Sand-Art как метод личностного развития детей дошкольного возраста
статья

 Песочная анимация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sand_art_vystuplenie_aprel.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»

«Центр развития ребенка - детский сад № 140 «Творчество»

Городской образовательный тест- драйв «Профессионализм педагога в условиях цифровизации дошкольного образования: тенденции и перспективы»

Презентация опыта работы (тезисы)

«Sand-Art как метод личностного развития детей дошкольного возраста»

Краева Екатерина Николаевна,

старший воспитатель,

первая квалификационная категория;

Пермякова Татьяна Леонидовна,

педагог-психолог,

первая квалификационная категория.

Архангельск, 2021 г.

«Доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми»

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Согласно федеральному государственному образовательному дошкольного образования акцент делается на формирование всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, сотрудничества с взрослыми и сверстниками в зоне ближайшего развития дошкольника.

Sand Аrt - это уникальный вид искусства рисования на песке с использованием светового стола или планшета. Рисование песком – не только интересное и очень «живое» занятие для детей дошкольного возраста, но и эффективный инструмент в руках профессионала. Песок-загадочный, динамический материал, обладающий способностью завораживать  неким таинством, практикой состояния «внутренней тишины», умиротворения, очаровывая своей податливостью, способностью принимать любые формы и трансформироваться в рисунках детей и взрослых.

Если рассматривать педагогические и психологические аспекты использования песка, то их трудно переоценить – это и сенсорный материал, предметно-игровая среда, и материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, познания и развития. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы. Через игры с песком существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать. Интенсивно развиваются «тактильная» чувствительность и все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. Формируются игровые и коммуникативные навыки ребенка.

В своей  работе по применению песочной анимации мы выделяем 4 направления работы с дошкольниками:

  1. Песочная анимация – как средство успешной адаптации к детскому саду. 

Ребенок, попадая впервые в детский сад, испытывает дискомфорт от новой обстановки, от большого количества детей и взрослых, от отсутствия родителей. И для того, чтобы он быстро и безболезненно адаптировался к новому окружению в легкой форме, мы используем игровые приемы и элементы песочной арт - технологии.

В рамках работы  Центра по работе с семьей,  на базе нашего детского сада функционируют  адаптационные группы для детей не посещающих детский сад с 2-3 лет. На занятиях дети совместно с родителями впервые знакомятся со световыми планшетами, со свойствами песка. Воспитанники активно играют с песком, используя: ситечки, трафареты, воронки, палочки, расчески, детские грабельки, зубочистки, бусины. Рисуют простые изображения совместно с родителями. Происходит взаимодействие в триаде  родитель-ребенок-педагог, а новизна и интерес к песочной анимации вызывает желание придти в детский сад снова.

           Для детей посещающих младшую группу (3-4 года) педагогом-психологом разработан проект успешной адаптации к детскому саду «Игровой клуб «Умняшки»», в рамках которого также используется метод Sand-Art.

Песок выступает  в качестве вспомогательного средства, позволяющего снижать эмоциональную нагрузку, повышать стрессоустойчивость и далее стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки и т.д. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.       

Начиная с трех лет, при рисовании песком дети используют обе руки, порой одновременно, благодаря чему, идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. В процессе рисования песком задействованы не только пальцы, но ладонь и вся кисть руки.

Примеры игр:

Для снятия психофизического напряжения проводится игра «В гости к Песочной Фее!». Где Фея просит детей «нежно», а потом «сильно» поздороваться с песком, поочередно дотрагиваться до песка пальчиками одной руки, потом другой и всеми пальчиками одновременно, сначала легко, а потом с напряжением сжимать в кулачках песок, а затем, расслабляя руки, медленно высыпать песок в песочницу.

Для развития тактильной чувствительности и воображения игры:  

- «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

- «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

- «Ползут змейки» - ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой;  

- «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых;

- «Неизвестный зверь» - дети придумывают ему название и  оставляют на песке самые разнообразные следы.

  1. Песочная анимация – как метод развития творческих способностей. В рамках программы «Открытия» мы имеем возможность заниматься с дошкольниками в малых группах и использовать песочные планшеты в центрах активности (центр песка и воды, центр искусства, центр литературы). Рисование на песке используем с детьми с 3 лет, начиная с самых простых упражнение (спрятать картинку под песком, рисование пальчиком по песку, дополнение шаблона рисуночными элементами, «Чьи следы?», «Выложи дорожку»). Чем старше дети, тем упражнения усложняются. В старшей группе ребята уже могут создать сюжетные картинки, небольшие мультфильмы из 2-3 кадров. Процесс рисования на песке очень нравится дошкольникам. Они имеют возможность исправить свой рисунок, дополнить его предметами и игрушками, с помощью педагога мы можем сфотографировать результат и продемонстрировать его родителям или другим детям. Используя метод Sand-Art можно создать условия, при которых каждый ребенок переживает успех в изобразительной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией, обретает опыт новых форм деятельности, параллельно развивая способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
  1. Песочная анимация – метод коррекционной работы детей с тяжелыми нарушениями речи и подготовки детей к школе. Один из самых необычных способов подготовки детей к школе использование  «Песочной тетради». Удивительным образом горсть песка превращается в тетрадный лист и в тоже время прекрасно передает восприятие, чувства, мысли и стремления ребенка, т. к. они тесно связаны с его деятельностью. Для того, чтобы уберечь детей от проблемы взаимодействия с карандашом, ручкой при обучение письму, мы используем на начальных этапах обучения приемы песочной игротерапии, ведь пальцы слушаются ребенка лучше, чем ручка или карандаш. Данная техника хорошо подходит для детей, посещающих группы компенсирующей направленности и для детей с тяжелыми нарушениями речи, так как при работе с песком задействованы одновременно зрительный и кинестетический каналы восприятия, а при работе под музыку, и слуховой. Полимодальная работа приводит к холистическому, целостному восприятию мира. Процесс выполнения заданий на песке воспринимается ребенком как несложный и интересный, а сам материал необыкновенно приятным. Sand-Art позволяет успешно корректировать образ «Я», улучшить самооценку, наладить способы взаимодействия с другими людьми, сформировать устойчивость эмоционально-волевой сферы личности. А также  это корректный способ понаблюдать за ребенком в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе групповых занятий легко прослеживаются характер межличностных отношений и реальное положение каждого ребенка в коллективе, а также особенности семейного воспитания.

           4.Песочная анимация – как метод нормализации детско – родительских взаимоотношений. С целью оказания консультативной помощи родителям и детям педагогом-психологом и социальным педагогом разработан проект по коррекции детско-родительских отношений «Ты + я», в рамках которого родителям и детям предлагались разнообразные игровые технологии и нетрадиционные техники совместного творчества. Родители совместно с детьми осваивают технику рисования песком и создают свои  песочные фантазии. В процессе этих занятий происходит активное взаимодействие и совместная творческая работа. Атмосфера увлеченности позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая и становясь ближе друг другу, дети и родители учатся слушать и понимать друг друга, снижается эмоциональная тревожность. У ребёнка повышается чувство защищённости, а у взрослого повышается или рождается чувство эмпатии.

Арт-технологии хорошо принимаются родителями и в индивидуальном консультировании. Мамы, приходящие на консультацию к психологу по поводу различных проблемных моментов в поведение, здоровье или развитие познавательной сферы ребенка, часто сами нуждаются в психологической помощи. Уставшая физически и выгоревшая эмоционально мама не в силах транслировать радостное, позитивное настроение, внимание и любовь  ребенку. Ребенок не получив желаемого и «считывая» визуально и эмоционально состояние мамы, получает свою порцию внимания демонстрируя негативное поведение. Получается, замкнутый круг в котором родитель и ребенок бегут в противоположном направление. Такой вариант консультации дает возможность родителю задуматься над мотивами своих действий, впервые за долгое время, оказавшись наедине сама с собой, она начинает прислушиваться к тому, что чувствуют, чего хочет её сердце. И разобраться в своем огромном снежном коме непониманий, ссор и обид можно с помощью рисования на песке. Рисунки помогают увидеть травмирующую ситуацию как бы со стороны, проследить их цикличность или повторение одних и тех же поступков, позволяют провести анализ своей жизни. Часто мы не можем решиться отпустить те ситуации, которые уже выполнили свою задачу в нашей жизни. Песок поможет это увидеть и разрешить себе сбросить этот груз.

Положительные моменты «Песочной анимации»:  

        Песок прост и доступен  –  рисовать песком могут даже годовалые дети -  для того,  чтобы исправить  рисунок, ребенку не нужен ластик – достаточно просто провести ладошкой по стеклу. На одной и той же поверхности можно создавать рисунки множество  раз.

        Индивидуальное и коллективное творчество –  рисунки, выполненные песком, очень красивы и позволяют ребенку проявить всю свою фантазию и развивать творческие способности, а совместная работа, положительным образом влияет на отношения между участниками.

         Развитие мелкой моторики –  рисование  песком очень  благотворно. В песочнице развивается тактильное восприятие, что является  основой успешного овладения речью ребенком.

          Развитие психических процессов – песочная анимация  ускоряет развитие внимания, усидчивости, мышления, воображения и речи ребенка.  

Коррекция агрессивности, тревожности, гиперактивности -  дети, занимающиеся рисованием, гораздо более эмоционально выносливы.  Песок помогает ребенку избавиться от негативных эмоций, расслабиться и снять нервное напряжение. Дети меньше нервничают, менее обидчивы и агрессивны. Важно отметить, что песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, помогает снять напряжение.

Используя, в адаптационной и коррекционно-развивающей работе,  метод песочной анимации, вам не придется долго ждать положительного результата, так как любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть на песочном столе. Не сразу, но постепенно «песочный опыт» проживания разных событий станет жизненным опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в реальной жизни.

Метод Sand Art является мощным средством, результатом его применения являются эмоционально позитивные, психически здоровые и сплоченные детки.

Результатом применения метода Sand Art являются эмоционально позитивные, психически здоровые и сплоченные детки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста

Эмоционально-личностное развитие дошкольника.Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с ...

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста

Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...

«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастной группе малокомплектной сельской дошкольной группы»

«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию  детей дошкольного возраста  в разновозрастной  группе малокомплектной сельской дошкольной группы»...

Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...

Презентация «Sand-Art» как метод всестороннего развития детей дошкольного возраста

«Sand-Art» как метод всестороннего развития детей дошкольного возраста...

Методический семинар «Метод анималотерапии как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста».

Живая природа – это удивительный, многогранный, сложный мир. Особое место в нем отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на Земле, но их роль в биосфере огромна. От лю...

Игровая деятельность как метод социально-личностного развития детей дошкольного возраста

quot;Игра- это огоромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий  об окружающим.Это искра, зажигающая огонек пытливости и любозна...