Экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Знатоки природы»
материал (старшая группа)

Воропаева Елена Владимировна

Цель: формирование экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_znatoki_prirody.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 37"

Экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста

на тему:  «Знатоки природы»

Цель:

формирование экологических знаний, нравственно – ценностного отношения к природе.

Задачи:

● Систематизировать и обобщить представления о живой природе;

● Учить использовать полученные знание в играх;

● Развивать творческое воображение, внимание, смекалку, речь;

● Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командой;

● Воспитывать доброту, чувства сопереживания и сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает, умение вести себя в природе;

Материалы и оборудование:

Мультимедиа-проектор, экран, ПК, презентация; награды для команд (грибы, соты, шишки); корзины, обручи и грибы для эстафеты; мольберты; бумага белого цвета формата А3 на каждую команду; маркеры.

Ведущий: 

Добрый день, дорогие ребята, и уважаемые гости!

Ребята, вы любите играть? (Ответ) Сегодня состоится игра - викторина между командами «Зайчата», «Бельчата» и «Медвежата». (Ведущий представляет команды, показывая на них рукой) Ребята хотят продемонстрировать свои знания о природе, что они являются настоящими знатоками природы. Для проведения  игры нам потребуется справедливое жюри, которое будет оценивать ваши ответы.  

За каждый правильный ответ команда «Зайчата» будет получать грибок (ведущий показывает: вот какой).

Команда «Медвежата» будет тоже поощряться. Как вы думаете чем? Что любят медведи? (Мед). Правильно, мед, а наш мед будет находиться вот в таких сотах.

А что же будет получать команда «Бельчата?» Что любят белки? (Орешки) Правильно,  орешки находятся вот в таких  шишках.

Прежде, чем мы начнем нашу игру, каждый из вас должен узнать правила нашей игры: команды  должны внимательно слушать другу друга, участники не должны кричать с места и мешать остальным.

                

  1.  «Приветствие команд» 

(заранее команды должны выучить приветствие и выбрать капитана.)

Ведущий: А теперь настало время приветствия команд.  Команда «Бельчата» хочет поприветствовать команду «Медвежат» и «Зайчат»

Приветствие команды   «Бельчата» гр. № 1

Мы команда белок

Сильных и умелых,

Ловко прыгаем в лесу,

сохраняя высоту.

Приветствие команды «Медвежата» гр.№ 2

Мы ребята, медвежата,

живем в густом лесу.

Мы все видим и все знаем

И природу охраняем.

Приветствие команды «Зайчата» гр. № 4

Мы веселые  зайчишки,

Смельчаки, а не трусишки.

Любим прыгать и скакать,

За природой наблюдать.

Ведущий: Мне очень понравились все команды, поэтому и «Зайчата», и «Бельчата» и «Медвежата» получают свою первую награду. (по 1 грибку, 1 соте, 1 шишке)

2.  Конкурс команд. «Загадаю-отгадайте»

Ведущий:  Вы должны  будете ответить на мои вопросы. Я прошу вас быть внимательными и находчивыми.  Не забывайте о правилах игры. Внимание, первый вопрос для команды «Зайчата»

Вопросы для команды  «Зайчата»:  

  1. Ель, сосна, береза, ива – это (деревья)
  2. У какого дерева белый ствол? (У березы.)
  3. Как называется дом муравьев? (Муравейник.)
  4. Как назвать детеныша коровы? (Теленок.)
  5. Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие)
  6. Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это? (Насекомые.)
  7. В какое время года с деревьев опадает листва (осенью)
  8. Лев — дикое или домашнее животное? (Дикое.)
  9. У какого зверя есть иголки? (у ежа.)
  10. Бывают грибы съедобные, а бывают — ... (Несъедобные).

Вопросы для команды  «Бельчата»

  1. Воробей, соловей, дрозд, ворона, это – (птицы)
  2. Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок.)
  3. На каком дереве растут желуди? (на дубе)
  4. Чем в основном питаются перелетные птицы? (Насекомыми.)
  5. Карась, щука, сом, окунь – это. (рыбы)
  6. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)
  7. Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)
  8. Собака — дикое или домашнее животное? (Домашнее.)
  9. В какое время года на деревьях распускаются листочки? (весной)
  10. Ласточка остаётся зимовать или нет? (нет)

Вопросы для команды «Медвежата»  

  1. Волк, лиса, песец, олень это – (звери)
  2. Какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятел)
  3. Хвост пушистый, мех, золотистый в лесу живет, в деревне кур крадет (Лиса)
  4. У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)
  5. Как назвать детеныша овцы (ягненок)
  6. Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца.)
  7. Клубника, черника, морошка, малина это – (ягоды)
  8. Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.)
  9. Какого цвета листья на деревьях осенью? (Желтого, красного)
  10. Сколько ног у жука? (шесть)

Ведущий: Молодцы, ребята, справились с этим конкурсом и жюри оценивает выполненные задания.    Я вижу настроение у всех замечательное, можно приступать к следующему заданию.

