«Терпенье и труд все перетрут!»
проект (подготовительная группа)

Сизикова Наталья Викторовна

Социальный проект по нравственно-трудовому воспитанию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл terpene_i_trud_vsyo_peretrut.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

"Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим".

В.А.Сухомлинский

Пояснительная записка.

Главная цель трудового воспитания детей – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда. Проект ориентирован в конечном итоге на решение главной проблемы – формированию у дошкольников представлений о труде, его значении в жизни человека, накопления практического опыта, формированию навыков и умений.

Актуальность проекта:

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к участию в труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей сегодня является приоритетным. Активная целеустремленная личность, способная к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию – является целью воспитательно-образовательной работы моей группы. Я считаю, что истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей. Знакомство ребенка с трудом взрослых – один из источников воспитания в нём бережного отношения к общественному добру. Наблюдая за деятельностью взрослых, они размышляют о возможности собственными усилиями достичь такого же результата. Так повышается интерес дошкольников к труду, требовательность к качеству выполняемой работы. Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам. Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Весь процесс воспитания детей в моей группе я планирую организовать так, чтобы воспитанники научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для воспитания личности ребенка.

Также трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд - это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

Цель проекта: правильное воспитание ребенка и своевременная выработка у него необходимых трудовых навыков, развитие ценностного отношения к труду, поощрение инициативы, самостоятельности.

Задачи проекта:

- ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему;

- обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;

- воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;

- воспитание умений трудиться в коллективе и для коллектива.

Виды труда дошкольников:

  • Самообслуживание
  • Хозяйственно-бытовой труд
  • Труд в природе
  • Ручной труд

Формы организации труд:

  • Поручения
  • Дежурства
  • Коллективный труд (общий, совместный).

Ресурсное обеспечение проекта :

  • -художественная литература;
  • -журналы, картинки на заданную тему;
  • -альбом «Профессии наших родителей»;
  • -фотографии для стенгазеты;
  • -необходимое оборудование для выполнения практических заданий.

Сроки реализации: 4 недели

Вид проекта: краткосрочный, коллективный, практический.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Ожидаемый результат:

- Расширение представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста.

- Повышение коммуникативных, творческих способностей детей дошкольного возраста.

- Формирование у родителей интереса к проблеме трудового воспитания детей.

План реализации проекта:

I этап – подготовительный.

II этап – основной.

III этап – заключительный

I этап. Подготовительный:

Поиск идей проекта: изучение интереса детей для определения целей проекта

Подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике

Подбор литературных произведений для детского чтения

Разработка плана проведения мероприятий проекта

II этап. Основной:

Беседы: «Почему важно, чтобы в группе был порядок», «Зачем нужно трудиться», «Чистота – залог здоровья», «Правила безопасности при хозяйственно-бытовом труде», «Всему свое место», «Как я помогаю родителям», «Кто работает в детском саду», «Беседа о труде воспитателя».

Рассматривание иллюстраций по теме: картинки о труде людей в разное время года.

Подборка стихов, загадок и пословиц о труде.

Чтение художественной литературы:

«Федорино горе» К. Чуковского;

«Кем быть?» В. Маяковского;

 «Как ткани ткут и нити прядут» Н. Смирнова;

«Мамина работа», «Торопливый ножик» Е. Пермяк;

 «Девочка и кувшинчик» В. Катаев;

«Трудится Земля»Л.Слуцкая;

 «Руки человека»Я.Дялутите;

 «Солнечный денёк»Л.Воронкова;

«Чем пахнут ремесла» Д. Родари;

 «Откуда стол пришел» С. Маршак;

«А что у вас?» С. Михалков;

«И мы трудиться будем» В. Лившиц;

 «Стирка» Е. Серов;

 «Сыновья»В.Осеев.

Игровая деятельность:

- дидактические игры:

«Кому что нужно для работы?»

«Угадай, что я делаю»

«Назови профессию»

«Что сначала, что потом?» (алгоритм роста растений)

 - сюжетно-ролевые игры:

«Зоопарк», «Мы ждем гостей», «Детский сад», «Кафе».

- игра-соревнование:

«Кто быстрее и аккуратнее разложит вещи на стульчик» «Кто быстрее соберет игрушки» «Кто аккуратнее заправит кровать»

Художественно-продуктивная деятельность

- аппликация “Поздравляем папу”;

- аппликация «Поздравительная открытка для мамы»;

- раскрашивание раскрасок по теме;

- рисование «Предметы - помощники»;

- рисование «Профессия моей мамы, папы»;

- аппликация «Новые дома на нашей улице».

Трудовая деятельность:

1.Полив комнатных растений.

2.Акция «Покорми птиц» (насыпать корм в кормушки)

3.Посадка лука

4.Посадка семян цветов.

5.  «Накрываем на стол»

6. «Подготовка к занятию»

7. «Убираем после занятия»

8. «Ремонт книг»

9. «Мытье игрушек»

10. «Собираем игрушки»

11. «Трудовой десант» - помощь в уборке участка от снега.

Тематическая прогулка по трудовому воспитанию:

 «Наблюдение за трудом дворника».

 «Наблюдения за трудом помощника воспитателя».

Взаимодействие с семьей:

Консультации для родителей:

«Домашние обязанности ребёнка», «Как приучить ребёнка к домашнему труду», «Тайны комнатной пыли» по ЗОЖ.

Оформление наглядного материала для детей: схемы «Мытье рук», «Дежурство по столовой».

Развлечение «Праздник Труда».

III этап. Заключительный.

Изготовление альбома с пословицами и поговорками о труде и трудолюбии.

Оформление фотовыставки «Как я маме помогаю».

Подготовка методического материала для публикации на сайте ДОУ.

Выводы:

Труд в детском саду стал для детей чем-то необходимым. Он приносит им радость. Мы еще раз убедились, что систематический труд в различных видах деятельности повышает у детей интерес к данному виду деятельности, воспитывает у них любовь и бережное отношение к труду взрослых, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств. У детей воспитывается сознательное отношение к труду. Они осмысливают производимую работу, понимают ее цель, расширяют свой кругозор. В результате работы в детском саду дети более сдружились, детский коллектив сплотился, это тоже имеет большое значение. А также мои дети еще раз убедились, в том, что мир вокруг нас прекрасен и удивителен.

А также в течении реализации проекта родители осознали и сделали вывод, что необходимо воспитывать у ребенка любовь к труду и это будет проходить успешно только через личный пример самих родителей.

 

Приложение.

Тематическая прогулка по трудовому воспитанию: «Наблюдение за трудом дворника»

Цель: Формировать умение трудиться сообща со взрослыми, осознавать значимость своего труда в общем деле, совершенствовать трудовые навыки. Закреплять умение самостоятельно пользоваться инвентарем на участке, развивать чувство ответственности, желание оправдать доверие. Воспитывать активность, терпение, взаимопомощь.

Материал: лопаты

Ход прогулки: Воспитатель играет с детьми в словесную игру «Кто что возит?»

-Я буду называть предметы, а вы профессии,- говорит воспитатель и называет:

Трактор водит………………………………………. (тракторист)

Электричку водит…………………………………… (машинист)

Стены красит ………………………………………… (маляр)

Доску выстругал……………………………………… (столяр)

В доме свет провел ………………………………….. (монтер)

В шахте трудится ……………………………………. (шахтер)

В жаркой кузнице ……………………………………. (кузнец)

Кто все знает………………………………………….. (молодец)

- Молодцы, дети, хорошо усвоили профессии взрослых. Послушайте притчу: «Путник встретил человека с тачкой, груженой камнями, и спросил его: «Что ты делаешь?» Тот ответил: «Не видишь разве? Камни тащу, будь они неладные». Путник повстречал второго человека с такой же ношей и услышал ответ: «Зарабатываю себе на жизнь». Спросил об этом путник у третьего человека, везущего камни, и услышал гордый ответ: «Строю дом!»»

- Дети, человек, который «строит дом», строит одновременно и самого себя. Почему? (Ответы детей.)

- Потому что труд связывает человека с другими людьми. Труд- основа человеческого достоинства. Недаром есть пословица: «Человек славен трудом». Сейчас мы с вами оденемся на прогулку, где нас ждет дворник. Он просил помочь ей убрать участок. Постарайтесь одеться быстро, помочь друг другу.

На прогулке воспитатель обращает внимание детей на красоту зимней природы.

- Посмотрите, какая стоит прекрасная погода! - восхищается воспитатель. Вокруг деревья покрыты серебром.

Посмотрите вокруг, сколько снега. А вот и наш дворник. Поздоровайтесь с ним. Помогите ему убрать участок от снега.

Дворник раздает детям инвентарь. Советует, как нужно пользоваться инвентарем. Дети по предложению дворника берут лопаты и помогают убирать участок вместе с дворником и воспитателем (наводят порядок на отведенном участке территории).

Воспитатель и дворник поощряют детей:

- Артем, ты сегодня молодец! Поработал за двоих! Я тебе сегодня ставлю одно очко в «Панораму добрых дел». Ты заслужил это очко! - говорит воспитатель.

- А я хочу поблагодарить всех детей,- говорит дворник. Дети, вы самые лучшие помощники для взрослых! Спасибо вам!

Затем воспитатель просит детей собрать инвентарь и сложить на место. Воспитатель хвалит детей и разрешает поиграть с игрушками. Можно предложить подвижную игру по желанию детей.

 Беседа- викторина «Зачем нужно трудиться»

Цель: рассказать о роли труда в жизнедеятельности человека; выяснить уровень знания детей о профессиях и их применении; расширять познавательные интересы .

Ход занятия

I. Введение в тему.

Беседа о труде.

- Что такое труд?

- Объясните смысл выражения: «Труд из обезьяны сделал человека».

- Что значит качественно трудиться?

- Что такое «результат труда»? Какой он может быть и для чего он нужен?

II. Основная часть занятия.

1. Мир профессий

Много разных профессий на свете,

О некоторых поговорим с вами, дети.

- Что означает слово «профессия»?

- Какие профессии вам известны?

- Кем работают ваши родители?

2. Терминологическая работа.

- Объясните значение слов: «предприятие», «руководство», «штат», «администрация», «зарплата», «аванс», «трудовой кодекс», «трудовая книжка», «трудовой стаж».

3. Викторина загадок о профессиях.

Он детишек учит в школе,

(У него их двадцать пять),

Выраженья и задачи

Добросовестно решать. (Учитель.)

Человек в халате белом –

Занят очень важным делом.

Ему здоровье доверяем

И надежду возлагаем. (Врач.)

Стоит серая стена,

Некрасивая она.

Пришел с кистью дока,

Покрасил всё до срока. (Маляр.)

В небе самолет летит.

Он над городом кружит.

Кто машиной управляет,

Кого пилотом называют?(Летчик.)

Кто в пекарне хлеб печёт?

Кому спасибо и почёт?

Кто заботится о том,

Чтоб хлеб пришел к нам в каждый дом?(Пекарь.)

На посту есть офицер,

Транспортом он управляет

И движенье направляет-

Это... (милиционер).

Зуб болит - хоть вой, хоть плачь.

Что же нужен мне за врач? (Стоматолог.)

Вот машина подошла,

Груз на стройку привезла.

Нажимает на стартёр

Очень опытный ... (шофёр).

Электричество горит-

Как светло в квартире.

Надо благодарить

Того, кто свет привык дарить. (Электрик)

Старый дом пошёл на слом,

Вырастет здесь новый дом.

Кирпичи уже везут,

Материалы подают.

Маляры, водители -

Все они ... (строители).

Фирмой он руководит,

В школе тоже может быть.

Если он издал приказ -

Подчиняйся всякий раз. (Директор.)

Не водитель, но в трамвае

Нам билеты отрывает.

Остановки сообщает,

Как его все называют? (Кондуктор)

Аппарат летательный -

Дом ее желательный.

Перелёт: Москва-Одесса.

Вас обслужит ... (стюардесса).

Газеты разносит он по домам,

А также письма и журналы.

Спешит доставить телеграммы.

Ему мы благодарны с вами. (Почтальон.)

Обеспечивает междугородные переговоры

По телефону - по тарифу, скоро.

-  Связь с Сахалином есть.

Пройдите в кабину шесть.

Оперативно линии соединяет,

Как диктор, четко все объявляет.

(Оператор телефонной связи, телефонистка.)

4. Викторина загадок «Наши помощники».

- Профессиональную деятельность людей условно можно разделить на две части: умственную и физическую.

- Назовите профессии людей умственного труда.

- А какие предметы для работы им необходимы?

- Назовите профессии людей физического труда.

- Какие предметы для работы им необходимы?

- Сейчас мы проведем викторину загадок «Наши помощники». Отгадывая загадки, мы уточним, в какой профессии они применимы, где без тех или иных инструментов не обойтись.

Пляшет и хлопочет, мусор убирать он хочет,

Чистоту наводит он, образцовым будет дом. (Веник.)

Всё мету, мету, мету - двор в порядок приведу.

Чистоту как наведу - отдыхать потом пойду. (Метла.)

Острый кончик - ой, ой! На ноге его одной.

В деревяшке хочет жить, сверху надо его бить. (Гвоздь.)

По гвоздям я крепко бью, в деревяшку их вобью.

Сам я тоненький, худой, но с большою головой. (Молоток.)

Она пела и гудела, пока всё бревно не съела.

Съела - успокоилась, ничуть не расстроилась. (Пила.)

