Конспект специально организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по программе «Социокультурные истоки».
план-конспект занятия (старшая группа)

Ивашкина Татьяна Александровна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_sotsiokulturnym_istokam.docx32.06 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №1 «Сказка»

    Конспект   специально организованной  образовательной деятельности

               с детьми 5-6 лет по программе «Социокультурные истоки».

 

                                                       

                                                     Разработала и провела воспитатель:

                                                                                     Ивашкина Т.А.

     

г. Мегион

2020

       

Конспект  специально организованной образовательной деятельности

                 с детьми 5-6 лет по программе «Социокультурные истоки».

           Подготовила воспитатель: Ивашкина Татьяна Александровна

Возрастная дошкольная группа: старшая

Месяц проведения - февраль

Тема осваиваемой духовно-нравственной категории - «Любовь»

Тема итогового занятия: «Добрые друзья»

Ведущая образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Интеграция образовательных областей: 

социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,

 физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: первоначальное знакомство с духовно – нравственной категорией «Любовь».

Задачи: 

   образовательные

- помочь детям глубже осознать понятие «добрые друзья»;

- вызвать желание иметь друзей, делать для них добрые дела;

- создать условия для активного взаимодействия детей и родителей;

- формировать умение понятно вести диалог с педагогом и сверстниками;

- создать условия для усвоения детьми моральных и нравственных ценностей

  (любовь, доброта, верность, доверие, уважение, искренность, умение уступать,    

   прощать и жить в согласии).  

  развивающие

-создать условия для развития диалогической и монологической форм речи детей;

  речевых умений (отвечать на вопрос педагога, говорить самостоятельно в ресурсном

   круге, понятно формулировать свои мысли и др.);

-развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, желание помочь своему

   другу;

-развивать коммуникативные способности детей (готовность к совместной

  деятельности со сверстниками и взрослыми; интерес к рассказыванию о впечатлениях  

  из личного опыта);

-обогащение содержания общения детей со взрослым и сверстниками на тему дружбы

  и верных друзей;

-развивать адекватную самооценку детей.

  воспитательные

- воспитывать доброжелательное, заботливое, уважительное отношение к сверстникам

  и близким людям;

- содействовать воспитанию дружного коллектива детей дошкольной группы;

 -воспитание в детях доверие опыту старших.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, речевая, игровая,

музыкальная, двигательная деятельность; восприятие художественной литературы и

фольклора.

Формы организации: подгрупповая деятельность (10 человек); совместная и

самостоятельная деятельность детей; сотрудничество с родителями.

Формы реализации детских видов деятельности: беседа о дружбе и друзьях; коллективная декламация стихотворения; диалог с педагогом и родителями; рассказы  из личного опыта; отгадывание загадок; восприятие фрагмента литературного текста из сказки и поэтического текста; восприятие видео эпизодов сказки; игра «Дом дружбы», размышления над содержанием пословиц и поговорок, оформление страницы Альбома «Добрые друзья» совместно с родителями.

Оборудование или материал к CООД: книги для развития детей 5-6 лет «Добрые друзья»; иллюстрации к сказкам о дружбе и друзьях; музыкальное сопровождение; мультимедийный экран; ноутбук; музыкальный центр; фонограмма песни «Настоящий друг»; крупные мягкие модули; солнышко, солнечные лучи; трафареты сердечек, карандаши, шкатулка (копилочка).  

Предварительная работа по плану интеграции:

- беседы с детьми о значимости друзей;

- обсуждение различных ситуаций о дружбе;

- чтение художественной литературы о друзьях и дружбе, взаимоотношениях детей;

- прослушивание песен по теме дружбы;

- знакомство с пословицами о друзьях и дружбе, работа над смыслом пословиц;

- знакомство детей с первой частью книги для развития «Добрые друзья»;

- чтение русских народных сказок «Сивка-бурка», «Зимовье зверей» в семье и детском саду;

- речевая игра «Скажи соседу комплимент», «Угадай, кто это»;

- беседа с детьми по русским народным сказкам о дружбе и друзьях;

- сюжетно-ролевые игры, отражающие добрые дела людей «Больница», «Служба

  спасения»

- проведение активного занятия «Добрые друзья» с родителями.

Место проведения: музыкальный зал

 

 Ход занятия:

I. Орг. момент.

Дети заходят в зал под песню «Настоящий друг» (сл.М.Пляцковского,  муз.Б. Савельева)  и встают в полукруг.

Родители сидят на внешнем полукруге.

Воспитатель: - Ребята, гости к нам пришли сегодня, к ним сейчас вы повернитесь, улыбнитесь, подружитесь.

Давайте возьмёмся за руки. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое – маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Это искорка дружбы.

Давайте, глядя  в глаза, подарим другу другу свою самую добрую и приветливую улыбку.

У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что глядя на них, ярче становится день и на душе сразу становится тепло.  

Вот так, ребята, мы с вами разгадали первый секрет добрых друзей - это улыбка. Мне очень приятно, что вы умеете дружить.

В нашей группе яркое

Солнышко сияет!

Здесь ребята дружные,

Это каждый знает!

II. Ресурсный круг  (на стульчиках в кругу)

1.  Подготовительный этап (присоединение, создание атмосферы доверия, мотивация на предстоящую работу) Сегодня мы с вами поговорим о добрых друзьях, присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.

 -  Ребята, я знаю, что у каждого из вас есть друзья.  Вот у меня палочка-отвечалочка. Кому она в ручки попадает, тот расскажет, как зовут вашего лучшего друга? (Моего друга зовут Андрей, …)

 У меня тоже есть подруга. Её зовут Вера.

- Кто может быть другом? (Папа, мама, бабушка, собачка, любимая игрушка, … )

- У каждого должен быть добрый друг.  Добрая дружба, как солнышко, делает жизнь человека теплее, светлее, радостнее.

2. Основной этап. -А теперь давайте поговорим о том, кого можно назвать добрым другом? Подойдите все к мольберту, встаньте красивым полукругом. Сейчас я раздам вам лучики солнца. Вспомните, каким должен быть добрый  друг, и прикрепите лучик к солнышку (высказывания детей по кругу, помощь родителей)

 (настоящий друг тот, кто не обижается; делится игрушками; помогает, если умеет что-то делать;, научит друг;, заботится; защищает; не бросает в беде; не завидует; не боится просить прощение, если обидел друга; не хвастается; старается сделать что-то хорошее).

- Я тоже, ребята, так считаю. Молодцы, вы хорошо рассказали, каким должен быть добрый друг и как надо дружить.

 Ребёнок рассказывает стихотворение:

«Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета,

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Надо только добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

Если доброта, как солнце светит.

Радуются взрослые и дети».

  Садитесь.

(Презентация)

-Послушайте строки из русской народной сказки, а постарайтесь вспомнить ее название. «В самую полночь прискакал в пшеницу конь – одна шерстинка серебряная, другая – золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. И стал, тот конь пшеницу есть. Не столько ест, сколько копытами топчет».

-Ребята, вы догадались, как называется эта сказка? (Ответы детей)

-Кто главные герои этой сказки? (Ответы детей)

-Что помогло главному герою Иванушке найти путь к счастью? (Ответы детей)

-Можно ли Иванушку и Сивку-бурку назвать добрыми друзьями? (Ответы детей)

-А почему их можно назвать добрыми друзьями? Как вы думаете? (Ответы детей)

-Добрые, истинные друзья любят, доверяют, помогают и уважают друг друга.  

В сказке «Сивка-бурка» мы видим истинную дружбу между Иванушкой и Сивкой-буркой. Они помогали и доверяли друг другу, всё это помогло Иванушке обрести свое счастье.

А сейчас я вам буду загадывать загадки, а если вы правильно отгадаете, то герои сказки будут появляться в оконцах дома.(Презентация)

Шубка в завитых колечках.

Две дуги его рога.

Воду пьёт в студёных речках

И пасётся на лугах.

Если вдруг его ты встретишь,

То идёт он на таран.

Он упрямей всех на свете,

Потому что он  - … (Баран)

Верховодит в стаде он,

Меж коров гуляет,

Коль увидит вдруг врага,

Тут же забодает! (Бык)

У меня есть к вам вопрос –

Кто испачкал рот и нос?

Кто в луже целый день сидит?

Хрюкая, на вас глядит.

Подскажите мне друзья –

Как зовут её – (Свинья).

Ходит в перьях, не спешит,

Часто на людей шипит.

Я немножко его боюсь. Угадали? Это - … (Гусь)

 

Кто кричит во дворе,

Будит нас на заре?

У него есть перья - пух!

И зовут его…  (Петух)

 -Ребята, вы догадались из какой сказки все эти герои? (Ответы детей)

-Почему домашние животные оказались в лесу? (Ответы детей)

-Как вы думаете, что помогло домашним животным дать отпор волку, лисе и медведю? (Ответы детей)

-Можно ли назвать героев сказки «Зимовье зверей» добрыми друзьями? Почему? (Ответы детей)

-Добрые друзья живут в согласии, умеют прощать и могут сообща дать отпор любому врагу.

О дружбе много пословиц сложил наш народ. Давайте с вами вспомним некоторые из них. Вам помогут родители. Я помню вот такую пословицу:

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Дети и родители вспоминают свои пословицы:

1. Человек без друга, что земля без воды.

2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Один за всех и все за одного.

4. Дружба – самое дорогое сокровище.

5. Дружба дороже денег.

6. Без друга в жизни туго.

7. Друг познается в беде.

8. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

9. Старый друг лучше новых двух.

10. Дружба не гриб, в лесу не растёт.

- Как много пословиц мы вспомнили про дружбу и верных друзей! Как много важного помогают понять они нам!

