Эссе "Моя профессия - учитель-логопед!"
материал

Колеватова Лариса Валериевна

Эссе о значимости профессии педагога и важности такой специальности, как учитель-логопед. В эссе раскрыты особенности работы учителя - логопеда в условиях детского дома. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе о профессии учитель-логопед.26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Моя профессия – учитель-логопед!

Ещё учась в школе, я точно знала, что буду работать с детьми. В 90-е годы одноклассники посмеивались над сделанным мною выбором. Все мечтали быть экономистами, юристами, нефтяниками, главное, чтоб зарплата была высокая. А я мечтала стать учителем. Прошёл ни один год моей работы, и я о своём выборе не жалею. Вот уже более 20 лет я работаю учителем-логопедом в детском доме и всё это время не перестаю радоваться тому, что выбрала такую гуманную профессию. Выбрала ли я по наитию и по велению сердца своего, а может, и просто вслепую - не знаю. Уже позже, в Сахалинском государственном университете меня научили пониманию того, кем я становлюсь. А становилась я учителем-логопедом, постигала азы этой профессии.

И вот я работаю в детском доме. У каждого свой путь. Своё призвание. Для меня – это детский дом. Это то место, где я могу передать свою огромную любовь к детям, то, чем живу сама.

Детский дом – островок радости, где каждый ребёнок уникален и неповторим, где мир добра, мир здоровья так же важен, как и мир знаний. Каждый день ко мне обращаются взоры моих детей. Их светлые, ясные, чистые глаза, любопытные, верящие, добрые, оценивающие каждый мой взгляд, жест, шаг, поступок. Они многого ожидают от меня. От того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже.

Здесь своя специфика работы. Дети с тяжелыми диагнозами, а некоторые со сложными судьбами. Порой бывает нелегко, коррекционная работа идет  очень сложно, медленно. Но учатся не только мои воспитанники, вместе с ними учусь я сама – выдержке, терпению, пониманию, отзывчивости, доброте. В первые годы работы с детьми, для меня было странно, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а таким детям - нет. Этот урок я освоила сразу. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Терпение и оптимизм – две важнейшие составляющие в работе с детьми. Желаемый результат будет не скоро, но по крупицам изо дня в день мы к нему идем. И как приятно видеть результат ежедневной, кропотливой работы.  А как радуются сами воспитанники своим маленьким победам! 

 Я думаю, что учитель-логопед - это педагог, в котором могут сочетаться артист, музыкант, дизайнер, дипломат, психолог… Можно продолжать и продолжать.
Но почему артист, спросите вы? Да потому, что любое слово, фразу, предложение нужно так произнести, чтобы ребенок захотел говорить красиво или как еще любят повторять учителя-логопеды - «правильно». Дети с удовольствием втягиваются в театрализованное действие, в котором начинают слышать и понимать слово.

А еще учителю-логопеду нужно быть музыкантом, чтобы уметь правильно ставить речевое, а значит певческое дыхание. Пропеть гласные звуки, передать ритм - кто как не музыкант, а значит, и учитель-логопед может это сделать! Отождествляя речь и музыку, еще Аристотель писал: «Приятная для слуха речь - своего рода музыка».

Дизайнер… какой прекрасный смысл заложен в этом слове! Отчего же учитель-логопед еще и дизайнер? Да оттого, что он создает удобства, красоту, т.е. условия для овладения речью. Что может располагать к общению? Привлекательная окружающая обстановка, каждый предмет в которой несет в себе смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и обязательно тайну или загадку. Только так ребенка можно увлечь, заинтересовать и пригласить к диалогу.

А ещё у логопедов в распоряжении есть улыбка. По меткому выражению В. Солоухина, «душа зябнет и каменеет без улыбки». А если к улыбке прибавить еще доброе, умное, красиво сказанное слово?..

Дети любят приходить на занятия к логопеду. Пусть так будет всегда! Я думаю, что доброта, участие, радость, подаренные педагогом, способны сделать в настоящее время многое. Работая логопедом, не перестаю радоваться тому, что выбрала такую гуманную профессию, которая гармонично сочетает в себе милосердие медицины, мудрость педагогики и прозорливость психологии.

