюют»

-Отгадывание загадок и чтение стихов  

-Чтение художественной литературы:

  • Д. Мамин-Сибиряк «Сказочка про Воронушку»
  • Л. Толстой «Птица свила гнездо»
  • И. Крылов «Ворона и Лисица».
  •  В. Сутеев « Мешок яблок»,

-Занятия по художественно- продуктивной деятельности:

  • Лепка «Угощение для вороны»
  • Рисование «Воронушка»

- Дидактические  игры («Чего не хватает?»

 Разрезные картинки - птицы)

-Подвижная игра «Вороны и гнезда»

-Наблюдение за вороной на прогулке.

-Размещение материала в родительском уголке:

«Птицы наши друзья»

«Зимующие птицы».

3 этап

Заключительный

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

 Итоговое мероприятие «Воронушка» - музыкальное развлечение.

-Выставка детских работ по художественно - продуктивной деятельности

Танцуют, поют, играют в подвижные игры, отгадывают загадки, рассказывают стихи

Подготавливают нарядную одежду для детей

Организация РППС

В результате реализации проекта были задействованы такие виды предметно - пространственной среды: театральный уголок, уголок ряженья, ТСО, уголок книги, уголок экспериментирования, физкультурный уголок, уголок познавательно - исследовательской деятельности, центр конструирования, музыкальный уголок, центр художественно - эстетического развития.

Выводы

В ходе реализации проекта дети пополнили свои знания о вороне. Во время самостоятельных игр и в совместных играх с педагогом, дети проявляют интерес к птице - вороне, отвечают на простые вопросы, стали более внимательными к игрушкам, так же мы научились обыгрывать потешки и русские народные сказки. Подпевают песенки, свободно ведут себя в играх, откликаются на характер музыки. Активнее выполняют движения под музыку. Родители также были активными участниками проекта. Помогали в подборке потешек, иллюстраций и тематических книг.

Проект можно считать реализованным, так как 90% детей знают кто такая ворона, чем питается, где живёт. Проявляют интерес, любознательность, активность и заботу.

Список литературы

«Музыкальные сказки о зверятах» М. Ю. Картушина. Развлечения для детей 2 – 3 лет. Москва 2013 г.

«Музыка в детском саду», 1 мл. гр; вып. 2, Н. Ветлугина, Н. Фок, И. Дзержинская, Издательство «Музыка», Москва 2015 г.

«Детские забавы», Е. Д. Макшанцева. Москва «Просвещение» 2010 г.

«Топ – хлоп», Т. Сауко, А. Бурениной, Санкт – Петербург, 2012 г.

«Учите детей петь», 3 – 5 лет, Москва, «Просвещение», 2017г.

К. Утробина: Подвижные игры для детей 3-5 лет.- Гном, 2017

Хрестоматия для младшей группы.- Самовар, Москва 2020

 

Приложение 1.

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Цель игры: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.

Оборудование: конверты-карточки с изображением предметов; разрезные картинки, соответствующие изображениям на карточках

Ход игры: перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением предмета, иллюстрации, рисунка и т. д. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. По окончании выполнения задания детям предлагается сравнить полученное изображение с изображением на конверте.

Дидактическая игра «Чего не хватает»

Цель игры: развивать умение находить недостающие части, развивать мышление, учить детей делать определенные выводы.

Ход игры: Детям предлагаются разрезные картинки, у каждой не хватает какой- нибудь детали, дети должны собрать картинку.

Подвижная игра «Вороны и гнезда»

По площадке медленно бегают дети — это вороны. Они кружат вокруг гнезд (обручей). На всех ворон гнезд не хватает (убирается 1—2 обруча). Через 40—50 с воспитатель подает сигнал (хлопок в ладоши, удар в бубен), по которому вороны спешат занять гнезда. Отмечаются дети, быстрее других занявшие гнезда.

 


Приложение 2.

 ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Рекомендации родителям

Зимующие птицы - презентация онлайн

Гуляя вместе с ребёнком в лесу или в парке, наблюдайте за птицами, покажите зимующих птиц. При этом следует рассмотреть их окраску и понаблюдать за поведением птиц. Уточните строение тела птицы (спинка, грудка, голова, крылья, хвост, лапки). Расскажите, где они живут и чем питаются. Проведите беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой; смастерите совместно с ребенком кормушку и повесить на улице, понаблюдать, какие птицы прилетают к кормушке. Задайте ребенку вопросы:

  • Каких зимующих птиц ты знаешь?
  • Почему они называются зимующими?
  • Чем птицы питаются зимой?
  • Что для птицы страшнее зимой: холод или голод?
  • Как можно помочь птицам?

Расскажите о том, КАК ЖИВУТ ПТИЦЫ ЗИМОЙ?

Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме, как и люди! Как люди готовятся к зиме? (Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье). И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они! Оказывается, птицы не летают в мороз,  потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету. Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики. В эту пору им очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть. А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой лапке. Зачем же птичке это нужно? Это она обогревает свои лапки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется. Зимующие птицы никогда не живут в пустых скворечниках – холодно им там! Они прячутся с дуплах, в густых елках, тесно прижимаются друг к другу и прячут клювики под крылышки для тепла.

Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше чем летом. «Сытому морозы не страшны» — так можно сказать о птицах. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом. Поиск еды – главное занятие для птиц зимой. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают они с солнышком и целый день ищут себе еду. А уж кто не нашел еды и остался голодным – пропадет ночью, замерзнет! Еды больше в городе, вот и жмутся птички в холода поближе к нам, к теплу и еде. Люди подкармливают птиц на кормушках, чтобы помочь им выжить.

А теперь можно и поиграть вместе.

1. Игровое упражнение «Назови много»

Ворона - вороны, синица - синицы и т.д.

 Игровое упражнение «Посчитай птиц».

1ворона,2вороны,3,4,5-ворон

5. Игровое упражнение «Узнай птицу по описанию»

В парке на ветке дерева сидела птица: сама маленькая, грудка аленькая, сидит на ветке, похожа на яблочко красное. Какая это птица?

6. Игровое упражнение «Скажи одним словом»

У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая.

У сороки длинный хвост, поэтому её называют...

У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют... 

У вороны чёрные крылья, поэтому её называют...

У дятла длинный клюв, поэтому его называют...

8. Игровое упражнение «Чей, чья, чьё, чьи?» 

Девочка Таня повесила кормушку на дерево. Когда птицы улетели, она нашла в кормушке разные пёрышки. Помоги Тане разобраться, чьи пёрышки были в кормушке. Закончи предложения.

Перья вороны (чьи?) - вороньи..., перья воробья (чьи?)..., перья снегиря (чьи?)..., перья голубя (чьи?)...

 9. Игровое упражнение «Подбери признак»

 Синица (какая?) желтогрудаяшустраямаленькаяпроворная. Воробей какой? Снегирь какой? Клест какой?

Берегите птиц!

Консультация для родителей.

«Птицы - наши друзья».

Викторина с ответами для дошкольников 5-7 лет. Зимующие птицы

У наших садов, полей, лесов, всего зеленого мира немало врагов. Это – разного рода гусеницы, бабочки, жуки, короеды, тли, черепашки, долгоносики. Их – не одна тысяча видов. Они сосут и грызут листья, пожирают бутоны и цветы, съедают траву, разрушают даже самую толстую и твёрдую кору деревьев. Питаясь листочками, корнями, цветками, плодами, делая лабиринты в коре и древесине, они наносят вред растениям, портят плоды, губят урожай. Кто же выступает на защиту зелёного царства? Конечно же, птицы. Например, целыми днями старательные синицы заняты поисками пищи. Они истребляют огромное количество вредителей. Во время выкармливания птенцов синицы приносят им в гнездо пищу от 300 до 600 раз в течение дня. Причём за один раз они доставляют несколько насекомых.

Также птицы принимают активное участие в посадке будущих деревьев и кустарников. Летая по лесным опушкам, вырубкам и гарям, дрозды рассеивают семена рябины, чем приносят немалую пользу. Тем более, всхожесть семян значительно увеличивается под воздействием желудочного сока дрозда. Распространению черёмухи, малины, ежевики, шиповника, брусники, костяники, лесной вишни способствуют стаи дроздов, свиристелей, славок, горихвосток, и других птиц. Расселению дубов «помогают» сойки. Осенью они запасают желуди на зиму, пряча их под опавшими листьями, пнями. Весной забытые сойкой желуди прорастают, и появляются молодые деревья.

Безусловно, без помощи птиц человеку не обойтись. Как не обойтись и птицам без нашей помощи. Зима. Трудно приходится птицам. Им страшен не холод, а голод. Снежные метели, гололед, обильный снегопад затрудняют добычу пищи. Птицы за короткий день просто не успевают утолить голод. В морозную ночь голодные, ослабленные птицы легко замерзают или становятся добычей хищников. И сидят по карнизам домов, распушив свои перышки, воробьи; ближе к жилищу человека подбираются и снегири, и синички, и чижи. Потому что иначе им не выжить. «Покорми птиц зимою - они послужат тебе весною» - говорит русская пословица. Птицы умеют быть благодарными. Если зимой повесить  кормушки и подкармливать птиц, летом они отблагодарят вас.

В нашей местности зимующие птицы это, ворона, дятел, синица, воробей, голубь и другие. Прикармливая птичек зимою, мы помогаем им лучше пережить это трудное время. Тем самым скромная птичья столовая сделает полезное дело, привлекая птиц в наши сады и парки.

14 ноября по народному календарю праздник - «Синичкин день»,  и считается началом настоящей (не календарной) зимы. В этот день прилетают зимующие птицы. И встречает их синичка.

Чем кормят птиц зимой:

Снегирь - семена деревьев, ягоды рябины, калины;

Дятел - желуди, семена деревьев;

Воробей - хлебные крошки, пшено, ягоды;

Сорока - зерно;

 Синица - сало, пшено, зерно;

 Ворона- всеядна.

ПОСЛОВИЦЫ О ПТИЦАХ.

«Без первой ласточки весна не обходится».

«Всякая птица к своей стае летит».

«Молодой воробей учится чирикать у старого».

«Не велика птичка - синичка, и та свой праздник помнит».

«Синичка - воробью сестричка».

«Увидел скворца - весна у крыльца».

Выучите с детьми стихотворения о птицах:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна -

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

А. Яшин

Приложение 3

герб СПб 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 49

Колпинского района Санкт-Петербурга

                          Конспект

       учебного занятия для детей второй младшей группы

     Ворона - известная персона

C:\Users\Пользователь\Desktop\5862664_large.jpg

Подготовила:

Носкова Е.Н.

                                                     

                                                   

                                                   Санкт-Петербург

2021

Программное содержание

Цель

Закрепить представления о зимующей птице - вороне

Задачи

Обучающие

Способствовать закреплению представления о зимующей птице (название, внешний вид).

Создание выразительного образа птицы

Развивающие

Содействовать развитию навыков  нетрадиционной техники рисования

Воспитательные 

Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им.

Оборудование и материалы

ТСО

Демонстрационный материал

Иллюстрации с изображением вороны, образец рисунка вороны

Раздаточный материал

Клеёнки, ватные палочки, гуашь, стаканчики с водой, салфетки, раскраски вороны

Методы и приемы

Методы

Приемы

Наглядные

демонстрация

Показ способов действия ;показ образца.

Словесные

Рассказ педагога

Объяснение

Игровые

Воображаемая ситуация

внезапное появление объектов;

выполнение воспитателем игровых действий;

загадывание и отгадывание загадок;

создание игровой ситуации.

Практические

Выполнение работы

Список литературы

Ю.Курбатова «Стихи и загадки о птицах» Титул 2015г.

В.И.Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников» Вако 2012

И.А. Шалягина «Нетрадиционное рисование с дошкольниками» Сфера 2019г

Ход УЗ:

I.Мотивационный этап

-Здравствуйте, ребята. Какая сегодня солнечная погода. Давайте возьмемся за руки и сделаем круг

 Мы сначала будем хлопать

 А потом мы будем топать,

 А сейчас мы повернемся,

 И друг другу улыбнемся.

II. Деятельностный этап

-Воспитатель: отгадайте загадку

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она?..    (Ворона)

(Ответы детей)

-Вот ребята посмотрите, какие бывают вороны (рассмотреть иллюстрации с повадками птицы).

Эта черная ворона

Тяжело слетела с клёна,

Важно по снегу прошла,

Корку хлебную нашла,

Воробьишек разогнала-

Ишь, воришки, всё им мало!

И взлетела на забор,

Громко каркнув во весь двор!

Давайте, рассмотрим  ворону. У неё глуповато-важный вид, голова у вороны продолжение её сильного туловища. А какой мощный клюв! Ворона может гулять по снегу, оставляя следы-веточки, каркать « во все воронье горло», гонять воробьев, размахивая крыльями.

Послушайте стихотворение О.Шаунина «Вороны»

             Вороны

Две проворные вороны
Утащили макароны.
Примеряли, как короны,
Их на головы вороны.

Говорливые вороны
Уронили макароны.
Оказались непроворны
Неуклюжие вороны.

Сегодня мы с вами будем рисовать ворон.

Но сначала поиграем

                                                          Физминутка «Вороны»

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны (Прыжки на месте)

Кар-кар-кар ( кричат кар)

Целый день они летали (Бег на месте со взмахами рук в стороны)

Спать ребятам не давали

Кар-кар-кар ( кричат кар)

Только к ночи умолкали,

И все вместе засыпали (Присесть на корточки)

 У вас на столах лежат раскраски. Нам надо нарисовать перышки вороне. Для этого берем палочки, макаем в черную гуашь и тычками наносим краску по всему изображению вороны.

Дети дорисовывают перышки вороне.

III Рефлексивный этап.

-Посмотрите, какие красивые вороны у нас получились. Давайте, повесим их на выставку, пусть ваши мамы и папы полюбуются вашими рисунками.

- Ребята, кого мы сегодня с вами рисовали?

- Чем вы рисовали перышки?

-Понравилось вам сегодня наше занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»

Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...

Осень и ворона в гостях у ребят

Это осеннее развлечение для средней группы....

Игра - презентация "В гостях у Сороки - Вороны"

игра - презентация по приобщению детей младшего дошкольного возраста к фольклору " В гостях у Сороки - Вороны"...

В гостях у вороны

Сценарий осеннего праздника для детей раннего возраста...

Конспект совместной игровой деятельности в старшей группе " В гостях у Ворона Метра"

Представленная методическая разработка совместной деятельности педагога с детьми предназначена для формирования элементарных математических знаний у детей 5 лет.развивающие упражнения, математические ...

Конспект НОД " В гости к ворону Мэтру"

Занятие по формированию элементарных математических представлений "В гости к ворону Мэтру". В данном занятии используются пособия В.В.Воскобовича. Очень яркий, доступный, безопасный материал...