Песочная терапия для детей дошкольного возраста
статья

Яковлева Ольга Александровна

Совершенно очевидно, что на современном этапе нужны образовательные технологии, способные помочь педагогу достичь цели – научить и воспитать гармонично развитую личность – гражданина, способного творить и созидать. Это вызывает необходимость не только активно применять современные технологии, но и разрабатывать собственные, способствующие повышению уровня образования, соответствующий ФГОС.

В этом может помочь песочная терапия, как здоровьеразвивающая и здоровьесберегающая технология, способствующая пониманию себя и гармоничному сосуществованию в окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya_v_rabote_s_doshkolnikami.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Яковлева Ольга Александровна

старший воспитатель

МБДОУ «Чечеульский детский сад»

с. Чечеул

Песочная терапия для детей дошкольного возраста

«Часто руки знают, как распутать то,

над чем тщетно бьётся разум»

Карл Густав Юнг

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и маленьких задач.

Совершенно очевидно, что на современном этапе нужны образовательные технологии, способные помочь педагогу достичь цели – научить и воспитать гармонично развитую личность – гражданина, способного творить и созидать. Это вызывает необходимость не только активно применять современные технологии, но и разрабатывать собственные, способствующие повышению уровня образования, соответствующий ФГОС.

В этом может помочь песочная терапия, как здоровьеразвивающая и здоровьесберегающая технология, способствующая пониманию себя и гармоничному сосуществованию в окружающем мире.

Понятие пескотерапии

Песочная терапия – это вид современной арт-терапии, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его затруднения, помочь ребенку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства, слышать внутреннее «Я», подсказывающее выход для решения проблемы.

Принцип «терапии песком» был предложен еще швейцарским ученым Карлом Густавом Юнгом ученым, философом, психологом в первой половине 20 – го века.

Песок – это загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Просто сыграем, как делают дети.

Что «все игры», то для них – мишура.

Это сладчайшее дело на свете –

Общая наша игра!

Кто из нас в детстве не играл «в куличики»? ведерко, формочки, совок – первое, что Вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком, но можно использовать игры в песочнице с другой стороны.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, педагоги, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы более организованной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. Песок - прекрасный материал для работы с детьми любого возраста.

Цели и задачи пескотерапии

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии.

Цель такой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить каким – то специальным поведенческим навыкам, а обеспечить социальную успешность, дать возможность ребенку быть самим собой, раскрыть индивидуальность каждого ребенка.

Задачи:

  • стабилизировать психоэмоциональное состояние;
  • совершенствовать координацию движений, мелкую моторику;
  • стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;
  • развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую), пространственную ориентацию;
  • стимулировать познавательные процессы и расширять кругозор;
  • разнообразить способы сотрудничества

Принципы пескотерапии

Принцип творчества – создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляет творческую активность.

Принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учета возрастных особенностей ребенка.

Принцип гуманизации предполагает строить образовательный процесс и воспитательные отношения, ориентируясь на личность ребенка.

Принцип рефлексивности означает готовность и способность ребенка творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации, обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в межличностных отношениях, ставить и решать практические задачи.

Принцип интегративности предполагает гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной художественной деятельности. Опыт ребенка складывается из зрительных, слуховых и кинестетических ощущений (модальностей).

Игры с песком разнообразны:

  • Адаптационные игры, помогающие адаптироваться к новым условиям пребывания детей в саду, усвоить нормы и правила поведения и общения в группе («Прятки», «Отпечатки», «Тучки», «Угостим друга», «Дом для друга», «Дорожки», «Найди игрушку»).
  • Обучающие игры, обеспечивающие процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте. Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторике рук. Ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь и словарный запас («Угадай какая цифра (буква)», «Найди столько же…», «Угадай по описанию»).
  • Познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего села, страны («Путешествие», «Загадки», «Песочная арифметика»).
  • Проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

Пять шагов организации игрового процесса с песком

Первый шаг – демонстрация песочницы.

Начать игры с песком можно стихами, с просмотра видео.

Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо.

У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии»

Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок.

При этом мы говорим детям следующее. «Посмотрите, здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки»

Третий шаг – знакомство с правилами игр на песке.

Игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений, познакомьте детей с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются.

Четвертый шаг – формулирование темы, основное содержание занятия.

Этот шаг осуществляет сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортила и др). Он задает тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход.

Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода.

Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности.

Закончить игры с песком можно стихами.

Как должен вести себя педагог, практикующий работу с песком? Для специалиста действуют три правила: 

  • Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины.
  • Искренняя заинтересованность. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный, открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в этом мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.
  • Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи ребенку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.