Каждое утро я прихожу в детский дом, прохожу через зимний сад, захожу в  кабинет. Мой кабинет – это моя мечта, творческая мастерская, весь социально-психологический микроклимат которой, создаёт условия для самореализации личности. Но, я мечтаю  о  том, что когда-нибудь он будет (и будет) оснащен по последнему слову техники…. Но это будет потом.

А сейчас я захожу в кабинет, готовлюсь к занятию и жду… жду взгляды моих малышей, моих воспитанников, таких похожих и одновременно таких разных. Они добрые и отзывчивые, с удивительными глазами, ловящими каждое моё движение. Они слушают каждое моё слово, копируют мою интонацию. А еще есть тихие и замкнутые, испуганные и равнодушные, но и они когда-нибудь захотят общаться, рассказать о своих игрушках, мультфильмах. Дима сегодня опять расскажет о том, что они разучивают на музыкальном занятии, а Настя и Ксюша после каждого задания или упражнения будут переспрашивать: «У меня получается?» А Глеб – сама скромность. Ни слова не скажет на отвлеченную тему. И только в конце занятия – радостная улыбка и сияющие глаза в ответ на слово: «Глеб, ты молодец!». Я не считаю количество детей, которым помогла, но поверьте, приятно слышать от детей: «Возьмите меня на занятие. Почему вы меня никогда не берёте?» Их радостное, коротенькое приветствие, тёплые объятия заставляют забыть обо всём, пробуждают в тебе силы и желание сделать всё, чтобы этот яркий свет, эта любовь не только никогда не исчезали, а разжигались и становились всё сильнее и ярче. Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих воспитанников. Я  готова свернуть горы, отбросить своё плохое настроение и идти вперёд.

Впереди нас ждёт долгая, кропотливая работа. На пути будут радости и огорчения. Я постараюсь помочь ребёнку понять, что надежда, упорная работа и вера всегда вознаграждаются победой. Я буду ломать голову, не спать ночами, мучиться, чтобы однажды дать ребёнку возможность узнать, какое это счастье: победа после долгих неудач.
    По-моему мнению,  в руках логопеда самая дорогая ценность – ребенок, его развитие и перспективы. Для ребенка, имеющего речевые нарушения, большое значение имеет специалист, к которому он попадет. Логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, я являюсь – своеобразным проводником маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Моя работа по преодоление речевого нарушения вселяет в ребенка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и с взрослыми – ребенок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.  Для того чтобы раскрыть ребенка и сама стараюсь  быть открытой детям, должна уметь организовывать общение ребенка, обеспечивать взаимопонимание, сотрудничество, уметь поставить себя на место ребенка, понять его внутренне состояние, особенности личности. Я постоянно пытаюсь показать детям, что чудо рядом, просто нужно  уметь его увидеть; часто практикую индивидуальное общение с ребятами, они понимают меня с полуслова;  помогаю ребенку обрести внутреннюю свободу, научить его высказывать свое мнение.

        Из своего опыта работы я знаю, что принятие ребенка как полноправного партнера в сотрудничестве – залог успешной коррекционно-образовательной деятельности, то есть «совместное творчество» является наиболее продуктивным и результативным. Обстановка творческой работы педагога, любознательности при получении детьми необходимых знаний отвечает жизненным запросам детей, стимулирует развитие их интересов, самостоятельности, творческих способностей.

