опытно - экспериментальная деятельность
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Железнова Яна Сергеевна

Развитие творческой позновательно-иследовательской активности детей в процессе экспериментирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_podg._gruppa_gotovoe_zanyatie.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 « Яблонька »

Конспект занятия опытно - экспериментальная деятельность

 (подготовительная группа)

Воспитатель: Железнова Я. С.

март 2022 г.

Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.

   Задачи:

- закрепить знания детей о свойствах воды,

- учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;

- развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

- воспитывать у детей навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов.

- воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

   Демонстрационный материал: три банки, яйцо, три блюда. палочки деревянные, краски акварельные, два полиэтиленовых пакета,  масло раст., соль, небольшие камни, свечка, магниты, музыкальное сопровождение, презентация. 

Ход Занятия

   Воспитатель:  Ребята, с чего начинается хорошее настроение? (С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть –

Много нового узнать.

Воспитатель: Ребята, по дороге в садик я увидела Незнайку,  Пилюлькина, Тюбика. Они о чем то спорили. Когда я их спросила, то сказали как узнать есть воздух или нет, почему плавает яйцо, какие камни бывают. Я сказала, что дети из подготовительной группы помогу узнать.  

 Воспитатель:  Поможем ребята нашим знакомым? ( Да )

 Воспитатель:  Ребята, вы любите волшебство? (Ответы детей)Тогда начнем. И первый наш  эксперимент «Водоплавающее яйцо». Нам понадобятся три разные банки. В одну из банок  нальем  воды из-под крана. Опустите в нее ложкой сырое яйцо: оно пойдет ко дну. Во второй банке сделаем  крутой солевой раствор: яйцо всплывет. В третью банку опустим  такое же яйцо и по очереди будем подливать  туда воду то из одной, то из другой банки: яйцо будет “плавать”. На вопрос:  Почему так?  Отвечаю:  соленая вода гораздо плотнее, чем пресная, поэтому она выталкивает яйцо на поверхность.  А “плавает” оно из-за поочередного воздействия обоих растворов — пресного и соленого.

Дальше мы узнаем « Почему тает снег? ». 

  Воспитатель вносит в помещение колобки из снега, размещает их в местах с

разной температурой (батарея, подоконник, возле двери, на шкафчике и т.д.). Через некоторое время предлагает детям принести колобки. Выясняет, что произошло с ними и почему некоторых нет совсем (в тепле снег превратился в воду).

Следующий эксперимент «Окрашивание воды».  

   Воспитатель и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим  (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).

   Воспитатель: Скажите, мне, пожалуйста, мои юные волшебники, а какие явления природы связаны с водой?

Дети: снег, град, дождь, роса, иней, лед, облака, туман, пар, ледоход, разлив реки.

 «Водяной вулкан»

Воспитатель: А какой следующий волшебный фокус будет, вы догадаетесь после моей загадки.

Бьёт источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живёт вулкан,
Фонтан вам тот известен. (Гейзер)

Я сейчас предлагаю вам устроить водяной вулкан, т. е. гейзер! Вы знаете, что такое гейзер? (ответы детей)

Воспитатель: Гейзер - это фонтан горячей воды и пара, бьющий из-под земли.

- Кратер у меня уже есть, осталось, только его активировать! Приглашаю двух помощников.

Дети насыпают в кратер соду и лимонную кислоту, выливает в кратер воду и гейзер извергает шипучий фонтан.

Что происходит? (ответы детей).

Воспитатель: При взаимодействии воды с  кислотой и содой выделяется газ, который легче воды, он поднимает содержимое «вулкана» вверх.

Воспитатель: Не устали? А теперь, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

Здравствуй, радуга-дуга, (Дети выполняют поклон)
Разноцветный мостик! (Рисуют в воздухе дугу, разводят руки в стороны)
Здравствуй, радуга-дуга!  (Вновь выполняют поклон).
Принимай нас в гости. (Идут на месте, подняв руки).
Мы по радуге бегом
Пробежимся босиком. (Бегут на месте, высоко поднимая колени).
Через радугу-дугу
Перепрыгнем на бегу (делают четыре прыжка на носках)
И опять бегом, бегом
Пробежимся босиком. (Бегут на месте, высоко поднимая колени).

   Воспитатель: Маленько отдохнули? Тогда продолжим.

« Лавовая лампа »  Воспитатель заполняет на 2/3 стакан водой. Позже нужно будет добавить масло, поэтому убедитесь, что для масла есть место.

- Вылейте масло в стакан. Масло будет плавать на поверхности воды, не пытайтесь смешать его с водой.

- Добавьте несколько капель различных красителей к воде и маслу.

- Медленно высыпите 1 чайную ложку соли в стакан с водой и маслом.  Наблюдайте, что происходит с масляной и водной смесью.

  Что произойдёт, если добавить две чайные ложки соли? Как Вы думаете, другое вещество будет влиять на масло и воду? Что происходит, если Вы вместо соли добавили сахар, песок или даже кофейную гущу?

  Масло легче воды, поэтому плавает на ее поверхности. С другой стороны соль более тяжелее, чем масло. Когда Вы добавляете соль в стакан, она опускается на дно стакана, беря с собой частички масла. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность.  

  «Как обнаружить воздух» Определить поток воздуха в помещении.

1) Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один мелкими предметами, другой воздухом. Сравнить мешочки. Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий, выпуклый, гладкий.

 2) Зажечь свечу и подуть на нее. Пламя отклоняется, на него         действует поток воздуха.

 3) Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проема (фрамуги). Теплый воздух поднимается и идет снизу вверх (так как он теплый), а холодный тяжелее – он входит в помещение снизу. Затем воздух согревается и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе.

Воспитатель: Действует ли магнит через воду и другие материалы? « Не замочив рук »

Слушайте следующее задание. Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив рук?
- Дети пробуют. (Показываю, как это сделать).
– Надо взять магнит. А затем надо вести магнит по внешней стенке стакана.
– Расскажите, что вы сделали и что получили. (Скрепка следует за движением магнита вверх).
-Что же двигало скрепку? (Магнитная сила)
-Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло?

Вывод:  Магнитные силы проходят через стекло

Воспитатель: Ребята вот и подошли наши маленькие эксперименты к концу. Кому вы сегодня помогали?  (Незнайке,  Пилюлькину, Тюбику )

Воспитатель: Что вам, друзья мои, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.

Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...

Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...

Мастер - класс по экспериментальной деятельности "Веселая наука" (опытно - экспериментальная деятельность в подготовительной группе).

Представление опыта работы с детьми подготовительной группы по развитию познавательной активности через поисково - иследовательскую деятельность....

Методическая разработка по опытно-исследовательской деятельности «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»

Пояснительная записка «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой прост...