Нарушения эмоционального состояния у детей
статья

Коваленок Елена Закировна

Анализ психологической литерату­ры позволяет нам  выделить три группы нарушений в развитии эмо­циональной сферы дошкольника:

  • расстройства настроения;
  • расстройства поведения;
  • нарушения психомоторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narusheniya_emotsionalnogo_sostoyaniya_u_detey.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушения эмоционального состояния у детей

Анализ психологической литературы позволяет нам  выделить три группы нарушений в развитии эмоциональной сферы дошкольника:

  • расстройства настроения;
  • расстройства поведения;
  • нарушения психомоторики.

Расстройства настроения можно условно разделить на 2 вида: с усилением эмоциональности и ее понижением. К 1-й группе относятся такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи. Ко 2-й группе относятся апатия, эмоциональная тупость, паратимии.

Эйфория - приподнятое настроение, не связанное с внешними обстоятельствами. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.

Дисфория - расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого.

Депрессия - аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Депрессия в дошкольном возрасте в классическом виде обычно атипична, стерта. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.

Тревожный синдром - состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного.

Страх - эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности. Дошкольник, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.

Апатия - безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. Апатичного ребенка можно описать как вялого, равнодушного, пассивного.

Эмоциональная тупость - уплощенность эмоций, в 1-ю очередь утрата тонких альтруистических чувств, при сохранении элементарных форм эмоционального реагирования.

Паратимии, или неадекватность эмоций - расстройство настроения, при котором переживание одной эмоции сопровождается внешним проявлением эмоции противоположной валентности. Эмоциональная тупость и паратимии характерны для детей, страдающих шизофренией.

К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение: нормативноинструментальную агрессию, пассивно - агрессивное поведение, инфантильную агрессивность, защитную агрессию, демонстративную агрессию, целенаправленно - враждебную агрессию .

Гиперактивность - сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Гиперактивный ребенок непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.

Нормативно - инструментальная агрессия - это вид детской агрессивности, где агрессия используется в основном как норма поведения в общении со сверстниками.

Агрессивный ребенок держится вызывающе, неусидчив, драчлив, инициативен, не признает за собой вины, требует подчинения окружающих. Его агрессивные действия - это средство достижения конкретной цели, поэтому положительные эмоции испытываются им по достижении результата, а не в момент агрессивных действий.

Пассивно-агрессивное поведение характеризуется капризами, упрямством, стремлением подчинить окружающих, нежеланием соблюдать дисциплину.

Инфантильная агрессивность проявляется в частых ссорах ребенка со сверстниками, непослушанием, выставлением требований родителям, стремлением оскорблять окружающих.

Защитная агрессия - это вид агрессивного поведения, которое проявляется как в норме (адекватный ответ на внешнее воздействие), так и в гипертрофированной форме, когда агрессия возникает в ответ на самые разные воздействия. Возникновение гипертрофированной агрессии может быть связано с трудностями декодирования коммуникативных действий окружающих.

Демонстративная агрессия - разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. В первом случае ребенок использует в косвенной форме вербальную агрессию, которая проявляется в различных высказываниях в виде жалоб на сверстника, в демонстративном крике, направленном на устранение сверстника. Во втором случае, когда дети используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников, они чаще всего используют физическую агрессию - прямую или косвенную, которая носит непроизвольный, импульсивный характер (непосредственное нападение на другого, угрозы и запугивание - как пример прямой физической агрессии или разрушение продуктов деятельности другого ребенка в случае косвенной агрессии).

Целенаправленно-враждебная агрессия - это вид детской агрессивности, где желание нанести вред другому - самоцель. Агрессивные действия детей, приносящие боль и унижение сверстникам, не имеют какой-либо видимой цели - ни для окружающих, ни для них самих, а подразумевают получение удовольствия от причинения другому вреда. Дети используют в основном прямую физическую агрессию, при этом действия отличаются особой жестокостью и хладно хладнокровием, чувства раскаяния совершенно отсутствуют.

К нарушениям психомоторики относят:

  1. амимию - отсутствие выразительности лицевой мускулатуры, наблюдающееся при некоторых заболеваниях центральной или периферической нервной системы;
  1. гипомимию - легкое понижение выразительности мимики;
  1. маловыразительную пантомимику.

Как подчеркивает Т.И.Бабаева, условием социально-эмоционального развития ребенка выступает его «способность «прочитывать» эмоциональное состояние окружающих людей, сопереживать и, соответственно, активно на это откликаться » [3.с.115]. Поэтому к нарушениям в эмоциональном развитии дошкольника можно отнести и трудности в адекватном определении эмоциональных состояний людей, так как в практике обучения и воспитания детей задача формирования эмоциональности решается лишь фрагментарно, а преимущественное внимание уделяется развитию мыслительных процессов. Одна из причин такого положения заключается в недостаточной освещенности вопроса об эмоциональном воздействии.

Итак, позитивные эмоциональные состояния активизируют психическую деятельность человека. Такие благоприятные эмоциональные состояния как радость, удовлетворенность, интерес активизируют психическую деятельность детей, способствуют его включенности в образовательный процесс.

Негативное эмоциональное состояние — это целостная характеристика психической деятельности человека за определенный период времени, отличающаяся ощущением дискомфорта, неблагополучия, неудовольствия, ведущая к временному расстройству деятельности. Негативное эмоциональное состояние пронизывает систему отношений и поведения индивида, сопровождается сильными переживаниями. В большинстве случаев негативные эмоциональные состояния снижают психический тонус человека, ведут к различным поведенческим реакциям, к расстройству деятельности. Неблагоприятные эмоциональные состояния (стресс, страх, тревога, фрустрация, апатия) влекут за собой другие неблагоприятные эмоциональные проявления (грусть, плач, злость). Негативные эмоциональные состояния характеризуются ощущением дискомфорта, внутренней напряженностью личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика и коррекция неблагоприятных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста.

В статье говорится о проблемах диагностики и коррекции неблагоприятных эмоциональных состояний у детей в условиях ДОУ....

«Психолого-педагогические проблемы формирования представлений об эмоциональных состояниях у детей раннего дошкольного возраста в доме ребёнка».

Эмоциональная сфера - это один из важных аспектов  полноценного развития ребёнка.  В домах ребёнка дети  отстают в развитии, в том числе, и в эмоциональном....

Семинар «Способы регуляции эмоционального состояния у детей»

Целенаправленное использование  способов и приемов регуляции эмоционального состояния у детей в учебном процессе оказывает существенное влияние на развитие их эмоциональной устойчивости. ...

Преодоление негативных эмоциональных состояний у детей с ОВЗ средствами игры

Большенству детей с ОВЗ трудно контролировать, сдерживать свои отрицательные эмоции. По этой причине между детьми часто происходят конфликты с возникновением сильной агрессией. Чтобы помирить детей с ...

Коррекция негативных эмоциональных состояний у детей

Коррекция негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии....

Арт-терапия, как метод корреции эмоциональных состояний у детей.

Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека...