Творческий проект "Я и моя семья для детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая группа)

Зорина Виктория Владимировна

В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребенок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.

Данный проект тематического дня « Я и моя семья»  имеет большое значение для формирования личности ребенка, укрепления и развития детско-родительских отношений, понимания ребенком, что он часть семьи, воспитания у детей любви и уважения к членам семьи, прививания детям чувства привязанности к семье и к дому.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zorina_v.v._ya_i_moya_semya.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  №78 Красносельского района Санкт-Петербурга "Жемчужинка"

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Я и моя семья для детей младшего дошкольного возраста»

Выполнил:   воспитатель Зорина Виктория Владимировна

Санкт-Петербург, 2022

Аннотация

Обоснование актуальности проекта.

Воспитывая детей  младшей  группы,  мы уже в этом возрасте задумываемся о том, как развить и сформировать  личность ребёнка, воспитать настоящего гражданина с морально-нравственными качествами, патриотическими чувствами  и гражданской позицией. И первыми нашими помощниками в этом направлении, конечно, же, является семья. Для маленького  ребёнка – мама и папа – это мир, в котором закладываются основы морали, чувство любви ко всему, что окружает маленького гражданина, толерантного отношения к людям. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. Она была и остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребёнка.

К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. В современных условиях на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает  занятость и отстраненность родителей,  доступность к средствам массовой псевдокультуры, ослабление семейных связей и  связей между поколениями, актуальнее стала задача нравственного и гражданского воспитания в  воспитательно-образовательном процессе  дошкольного образовательного учреждения. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали.

В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребенок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.

Данный проект тематического дня « Я и моя семья»  имеет большое значение для формирования личности ребенка, укрепления и развития детско-родительских отношений, понимания ребенком, что он часть семьи, воспитания у детей любви и уважения к членам семьи, прививания детям чувства привязанности к семье и к дому.

Цель тематического дня - сформировать и расширить у детей представление о семье и семейных ценностях. Установить контакт с родителями.

Задачи:

  1. Расширить представление у детей о семье, ее членах, о том, что в семье все любят друг друга, заботятся и помогают.
  2. Учить называть членов своей семьи, устанавливать родственные связи.  
  3. Расширить кругозор о роде деятельности родителей, а так же ближайших родственников.
  4. Составление простых предложений о членах семьи; обогащение словарного запаса (за счет названий членов семьи, рода занятий).
  5. Воспитывать у ребёнка доброжелательное отношение, уважение к своим родителям, желание помогать им.
  6. Заинтересовать родителей путем их привлечения к совместной творческой деятельности с детьми в условиях детского сада.

Содержание проекта «Я и моя семья»

Дидактическое содержание проекта « Я и моя семья»

В ходе проведения тематического дня ребенок осваивает следующие компетенции:

  • формирует представление о семье, членах семьи, любимых занятиях близких, родственных отношениях (родители и дети любят друг друга, заботятся друг о друге).
  • развивает умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2—3-х простых фраз о своей семье, о радостных семейных событиях.
  • обогащает словарь за счет расширения представлений о членах семьи, профессиях.
  • совершенствует умение видеть предметную и геометрическую форму, строить на ней нарядный узор при помощи ритмичного раскладывания (одинаковых по размеру, но разных по цвету) форм;
  • развивает умение использовать инструмент: пользоваться клеем, намазывать его кистью, пользоваться салфеткой.
  • поддерживает интерес к  участию в создании совместного со взрослым (родителем) коллажа;

Прогнозируемые результаты:

  • эмоционально - заинтересованно следят за развитием действия в игре-драматизации (беседа с куклой Катей)
  • отвечает на вопросы педагога о семье, называют:

-имена членов семьи,

-род занятий,

-свое имя, фамилию  

-слова, обозначающие родство (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра)

  • сформировано представление о любви, чувстве привязанности к своим родителям, о добром отношении к взрослым.
  • активен при создании совместной композиции с родителями

Риски:

  • успешное прохождение плана тематического дня не всеми детьми группы;
  • неустойчивое внимание и интерес, быстрая утомляемость в виду возраста.
  • встреча с родителями может повлиять на нежелание остаться в группе для участия в совместной деятельности.

Материалы и оборудование: кукла Катя, фотоальбом с семейными фотографиями детей, предметы, которые принадлежат близким детей, письмо с загадками,  проектор, экран, ноутбук, кружки разных цветов (красный, желтый, зеленый, синий), вырезанные из цветной бумаги; рисунки домиков с большими окнами (на каждого ребенка), наклеенные на листы белой бумаги, заготовка для коллажирования фотографий на фоне дерева, клей, кисти, салфетки.

Организация тематического дня «Я и моя семья»

Предварительная работа: накануне в пятницу родителем на выходные дается задание – совместно с детьми:

  • собрать семейный альбом
  • подготовить индивидуальные фотографии для создания коллажа.
  • ответить на вопросы:

-Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру;

-Имя и фамилия свое собственное;

-Название профессий родственников

  • собрать предметы, принадлежащие родным (бусы, очки, клубки, книги, игрушки, салфетки и др.)
  • посмотреть мультфильма «Мешок яблок».

Ход тематического дня:

Режимные моменты

Описание деятельности воспитателя

Описание деятельности детей

Утренний прием, утренняя гимнастика под музыку.

Воспитатель способствует мотивации к дальнейшим мероприятиям тематического дня:

Воспитатель: Доброе утро, Машенька, Дашенька. Сашенька…., вот и настал новый день. Я рада всех вас видеть. Встанем рядышком друг с другом, Скажем «Здравствуйте» друг другу,

Нам здороваться не лень,

Всем привет и добрый день!