      Календарный год для логопеда длиться от сентября до сентября. Активный поиск путей решения творческих задач: постоянный процесс совершенствования традиционных форм, оптимизация методов и содержания коррекционно-речевой работы, поиск новых, вариативных форм организации логопедического сопровождения дошкольников. Эти аспекты современного дошкольного образования есть и в моей деятельности.
Процесс этот многогранен:

Во-первых, это специально созданная среда, в которой развивается ребёнок. Максимальное влияние на развитие коммуникативно-речевых способностей детей имеет предметно-развивающая среда группы и логопедического кабинета. На мой взгляд, логопедический кабинет не должен быть похож на официальный кабинет. Это комната, в которой нет места строгому стилю. В ней всё: обои, шторы, игрушки, мебель – должно быть проникнуто теплом и уютом домашнего, «дружелюбного» мира, в котором ребёнок не чувствует себя скованным, зажатым. Комфортность и безопасность, развитие сенсорных способностей, создание ситуации занятости и увлечённости интересной деятельностью каждого ребёнка, обеспечение среды индивидуального «стиля» развития ребёнка, ситуации успеха - эти характеристики являются условиями создания развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета. Создавая условия для овладения речью, я не забываю о привлекательной окружающей обстановке, каждый предмет в которой несёт в себе смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие  и обязательно тайну или загадку.  Только так можно увлечь, заинтересовать и пригласить ребёнка к диалогу.

Во-вторых, совокупность технологий в работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, социальных явлениях, основы личностной культуры.

В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее существенны среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Они помогают мне на разных этапах коррекционно-речевой работы. Изначально использую фонетический логотренинг «Играем, двигаемся – развиваемся» как систему занятий и подготовительных упражнений для развития артикуляционной, общей и мелкой моторики, просодики, слухового и зрительного восприятия, слухового внимания и памяти у детей. Дошкольникам очень нравятся различные виды самомассажа: головы, ушных раковин, шеи, лица, кистей и пальцев рук; традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики (биоэнергопластика, театр пальчиков и язычка, сказочные истории из жизни Язычка, комплексы упражнений для выработки артикуляции звуков).
    На основном этапе логопедической работы применяю метод су-джок терапии. Использование су-джок массажёров – массажных шариков в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень сенсорного развития и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком.
   Особое значение придаю логопедической и фонетической ритмике как средству профилактики и коррекции речевых нарушений у детей. Многолетний опыт использования, богататый арсенал игр и игровых упражнений: фонопедические и дыхательные упражнения, фонетическая разминка, речедвигательные упражнения, чистоговорки, коммуникативные игры, пальчиковые игры, массаж с проговариванием, гимнастика для глаз, релаксация. Главное свойство этих методов – развивать двигательные умения ребёнка. Формирование движений происходит при участии речи. Чем лучше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.
   Быть «на одной волне» с ребёнком, создавать различные ситуации общения мне помогают информационные технологии. Специализированная логопедическая компьютерная программа «Игры для Тигры», компьютерные игры под тематикой: «Учимся говорить правильно» способствуют решению коррекционно-развивающих задач, соответствующих индивидуальным возможностям ребенка. Таким образом, индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребёнком составляется на основе комплексного включения компьютерной и логопедической технологий. Опыт использования специализированной логопедической компьютерной программы «Игры для Тигры» показал, что применение новых информационных технологий в логопедической работе позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций у детей.

Помимо традиционных технологий и методов работы, использую в практической деятельности дыхательную гимнастику Стрельниковой А.Н., нейропсихологические методики обследования детей при проведении логопедической диагностики. Игровая деятельность является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста. Поэтому основное направление моей логокоррекционной работы является игра, как средство коррекции звукопроизношения у детей. Трудно переоценить важность этого самого благоприятного периода, с точки зрения коррекционного воздействия.

По многим направлениям деятельности материал систематизирован и оформлен в виде собственной методической копилки. Творческое преобразование развивающей среды на основе собственных разработок многофункциональных пособий, способствует устранению речевых нарушений и развитию связной речи.

Качественным показателем логопедической работы является состояние речи детей подготовительной группы. Ежегодно отслеживаем результативность и констатируем успешность обучения наших выпускников. Дети проходят через городскую медико-педагогическую комиссию. Выпускники не просто ученики, а в первую очередь - это дети с хорошим уровнем речевого развития.   

Бесспорно, успех в работе зависит от профессиональных знаний, осведомлённости об отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, от творческой активности и инициативы. Я постоянно прохожу курсовую переподготовку.