Способы рисования песком

Педагог предлагает детям воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся.

  • Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами.
  • Руки могут работать и как «бульдозер», разгребая песок вокруг.
  • Пальцами можно проделывать отверстия в песке или рисовать на нём.
  • Для изображений можно использовать кулачок или указательный палец.
  • Для изображения волны в рисунке можно использовать кисть руки.
  • Осваивать новый способ рисования песком путём отсечения лишнего.

Общие рекомендации по проведению песочных игр

1. Игры в песочнице проводят с подгруппой или индивидуально.

2. До занятия и после занятия моют руки.

3. Перед занятием в «песочнице» желательно провести пальчиковые игры-разминки.

4. Во время работы с песком следует соблюдать определённые правила:

• песок не должен высыпаться из песочницы;

• нельзя брать песок в рот и кидаться песком;

• отряхивать руки и играть можно только над песочницей;

• после игры надо убрать за собой рабочее место, сложить все игрушки на свои места.

5. Не обязательно придерживаться жёсткой структуры занятия, возможно также продление по времени игры в песке, если это стабилизирует психофизическое состояние детей.

6. Взрослый должен внимательно следить за реакцией детей во время работы с песком. В случае появления у детей негативного отношения или усталости игру-занятие следует ненавязчиво завершить.

7. Педагог вначале показывает способы действия в играх с песком, а затем ребёнок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на чётком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребёнка.

8. Для начала и окончания игр-занятий в песочнице вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определённая музыка или звук, песочные часы и т. д.).

9. Детям не показывают сразу весь набор игрушек, они должны освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук и инструментов.

10. В играх с песком все правила поведения, запреты, поощрения осуществляются через игрушку-посредника (Песочная Фея, Хозяйка песочницы, Королева песочного мира и т.п.).

11. Педагог (воспитатель, психолог) выполняет роль внимательного зрителя. Позиция педагога — это «активное присутствие, я- рядом». Ребёнку предлагают проблемную ситуацию, с которой ему предстоит справиться самостоятельно. Взрослый направляет рассуждения ребёнка, обращает внимание на наиболее значимые моменты.

Педагогам следует не забывать и о работе с родителями (законными представителями) детей. На собраниях с родителями можно проводить семинары, посвященные формам и методам развития речи дошкольников используя методику песочной терапии. Это необходимо для того, чтобы родители ясно представляли уровень речевого развития ребенка, знали о его индивидуальных особенностях и могли сами помочь своим детям дома — развивать и закреплять навыки, полученные на занятиях в детском саду.

Использование пескотерапии как вида современной арт-педагогики в образовательной деятельности школьников является уникальным средством развития ребёнка. У учащихся быстрее формируется произвольное поведение, активно развивается воображение, инициативность, повышается интерес и любознательность; стабилизируется эмоциональное состояние. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Пескотерапия способствует формированию не только физического, но и умственного (интеллектуального) здоровья детей.

Уникальность пескотерапии как вида современной арт-терапии и арт-педагогики состоит в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребёнка, поскольку способствует повышению адаптационных способностей ребёнка, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе. Во время игр с песком у ребёнка возникает чувство безопасности, т. к. песочный мир — это мир под его контролем. Опыт подтверждает правоту слов К. Юнга: «Всё, что проходит через руки и ощущения ребёнка, помогает познать и узнать этот мир... всё, что можно потрогать, оставляет в голове всю доносимую до него информацию».

Литература

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998г.

Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: (адаптированный перивод с англ.) – М.: ИНТ, 2010 г. редактор русского издания Качанова И. А.

Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2017г.

Старцева С. М. Психотерапия в работе с дошкольниками. Журнал «Коррекционная работа в ДОУ», №07 (19) июль 2016г. стр.2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия для детей дошкольного возраста

Маленький ребенок, оказавшись на пляже, сразу же начинает увлеченно играть с песком. Да и взрослым нравится сооружать песочные замки. И это неудивительно. По мнению психологов, игры с песком благотвор...

Консультация для родителей "Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста"...

Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста

Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессозна...

Методическая разработка занятия по песочной терапии для детей дошкольного возраста.

Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бе...

Песочная терапия для детей дошкольного возраста

Игры с песком для дошкольников....

«Песочная терапия для детей дошкольного возраста с проблемами в развитии» /консультация для воспитателей/

Развитие ребенка неразрывно связано с речью, которая способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Констатируя в последние годы увеличение количества детей с различными фор...

Методическая разработка занятия по песочной терапии для детей дошкольного возраста.

Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бе...