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть вот такой клубочек,

давайте передадим его по кругу и скажем своему соседу справа: «Доброе утро, Даша!

(дети передают клубочек по кругу и говорят «Доброе утро)

Воспитатель: Послушайте стихотворения:

 «Мы с мамой делали котлеты,
А за окошком дождик шел,
Мы с мамой думали при этом,
Как вместе быть нам хорошо!»

Воспитатель: О ком я вам прочитала? Почему девочке было хорошо с мамой? Расскажите, какая у вас мама?

Воспитатель: А как вы помогаете маме? 

«Не терпит мой папа безделья и скуки.
У папы умелые, сильные руки.
И, если кому – нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь».

Воспитатель: Что можно сказать про такого папу? Какие ласковые слова вы хотели бы сказать про своего папу?

Воспитатель читает стихотворение Н, Голля и Г. Григорьева и сопровождает его жестами и движениями. Дети подражают.

«Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки! 
(Хлопают в ладошки).
А у бабушки ладони

Все в морщины собраны. (Показывают руки ладонями вверх).
А у бабушки ладони
Добрые – предобрые. 
(Поглаживают ладони друг о друга).
Все работали ладони

Долгими годами. (Постукивают кулачком о ладони).
Пахнут добрые ладони
Щами с пирогами. 
(Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются).
По кудрям тебя погладят

Добрые ладони. (Имитируют поглаживание).
И с любой печалью сладят
Теплые ладони. 
(Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них).
«Ладушки, ладушки,

Где были?
У бабушки!»

(Хлопают в ладошки).

Воспитатель: Что же умеет делать бабушка? Что вы любите делать вместе с бабушкой? (Ответы детей). Давайте похвалим свою бабушку: «Моя бабушка самая!...»

Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь давайте, сделаем физкультминутку.

Осенью, зимою, летом и весною

Мы во двор выходим дружною семьею

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Коля.

А я бегаю трусцой

И киваю головой.

Воспитатель читает стихотворение Р. Гамзатова.

«У меня есть дедушка,
Как зима седой..
У меня есть дедушка,
С белой бородой.

Мне на все мой дедушка
Может дать ответ.
И не стар мой дедушка
Хоть ему сто лет!»

Воспитатель: Кто хочет рассказать о своем дедушке? Как дедушка заботится о вас? 

-чтение книги (аудиокнига) (Если время останется)

Д. Габе «Моя семья», К. Ушинский «Петушок с семьёй»

Образовательная деятельность с 9.00 до 10.30.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, кто к нам пришел»

«Входит» кукла Катя, «приветствует» ребят.

Воспитатель предлагает детям расспросить куклу Катю о ее семье, попросить рассказать с кем она живет. Кукла Катя «называет» членов своей семьи, род занятий. Каждому ребенку раздается заранее подготовленный индивидуальный фотоальбом. Дети показывают кукле свои фотографии, называют свое имя, фамилию, называют имена своих близких.

Воспитатель подводит детей к пониманию того, что мама, папа, дочка, сын – это семья, что есть семьи маленькие и большие, просит каждого ребенка вспомнить и определить, какая у него семья – маленькая или большая, назвать всех членов семьи по именам, озвучить названия профессий своих родных.

Игра «Чьи вещи»

На столе разложены предметы, принесенные детьми из дома: бусы, очки, клубки, книги, салфетки и др. По сигналу педагога «найди вещи своей бабушки; найди вещи своего папы…» дети подходят к столу и отыскивают их. Выигрывает тот, кто быстро и правильно нашел вещи членов своей семьи.

Аппликация

Воспитатель. Когда заканчивается день. Что начинается?

Вечером все семьи собираются дома. С наступлением темноты в окнах домов загорается свет. На наших аппликациях тоже наступила ночь, нужно зажечь огоньки в окнах домов (Показывает, как приклеить кружки («огоньки») в окна.

На что похожи огоньки? (на кружочках)

Какого цвета кружки?

Воспитатель обращает внимание на то, чтобы огоньки чередовались по цвету. Дети приклеивают кружки в окна домов. В конце занятия все показывают свои работы.

Рефлексия:

-О чем мы сегодня говорила?

-Что изображали на аппликации

-В какую игру играли?

 

Кольтурно-досуговая деятельность

-Создание коллажа из фотографий вместе с родителями

-Совместная игра

-Просмотр мультфильма «Мама для мамонтенка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной деятельности воспитателя и детей младшего дошкольного возраста «Моя семья».

Актуальность проекта:В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.  И  именно семья яв...

Система работы по воспитанию уважительного отношения в семье (совместные проекты, праздники, занятия, игры) у детей младшего дошкольного возраста

Данная консультативная статья раскрывает в себе аспекты системной работы по воспитанию уважительного отношения в семье у детей младшего дошкольного возраста....

Конспект проекта "Мама, папа, я - наша дружная семья" для детей младшего дошкольного возраста

Организация совместной деятельности детей и родителей. Привлечь внимание родителей к воспитанию всесторонне развитых детей....

Проект «Мой дом – моя семья» для детей младшего дошкольного возраста.

Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам. А взрослым лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях, помочь в понимании индивидуальных особенностей детей.Об...

Творческий проект «Сюжетно-ролевая игра «Семья» для детей младшего дошкольного возраста

Актуальность проекта. В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, ...

«Формирование представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей»

В статье представлен опыт работы по формированию представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей....