Патриотическое воспитание и традиционные ценности в дошкольном возрасте.
материал

Матвеева Галина Викторовна

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой -сохранение культурной самобытности каждого народа.

           Любовь маленького ребёнка -дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушки, дедушки, с любви к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу.

     Воспитать патриотические чувства у детей – вот главная нравственная задача. И начинать надо с раннего детства. Научить дошкольника с уважением относиться к людям, родному краю, расширять представления о малой родине, знакомить с достопримечательностями региона.

        Дошкольный возраст самый благоприятный для этого, потому что он как губка впитывает в себя, все то, что видит вокруг. Наследование этических ценностей в самом раннем возрасте – это самый естественный способ духовного, гражданского и патриотического воспитания, воспитания любви к семье, Отечеству.

                       Воспитание чувства патриотизма у дошкольников — процесс сложный и длительный. Духовно‑нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, родной стране играют огромную   роль в становлении личности ребенка.

                        Развивая интерес и любовь к родному краю, расширяя представления о малой родине     знакомим детей с профессиями, связанные со спецификой родного города Кемерово.

Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации, чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы, путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

         Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых родного края, о значении их труда для общества – это актуальный процесс в современном мире, который способствует социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

  Формирование у детей представлений о людях родного края, привитие уважения к тем людям, которые прославили нашу малую родину (шахтёры, космонавты, мастерами народного декоративно-прикладного искусства художники, изобретатели, ученые, врачи – выбор зависит от воспитателя) является особой частью работы по воспитанию любви к малой родине. Необходимо на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с «характером» российского народа (творческие способности, умелость, бесценность, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину и др.) [26, с. 53].

  Специфика работы заключается в том, что в этом процессе принимают участие все: дети, педагоги и родители. Совместно с родителями воспитатели создают в группах развивающую предметно-пространственную среду, которая стимулирует развитие познавательных интересов к той или иной профессии Кузбасса, знакомит детей с результатами труда (картины, книги, предметами декоративного искусства).

       

                    Знакомя детей с родной страной, «воспитатель обязательно рассказывает о ее людях, создавших своим трудом все, что делает ее прекрасной и сильной, об их стремлении сделать Родину еще краше, а жизнь всех людей радостной и счастливой» [20, с. 143]. Педагог отмечает изменения, которые происходят вокруг: строятся новые жилые дома, школы, магазины, больницы, улучшается транспорт и т. п. Дети узнают о технической оснащенности труда, облегчающей его и делающей более производительным. Воспитатель обращает их внимание на слаженный, коллективный характер труда, на эстетику и культуру труда. Дети узнают о его общественной оценке – наградах и поощрениях.

                   Расширению представлений детей о труде, углублению чувства уважения к людям труда способствует рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, приглашение родителей, дедушек и бабушек с рассказами о своей профессии, просмотр видео экскурсий, видеофильмов, отражающих деятельность людей разных профессий. Тема труда звучит в песнях и в стихотворениях, которые исполняют дети на праздничных утренниках. Педагог рассказывает дошкольникам о значимости труда родителей, подчеркивая их заботу о детях. «Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится на других людей – работников детского учреждения, соседей и знакомых» [11].

Таким образом, задачи патриотического воспитания дошкольников и его содержание определяются в соответствии с возрастными особенностями детей. С возрастом они расширяются и усложняются. Решая задачи патриотического воспитания и осуществляя отбор содержания этого процесса, каждый педагог ДОО должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей.

                          Традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений): патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поли‑ культурный мир, свобода совести и вероисповедания; семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость; наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;  искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. [18]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание и традиционные ценности в дошкольном возрасте.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой -сохранение культурной самобытности каждого народа.

                 Любовь маленького ребёнка -дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушки, дедушки, с любви к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу.

     Воспитать патриотические чувства у детей – вот главная нравственная задача. И начинать надо с раннего детства. Научить дошкольника с уважением относиться к людям, родному краю, расширять представления о малой родине, знакомить с достопримечательностями региона.

        Дошкольный возраст самый благоприятный для этого, потому что он как губка впитывает в себя, все то, что видит вокруг. Наследование этических ценностей в самом раннем возрасте – это самый естественный способ духовного, гражданского и патриотического воспитания, воспитания любви к семье, Отечеству.

