Конспект сюжетно-ролевой игры «Юные спасатели» для детей подготовительной группы с нарушениями речи
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Евдокия Султанбуратовна Шакаева

Расширять знания детей о профессиях спасателей посредством игры. Формировать у детей основы безопасности жизнедеятельности, навыков осознанного, безопасного поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №15 «Березка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Конспект сюжетно-ролевой игры

«Юные спасатели»

для детей подготовительной группы

с нарушениями речи

Подготовила: воспитатель

 высшей квалификационной категории

Шакаева Е.С.

г. Октябрьский РБ

Цель: создание условий для формирования знаний детей о профессиях спасателей  через сюжетно-ролевую деятельность 
         

  Образовательные задачи: 

  • систематизировать знания детей о лесе,  реке, животном и растительном мире
  • пополнять знания детей о правилах поведения на природе;

          обогащать словарный запас детей

  • совершенствовать навыки связной речи детей
  • формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы
  • учить проводить простейшие опыты с водой
  • создавать условия для формирования представлений об истинных человеческих ценностях, нормах нравственного модели поведения на природе 
             

 Развивающие задачи:

  • создать благоприятную предметно-развивающую среду
  • развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанное гуманное отношение к природе, уважение к деятельности защитников природы, ответственность, навыки сотрудничества
  •  развивать коммуникативные навыки
  • способствовать развитию мышления, памяти, творческого воображения

         

 Воспитательные задачи: 

  • воспитывать интерес и бережное отношение к природе
  • воспитывать культуру экологического мышления (желание не засорять почву и водоемы, заботиться об их обитателях)
  • способность «морального суждения», умение пользоваться этическим знанием, применять нравственные нормы на практике)
  • воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к результатам чужого и своего труда 
             

 Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»
  •  «Речевое развитие»
  • «Социально-коммуникативное развитие»
  •  «Физическая культура»

Виды детской деятельности: 

  • игровая, коммуникативная
  • познавательно-исследовательская

          Планируемый результат: 

  • развитие предпосылок экологического сознания ребенка
  • развитие познавательной активности детей за счет обогащения знаний об окружающем мире
  • создание благоприятных условий для саморазвития ребенка обогащение предметно-развивающей среды группы

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • деревья
  •  макет реки
  • дикие животные – игрушки; рыбы, птицы (пласт.)
  • план – карта

Наборы для игр

  • «Ветеринарная лечебница»
  • «Спасатели»,
  •  «Лаборатория»
  • «Журналисты»
  • Видеопроектор
  • запись «Звуки природы»
  • видеоролик «Полёт вертолёта»

Сопутствующие игры:

  • «Ветеринарная лечебница»
  • «Спасатели»
  • «Журналисты»
  •  «Лаборатория»

Предполагаемые роли:

  • ветеринары
  • спасатели
  • медицинские работники
  • журналисты.

Примерные игровые действия:

  • управление вертолётом
  • спасение животных
  • выбор объекта исследований
  • создание лаборатории
  • изучение экологической обстановки
  • проведение опытной работы;
  • фотографирование, съемки промежуточных результатов
  • занесение результатов исследований в журнал
  • подведение итогов исследований
  • работы по исправлению экологической ситуации
  • видеосъёмка, фотографирование нарушений

Обогащение и активизация словаря:

  • патруль
  • экологическая катастрофа
  • происшествие
  • исследование
  • репортаж

 

Дети смотрят мультфильм. Мультфильм прерывается и звучит сообщение:

Внимание! Внимание!

Тревога! Экологическая катастрофа                        

Звери и птицы попали в беду!                              

Требуется срочная помощь!

Воспитатель: Ребята, что же нам делать?

Дети: Помочь!!!

Воспитатель:  А что такое экологическая катастрофа? (ответы детей). Вы хотите отправиться на место происшествия и спасти животных?

Дети: Да!

Воспитатель:  Посмотрите на карту.

(Рассматривают карту.  На ней изображены:  лес, река и полянка у реки)

Воспитатель: Посмотрите, река находится в лесу, дороги нет, на чём  мы можем туда добраться? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, туда можно добраться только на вертолёте.