3. Заключительный этап. Игра «Дом дружбы». Уважаемые родители, дорогие дети! Я предлагаю вам потрудиться вместе, дружно  из мягких модулей построить «Дом дружбы». Для его строительства потребуются кирпичики. Предлагаю Вам использовать для строительства лишь те кирпичики, на которых написаны слова, характеризующие добрых друзей. Родителям предлагаю прочитать для детей слова, характеризующие настоящих верных друзей, а детям – из этих кирпичей построить «Дом дружбы». (Верность, зависть, согласие, честность, взаимопомощь, радость, любовь, понимание, счастье)

(Дети и родители трудятся над созданием дома).

- Видите, какой дом дружбы у нас получился.  Он состоит из множества кирпичиков. Кирпичики соединились в один крепкий прочный дом и дружба наша стала крепче. Физкультминутка  «Да-да-да,  Нет-нет - нет» (дети стоят в кругу, взявшись за руки)
Воспитатель задает вопросы, а  дети отвечают хором, если «да» - поднимают руки вверх, и подпрыгивают, если «нет» - руки остаются опущенными и приседают.
1.  Сильные руки бросятся в драку (нет - нет - нет)
2. Добрые руки погладят собаку (да - да -да)
3.  Умные руки умеют играть (да - да - да)
4.  Добрые руки будут обижать (нет – нет –нет)
5.  Ласковые руки умеют лечить (да – да - да)
6.  Сильные руки будут дразнить (нет – нет -нет)
7.  Будем крепко мы дружить (да - да - да)

III. Работа в парах (дети парами садятся за столы, на которых лежат картинки)

1. Подготовительный этап. Присоединительное слово педагога:

- Ребята, мы много говорим о дружбе, о добрых друзьях.  Запомните, дружба – это проявление  любви. Если между друзьями нет согласия, любви, не будет и дружбы.

2. Основной:

Индивидуальный  этап(объяснение задания, самостоятельное его выполнение)

- Пододвиньтесь, пожалуйста, друг к другу. Внимательно рассмотрите картинки. Расскажите друг другу, кого вы считаете настоящим другом. Договоритесь, почему вы считаете именно так. Придите к совместному решению. Отметьте знаком + ту картинку, которую вы выбрали вместе.

3.Работа в паре (выполнение задания, общение)

  -А теперь договоритесь, кто из вас от каждой пары будет представлять совместное решение.

 4. Обсуждение в группе и экспертная оценка.

Одна из пар показывает выбранную картинку и объясняет своё решение (« Мы решили…»,  «Мы думаем…»)

- Поднимите руку, кто согласен с этим решением. Кто выполнил эту работу по-другому?

- Ребята, вы правильно выбрали картинку.

Добрый друг всегда сумеет уступить, договориться, поделиться игрушкой.

5. Заключительный этап.

-Интересно ли было выполнять задание?

-Легко ли было прийти к согласию?

3. Третья часть СООД. Заключительная.

Заключительный этап. Рефлексия.

- Ребята, давайте встанем в круг. Считаете ли вы себя настоящим другом? Почему?

(Да, считаю, потому что всегда делюсь своими игрушками с другом; …, …)

- Спасибо, друзья, за приятное общение, дружбу и согласие. Я ещё раз убедилась, что у нас в группе живёт дружба, вы умеете дружить и сможете научить других детей дружить, у которых нет пока друзей.

 - А теперь я предлагаю вам обняться - положите руки на пояс соседу. Посмотрите, какое у нас получилось крепкое дружеское объятие. Ведь мы с вами - друзья. Я думаю, что наша дружба будет продолжаться не только до конца дошкольного детства, но и в школе.

А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, предлагаю нарисовать сердечки. Каждый из вас шепнёт сердечку пожелание (какими надо быть, чтобы быть добрым  другом) и положит сердечко в копилочку.

(Дети рисуют, закрашивают сердечки. Затем шепчут свои пожелания и складывают сердечки в красивую шкатулку)

-Теперь я спокойна за вас, копилочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять её новыми пожеланиями о дружбе.

 

 

  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект специально организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по конструированию "Заяц" (с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий)

Цель: научить детей конструировать из бумажных полосок Задачи:·        познакомить со способом склеивания бумажных полос·...

Конспект специально организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по социально-коммуникативному развитию "Как звери к зиме готовились" (с использованием информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих технологий)

Цель: Продолжать формировать представления детей о поведении диких животных в разное время года; воспитывать экологическую культуру через наблюдения и экспериментальную деятельность. Задачи:·...

Конспект Игровой –образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. По программе «Социокультурные истоки» Тема: «дороги добра»

Цель: Развитие у детей способности слышать слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему своё доброе отношение....

Непрерывная непосредственная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет по программе «Социокультурные истоки»

Тема осваиваемой духовно-нравственной категории - «Надежда» Тема итогового занятия: «Доброе согласие», ведущая образовательная область «Социально-коммуникативное раз...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Богатыри земли Русской» по программе «Социокультурные истоки» детей 5 -6 лет

Конспект организованной образовательной деятельностина тему: «Богатыри земли Русской»по программе «Социокультурные истоки»детей 5 -6 лет...