Опыт пришел не сразу, он накапливался постепенно, но было главное - трудолюбие и любовь к детям. Именно она, любовь, послужила той благодатной почвой для овладения мастерством. Мой педагогический принцип - помочь "особому" ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, что все трудности мы с ним преодолеем...

Это мой выбор! Это моя работа! Это мой жизненный путь!

Учитель-логопед непременно должен быть увлечённым, иметь за душой что-то своё, особенное. Наверное, поэтому мои воспитанники радуют успехами, занимаются с увлечением. Значит, я не просто носитель и передатчик информации, но и создатель эмоционального настроя. Все свои занятия я начинаю с улыбки, и нет для меня большей радости, чем видеть распахнутые детские глаза, улыбки, сознавать, что самое большое и значительное в мире закладывается здесь. Первый успех, а затем множество побед окрыляют ребёнка и способствуют сильному желанию достичь хороших результатов. От интереса воспитанника протягиваю ниточку-тропинку к его способностям, познавать и открывать новое.

Мой педагогический принцип – помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность в образовательной деятельности. Дети приходят ко мне доверчивыми, с широко открытыми глазами. Я вижу в их глазах живой интерес, узнать нечто новое, пока не изведанное. Главное – чтобы этот интерес не угасал.

За что я люблю свою профессию? За то, что она даёт мне возможность каждый день соприкасаться с миром детства, за неповторимость и непредсказуемость каждого дня. Каждый день, отдавая детям частичку своего сердца, жар своей души, с чувством глубокого удовлетворения признаюсь: «Я состоялась как учитель, потому что помогаю детям». Моя профессия очень интересная. Душа взрослого по мере взросления часто каменеет, а в профессии логопеда такого не происходит. Потому что каждый день вместе с детьми я испытываю чувство радости, сострадания, другие важные эмоции. Становлюсь  где – то сама ребёнком. Я ощущаю себя полезной не только своей семье, но и другим людям – это огромное счастье! Я довольна своими успехами, я горжусь своими детьми.

  И даже если вы скажите, что в мире есть тысячи профессий, которые лучше, лучше и ещё раз лучше моей, я вам просто не поверю! Каждый день я наслаждаюсь процессом работы, отдаюсь любимому делу всей душой, посвящаю ему свободное время.

 Я -  учитель. Произношу эти слова с чувством гордости, ибо нет на свете прекраснее и ответственнее профессии, чем учитель.  Но я  не просто учитель. Я – учитель-логопед. Учитель-логопед – это человек, который не только исправит речь, избавит от ошибок чтения и письма,  но и тот, кто поселит в душе ребёнка  надежду и уверенность в собственных силах.  И каждый педагог меня поймёт - мы живем в своих воспитанниках. И пусть не всегда звучат громкие слова в наш адрес, мы можем точно с большой уверенностью сказать: «Я на своем месте! » 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессия учитель - логопед

« Профессия учитель – логопед». Я наполнить хочу этот мир добротой,Чтобы светом наполнились души людей,Чтобы в сердцах зажигался огонь,Чтобы стали друг к другу немножко добрей!  Место р...

Проект на тему "Строительные профессии" учителя-логопеда

Краткосрочный проект «Профессии на стройке»                  Участники проекта: учитель-логопед, в музыка...

Эссе "Моя профессия-учитель-логопед"

"Моё педагогическое кредо"...

ЭССЕ «Моя профессия учитель – логопед

На свете есть много различных профессий,И в каждой есть прелесть своя.Но нет благородней, нужней и чудесней Чем та, кем работаю я!...

Моя профессия - учитель - логопед

Учитель -логопед - это не только любимая профессия,  но и призвание. Самая большая радость для любого педагога - это видеть искорки интереса во взлядах ребят и слезы радости в глазах у их ро...

Эссе «Моя профессия – учитель - логопед»

Эссе «Моя профессия – учитель - логопед» Терпение и творчество, упорство и победа-Вот главные этапы в работе логопеда! С малых лет я мечтала стать учителем. Любимой игрой в...