С доски кудри летят - Будут стулья у ребят. (Рубанок.)

Все он кланялся, летал, в лесу работал и стучал.

Щепки от него летели, пока рубили сосны, ели. (Топор.)

Дырку делает оно,

Ему задание дано:

В доске отверстие просверлить

И все в одно соединить. (Сверло, дрель.)

Вцепится в гвоздь так,

Как клещами крепкий рак. (Плоскогубцы.)

Надо быстро прострочить простыню и наволочку,

Возьмет свой инструмент сейчас портниха Галочка.

(Швейная машина.)

Два острия и два кольца -

Могу я резать без конца! (Ножницы.)

А я с ниточкой дружу,

За собой ее вожу. (Иголка и нитка.)

Поливалка заливала клумбу круглую дождем.

Но откуда дождик лился, до сих пор мы не поймем. (Лейка.)

На лопух похожа я, только из железа,

Где тут грядочка моя? Остро землю режу. (Лопата.)На траве блестит роса, вышла девица-краса,

Траву режет и кладет, все вперед-вперед плывет. (Коса.)

Зубы острые, большие убирают все, гребут

В кучи мусор собирают и порядок наведут. (Грабли)

5. Конкурс загадок «Транспорт».

- Отгадайте загадки, назовите транспортные средства и профессии людей, которые этими средствами управляют.

Этот транспорт быстро мчится,

Знает, где остановиться.

Круглые сапоги он носит-

Называются колёса. (Автобус.)

На резине, на бензине

Мчусь без устали в горах.

И на поле, на равнине,

Только не на полах.

Километры все считаю,

В гараже я отдыхаю. (Машина, автомобиль.)

Этот порт совсем не водный,

Он ему как братец сводный.

Самолеты принимает,

В путь далекий отправляет.

По воздушным океанам

Мы летим аэропланом. (Аэропорт.)

Стрекозой винтом вертел,

Прямо на площадку сел. (Вертолет.)

Птица по небу летит,

Равномерно так гудит.

Крыльями она не машет,

Белый след за нею ляжет. (Самолет.)

Поле - золотая нива.

Как здесь все-таки красиво!

Тут корабль плывёт:

Он молотит, веет, жнёт. (Комбайн.)

Вот заботливый отец,

Тянуть деток большой спец.

Детки все за ним спешат

Да колёсами стучат. (Электровоз.)

По реке людей он возит,

В городах он в порт заходит. (Теплоход.)

Карандаш взлетает ввысь –

Мчится резво, словно рысь.

Он к планете другой мчится,

Сзади пламенем клубится. (Ракета.)

Среди улицы стоит,

Тройка глаз с него глядит.

Наблюдает за движеньем

Он с глубоким уваженьем. (Светофор.)

Сеет, веет, посевает,

Зерно на поле бросает.

Чтоб зерно то вырастало,

Урожаем большим стало. (Сеялка.)

Кормят лошадь не овсом,

Пьёт бензин, он с колесом.

Землю пашет и гудит,

Плуги тащит и рычит. (Трактор.)

Движется большой вагон

На спине с усами.

А что это за вагон,

Отгадайте сами. (Троллейбус.)

В городе по рельсам мчится

Прямо, прямо по пути.

По дороге надо четко виться,

Ему в сторону нельзя сойти. (Трамвай.)

В океане есть ракета.

По рассказам,

С длинным глазом.

И в броню одета. (Подводная лодка.)

Землю роет в глубину,

Запускает руку в яму.

Тонну бросит не одну,

Быстро сделает, без гаму. (Экскаватор.)

Он летит к планетам дальним,

Шлет с Земли привет от нас, землян.

И похож он на ракету,

Друг Луны и марсиан. (Спутник.)

III. Итог

- Какова роль труда в жизни человека?

Используемая литература:

1. Т.А.Шорыгина Профессии. Какие они? [Текст]:/ Т.А.Шорыгина.

2. Т.В.Потапова Беседы с дошкольниками о профессиях [Текст]:/ Т.В.Потапова.

3. А.Лопатина, М.Скребцова Секреты мастерства [Текст]:/А.Лопатина, М.Скребцова – Москва - Амрита – Русь – 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по трудовому воспитанию с детьми среднего дошкольного возраста «Терпенье и труд все перетрут»

ЦельФормирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста. Задачи1.     Воспитывать желание трудиться.2.     Учить выполнять индивидуа...

Педагогический совет "Терпение и труд все перетрут"

Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому воспитанию с детьми дошкольного возраста...

Терпенье и труд всё перетрут.

Творческий проект....

Терпенье и труд всё перетрут.

Творческий проект...