Ребята, давайте мы с вами создадим экологический патруль и отправимся на место происшествия. Как вы думаете, люди, каких профессий занимаются экологическими катастрофами.

Дети: Экологи, спасатели, ветеринары, медицинские работники.

Воспитатель: Я думаю, что нам необходимо взять с собой журналистов (Распределение ролей).

Воспитатель: С вашего согласия, я возглавлю нашу команду и возьму на себя роль главного спасателя. Прошу всех подготовиться для путешествия и пройти на вертолётную площадку.

(Дети надевают костюмы, набирают  необходимое оборудование, садятся на стулья (вертолёт)

Воспитатель: Команда к полёту на место происшествия готова?

Дети: Да!

Воспитатель: Прошу всех занять места в вертолёте .

(включается видеоролик «Полёт вертолёта», вертолётчики запрашивают разрешение на взлёт). Пока мы летим, объясняю задачу, после прибытия на место, нам нужно выяснить, что же произошло. Спасателям провести спасательные действия, экологам взять пробы воды и провести исследования, ветеринарам оказать помощь пострадавшим животным, а журналисты должны снять фильм о нашем путешествии. Медицинские работники помогают всем. Задача ясна?

Дети: Да!

Воспитатель: Мы приближаемся к месту происшествия,  прошу всех, приготовится к посадке

(Дети выходят из «вертолёта», перед ними лес и река, по лесу разбросан мусор, лежат больные звери; по реке плавают пятна нефти, на берегу лежат птицы, горят деревья).

Воспитатель: Приготовиться к тушению пожара.

Пожарник II: Есть приготовиться к тушению пожара!

Воспитатель: Медики, приготовиться к приёму пострадавших зверей и птиц, к оказанию помощи.

Воспитатель: Первый! Первый! Я – пятый! Как слышите?

Пожарник I: Пятый! Пятый! Я – первый! Слышу вас хорошо.

Воспитатель: Доложите обстановку!

Пожарник II: Сильное задымление. Плохая видимость. Тушу деревья (берёзу). Пострадало много зверей и птиц. Нужна помощь спасателей.

Воспитатель: Спасатели! Срочно приступить к работе! Срочно приступить к работе!  Животные нуждаются в вашей помощи!  

Спасатель I: Вас поняли, приступаем к работе!

(«Санитары» на носилках относят животных для лечения в лагерь)

1) Спасатель II: - Посмотри белочка! Сейчас мы ей поможем!

    (белочка)    I: - Потерпи немножко, моя хорошая!

                       II: - Что у тебя болит? Наверное, лапка.

                        I: - Видишь, на ней ранка. Давай, поднимай!

                       II: - Понесли в больницу!

2) Спасатель  I: - А вот лисичка!

     (лисичка) II: - Посмотри, у неё хвостик обгорел.

                        I: - Бери её аккуратнее. Клади на носилки.

                       II: - Тебе, наверное, больно? Потерпи, скоро тебя полечат.

3) Спасатель  I: - Маму – белку спасли, а вот и бельчонок.

 (бельчонок) II: - Сидит, бедненький, дрожит.

                        I: - Давай его осмотрим.

                       II: - Да он не обгорел! Только сильно испугался!

I: - Давай отнесём его в ветеринарную лечебницу!

II: - А зачем? Он же не пострадал?

I: - Там же его мама. Без нее он погибнет!

II: - Ты иди ищи других зверей, а я отнесу его в больницу.

Воспитатель: Прием! Прием! Доложите, как идёт спасение зверей? Кого уже удалось спасти?

Спасатель I: Спасли белку с бельчонком и лисичку.

Воспитатель: Продолжайте работать!

4) Спасатель II: Посмотри, а вот зайчик. У него обгорело ушко.

I: Надо ему помочь.

II: Ой, да у него обгорели оба ушка.

I:  Скорее надо вести его в больницу!

5) Спасатель I: Смотри, кого я нашел!

II: Да это же медвежонок.

I: Он плачет. Наверное, потому, что потерял свою маму.

II: А может ему больно? Давай посмотрим.

I: Конечно больно, ведь у него болит спинка.

II: Клади его осторожнее на животик, понесли.

