"Игры и упражнения для детей с тяжёлыми нарушением речи"
консультация по развитию речи

В данной методической разработке представлены игры и упражнения на развитие дыхания, голоса, речи, мимики и т.д. у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для детей с тяжёлыми нарушением речи

Поиграем животиками (Физиологическое дыхание)

Цель: формирование диафрагмального дыхания.

Описание упражнения.

Вариант 1 В положении лежа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую – либо небольшую игрушку.

Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.

Вариант 2 В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.

Упражнение выполняется под счет: вдох - 1,2,3 и выдох – 1,2,3 или музыкальные звуки (до –ре - ми- вдох, ми – ре -до – выдох) от трех до семи раз подряд.

Назови по порядку (Речевое дыхание)

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов. Закрепление в памяти детей названий чисел, времен года, дней недели, месяцев.

Описание

Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке –«один, два, три, четыре, пять…» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка).

Дошкольникам среднего и старшего возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.

Ах, как пахнет!

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.

Оборудование: ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами.

Описание упражнения.

Дать ребенку понюхать ароматный цветок и предложить повторить фразы:

Ах!

Ах, пахнет!

Ах, как пахнет!

Ах, как приятно пахнет!

Ах, как цветок приятно пахнет.

Далеко и близко (Развитие голоса)

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ.

Описание упражнения.

Объяснить ребёнку, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится из далека, то кажется тихим и его трудно расслышать.

Затем взрослый произносит любое звукоподражание то тихим, то громким голосом (это может быть голос животного, например, - му, мяу, и – го - го, га-га и т. д. или какой-либо из звуков города – би-би, ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук).

Задача ребёнка отгадать, далеко или близко находится животное или звенит звонок.

Затем звуковую загадку предлагается загадать ребенку.

Тишина

Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.

Описание упражнения.

Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:

Была (произносится голосом обычной силы)
тишина, тишина, тишина. (произносится тихим голосом)

Вдруг (сила голоса начинает постепенно нарастать)
грохотом (громче)
грома (еще громче)
сменилась она. (громко)
И вот уже дождик (
произносится голосом обычной силы)
тихонько (произносится очень тихо)
Ты слышишь? (
произносится тихим голосом)
Закапал, закапал, (произносится голосом обычной силы)
Закапал по крыше…

Большие ноги шли по дороге (Темп речи)

Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.

Описание упражнения.

Под слова взрослого: «Большие ноги шли по дороге…» дети, не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги, и медленно говорят: «ТОП – ТОП».

Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ».

В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.

Карусели

Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп.

Описание

В игру встают взрослые и дети (или ребёнок с мамой) и начинают идти по кругу, говоря слова:
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели
(говорить в медленном темпе)
А потом, потом, потом
(темп постепенно нарастает)
Все бегом, бегом, бегом.
(говорить в быстром темпе)
Тише, дети, не спешите
(темп постепенно замедляется)
Карусель остановите
(говорить в медленном темпе)
Раз, два, раз, два –
(хлопать в ладоши и медленно говорить).
Вот и кончилась игра.

Упражнение можно выполнять под музыку.

Узнай по интонации

(Развитие мелодика интонационной композиции речи)

Цель: воспитание эмоциональной выразительности речи и мимики.

Описание упражнения.

Взрослый произносит с определенной интонацией междометия и изображает человека:

удивленного – Ах! Ах! Ах!

больного – Ох! Ох! Ох!

веселого – Эх! Эх! Эх!

недовольного – Ай! Ай! Ай!

испуганного – Ой! Ой! Ой!

сердитого – Ай –я - яй!

Ребёнок старается запомнить и затем отгадать по интонации, выражению лица и позе говорящего, кого он изображает. Затем взрослый простит ребёнка изобразить какого-либо человека:

В игре можно использовать музыкальные картинки, отражающие разные эмоциональные состояния людей. (например, музыкальное произведение Д.Б. Кабалевского "Три подружки") После прослушивания вместе делаем вывод, какое настроение передает музыка.

Зоопарк

Цель: распределение внимания.

Описание

Взрослый с ребёнком (или детьми) маршируя по комнате, изображают людей, пришедших в зоопарк. По команде взрослого: «Звери» дети, продолжая двигаться по кругу, изображают тех животных, которых называет взрослый. Зайцы – передвигаются прыжками, медведи – идут вперевалочку,
лошадки – идут высоко, поднимая колени, а птицы - машут руками – «крыльями» и т.д.

 Играйте с детьми!

Чаще хвалите и радуйтесь успехам малыша!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ.

Прививать любовь к Отечеству, гордость за его культуру и т. п., то есть определённое отношение к собственной стране, в то время как гражданское воспитание состоит в формировании у ребёнка активной соц...

«Формирование представлений о количественных отношениях и счёте у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством дидактической игры»

laquo;Формирование представленийо количественных отношениях и счёте у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством дидактической игры»...

Творческий отчёт по теме «Формирование представлений о количественных отношениях и счёте у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством дидактической игры»

laquo;Формирование представленийо количественных отношениях и счёте у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством дидактической игры»...

"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....

Дидактические игры по формированию грамматической стороны речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи (старшая группа) Лексическая тема: "Зима. Зимние забавы".

Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны р...

Статья по логопедии на тему: "Приёмы и игровые упражнения для формирования слоговой структуры слова у детей с тяжёлыми нарушениями речи".

Статья описывает особенности усвоения слогового состава слов детьми с диагнозом ОНР II-III уровня, а также игровые приёмы и упражнения для коррекции тяжёлых речевых нарушений....

Развивающие игры на липучках —как инновационное средство в развитии речи детей с Тяжёлыми Нарушениями Речи.

Цель: Теоретическое обоснование необходимости инновационных средств для решения проблемы развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.Задачи: 1.Способствовать формированию целостной...