                       Воспитание чувства патриотизма у дошкольников — процесс сложный и длительный. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, родной стране играют огромную   роль в становлении личности ребенка.

                        Развивая интерес и любовь к родному краю, расширяя представления о малой родине     знакомим детей с профессиями, связанные со спецификой родного города Кемерово.

Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации, чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы, путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

         Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых родного края, о значении их труда для общества – это актуальный процесс в современном мире, который способствует социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

  Формирование у детей представлений о людях родного края, привитие уважения к тем людям, которые прославили нашу малую родину (шахтёры, космонавты, мастерами народного декоративно-прикладного искусства художники, изобретатели, ученые, врачи – выбор зависит от воспитателя) является особой частью работы по воспитанию любви к малой родине. Необходимо на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с «характером» российского народа (творческие способности, умелость, бесценность, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину и др.) [26, с. 53].

  Специфика работы заключается в том, что в этом процессе принимают участие все: дети, педагоги и родители. Совместно с родителями воспитатели создают в группах развивающую предметно-пространственную среду, которая стимулирует развитие познавательных интересов к той или иной профессии Кузбасса, знакомит детей с результатами труда (картины, книги, предметами декоративного искусства).

       

                    Знакомя детей с родной страной, «воспитатель обязательно рассказывает о ее людях, создавших своим трудом все, что делает ее прекрасной и сильной, об их стремлении сделать Родину еще краше, а жизнь всех людей радостной и счастливой» [20, с. 143]. Педагог отмечает изменения, которые происходят вокруг: строятся новые жилые дома, школы, магазины, больницы, улучшается транспорт и т. п. Дети узнают о технической оснащенности труда, облегчающей его и делающей более производительным. Воспитатель обращает их внимание на слаженный, коллективный характер труда, на эстетику и культуру труда. Дети узнают о его общественной оценке – наградах и поощрениях.

                   Расширению представлений детей о труде, углублению чувства уважения к людям труда способствует рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, приглашение родителей, дедушек и бабушек с рассказами о своей профессии, просмотр видео экскурсий, видеофильмов, отражающих деятельность людей разных профессий. Тема труда звучит в песнях и в стихотворениях, которые исполняют дети на праздничных утренниках. Педагог рассказывает дошкольникам о значимости труда родителей, подчеркивая их заботу о детях. «Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится на других людей – работников детского учреждения, соседей и знакомых» [11].

Таким образом, задачи патриотического воспитания дошкольников и его содержание определяются в соответствии с возрастными особенностями детей. С возрастом они расширяются и усложняются. Решая задачи патриотического воспитания и осуществляя отбор содержания этого процесса, каждый педагог ДОО должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей.

                          Традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений): патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поли- культурный мир, свобода совести и вероисповедания; семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость; наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;  искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. [18]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Комратова, Н.Г. Патриотическое воспитание: метод. пособие для воспитателей ДОУ [Текст] / Комратова, Н.Г., Грибова, Л.Ф. – М.: Творческий центр, 2011. – 215 с
  2. Инновационная программа «от рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Комаровой
  3.    Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России Учебное издание [Текст]/ Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.

Министерство образования и науки Кузбасса

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 18

адрес: Россия, г. Кемерово, ул. Шорникова,7, телефон 8(3842) 35-93-75

e-mail:  dou18-kem74@mail.ru

Патриотическое воспитание

 и традиционные ценности

в дошкольном возрасте.

(Из опыта работы)

Составила:

Старший воспитатель

Галина Викторовна Матвеева

Кемерово,2021г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицирова...

Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Родничок" для детей старшего дошкольного возраста.

Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию"Родничок" предназначенна для детей дошкольного возраста (5-6 лет)....

Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста

В публикации раскрыта система работы нравственно-патриотического воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста...

Методическая разработка " Проект по патриотическому воспитанию детей младшего и среднего дошкольного возраста "С чего начинается Родина""

Патриотическое воспитание ребёнка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, мате...

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»...

Конспект по патриотическому воспитанию "Будем помнить!" для старшего дошкольного возраста

Конспект по патриотическому воспитанию "Будем помнить!" для старшего дошкольного возраста...