I: Не спеши, иди аккуратнее, а то медвежонку будет больно.

6) Спасатель II: А это, кто забился в уголок?

II: Смотри, олененок! Он еще совсем маленький!      

I: Что с ним? Он не может идти.

II: У него сломана ножка. Посмотри, мне кажется,

 что он плачет

I: Маленький, хорошенький. Сейчас мы тебе поможем. Всё будут хорошо.

Воспитатель: Прием! Прием! Спасатели, доложите обстановку!

Спасатель II: Пятый! Пятый! Докладываю: спасение зверей из леса закончено.

Воспитатель: Хорошо. Возвращайтесь на базу.

(Пожарные снимают красные «огоньки» и складывают их в корзину)

Воспитатель: Пожарные прием! Как дела с тушением пожара?

Пожарный:  Тушение пожара в лесу закончено.

Воспитатель: Хорошо! Пожарные рукава свернуть.

Пожарный: Есть свернуть пожарные рукава!

Воспитатель: Пожарным вернуться на базу.

Воспитатель: Алло! Алло! Прием я руководитель. Прошу соединить меня с главным врачом вет. лечебницы. Как обстоят дела с пострадавшими животными?

Врач: Я главный врач вет. лечебницы. Докладываю: всем пострадавшим животным оказываем необходимую медицинскую помощь.

(«Журналисты» фотографируют, снимают видео, берут интервью

(«Экологи» проводят исследования воды в реке)

Спасатели» собирают мусор в пакеты)

Собирают лопатами нефть в вёдра)

По ходу деятельности воспитатель задает вопросы:

Воспитатель: Могут ли в такой воде жить рыбы и другие обитатели водоема? Почему? (ответы детей)

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы вода стала чище? (ответы детей)

Воспитатель: Как можно очистить водоем? (ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, что случится, если люди и дальше будут засорять водоемы? (ответы детей)

Воспитатель:  Ребята, скажите, как предотвратить загрязнение водоемов? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, надо охранять чистоту воды, не загрязнять водоемы: не бросать в воду и на берегу мусор, не мыть в водоемах машины и велосипеды. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья людей, животных, растений.  Без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. 

После очистки реки, экологи вновь берут пробы воды и делают анализ, который показывает, что вода стала чистой

Воспитатель: Послушайте, природа ожила. А как вы думаете, что мы с вами еще можем сделать, чтобы предотвратить загрязнение воды? (ответы детей)

Воспитатель вопросами подводит детей к тому, что можно предупредить жителей города о вреде, который они приносят и попросить не загрязнять водоемы.

 Воспитатель: Правильно! Когда  вернёмся в детский сад, мы с вами можем нарисовать листовки, в которых попросим других жителей беречь водные ресурсы – моря, реки, озера…

Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться. Прошу всех собрать свои вещи и пройти на посадку в вертолёт.

Дети садятся, включается  видеоролик, возвращаются в детский сад

Воспитатель: Ребята, я как главный спасатель, благодарю вас

за мужество, сплоченность и настойчивость, проявленные в ходе выполнения спасательных работ, благодаря совместной слаженной работе нам удалось предотвратить большую экологическую катастрофу, сохранить жизнь животным, птицам и вручаю вам медали «Юные спасатели»

Вручение медалей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в подготовительной группе. Тема: «Дикие животные. Звук [й]. Буква Й».

Тема занятия: «Дикие животные. Звук (й) и Буква Й».Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, из внешнем виде. Уточнение, активизация и ак...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Логоритмические игры в системе коррекции детей с тяжелыми нарушениями речи

Предлагаю краткий материал с описанием логоритмических игр, которые могут быть использованы в комплексной коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....

Конспект сюжетно-ролевой игры «Юные спасатели» для детей подготовительной группы с нарушениями речи

Конспект сюжетно-ролевой игры «Юные спасатели» для детей подготовительной группы  с нарушениями речи. Цель:создание условий для формирования знаний детей о профессиях спасателей ...

"Игры и упражнения для детей с тяжёлыми нарушением речи"

В данной методической разработке представлены игры и упражнения на развитие дыхания, голоса, речи, мимики и т.д. у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....