3. Игра – эстафета: "Собери съедобные грибы" (под музыку)

3 команды по 8 человек. На полянке (3 обруча), в них  расставлены грибы (по 8 шт. + 2 мухомора в каждом) По сигналу ведущего дети бегут к обручам, берут съедобный гриб и кладут в корзину. После чего возвращаются, передают корзину другому игроку. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не сорвут грибы.

4.  Конкурс  «Четвертый лишний»

Ведущий: Как потрудились наши команды, мы увидели, а теперь подошло время для конкурса капитанов. На экране вы увидите 4 разных предмета, вам нужно будет убрать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя (Участвуют капитаны команд. По 3 слайда. Дети отвечают поочередно)

 Слайды.

• заяц, ёж, лиса, шмель;

• бабочка, стрекоза, пчела, енот;

• ворона, снегирь, воробей, волк;

• кузнечик, божья коровка, комар; синица,

• муравей, жук, гусеница; карась,

• подснежник, тюльпан, одуванчик; ель

• медведь, белка, лиса, корова;

• свинья, лошадь, баран, зебра;

• подберезовик, груздь, лисичка, ромашка.

5.  Конкурс знаний правил поведения в лесу.

Ведущий: Капитаны замечательно справились со своими заданиями, но на этом их испытания не закончились. Ведь вы знаете, что от капитана многое зависит, особенно если он со своей командой отправился в лес. Прежде всего, капитан должен знать правила поведения в лесу. Давайте  с вами поиграем в игру под названием «Экологический светофор». Сейчас на экране будут появляться картинки (слайды). Вы должны оценить, правильно ли поступили ребята, в той или иной ситуации. Если ребята  будут поступать хорошо, вы показываете зеленый веселый светофор, а если плохо – красный, грустный.

Ведущий: Молодцы! Все вы знаете, что лес не только для нашей забавы. Он богатство нашей страны. Все деревья, ягоды, кусты, выросли нам на пользу. Берегите Лес ребята, он наша радость. А теперь давайте немного отдохнем.

6.  Музыкальная разминка:

танец под песенку с музыкальным руководителем.

7.  Конкурс «Угадай по описанию».

«Зайчатам» “Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название “фокстрот”. Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами”.  Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы). ( Ответ: лиса)

«Бельчатам» “У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами”. Подсказка: Его считают большим трусишкой. (Ответ: заяц)

«Медвежатам» «Это удивительный зверек. Слуху него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей”. Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них. (Ответ: еж)

9.  Задание -«Скажи наоборот».

1. Дерево высокое, а куст (низкий)

2. Волк- зверь большой, а еж (маленький).

3. Снег мягкий, а лед (твердый)

4. Зимой холодно, а летом (жарко)

5. Весна бывает ранняя, а бывает и (поздняя).

6. Воробей мелкий, а сорока (крупная)

7. Днем светло, а ночью – (темно)

8. У сороки хвост длинный, а воробья (короткий)

9. Дорога широкая, а тропинка – (узкая)

10. Змея – гладкая, а лисичка – (пушистая)

11. Летом листочки зеленые, а осенью – (желтые)

12. Ворона - тяжелая, а бабочка – легкая

8.  Финальный конкурс «художников»

Нарисуем портрет:

Зимы – «Зайчата». Какие признаки Зимы вы можете назвать? (земля покрывается снежным покровом, сугробами, приходят морозы, метель, вьюга, идет снег, гололедица, на деревьях нет листьев)

Лета – «Медвежата». Какие признаки Лета вы можете назвать? (ярко светит солнце, зеленеет трава, летают насекомые

Осени – «Бельчата «Какие признаки Осени вы можете назвать? (желтеют листья, падают; моросят мелкие холодные дожди; птицы собираются в стаи и улетают на юг, исчезают насекомые)

  1. Подведение итогов.

Ведущий: Ребята, какие вы сегодня были молодцы, как много вы знаете о природе!  Я хочу поблагодарить вас за отличную игру.  А сейчас наше уважаемое жюри подведет итоги и объявить команду победителей.

(Предоставляется слово членам жюри)

Ведущий: 

Наша игра-викторина закончена.  

Победила дружба!  

Спасибо всем участникам, жюри и зрителям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Природа- наш дом родной"

Дать детям понять, что природа – это наш общий дом. Учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Составлять небольшие рассказы на тему: «Я путешествую на облак...

Экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста «Осенний марафон»

Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности....

Экологическая викторина для детей среднего дошкольного возраста тема: «Знатоки природы!»

Закрепление знаний детей о диких животных, домашних животных и птицах....

Сценарий экологической викторины для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»

Викторина направлена на обобщение и систематизацию знаний детей о природе...

Социально-значимый проект экологической направленности для детей старшего дошкольного возраста "Сохраним красоту природы"

Тип проекта: познавательно-исследовательский.Срок реализации проекта: краткосрочный. Участники проекта: воспитанники группы, их родители, воспитатели группы....

Сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста «Давайте сохраним природу!»

Сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста «Давайте сохраним природу!»...

Сценарий экологической викторины для детей старшего дошкольного возраста «Природа, мы – твои друзья».

Закрепление экологических знаний у детей; формирование правильного отношения к природе....